использование интегративно-герменевтического подхода во внеурочной деятельности. из опыта работы
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Бальчус Ирина Михайловна

Создавая группу, мы ставили перед собой разнообразные задачи, такие как:

1)    Интеграция учителей, предметов, учащихся

2)    Изучение и апробация различных инновационных педагогических технологий и методов, которые помогли бы нам в малокомплектной школе активизировать процесс образования и воспитания и реализовать требования ФГОС.

В арсенале нашей группы уже освоены такие технологии как:

ü Технология проектной и исследовательской деятельности

ü Технология «Следуй за мной»

ü Технология аксиологического подхода

ü Игровые технологии

Вашему вниманию мы предлагаем апробированную нами технологию интегративно- герменевтического подхода к экологическому образованию в ходе реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интегративно- герменевтического подхода

к экологическому образованию в ходе реализации ФГОС

Творческая группа МБОУ Семлевской СОШ № 1        

Бальчус Ирина Михайловна, учитель географии и экологии (высшая категория)

Янченкова Надежда Григорьевна, учитель физики (высшая категория)

Стржельбицкая Елена Владимировна, учитель истории (первая категория)

Оглавление  

  1. Введение                                                                                                                стр. 1
  2. Теоретическая основа инновационной технологии, цели и задачи                 стр1
  3. Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.      стр2
  4. Социо-игровой стиль работы как эффективная педагогическая технология.стр2-3
  5. Принципы формирования природоохранных ценностей                                 стр4
  6. Декада экологии ( практическая апробация данной технологии).                  стр5-6
  7. План проведения декады.                                                                                    стр5
  8. Результативность                                                                                                  стр6-7
  9. Литература.                                                                                                           стр8-9

Введение.

Сегодня, в очередной раз мы представляем работу творческой группы «ГИФ и К0». Создавая группу, мы ставили перед собой разнообразные задачи, такие как:

  1. Интеграция учителей, предметов, учащихся
  2. Изучение и апробация различных инновационных педагогических технологий и методов, которые помогли бы нам в малокомплектной школе активизировать процесс образования и воспитания и реализовать требования ФГОС.

В арсенале нашей группы уже освоены такие технологии как:

  • Технология проектной и исследовательской деятельности
  • Технология «Следуй за мной»
  • Технология аксиологического подхода
  • Игровые технологии

Вашему вниманию мы предлагаем апробированную нами технологию интегративно- герменевтического подхода к экологическому образованию в ходе реализации ФГОС

Немного теории

Цель: изучение социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках декады экологии

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии через  интегративно- герменевтический подход
  2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля.

Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.

       Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними.

  Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей.

Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все.

Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности.

Эту задачу  и решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе школы. Герменевтический подход в педагогике непосредственно обращен к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам педагогической деятельности. Педагогическая герменевтика решает задачу движения к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания

    Герменевтика – наука об искусстве понимания. Брокгауз и Эфрон (“Новый энциклопедический словарь”, т.13) называют герменевтику наукой, отклоняющей “всякие директивы, от кого бы они ни исходили”. А.П. Ершова и В.И. Букатов рассматривают герменевтику как науку об искусстве понимания как литературных, так и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.д.

              С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание.

           Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами такого процесса становятся стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма, сочинения. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты учителем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя.

Социо-игровой стиль работы как эффективная педагогическая технология.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Сущность социо -игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.

      Как известно, экологизация процесса обучения и воспитания подрастающего поколения стала одним из направлений  государственной политики в области образования. Согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования.

В качестве основной цели экологического образования ставится формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.

Выделяется важность решения задач формирования:

а) адекватных экологических представлений; б) бережного отношения к природе; в) системы умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой. (С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин).

Состояние окружающей среды сейчас волнует каждого, так как от этого зависит здоровье человека. В то же время практика показывает, что учащиеся хорошо ориентируется, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях, вокруг нас. Недостаток этих знаний должен восполняться не только за счет введения предмета экологии, но и в результате экологизации других школьных предметов, в частности, географии, истории, физики, делая их изучение более значимым.

         Согласно Федеральному образовательному стандарту, личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать сформированность бережного отношения к природе. Сегодня важен новый взгляд на природоохранную деятельность школьников как на ценность и фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе.

Формирование природоохранных ценностей связано с системой непрерывного экологического образования, экологией личности (концепция Б.Т. Лихачева).

      Процесс формирования природоохранной ориентации у учащихся содержит две подсистемы (учебную и внеучебную).

    Первая подсистема включает учебно-воспитательный процесс на уроках, предусматривает междисциплинарность, экологизацию основных образовательных программ предметов естественнонаучного цикла.

   Вторая подсистема «внеучебная» содержит внеурочную деятельность учащихся, дополнительное природоохранное образование учащихся и их участие в общественной природоохранной деятельности родной местности.

Любой человек должен иметь правильное представление о том, какое место он занимает на земле, ведь экологические проблемы во многом порождены обществом. С особой остротой стоит вопрос формирования природоохранных ценностей,  основу которого составляют следующие принципы:

  • Принцип единства - все мы являемся частью природы.
  • Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
  • Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
  • Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.
  • Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материальное.
  • Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
  • Принцип "Чти свои корни" - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.
  • Принцип "Непосредственный опыт - лучший учитель" - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
  • Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью

Декада экологии ( практическая апробация данной технологии)

План проведения декады экологии и краеведения «Трудно ли творить добро»?

                                                            «Человек-это с детства, или никогда».

ЭКОЛОГИЯ – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле.

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

-обогащать представления об окружающем мире;

-показать значимость окружающей нас действительности;

-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;

 -формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;

-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;

-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Дата

Мероприятие

Аудитория

Ответственные

31 03

Торжественное открытие декады

Выступление агитбригады «Земля, я твой сын»

1-11 кл

Бальчус И.М.

01.04

День птиц:

  1. Акция «Каждому скворцу-по дворцу» развешивание скворечников
  2. Экологическая игра «Птичья песня»

1-11кл

2-4 кл

Бальчус И.М.

02.04

День рассуждений

  1. Конкурс экологических листовок и плакатов «Боль души земной»
  2. Сочинение - рассуждение «Почему экологию должны изучать все»

1-7 кл

2-4 кл

Бальчус И.М.

Учителя нач. школы

03.04

День первоцветов

  1. Акция «Цветочная радуга» -посев семян
  2. Интерактивная игра «Цветик- семицветик»
  3. Конструкторский проект «Подарок –первоцветы своими руками»

5-6 кл

1-4 кл

1-4 кл

Бальчус И.М.

8 класс

Зверева С.П.

06.04

День защиты

  1. Защита экологических знаков «Экология - путь к пониманию природы»
  2.  Круглый стол «Защити человека от человека»

1-4 кл

7-11 кл

Черкасова Л.И.

Бальчус И.М.

07.04

День памяти

«Экологические катастрофы»

7-11кл

Янченкова Н.Г.

Стржельбицкая Е.В.

08.04

День проектов

  1. Проект о подвигах животных в ВОВ «Четвероногая» звезда
  2. Интерактивная игра «В мире животных»
  3. Проект «Тайна жизни»

2-6 кл

1-4 кл

7-11 кл

Бальчус  И.М.

8 класс

Янченкова Н.Г.

09.04

День добрых дел

  1. Экологический десант
  2. Станционная игра на экологической тропе «Муравейник»
  3. Развешивание  листовок в защиту леса

1-11 кл

2-5 кл

8-11кл

Кл. рук.

Уч. нач. школы

5 кл

Бальчус И.М.

10.04

День космонавтики

  1. Интеллектуальная игра «Вселенная»

1-11 кл

Янченкова Н.Г.

11.04

День подведения итогов

Встреча с участковым лесничим «Вам деревья шелестят «спасибо».

Торжественное закрытие недели, подведение итогов, награждение.

1-11 кл

Бальчус И.М.

      

Апробацию технологии интегративно- герменевтического подхода мы осуществили в рамках реализации требований ФГОС. Предлагаем вашему вниманию наши результаты.

В качестве ведущего метода обучения используется опора на сочинения детей, включающий следующие единицы: текстовой материал с изложением экологической ситуации; врезку по выявлению виновника экологической ситуации; вставку с собственным замыслом ребенка и резюме, где юный эколог выражает свое отношение к экологической проблеме.

1. Критерии и показатели уровня сформированности экологической культуры подростков: экологическая грамотность, интерес к экологии как науке, воплощение экологических проблем в рисунках, эссе, сочинениях, готовность к природоохранной деятельности и успеваемость — позволяют определить эффективность экспериментальной работы.

2. Уровень  формирования экологической культуры школьников обеспечивает соблюдение экспериментальных принципов: повышенного интереса к экологическим проблемам области, села; эмоционально-чувственной активности учащихся в обсуждении экологических ситуаций; делового уважительного отношения к субъектам творческой группы; ответственного участия в решении экологических проблем села; связи экологии и других предметов в системе интегрированного обучения.

3. Экспериментальная работа подтвердила эффективность формирования экологической культуры  подростков при использовании интеграции предметов с экологией.

4. Предложенная нами педагогическая технология работы в творческой экогруппе эффективна для формирования экологической культуры школьников в условиях сельской малокомплектной школы:

5. Модель формирования экологической культуры школьников имеет сложную структуру. По нашему мнению, формирование экологической культуры школьников является неотъемлемой частью социального заказа российского общества, что соответствует государственному стандарту общего образования в сфере экологической грамотности. В верхней части схемы показаны предпосылки формирования экологической культуры школьников:

- внешние: экологические проблемы антропогенного и природного характера (глобальные, региональные и локальные);

- внутренние: правовые, практические и др. потребности личности (в учебной, воспитательной, исследовательской и природоохранной деятельности), что является необходимым для достижения соответствия качеств выпускника социальному заказу общества.

Центральное место в модели занимают организационно-управленческие и психолого-педагогические условия формирования экологической культуры школьников. В нижней части схемы указаны пути совершенствования системы формирования экологической культуры школьников по трем направлениям:

- совершенствование учебного процесса;

- развитие креативных качеств;

- проектирование педагогического процесса.

Фундаментальным основанием формирования экологической культуры школьников являются экспериментальные принципы. Соединение вышеперечисленных составляющих модели в единое целое создает педагогическую систему по формированию экологической культуры учащихся в сельской малокомплектной школе. Организация работы всех ее звеньев в сочетании и гармонии позволит каждому педагогическому коллективу общеобразовательных школ, в том числе и сельских малокомплектных, организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование экологической культуры школьников.

Данная модель призвана осуществить воспроизводство полученных результатов исследовательской работы. Разработанная модель формирования экологической культуры учащихся сельской малокомплектной школы обеспечивает эффективность проделанной экспериментальной работы и может быть рекомендована к внедрению.

Организационно-управленческие и психолого-педагогические условия экологического обучения и воспитания в сельской школе создают предпосылки эффективной деятельности педагогов и учащихся.

 Разработанные практические рекомендации для педагогических работников сельских школ могут содействовать позитивному изменению системы экологического образования учащихся в сельских малокомплектных школах.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Одной из важнейших задач, решаемой в процессе модернизации школьного экологического образования, является интеграция знаний учащихся о единстве человека и природы, которые они могли бы получить при внедрении интегрированных учебных предметов в систему общеобразовательных школ. Для этого необходим серьезный пересмотр содержания, форм и методов экологического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования экологической культуры школьников остро связана с обострением экологических проблем глобального, регионального и локального характера. Современная общеобразовательная школа является важным звеном в формировании экологической культуры учащихся в системе непрерывного экологического образования.

Список литературы

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. сред. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. М: ВЛАДОС, 2001. -240с.

2. Алиева, С.Ш. Интеграция научных знаний и концепция устойчивого развития: Автореф. дис. . канд. философ, наук /С.Ш. Алиева -М., 1998.-21 с.

3.авт-сост.Г.А. Фадеева. Международные экологические акции в школе. 7-9классы ( Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления) – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход во внеурочной деятельности» из опыта работы кружка «Юный жуковец»

 В данной работе рассказывается о возможностях кружковой работы в школе, о разнообразных приемах, которые можно использовать именно проводя заняти кружка патриотической направленности....

Использование рессурсов Learn English Kids на уроках и внеурочной деятельности (из опыта работы) Сценарий к Рождеству

Работа с качественными аутентичными материаламижаудированием. скороговорками. пазлами . песнями и т д Все виды работ создают огромную мотивацию и помощь для усвоения лексики. делает уроки весёлыми и з...

Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению

Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)...

Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  осно...

Использование метода проектов на уроках литературы и внеурочной деятельности (из опыта работы)

Использование метода проектовна уроках литературы и внеурочной деятельности(из опыта работы)...