Использование системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
статья по экологии на тему

статья на научно-практическую конференцию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Григоровская Диана Николаевна

Учитель химии и биологии

МБОУ Ундино-Посельская СОШ

Забайкальский край, Балейский район

Использование системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности в ходе реализаии ФГОС.

  В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход. Наиболее полно системно-деятельностный подход , по моему мнению, может быть реализован в процессе внеурочной деятельности. Я преподаю биологию, предмет, изучающий жизнь, живую природу.  Настоящее изучение биологии невозможно без общения с природой родного края. Только при непосредственном общении с природой дети получают возможность действовать, творить и творчески усваивать знание, а впоследствии применять их в практических, жизненных ситуациях. Это далеко не всегда возможно во временных рамках урока. Поэтому в рамках внеурочной деятельности возможно более полное  использование системно-деятельностного подхода.  В нашей школе работает пришкольный  летний профильный  лагерь, в котором есть экологический отряд. В нашем отряде ребята под руководством учителей изучают природу родного края, пишут научно-исследовательские работы, занимаются спортом, художественным творчеством, природоохранной деятельностью. Один из важнейших способов изучения – экскурсия в природу. Зачастую во время экскурсии происходят неожиданные события, случаются удивительные находки, которые заставляют думать, искать объяснение увиденному. Мы ищем информацию в различных источниках, ребята учатся работать с дополнительной литературой.     По итогам экскурсии проводятся викторины. Знания, приобретённые детьми таким способом, останутся с ними надолго, они смогут применить  их в жизни. Они учатся анализировать данные, формулировать выводы, предсказывать последствия тех или иных изменений.  Я учу детей на экскурсии  использовать научные методы наблюдения, развиваю умение сравнивать. Кроме всего этого воспитывается любовь к природе родного края, потому что такая красота не может не тронуть сердца.  Найденное на экскурсии зачастую становится материалом для научно-исследовательских работ. Так, например, этим летом мы нашли молодую гусеницу бражника дальневосточного глазчатого и ученица 11 класса решила изучить цикл развития этой редкой бабочки и написать научно-исследовательских работу по экологии насекомых.  

        Ребята охотно принимают участие в научно-исследовательской деятельности. Есть первые положительные результаты: ученик 10 класса  Мороз Иван стал победителем краевого заочного конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов в номинации «Вода и мир». Таким образом, реализуются принципы деятельности, творчества, психологической комфортности системно-деятельностного подхода.

       Изучая природу родного края, дети не могут не обратиться к художественному творчеству. Сопутствующий экологическому кружок во внеурочной деятельности  – это кружок декоративно-прикладного искусства, где обучающиеся создают коллекцию мини-скульптур животных из глины. Занимаемся мы и природоохранной деятельностью: убираем территорию школы, парка, берег нашей реки Унды. Выпускаем листовки с призывами беречь редкие исчезающие виды, и сами, по возможности ,спасаем животных,  попавших в беду.

       Таким образом, через внеурочную деятельность выполняются все задачи, поставленные ФГОС нового поколения. Формируется личность, умеющая самостоятельно получать знания, творчески работать, имеющая потребность вести здоровый активный образ жизни, нравственного самосовершенствования, любящая  Родину и родной край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс по теме Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности (вокальный кружок "Серебряные нотки")...

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности вокального кружка...

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности. (О работе кружка «Творческая мастерская»)

Системно - деятельностный  подход во внеурочной деятельности. (О работе кружка «Творческая мастерская») Цели: 1.Организация индивидуальной и коллективной работы, основанной на си...

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности. (О работе кружка «Творческая мастерская»)

Системно - деятельностный  подход во внеурочной деятельности. (О работе кружка «Творческая мастерская») Цели: 1.Организация индивидуальной и коллективной работы, основанной на си...

Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению

Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....

использование интегративно-герменевтического подхода во внеурочной деятельности. из опыта работы

Создавая группу, мы ставили перед собой разнообразные задачи, такие как:1)    Интеграция учителей, предметов, учащихся2)    Изучение и апробация различных инновационных п...

Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в конте...