Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».
рабочая программа по географии на тему

Арефьева Елена Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx769.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя  школа  с  углубленным изучением отдельных предметов №2   им. А.Жаркова  г.Яранска Кировской области

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

www.ATLCOM.RU - Единая база недвижимости г. Томска и Томской области БЕЗ посредников (мультилистинг для агентств недвижимости)

Автор: Арефьева Елена Васильевна, учитель географии, Заслуженный учитель РФ   МКОУ СШ с УИОП №2 им. А.Жаркова  г.Яранска Кировской области

                                         

                   

                                      Яранск     2017

                                               

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Основное содержание программы «Храм природы».…………………......4

        Пояснительная записка…………………………………………..…………..4

        Планируемые результаты.. …………………………………….…………..7

        Содержание программы ………..…………………………………………..10

        Тематическое планирование………………………………………………..11

Методические рекомендации………………………………………………14

Использование результатов внеклассных

исследований на уроках…………………………………………………....28

Методическое сопровождение программы……………………………….38

Список  литературы……………………………………………………….. 35

Программа экологического воспитания школьников «Храм природы».

«Все великое начинается с малого»

Введение. 

С учетом перехода на  новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) организация образовательного процесса конкретизировано соотношением между образованием и воспитанием. Воспитание рассматривается как основная  миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно охватывает и пронизывает собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у каждого человека высокого уровня экологической культуры. Актуальность ведения кружка «Храм природы»  заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. 

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

        К познанию природы стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой. Поэтому растения и животные лесов хороший объект природы для изучения. И что особенно важно круглый год! В работе участвуют школьники, проявляющие интерес к биологии, экологии.  Внеклассная работа при изучении лесов и все, что с ними связано, вызывает интерес у многих школьников и помогает им и учителю решать важные учебно-воспитательные задачи, учитывая интересы, учащийся углубляет и расширяет их экологические знания. Выполнение работ, связных с проведением опытов и наблюдений за растениями леса, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с растениями лесов, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии. Задача учителя поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответ на интересующий его вопрос. Это будет способствовать формированию у школьника потребности к приобретению новых знаний и способности их получения путем самообразования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Цели внеурочной деятельности в 5—6 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школь- ного образования в области экологии. Стратегические цели школьного экологического образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды. На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

                                      Основное содержание программы.

                                    Пояснительная записка. 

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 5-6  классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме экологического кружка «Храм природы». Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно – научного направления находит свое разрешение на занятиях внеурочной деятельности учащихся на экологической тропе «Храм природы». Программа данных занятий ориентирована на активное приобщение детьми к познанию окружающей среды, формирование экологической воспитанности, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение, экологическое отношение и носит образовательный характер.

 Новизна программы «Храм природы» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слѐтах, семинарах муниципального, регионального, всероссийского  уровней.  

Кроме того актуальность данного курса продиктована тем, что на занятиях кружка формируются учебные умения практического и исследовательского характера; происходит формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Также у школьников формируется отношение к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности. И наконец, на территории экологической тропы «Храм природы» расположен памятник природы г.Яранска – березовая роща.

Педагогическая целесообразность: реализация программы «Храм природы» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы. В реализации программы используется большое количество экскурсий, что позволит приобщить школьников к природоохранной деятельности.  

Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств  у учащихся через экологическое воспитание школьников.        

  Задачи программы:  

1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края

2. Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона.

 3. Подготовка учащихся к адаптации в будущей жизни. 

 4. Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей.

5. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.

 6.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полез- ная практика. Формы учебной деятельности: исследовательская работа в природе, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии школьной газеты, пресс-конференция, оформление информационного уголка класса, проекты- исследования, психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба. В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной практической деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности строится с учётом следующих со- держательных линий:

 • учусь экологическому мышлению;

• учусь управлять собой;

• учусь действовать, мои экологические проекты.

Модель внеурочной деятельности построена на следующих принципах:

- Принцип гуманистической направленности.

- Принцип вариативности.

- Принцип креативности.

 - Принцип успешности и социальной значимости,

 - Принцип целостности

- Принцип личностно-деятельностного подхода

  Образовательный процесс достигается следующими методами обучения:

  • Обьяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемнымый
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский

Программа разработана с учѐтом психологических и возрастных особенностей учащихся. Школьники в этом возрасте (12-16 лет) любознательны, с интересом участвуют в природоохранных мероприятиях.   Программа рассчитана на учащихся 6-10 классов. В состав кружка «Храм природы» входят обучающиеся, испытывающие интерес или обладающие одарѐнностью к естественнонаучным дисциплинам.   Группа организуется на добровольной основе.  

Срок реализации программы – 1 год (34часа: из расчѐта 1 часа в неделю)  

Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. 
Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа с использованием иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем. 
На практических занятиях воспитанники используют разнообразные методики экологических и биологических исследований. 

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживать интерес к занятиям у всех детей. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. 

                 

                   Планируемые результаты реализации программы кружка «Храм природы»:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты предусматривают умения:

—  оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта изучения природы;

—  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

—  объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

—  представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

—  рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

—  находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

—  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

—  пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

—  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

—  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

—  выполнять проект;

—  называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

—  позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

—  о научной области экологии, предмете её изучения;

—  о принципе предосторожности;

—  о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

—  об историческом опыте экологически грамотного поведения в природе

—  о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

—  о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

—  о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

—  давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

—  применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

—  устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

—  называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

—  приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

 Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
Должны знать:

1.Особенности экосистемы Кировской области Яранского района;                             

2.Основных представителей растительного и животного мира, виды древесных растений тайги, их биологические и экологические особенности, значение в природе и для человека;

3. Редкие древесные растения и животные Яранского района, Кировской области,

4.Болезни леса;

5. Взаимосвязь между природой и человеком. 

6. Принципы рекреационного природопользования. 

Должны уметь: 

1. Различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине;

2.Оформлять лозунги, плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения экскурсий на станциях экологической тропы среди детей и подростков школы, города;

3. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость. 
Определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его  применения при тушении пожаров;

4. Определять вид лесообразующих пород Кировской области.

5.Определять вид и степень поражения вредителями и болезнями   деревьев;

6. Выполнять геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке размером 1х1м.

 7. Пропагандировать знания об охране природы, лично участвовать в практической работе по охране природы. 

В ходе занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать друг друга, быть терпимыми к различным мнениям (толерантность).  

Формы и режим занятий:   Основными формами проведения заседаний кружка являются: комбинированные занятия, практические занятия на территории экологической тропы «Храм природы», деловая игра,  самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина, занятия - презентации.   В программе запланированы осенние, зимние и весенние экскурсии на природу, библиотечное занятие и занятия в краеведческом музее. Всѐ это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы и формированию бережного отношения учащихся к природе своей малой Родины.  

            Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде трех  разделов-модулей.

Раздел  №1. Введение направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению.

В разделе №2. Экологическая тропа «Храм природы».  В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с принципами общения с природой, при проведении исследований получают практический опыт единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека.

Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов. Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации.

Раздел №3. Эколого-просветительская деятельность является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде. 

Тематический план занятий кружка «Храм природы»

Лес как экосистема

1час в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Наименование темы занятия

Примечание, задание

                                   Раздел №1. Введение.

1.

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Определение численного состава кружка

Раздел №2. Экологическая тропа “Храм природы”.

2

Березовая роща- памятник природы.                    

Подготовка к конкурсу «Чистая планета»

3

Практическая работа Лесопатологические исследования: «Учет посещаемости леса», «Нарушения растительного покрова в результате использования леса» (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

4.

Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная 18 сентября – Дню Леса. Определение экологического состояния леса. (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

Отчет, проведение экскурсий для учащихся начальных классов по тропе

5.

Этажи леса– ярусы смешанного леса.

Мероприятие для учащихся д/с и 1-х классов, посвященное Дню Леса

6.

Практическая работа Определение экологических групп растений леса»; (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

Мини –исследовательская работа

7.

Практическая работа Определение экологических групп растений леса»; (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

Мини –исследовательская работа

8.

Практическая работа «Визуальная оценка деревьев по внешним признакам» (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

Отчет

9.

Конкурс кормушек.

Подведение  итогов школьного  конкурса

10.

Муравейник.  Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

Подготовка к школьному  конкурсу гуманитарно-экологических проектов «Я - исследователь»

11.

Практическая работа «Состояние муравейников в лесу».

(Дунаев Е.А. Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований М.:МГСЮН, 1997)

Отчет

12.

Практическая работа «Состояние муравейников в лесу».

Проект

13.

Практическая работа «Исследование муравейников». (Дунаев Е.А. Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований М.:МГСЮН, 1997)

Дневник наблюдений

14.

Практическая работа «Исследование муравейников».

Дневник наблюдений

     Изучение видового состава зимующих птиц.  Развешивание кормушек для птиц.                                                    Экскурсия (А.И. Шернин. «Природа Кировской области». Волго-вятское книжное издание 1967г. 397стр)

15.

Чистый воздух.

Выступления учеников

16

Практическая работа  «Оценка состояния воздушной сред по хвое сосны обыкновенной» (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г

Отчет

17.

Практическая работа Определение чистоты воздуха с помощью лихеноиндикации.  (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

                                                   

Отчет

18.

Практическая работа Определение чистоты воздуха с помощью лихеноиндикации (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

Отчет

19.

Природоохранная операция «Помоги птицам зимой».                                                                                      

Работа в парке Победы.

20.

Юный ориентировщик.

Презентации о способах ориентирования

21.

Практическая работа «Ориентирование на местности».

/asu-kadrinfo/metod/sbor.htm

Отчет

22.

Практическая работа«Азимутальное ориентирование».

Работа с топог.картами

23.

В здоровом теле – здоровый дух.

Мастер-класс

24.

 Практическая работа «Физические упражнения на снарядах».

Выполнение упражнений

25.

В мире животных

Рисунки, презентации

26

Красная книга Кировской области

Рисунки, презентации

27.

Практическая работа «Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности». (С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008. Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии )

Работа с определителями и в природе.

28.

Практическая работа «Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности»(С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008. Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии )

Работа с определителями и в природе.

29.

Экология водоема. (Абакумов В.А. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Ленинград. Гидрометеиздат 1983г. стр.238)

Доклады учащихся

30.

Практическая работа «Описание водоема и его обитателей». Экологическое состояние водоема по макрозообентосу (Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», (текст), Киров , 1996г)

Отчет

31.

Практическая работа «Жизнедеятельность бобров».    ( «Позвоночные  животные  и  наблюдения  за  ними  в  природе»  под  ред.  Константинова  и   Михеева – М.:  издательства  центр  Академии  1999г)                  

Отчет

 

32.33.

Практическая работа( «Исследование плотин».    

  Наумов Н.П. «Курс зоологии» М «Высшая школа» 1978г.)          

Защита исследовательской работы

Раздел №3. Эколого-просветительская деятельность

34.35.

Экскурсии по экологической тропе «Храм природы» для учащихся школы и жителей города

                                       

                                   Методические рекомендации к занятиям.

 Занятие №1. - Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Ознакомление с планом работы на год.

           На первом занятии рассматриваются цели и задачи кружка.  Проводится вводный инструктаж по технике безопасности при работе с приборами (бинокль, микроскоп, фотоаппарат). Необходимо познакомить с правилами работы в полевых условиях, проинструктировать по технике безопасности во время экскурсий и походов, с правилами поведения в природе. 

« Правила поведения в природе»

Название правил

Предписания

Запреты

Передвижение по лесу или территории, занятой другой экосистемой.

Соблюдение тишины, разговор в полголоса, движение по тропам, соблюдение чистоты.

Не включать транзисторных радиоприёмников, не издавать громких звуков, не мусорить.

Оборудование места стоянки.

Соблюдение чистоты, сохранение растений, сбережение жилищ животных.

Не разрушать растительный покров, не закапывать металл и стекло, не замусоривать место стоянки, не обламывать деревья и кустарники, не сливать загрязняющие жидкости в водоёмы.

Встреча с диким животным или его жилищем.

Сохранение жизни животного, сбережение его убежища (нора, гнездо, муравейник).

Не брать одиноких детёнышей зверей и птенцов, не стрелять из рогатки, не разорять гнёзд и муравейников.

Сбор растений.

Собирать в случае необходимости, сохранять подземные органы.

Не уничтожать все особи растений одного вида на площадке, не нарушать срока сбора ягод, не использовать приспособлений повреждающих растения.

Поддержание чистоты.

Мусор складывать в пакеты и забирать с собой.

Не оставлять упаковку и остатки пищи на маршруте.

Наблюдение и описание.

Описывать растительность на пробной площадке по правилам, наблюдать жизнь животных из укрытия.

Не вредить растениям и животным на территории, где исследуется экосистема.

Хождение.

Ходить только по тропам и аллеям.

Не ходить по газонам и клумбам.

Занятие №2.  -  «Березовая роща  - памятник природы»

Памятник природы – Березовая роща – одно из самых красивых мест Яранского района. Статус памятника природы районного значения берёзовая роща получила в 1983. по решению райисполкома, а регионального – в 1990 г. по решению исполкома областного Совета народных депутатов.

 «Яранская берёзовая роща» - искусственно созданное насаждение паркового типа. Заложена роща по решению Яранской земляной управы и посажена горожанами в 1912 году на деньги купца Бочонкова.

Площадь берёзовой рощи составляет 18 га.  Здесь проходили массовые гуляния в День города, молодёжные акции, есть тропа для пешеходных прогулок, а зимой действует освещённая лыжная трасса. К берёзовой роще примыкает спортивная школа и городской стадион.

Роща представляет собой сложный природный комплекс, в состав которого входят взаимосвязанные между собой живые организмы (растения, животные, грибы, микроорганизмы) и неживые компоненты (почва, вода, рельеф и т.д.). Здесь встречаются представители всех биологических царств. Больше всего в роще представителей царства Растения.

Встречаются в роще и грибы: подберезовики, сыроежки, на некоторых стволах встречается гриб трутовик. Животные в роще в основном представлены птицами. На территории  рощи жителями близлежащих домов были неоднократно замечены небольшие стаи дятлов, иволги, поползни, скворцы и др. Вороны, галки и грачи прилетают на ночевку. В роще живут насекомые: бабочки, жуки, муравьи, комары и еще достаточно много видов. По территории рощи проложены пешеходные тропинки, почти в центре есть участок свободный от древесной растительности.

Береза бородавчатая (Betula pendula)  — листопадное дерево высотой до 20 м с повислыми ветвями и гладкой белой, легко расслаивающейся корой. Молодые ветви голые, покрытые бородавочками, годичные ветви красновато-бурые. Береза является лесообразующей породой. Она прекрасно приспособлена к перенесению низких температур, не страдает от весенних заморозков .

Занятие №4-5.  -  «Этажи леса»

В соответствии с ботанико-географическим делением Кировская область входит в состав Уральско-Западносибирской провинции Европейской таежной хвойно-лесной области.

Большая часть области занята темнохвойными лесами. Срединная часть находится в подзоне южной тайги. Южнее этой линии начинаются смешанные или широколиственно-хвойные (подтаежные) леса. Они образуют переходную полосу  между зоной тайги  и широколиственными лесами. Участки лесов того и другого типа далеко  заходят в соседние зоны, делая  границы  подтаежных лесов очень неровными.

Для лесов  нашего района характерна  значительная примесь  широколиственных деревьев, богатый подлесок, преобладание на почве дубравного широкотравья  и слабое  развитие мохового покрова. В древостое преобладает  ель  и пихта   с примесью березы  и осины. К востоку  и югу  подзоны  в этих лесах  местами главенствует пихта. В травяном  покрове еще  много  таежных видов. В верхний  разреженный ярус  трав  входят  коротконожка перистая, ежа сборная. Во втором ярусе – крупные папоротники, в третьем  и четвертом – дубравное широкотравье (сныть, медуница, копытень), а также  мелкие лесные папоротники. В 5-6-й ярус  входят  мелкие таежные травы. Единично  присутствует  черника. Тонкий сомкнутый моховой покров  образует   дикраниумы. Встречается  мниум. Лиственный  опад образует  подстилку.  Опушки лесов  нередко окаймляют  со стороны  поймы  и коренного  берега  заросли  лиственных деревьев  и кустарников  - смешанные или  одновидовые: ивовые,  березовые,  осиновые. Из кустарников, кроме  отмеченных, единично присутствуют  крушина ломкая, жимолость лесная, смородина черная, калина. Здесь   встречаются  травянистые  вьющиеся растения -  паслен  сладко-горький. Таёжные травы  и зеленые мхи  в приствольных повышениях.

Видовой состав растений леса.   Видовой состав  растений  обусловлен  географическим положением области на северо-востоке Русской равнины. Здесь проходит граница ареалов европейских и сибирских видов.

  • 1 ярус
  • береза повислая или бородавчатая
  • береза пушистая
  • ель европейская или обыкновенная
  • пихта сибирская
  • осина
  • сосна обыкновенная
  • 2 ярус
  • рябина  обыкновенная
  • ива козья
  • черемуха обыкновенная
  • 3 ярус
  • шиповник коричневый
  • бересклет бородавчатый
  • смородина красная
  • малина лесная
  • волчье лыко
  • 4 ярус - растения разных семейств

           Занятие № 10-11 - «Муравейник»

                                                                                                                       

Вы никогда не задумываетесь над тем, каких насекомых на Земле  больше всего? Сразу хочется сказать, что комаров. Тучами они носятся в воздухе, изрядно досаждая своей назойливостью и людям, и животным. Но комары живут не везде, а лишь в низких и сырых местах. Зато муравьев можно встретить практически повсеместно. Описано около 15 тысяч видов этих насекомых, каждый из которых имеет свои особенности и во внешнем виде, и в строении тела,  и в образе жизни.

Одни муравьи строят муравейники из еловой хвои, другие роют целые подземные города, некоторые селятся в стволах деревьев, делают гнезда из своеобразного картона  - тщательно  пережеванной  и обработанной древесной коры. Большинство муравьев хищники. Исследования показали, что за  лето обитатели одного муравейника уничтожают до 10 млн. разнообразных насекомых. Муравьи – общественные насекомые. Испокон веков они живут семьями. Каждая семья состоит из одной или нескольких самок, или, как ещё называют  «цариц», и многочисленных бесплодных рабочих. Нередко рабочие в одном гнезде  неодинаковые – маленькие и большие, с маленькой головой  и большеголовые, так называемые солдаты. Самка занята тем, что кладет яички, рабочие муравьи ухаживают  за ними, прогревают, выкармливают личинок, а когда они окуклятся, помогут выбраться из кокона молодым муравьям. Муравьи – рабочие строят жилище, ходят за добычей, оберегая семью от многочисленных врагов. Обычно один раз в год в муравейнике появляются крылатые самки и самцы. Они покидают  гнездо, отправляясь в брачный полет. После оплодотворения  самок, самцы погибают, а самки, опустившись на землю, сбрасывают  крылья и принимаются  устраивать  собственную судьбу, организуют свой муравейник. Есть самки самостоятельные. Они закапываются в землю и в изолированной каморке кладут первую кладку яиц. Как только  появятся  первые дочери – работницы (они бывают маленькими и шустрыми), все заботы перекладываются на них. Но многие самки устраивают свою жизнь по-другому. Они проникают в чужой муравейник, убивают его  хозяйку, а ничего не подозревающие  рабочие  муравьи принимают  непрошенную гостью, ухаживают за её потомством. Постепенно дочери  коварной пришелицы заменяют рабочих хозяев, которые рано или поздно умрут от старости. Так поступают самки многих видов. Каждый муравейник имеет свою территорию. Горе  муравью,  нарушившему  священную границу. Если он  встретит  местного жителя,  ему крепко не поздоровится. Если же встреча  произошла  на нейтральной территории, муравьи грозно раздвигают челюсти, и расходятся в разные стороны. Когда в окрестностях много корма, то муравьи живут вполне  мирно, но если  наступают тяжелые времена, начинают пограничные  стычки, которые, в конце концов, перерастают в настоящие войны.

Общественные насекомые, в том числе и муравьи, всегда интересовали людей, поскольку их сообщества своим устройством и стилем жизни очень напоминают человеческую цивилизацию. Учёные пытались понять, есть ли разум у обитателей муравейников. Выяснилось, что нет, но зато за время исследований было сделано множество  открытий. Например, стало известно, как общаются муравьи. Оказываются, чтобы передать  какую-либо информацию, они используют  специальные вещества – феромоны. Разные феромоны отличаются друга от друга по составу и выделяются  в определенные случаях. Так, например, учуяв феромон тревоги, муравьи выскакивают из своего жилища, и готовясь  к обороне. Чем больше выделяется  этого вещества, тем агрессивнее муравьи, но когда его становится слишком много, это воспринимается как сигнал «Спасайся, кто может. Врага не одолеть!» Тогда муравьи бросаются врассыпную.

 Исследование муравейника:

  1.   Высота, диаметр

  2.  Из чего построен муравейник?

Муравейник построен из иголочек ели, мелких сучьев, остатков листьев.

  3.  Где встречаются муравейники?

Муравьи встречаются  на муравейнике, возле него и на некотором расстоянии, есть муравьиные тропы.

  4.  Какова форма муравейника по сторонам горизонта?

Северный край муравейник крутой, южный – пологий

  5.  Наблюдения за движением муравьев с указанием даты, времени, температуры.

За 1 минуту к муравейнику  подползло 37 насекомых. Некоторые  муравьи тащат «природный мусор» к своему дому.

  6.  Как по муравейнику можно определить погоду?

Если отверстия открыты, будет сухо. Закрытый муравейник предсказывает дождливую погоду.

  7.  Нужно ли огораживать муравейники?

Нет. Мы огородили только тот, где будут вестись наблюдения.

Занятие № 15-16 - «Чистый воздух»

1.Определение загрязнения воздуха с помощью лишайников.

Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, особенно губительное воздействие оказывает на них сернистый газ, который уже в концентрации 0,08-0,1мг/м3 угнетает большинство лишайников, а в концентрации 0,5мг/ м3 губители практически для всех видов. Установлено, что при повышении уровня загрязнения воздуха первыми вымирают кустистые формы лишайников, затем - листовые и в самую последнюю очередь – накипные. На основании исследований выделяются зоны распространения лишайников, которые позволяют судить о степени загрязнения атмосферного воздуха:

  • «лишайниковая пустыня»- полное отсутствие лишайников (самые неблагополучные районы)
  • «зона соревнования» - лишайниковая флора бедна
  • нормативная зона – встречаются многие виды лишайников

Для работы выбирается площадка. Общие виды лишайников выбираются визуально:

5 баллов - слоевища встречаются в большом количестве, обильно.

4 балла – обильно

3 балла – в небольшом количестве

2 балла - в очень малом количестве

1 балл – единично

Количество лишайников и видовое разнообразие находятся в прямой зависимости от загрязненности воздуха сернистым газом. Можно фиксировать наблюдения по дням, месяцам, годам. Можно сравнить, используя таблицу, современное состояние воздуха и состояние воздуха в предыдущие годы.

2.Определение влияния газо-дымных загрязнений на состояние хвои сосны (метод биоиндикации).                      

При хроническом загрязнении лесов наблюдаются повреждения и опадания хвои сосны. Поэтому загрязнение атмосферы мы определяем по хвое сосны обыкновенной, изучая уровень ее повреждения или усыхания.

Разновидности повреждений.

1. Некрозы:                                            

                     Изображение 191

а) хвоинки без пятен; б) с небольшим числом мелких пятнышек;

в) с большим числом черных и желтых пятен

2. Классы  усыхания хвои:

                      Изображение 192

а) нет сухих участков; б) кончик 2-5 мм усох; в) усохла  треть хвоинки

г) вся хвоинка желтая или более половины ее длины - сухая.

Чем больше повреждения, тем грязнее воздух

Можно тоже провести сравнение по годам и оценить изменение чистоты воздуха.                                       2014 - 2015год

№ растения

Без пятен

2-3 пятна

Более 3 пятен

Вывод

1

2

3

4

5

+     +

+     +

-      -

+    +

+     -

-      -

-      -

+     +

-      -

-      -

-      -

-      -

-      -  

-      -  

-      -  

Состояние хвои удовлетворительное, загрязнение не выявлено.

                               3.Степень усыхания хвоинок.    2014 - 2015год

№ растения

Сухих нет

Усох кончик

Усохла 1/3

Усохла 1/2

Вывод

1

2

3

4

5

+     +

+     +

+     +

+     +

+     +

-      -

-      -

+     +

+      +

-       -

-    -

-    -

-    -

-    -

-    -

-    -

-    -

-    -

-    -

-    -

Усыхающей хвои нет, поэтому воздух чистый

               

      Занятие №20 -  «Юный ориентировщик»

Ориентирование – это определение  своего местоположения  относительно  сторон горизонта. Цель работы – научиться  ориентироваться  в лесу с помощью компаса и по природным признакам.

Различают четыре  основные  стороны  горизонта -  север, юг, запад, восток и промежуточные между ними. Для ориентирования  потребуется компас. Освободить стрелку  компаса и установить  его так, чтобы  стрелка  не касалась  корпуса  и была  в горизонтальном положении. «Ориентируйте»  компас, т.е.  совместите  стрелку  с буквой «с» - это направление на север.

 А затем  ориентируйтесь, определяя  азимут. Азимут – это угол между направлением на север  и направлением  на предмет, отсчитываемый  по часовой стрелке.

Как ориентироваться  в лесу  в пасмурную погоду? Основные  просеки  в лесу  идут  в направлении север-юг, поперечные – восток-запад. В средних  широтах  ветви  отдельно  стоящих деревьев  более  развиты  с южной стороны.

Ориентирование  ночью – по Полярной звезде, которая показывает  направление на север.   Выполнение практической работы.

1. Ориентирование на местности.

Ориентироваться на местности – это значит определить своё положение  по отношению к сторонам горизонта и местным предметам.

Определить стороны горизонта проще всего по компасу.  Положите компас горизонтально. Когда стрелка компаса успокоится, поверните коробку компаса так, чтобы отметка 0 совместилась с северным концом стрелки. В этом положении компас ориентирован по магнитному меридиану и показывает направление «север-юг». Направление на север на шкале компаса соответствует 0о, на восток – 90о , на юг - 180о, на запад - 270о.

Для более точного ориентирования по сторонам горизонта пользуются азимутом.

2. Определение сторон горизонта  по растениям в лесу.

  •  Мхи и лишайники на коре деревьев растут преимущественно с северной стороны. Сравнивая несколько деревьев можно точно определить  линию «север-юг».
  •  Кора деревьев с северной стороны бывает грубее и темнее, чем с южной (особенно береза).
  •  На отдельно стоящих деревьях, пнях трава растет гуще с юга от них, а с севера дольше сохраняется свежей в жаркий день.

    3. Определение сторон  горизонта по солнцу.

В средних широтах летом в 7 часов утра солнце  - на востоке; в 13 часов дня – приблизительно на юге; в 15 часов  - на западе. Нетрудно рассчитать и промежуточное положение солнца по отношению к сторонам горизонта. Следует  направить часовую стрелку на солнце; затем нужно угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате разделить пополам. Полученная линия и будет направлением «север-юг». При этом юг всегда в той стороне, где солнце было или будет в середине дня.

4. Определение сторон горизонта нетрадиционным способом.

Берут широкую чашку с водой, кладут на воду лист, а на него швейную иглу. Лист движется по воде, и игла останавливается постепенно в направлении с севера на юг  (иглу рекомендуется заранее намагнитить).

 Целесообразно практические работы делать по группам с последующим сравнением результатов.

                  Занятие № 23-24  «В здоровом теле – здоровый дух»

На данной станции установлены скамейки, есть три стойки, которые можно использовать для выполнения упражнений.

На данной станции организуется беседа о здоровом образе жизни. Одним  из недостатков современного образа жизни является гиподинамия, т.е. недостаточность движения. Можно предложить разные комплексы упражнений.   Примеры.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (парадоксальная гимнастика). Суть методики – в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного, «эмоционального» вдоха происходит как бы сам собой. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела. В упражнениях, предложенных А.Н. Стрельниковой, рекомендуется вдох выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении. (Обычно: вдох – при расширении грудной клетки, выдох при сжатии). Отсюда и название – парадоксальная гимнастика. Начинающие выполняют упражнения для вдоха по 8-32 раза сериями, не менее 96 раз каждое. Пауза между сериями – от 5 до 6 сек., между упражнениями – 12 сек. Выполнять их лучше утром и вечером. Гимнастика А.Н. Стрельниковой укрепляет дыхательные мышцы, оказывает эффект при лечении бронхиальной астмы.

Примеры упражнений:

  1. Повороты головы направо и налево.

(на каждый поворот  - выдох)  8 раз.

  1. Сведение рук перед грудью

1-правая рука перед грудью (вдох)

2-исходное положение

3-правая рука снизу (вдох) -8 раз

3.   «Обними плечи»

     1-руками касаемся плеч (вдох)

     2-исходное положение -8 раз

4.   Наклоны:

     1- наклон вперед (вдох)

     2-выпрямиться (выдох) -  8 раз

5.  1-поворот вправо, руки на пояс (вдох)

     2-исходное положение

     3-поворот влево (вдох)

     4-исходное положение - 8 раз

6. «Большой маятник»

     1-наклон вперед, руками касаемся плеч

     2-исходное положение -8 раз

7.   Приседания

     1-присед в полувыпаде, правая нога вперед (вдох)

 Руки свести

     2-исходное положение

     3-присед в полувыпаде, левая нога вперед (вдох)

     4-исходное положение -  8 раз

8.  Рок-Н -ролл

     1-правая нога согнутая вперед (вдох0

     2-исходное положение

     3-левая нога согнутая назад (вдох)

     4-исходное положение. Потом ноги меняются -  8 раз

               

                     Занятие №25 -  «В мире животных»

Начало формирования  животного мира  области  в его современном  виде  относится  к времени отступления ледника и связано с  формированием растительного покрова области. Исключительное место в жизни леса занимают  насекомые, паукообразные, черви. Пауки встречаются  повсюду. В лесной подстилке обитают  многоножки. Много разных жуков  - листоедов, короедов. Лес – основная среда формирования  и обитания  птиц: овсянка обыкновенная, клест, синицы, дятлы, зяблики. Из млекопитающих  встречается заяц, беляк, лисица, лось, кабан. 

           

Видовой состав животных леса и водоема.

Кольчатые черви - дождевой червь. Класс ракообразные - дафнии, циклопы, водяной ослик. Класс паукообразные - сенокосцы, крестовик обыкновенный, водяной паук серебрянка. Класс многоножки. Класс насекомые – клопы - солдатики, жужелицы, жуки-светляки, осы, шершни, муравьи: рыжий лесной и чёрный; шмели, пчёлы, ягодный клоп, бабочки: голубянки, берёзовая пяденица, крапивница, траурница; зелёная тля, тополевый листоед, листовёртки, черёмуховая моль, короед берёзовый заболонник, жук-типограф, чёрный сосновый усач, кузнечики, стрекозы. Класс рыбы - уклейка обыкновенная, карась золотистый, налим, линь, щука, окунь обыкновенный. Класс земноводные- жабы зелёные и серая, лягушки травяная и прудовая. Класс пресмыкающиеся - прыткая ящерица. Класс птицы – ястреб – тетеревятник, вяхирь, кукушка обыкновенная, ушастая сова, синица: большая, московка, лазоревка; поползень, овсянка обыкновенная, чиж, клёст – еловик, зяблик, снегирь, воробьи городской  и полевой, иволга, ворон, ворона серая, галка, грач, сорока, сойка. Класс млекопитающие – ёж обыкновенный, крот обыкновенный, летучие мыши: ушан, рыжая вечерница; заяц-беляк, белка обыкновенная, лесная мышь, бобр.

  Во время экскурсий в разные времена года можно показать различных животных в природе, на рисунках или показать следы их деятельности (погрызы, шишки, повреждённые листья, гнёзда, норки).    

Можно рассказать о значении животных, об  их связях с окружающей средой;      провести подкормку птиц и других животных.

                     Занятие №29– «Экология водоема»

Проверяем чистоту воды, используя следующие методики:

1. Определение температуры воды с помощью водного термометра и сравнение показателей за разные годы.

Например:   2015 г.: 19.05 -14°; 13,2°;  10.06 - 17°; 17,8        15.06 – 17,5°; 18°

        19.09 - 19°; 19,3°; 15.01- лед  

               

2.  Исследование речного дна. Дно просматривается только у самого берега. По структуре - вязкое. Много листвы, мелких и средних сучьев. У кромки воды такой же природный «мусор».

3. Экологическое состояние водоема по макрозообентосу.

Зообентос- это совокупность беспозвоночных животных, которые населяют дно водоема, водную растительность.

Его изучают, доставая водным сачком со дна.

Перечень индикаторных таксонов

Условная оценка качества

Личинки веснянок, ручейника

Очень чистая

Губки, плоские личинки поденок, личинки вилохвосток

Чистая

Роющие личинки поденок, ручейники

Удовлетворительная

Личинки стрекоз «Красотки», «Плосконосики», водяные клопы, двустворчатые моллюски

загрязненная

Заполнив  данную таблицу, можно сделать вывод об оценке качества воды в водоеме - чистая, удовлетворительная. А еще по берегу водоема обнаружены следы деятельности бобров (погрызы, хатки).

         Использование результатов занятий внеурочной деятельности на уроках.

        Практика показывает необходимо умелое сочетание разных форм внеклассной работы с учебной деятельностью школьников. Систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению исследований в природе, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания учащихся по географии, биологии вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаниях. Такие уроки развивают самостоятельность, инициативу, их познавательный интерес. Результаты индивидуальной и коллективной исследовательской работы учитель может использовать при изучении нового материала на уроках.

Использование результатов лесных исследований в процессе изучения географии,  биологии и экологии.

Класс

Раздел

курса

Учебная тема

Использование результатов

исследований на уроке

5

География

Ориентирование.  

Элементом урока может стать: ориентирование на местности; определение сторон горизонта  по растениям в лесу; определение сторон  горизонта по солнцу; определение сторон горизонта нетрадиционным способом.

7

Биология

Птицы

Акция «Покормите птиц» - прак. Работа. Составление таблицы «Птица и её любимый корм».

6 - 7

--

Прак. раб. «Составление схем пищевых цепей – цепей передачи энергии».

Составление цепей питания с использованием птиц: пшеница—воробей—воробьиный сычик—ястреб… Можно предложить нарисовать компоненты пищевой цепи.

5

--

Экскурсия «Живые организмы весной».

Использование материала с весенних дней наблюдений. Предложить написать сочинение и самые удачные из них направить  на конкурс.

5

--

Задание на лето.

Провести летние наблюдения

Правила поведения в природе.

5

Экология

Темы для самостоятельных исследований во время каникул.

Например, наблюдения за деревенской ласточкой: сроки строительства гнезда, какой используют материал для гнезда, появление птенцов, чем выкармливают и как часто своих птенцов. Фоторепортаж.

7

Экология

Роль животных в опылении и распространении растений.

Элементом урока может служить распространение плодов и семян птицами. Если ранее эта тема бралась для исследования, то целесообразнее прослушать докладчика (просмотреть презентацию).

--

--

Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением.

Урок можно начать  с проблемного вопроса: Почему птицы поют? В какое время года их пение мы слышим чаще всего?  Необходимо рассмотреть вопрос об охраняемой птицами территории, их поведении.

--

--

Взаимоотношения между родителями и потомством

Юные орнитологи, наблюдая за тем, как родители выкармливают своих птенцов, как «воспитывают», защищают, учат летать, какие используют сигналы, могут поделиться на уроке своей информацией.

--

--

Групповой образ жизни, лидерство и подчинённость.

Элементом урока может стать рассмотрение группового образа жизни на примере птиц. Ярким примером может послужить собранный материал о воробьях и синицах. Особенно хорошо можно проследить их поведение при кормлении: у них есть разведчики, которые незамедлительно дают сигнал, и вся стайка мгновенно слетается.

--

--

Хищники и их жертвы.

Хищники и их жертвы в мире птиц. Хищные птицы и их роль в природе (уничтожение больных птиц, регуляция численности, поддержание равновесия).

--

--

Животные - паразиты и животные – хозяева.

Гнездовой паразитизм на примере кукушки.

--

--

Животные в населённых пунктах.

Эта тема урока может стать материалом для исследовательской работы. Выяснение причин проживания круглый год рядом с человеком таких птиц, как голубей, ворон, воробьёв. Дискуссия на тему: Почему населенные пункты становятся привлекательной средой обитания?

--

--

Редкие и охраняемые животные. Красная книга.

Члены кружка «Юный орнитолог» могут на уроке познакомить учащихся с информацией о редких и охраняемых птицах своей местности. Можно использовать созданный детьми видеоопределитель.

--

--

Заповедники и другие охраняемые территории России.

Если имеется недалеко от школы охраняемая территория, и на ней ведётся исследовательская деятельность, то целесообразно использование на уроках данного материала.

--

--

Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий.

Инструктаж о правилах поведения в природе. Подготовка учащихся к экскурсии, выбор маршрута. Если в группе имеются кружковцы, то они могут  стать неоценимыми помощниками учителя, например в таких вопросах, как  правильно описать полевые признаки птицы, как правильно описать участок охраняемого сообщества, как работать с определителем птиц...

7

Биология

Среда обитания птиц. Лаб.раб. №12 «Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев».

Экземпляром для изучения внешнего вида птицы может стать «Птица года». Собранные на экскурсиях перья птиц, можно использовать при выполнении лабораторной работы.

--

--

Годовой жизненный цикл птиц. Сезонные явления.

При изучении сезонных изменений в жизни птиц, эффективно использовать материал с орнитологических наблюдений, проводимых на занятиях кружка.

--

--

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Орнитологические наблюдения в природе позволяют накопить информацию о многообразии птиц, которую можно использовать на уроке.

--

--

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Зимняя подкормка, развешивание искусственных гнездовий, агитационно-пропагандисткая работа, поиск редких видов птиц, исследование охраняемой территории (КОТР).

--

--

Лаб. раб. №15 «Наблюдение за живыми птицами».

Необходимо взять с собой полевой определитель, бинокли (лучше с 8-кратным увеличением). Одеться по погоде в неяркого цвета одежду. Передвигаться бесшумно, каждые 3-4 минуты останавливаться и прислушиваться. Всех увиденных и услышанных птиц  заносить в полевой дневник. Понаблюдать за поведением птиц.

--

--

Экскурсия «Знакомство с птицами леса».

В лесу птиц гораздо сложнее увидеть. Зато можно услышать, поэтому очень важно узнавать птиц по голосам. С этой целью можно создать видеоопределитель с голосами птиц. Нужно выбрать маршрут и всех услышанных птиц фиксировать в блокноте.

9

Биология

Экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе».

Объектом для данной экскурсии могут прекрасно подойтиберезы.

9

Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».

Ни одна весенняя экскурсия не обходится без птиц. По количеству птиц, их пению, наличию редких видов птиц на определённой территории  можно провести  оценку состояния окружающей среды, но это будет один из этапов оценивания.

10

биология

Экскурсия «Многообразие видов в живой природе. Сезонные отношения в живой природе».

Сезонные отношения  и многообразие видов хорошо проследить при наблюдениях , тем более опыт у десятиклассников накоплен и его можно применить на данной экскурсии.

Контрольно-измерительные материалы.

     Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

  социальную: позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы;                                                                                                                  

воспитательную: отслеживается  динамика продвижения каждого ученика в обучении;                                                                                            

образовательную: определяется уровень усвоения материала, анализируются результаты и вносятся коррективы в содержание и планирование учебного материала;                                                        

эмоционально-развивающую: эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат — радость, огорчение, безразличие — может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и  нежелание продолжать данный курс.

Виды проверочных и контрольных заданий.

1. Тестовый контроль.

2. Заполнение таблиц.

3.Определение насекомых по атласу.

4. Конструирование.

5. Видеотренинг.

6. Составление программы проведения праздника ко «Дню леса».

7. Викторины.

                                Методическое обеспечение программы

   

№ п/ п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приѐмы организаци и учебновоспитател ьного процесса

Дидактическ ий материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1.

Введение.

Фронтальная, организационное заседание кружка

Словесный и наглядный метод

Презентация

Вводный контроль (задачи поискового характера)

2.

Экскурсия в осеннюю березовую рощу

Коллективная экскурсия

Наглядный, поисковый, исследовате льский, словесный

Компасы

контроль - Дневник наблюдений, тестовые задания

3.

Разнообразие растительного мира Яранского района. Типичные древесные представители рощи    

Формы проведения: занятие в краеведческом музее, викторина, семинар. Форма организации: коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

ИКТ. Презентации, картинки, гербарии

Задания творческого характера

4.

Разнообразие животного мира края.        

Формы проведения: игра, викторина, конкурс капитанов Форма организ. Индивидуально фронтальный, коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовате льский, словесный

ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия животного мира,  

решение занимательных задач

5.

Разнообразие грибов нашего края.  

Формы проведения: игра, викторина, библиотечное занятие. Форма организ. индивидуальнофронтальный, коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовате льский, словесный

наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.

Текущий контроль (решение проблемных задач), создание проекта

6.

Итоговое занятие

Формы проведения: зачѐт. Форма организ. Парная работа

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый,

карточка для зачѐта, презентации, видеоролики, фотографии.

Итоговый контроль (зачѐт + самооценка деятельности в кружке)

Материально-техническое обеспечение

Большая часть теоретических занятий будет проводиться в кабинете 18, который  оборудован проектором и экраном для демонстрации презентаций, в кабинете есть экологические лаборатории школьника. Экскурсии проводятся по экологической тропе «Храм природы».  Практическая часть – в здании школы и в природе. Запланировано занятие в школьной библиотеке и краеведческом музее.  

                                            Литература

  1. «Книга юного лесовода», издание втрое, Петрозаводск «Карелия»,     1989 год
  2. Ю.В.Щербакова, И.С.Козлова. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 кл, М.:Глобус, 2008г.
  3. М.Е.Сергеева. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.– Волгоград: Учитель, 2007г.
  4. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.
  5. Анашкина Е.Н. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими. /Е.Н.Анашкина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  6. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.П.Мелехова, Е.И.Егорова, Т.И.Евсеева и др.; под ред. О.М.Мелеховой и Е.И.Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  7. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии /Н.А.Голубкина. – М.: ФОРУМ, 2009.
  8. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т.Б. Державина. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Каплан Б.М. Изучение лесной растительности. – М.: Лесная страна, 2009.

      10.Ашихмина Т.Я. «Экология  родного  края», Киров , 1996г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Исследователи природы"

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Исследователи природы" разработана для 5 класса, рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.Рабочая программа содержит результаты освоения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс

Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура"....