Программа экологического воспитания школьников
учебно-методический материал по экологии (7 класс) на тему

Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_ekologiii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола Ирафского района

                           Утверждаю:_____________

                                                             Директор школы:   _______             Р.С.Тускаева

                      Приказ №___  от 2.09.14 г

Программа экологического воспитания школьников

(срок реализации: ежегодно)

Программа разработана учителем химии

МКОУ СОШ №3 с.Чикола Албегонова И.Т.

2014г.

Программа экологического воспитания школьников

МКОУ СОШ №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола

I. Аналитическая записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

II. Цель и задачи Программы

Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • развитие таланта и способностей как особой ценности;
  • формирование здорового образа жизни учащихся.

IV. Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МКОУ СОШ №3 с.Чикола , обладающего экологической культурой.

IV.   Содержание Программы экологического воспитания

Программа экологического воспитания школьников включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый школьный двор»
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических сказок
Конкурс экологических агитбригад.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями.   Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Выращивание рассаду цветов для школьной клумбы. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало!

Почемучкина поляна. Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты 

Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.

Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга. Чистый двор. Школьный двор

Экологический паспорт села. Экология нашей реки. Разработка экологических троп.

Классные часы, беседы 

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Посещение районного музея.

Внеурочная  деятельность

Научное общество учащихся: «Общество любознательных» (3–4 классы), «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы).
Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др.

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистый школьный двор»,  «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Школьные турниры по баскетболу, футболу, волейболу, теннису, пионерболу, «Веселые старты».
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Формы работы с классом

Ведение книги классных спортивных рекордов.
Акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей» и т.д.

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры.

Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?»

Кружковая деятельность

Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика.
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, Дружина юных пожарных.
Туристическо-спортивный праздник.
Тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.
Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.
Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «День школы».  Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение кинофильмов и их обсуждение. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы. 

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Кружковая деятельность

Концертные программы к различным праздникам. Уроки и тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
Видеолекторий: познавательные программы «На экране герои былин», «Оренбуржье и казачества» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.
Научное общество учащихся: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Посещение театра, выставок, программ школьных концертов и видеолектория. Поисковая работа по истории школы.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию школьников "Земля-живая планета"

    Содержание программы направлено на достижение  цели экологического воспитания   младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место ...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

   Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества среды обитания человека.  Она носит глобальный характе...

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....