Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».
проект по экологии (10 класс) на тему

Кадацкая Ольга Васильевна

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostoyanie_vodnogo_bioraznoobraziya_selskogo_vodoyoma.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся ОУ

по теме охраны и восстановления водных ресурсов

Исследовательская работа

«Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».

Работу выполнила:

Кадацкая Екатерина

ученица 10  класса

МОУ Плодородная СОШ № 16

Целинского района

Руководитель:

Кадацкая Ольга Васильевна

учитель биологии, химии

МОУ Плодородной СОШ №16

адрес: индекс 347773

            Ростовская область

            Целинский район

            с. Плодородное

            ул. Гагарина,29

  тел.:   9 – 21 - 42

с. Плодородное

2007г

Аннотация  

  В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше  мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьём, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!»

   

Цели и задачи:

Образовательные:

  • сохранение водного биоразнообразия сельских водоёмов;
  • продолжить формирование познавательной деятельности учащихся;
  • расширить и углубить знания учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах;
  • изучение природы родного края;

Воспитательные:

  • воспитание ответственности и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле;
  • предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду;

Развивающие:

  • вовлечение в практическую деятельность по сохранению и восстановлению водных ресурсов;
  • развитие индивидуальных и творческих способностей ;

Содержание:

                                                                           стр.

1.      Введение                                                                                            3

2.      Основная часть                                                                                  4

2.1   Край родной – Целина!                                                                      7

2.2   Задачи юных экологов                                                                       7

2.3   Результаты работы                                                                             8

3.      Заключение                                                                                        10

1. Введение.

  «Человека называют властелином природы, но мудрость которую мы властвуем, от природы не даётся. Этому надо учиться»

  Эти слова сказаны Николаем Ивановичем Лобачевским 150 лет назад. В то время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв - забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно:

  • надо не подчинять себе природу, а дружить с ней;
  • действовать не вопреки, а согласно законам Природы;
  • надо учиться бережному обращению с Природой.

  Именно это имел ввиду Николай Иванович Лобачевский, предостерегая потомков от бездумного «властвования». Природа – это живая, чувствительная. Очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

   Тревожные мысли о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты Земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

  Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого, бездумного отношения могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. И другой не будет. Поэтому берегите её.

2. Основная часть.

   Сейчас остро стоит проблема нехватки питьевой воды. Одна из причин сокращения запасов пресной воды – уменьшение водоносности рек, связанное с уменьшением количества лесов вдоль рек, строительство плотин на равнинных реках и водохранилищ при ГЭС, приводит к не пополнению запасов воды. Вода заболачивается, прилегающие к ним земли заголяются, снижается их плодородие, но главная причина дефицита воды на Земле – ее загрязнение.

  Прежде всего, следует более экономно расходовать воду. Необходимо сократить непроизводственные ее расходы в сельском хозяйстве и промышленности. Дефицит пресной воды – это не только нехватка питьевой воды, но и изменение состояния пресных водоёмов, вызывающие гибель обитающих в них живых организмов. Ситуация настолько катастрофична, что любое даже самое незначительное изменение в норме, приводит к катастрофичным последствиям.

2.1  Край родной – Целина!

  Целинский район, протянувшийся на 110 км с севера на юг, достигающий 25-40 км в поперечнике, расположен в юго-восточной части ростовской области. Граничит с Сальским, Песчанокопским, Зерноградским, Егорлыкскими районами Ростовской области и Белоглинским – Краснодарского края.

  Общая земельная площадь его составляет 212,9 тысячи гектаров, в том числе сельхозугодий – 193,4тысячи, пашни – 172,8 тысячи гектаров.

  В геоморфологическом отношении территория района расположена в северной части Кубано – Приазовской равнины, охватывающей бассейны степных рек Егорлык, реки Маныч – притока Дона. Равнинная поверхность междуречных водоразделов нарушается системой балок. Кроме того. На поверхности степи нередко встречаются бессточные лиманные понижения и мелкие степные западины, вода в которых, накапливалась талыми водами и ливневыми дождями, сохраняется порой до середины лета, препятствуя земледелию.

  Климатические условия, в которых расположен район, типичен для южной части Ростовской области.

  По схеме агроклиматического районирования области, район расположен в зоне недостаточного увлажнения третьего (жаркого) пояса с крайне неустойчивыми температурами в течении года. В иные январские дни здесь достигают – 35,5 градусов, а в июле жара превышает +30 градусов. По данным Целинской метеорологической станции, средняя многолетняя годовая температура составляет +8,8, минимальная – 34,1 и максимальная +40,3 градуса. Продолжительность безморозного периода – от 200 до 240 дней – вполне достаточна для нормального созревания сельскохозяйственных культур.

  Резкие колебания температур, особенно зимой частые оттепели, сменяющиеся сильными морозами, сухость воздуха, потоки сильных восточных ветров, «черные» бури временами приводят к почвенной засухе и выдуванию посевов.

  За год в районе в среднем осадков выпадает 411 – 468 мм, но с большими отклонениями по годам: в 1959 году их было всего 336,6 миллиметра, в 1938 году – 260,9. Но в отдельные годы (1933-1958) осадков бывает и до 650-720 миллиметров. Среднего количества осадков вполне хватает для нормального увлажнения почвы. Однако и тут большая часть их приходится на теплое время и носит ливневый характер. Малоблагоприятный климат в сочетании с плодородными черноземными почвами даёт возможность в этих степных местах широкому занятию земледелием.

  Преобладающие почвы в районе – предкавказские черноземы, высококарбонатные и частично засоленные. Их разновидности: западно-предкавказские мощные, среднемощные и южные карбонатные, - плодородные почвы. Чернозёмный (гумусовый) слой западно-предкавказских мощных почв, например. Достигает130 сантиметров, с хорошо выраженной зернистой структурой.

  В долинах и балках встречаются темноцветные луговые почвы, также с довольно мощным слоем гумуса. Их площади невелики – всего 2-3 процента, но они представляют большую ценность для возделывания овощей, кормовых корнеплодов и других пропашных культур.

  Естественные воды района незначительны. Они представлены главным образом водами реки Средний Егорлык, да пересыхающими летом по балкам западинами. И только пришедший в эти края человек соорудил у хуторов и сёл гребли, перекрыв ими балки, - образовал большое количество полноводных прудов. Они-то и служат на большей части территории района для разведения прудовой рыбы, водопоя скота, вода их частично используется под орошение огородных и кормовых культур, смягчает микроклимат у населенных пунктов.

  Теперь, можно сказать, все пруды и водоёмы зарыблены. Местные рыбные хозяйства круглогодично снабжают людей свежей рыбой.

   Особой популярностью в округе пользуется рыбное хозяйство Владимира Семёновича Бахолдина.

  Летом 2007 года экологический отряд МОУ Плодородная СОШ №16 обследовал состояние водоёма (пруда), принадлежавшему рыбоводу Бахолдину.

 2.2   Перед юными экологами стояли задачи:

  • спрогнозировать развитие экологической ситуации вокруг объекта;
  • по биологическим индикаторам определить качество воды;
  • по типу обрастания прибрежных предметов определить степень загрязнения воды;
  • определить, какие экологические объекты (свалки, полигоны отходов, мусор и прочее) находятся поблизости;
  • отметить экологические объекты на карте;

  Актуальность нашей работы заключалось в том, что охрана окружающей среды, а также охрана и восстановление водных ресурсов – один из самых действенных способов сохранения живой природы.

  Исследования водоёма  проводились в течение лета 2007 года. Водоём (пруд) расположен в двух километрах от села Плодородное (рис 1). Долгое время пруды колхоза имени Гагарина (с. Плодородное) были ничем не примечательными. Водилась здесь рыба, ловили ее любители, на том дело кончалось. Толчком к организации рыбоводства в колхозе послужило постановление правительства « О мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоёмах страны». Правление колхоза задумалось над тем, как ввести в оборот десятикилометровую балку Мокрая Кугульта, которая в то время ни давала никакой отдачи. Было решено реконструировать пруды, протянувшиеся по этой балке, и начать в них разведение рыбы. Возглавлять это дело поручили местному киномеханику В.С. Бахолдину (рис 2-3), закончившему к этому времени курсы на областной рыбоводно-мелиораторской станции.

  В результате обследования выявлено, что к настоящему времени в прудах водятся сазан, карп, белый амур, толстолобик, раки, мальки. По типу обрастания прибрежной части установлено наличие ярко – зеленых водорослей, буроватых налётов водорослей, камыша – это свидетельствует о признаках чистой воды. Но в некоторых местах обнаружены бело – сероватые хлопьевидные обрастания инфузорией, а если эти показатели сравнить с таблицей биоиндикаторов (в приложении таблица 4) чистой воды, то это говорит о том, что вода загрязнена фекально–бытовыми стоками. Также по берегам водоёмов после отдыхающих найдены остатки бытового мусора (пакеты, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) Летом во время купания в пруду обнаружены посторонние предметы (стекло, железо, коряги и др.)

2.3 Результаты экологической работы:

 Как улучшить экологическое состояние прудов?

  • Ликвидация источника загрязнения
  • запрет выпаса скота вблизи водоёмов (прудов)
  • запрет выброса мусора и отходов
  • ликвидация последствий загрязнения
  • привлечение внимания администрации с. Плодородное
  • собственное участие в решении проблемы
  • сбор и распространение экологической информации
  • проведение экологического мониторинга
  • выступление в школьной газете
  • обращение к жителям села
  • уборка территории
  • благоустройство берегов

3. Заключение.

  Вода занимает 70 % поверхности земного шара. Она содержится в воздухе  и в почве, образует океаны, реки и озёра. Без воды невозможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле всего около 3%.

  Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды.

  Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий. Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах.

  Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути. ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, а затем к хищникам. Иногда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоёме.

  Несколько сот обитателей пресных водоёмов очень чувствительны к присутствию в воде органических веществ и поэтому служат индикаторами благополучия водных экосистем.

  Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов – бактерий, грибов, зеленых растений, животных.

   При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов.

   «Закон об охране природы» запрещает спускать в водоемы загрязненную воду, вырубать деревья вокруг водоемов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.

  Вода – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Поэты воспевают воду в стихах:

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

Высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете.                         Антуан де Сент-Экзюпери

Литература:

  1. Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников». Москва 2005.-208с.(Методическая библиотека).
  2. Дебёлый  С.К. Целина Донская. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. – 416 с.
  3. Большой справочник школьника.- Москва: Дрофа, 2007. – 1103 с.
  4. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. – Москва: Дрофа, 2007.
  5. Бровкина Е.Т. Рыбы наших водоёмов. – Москва: Дрофа, 2007 – 63 с.
  6. Агафонова И.Б, Сивоглазов В.И. Биология. – Москва: Дрофа, 2007. – 207 с.
  7. Гигани О.Б. Общая биология. – Москва: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 109 с.
  8. Ботаника с основами экологии: Учеб. пособие/Л.В. Кудряшов, М.А. Гуленкова, В.Н. Козлова, Г.Б. Родионова. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
  9. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров; Редкол.: А.А. Баева, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831с.
  10. Дебёлый  С.К. Целина Донская-2. Ростов-на-Дону. Донской издат. дом. 2005. – 160 с.

                                                                                                                     Рисунок 1

Карта села Плодородное (месторасположение пруда)

                                                                                                                        Рисунок 2

                                                                                                                         Рисунок 3

                                                                                                                     Таблица 1

Биологические индикаторы качества воды

Признаки чистой воды

Признаки грязной воды

 Наяды

 Сальвинии

 Водяной орех

 Водокрас обыкновенный

 Водокрас лягушачий

 Кувшинка белоснежная

 Аир болотный

 Тростник высотой до 4 метров

 Раки

 Большое разнообразие рыб

 Массовое развитие роголистника

 Рдест плавающий

 Ряска

 Тростник высотой до 0,5 метра

 Наличие больных рыб

Биоиндикаторы чистоты воды ( в зоне прибрежных обрастаний предметов)

Тип обрастания прибрежных предметов

Степень загрязнения воды

Ярко-зеленые водоросли

Буроватые налёты водорослей

Практически чистая вода

Сине-зеленые водоросли

Загрязненная вода (избыток органических загрязнений, а в стоках избыток общей солености)

Бело-сероватые хлопьевидные обрастания инфузорией

Фекально-бытовые стоки

Беловато-палевые слизистые налёты нитчатых бактерий

Вода загрязнена отравляющим веществом

Хлопьевидные  серые налёты нитчатых серобактерий

В воде избыток сернистых соединений или присутствует сероводород, образовавшийся от гниения белков

Полное отсутствие обрастаний в районе стока

Сильное (ядовитое – токсичное действие стоков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми"

Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми". Работа отмечена Дипломом III-степени на краевом конкурсе "Карьера. Выбор - 2011"....

Исследовательская работа «Состояние старинной усадьбы помещика Дронова».

Исследовательская работа «Состояние старинной усадьбы помещика Дронова»....

Исследовательская работа на тему: "Коллективизация сельского хозяйства в Слободе Екатерининская"

Исследовательская работа на тему: "Коллективизация сельского хозяйства в Слободе Екатерининская"...

Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского"

Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского" была создана под руководством учителя русского языка и литературы Окуневой Е...

Исследовательская работа "Особенности водного пейзажа Тункинской долины в поэзии бурятских писателей"

Исследовательская работа "Особенности водного пейзажа  Тункинской долины в поэзии бурятских писателей"...

Исследовательская работа "Состояние воды в реке Этока"

Учащимися школы было проведено иследование в речке Этока, которая протекает по территории родного посёлка. В работе описаны  методы исследования и представлены выводы по экологическому состоянию ...