ПРОГРАММА «Природа и мы» (внеурочная деятельность для 1 - 3 классов)
рабочая программа по экологии по теме

«Природа и мы» общеинтеллектуального направления разработана с целью расширения знаний учащихся начальной школы по окружающему миру (человек, природа, общество), с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Всего программа содержит 101 час. Количество часов: в 1 классе — 33 часа (согласно учебного плана образовательного учреждения) — 1 час в неделю; во 2 классе; - 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Кардымовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Смоленской области

ПРОГРАММА

«Природа и мы»

внеурочной деятельности                                                                    по общеинтеллектуальному направлению

                    Срок реализации: 3 учебных года

                                        

   

                                                                     Составитель:

                                                              Полуэктова Елена Анатольевна,

                                                                     учитель географии - биологии,

                                                                       высшая квалификационная

категория

                                                 

п. Кардымово

2014  - 2015  уч. год

Введение

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки

ответственного гражданина, образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться в жизни, правильно поступать и достойно вести себя в обществе. С этой целью необходимо создавать в учебных учреждениях все условия для формирования у каждого ученика устойчивых духовно-нравственных качеств. Сегодня, в процессе введения в практику школ ФГОС второго поколения, важной составляющей учебно- воспитательного процесса является организация внеурочной деятельности.

 Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

        Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

        Реализация развивающей функции программы обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общенаучных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция программы предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладения знаниями, превышающими минимум содержания образования.

        Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятия им гуманистических норм существования в среде обитания, эмоционально-положительного взгляда на мир,  формирование экологической культуры и грамотности, нравственных и эстетических чувств.        

        Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческого материала, усиливает эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Пояснительная записка

         Программа  «Природа и мы» общеинтеллектуального направления разработана с целью расширения знаний учащихся начальной школы по окружающему миру (человек, природа, общество), с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.  Всего программа содержит 101 час. Количество часов: в 1 классе — 33 часа (согласно учебного плана образовательного учреждения) — 1 час в неделю;  во 2 классе  - 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Разделы:

1. Секреты времён года (1 класс).

2. К тайнам живой природы (2 класс).

3. В чудный мир экологических открытий (3 класс).

        Основная цель программы – формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

        Задачи программы:

- расширять и углублять знания об окружающей природе;

-  формировать интерес к изучению природы;

 - воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления о природных сообществах;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.

        Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.                                                                                                             Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.                                                                                                             Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, в библиотеке.

Таблица 1. Формы организации занятий и примерная тематика.

Формы организации занятий и виды деятельности

Тематика

игры

  «Угадай по описанию», «Давайте познакомимся»,  «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов» и др.

беседы

  «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете» и др.

тесты, анкетирование

  «Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое  отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить» и др.

просмотр

 тематических

видеофильмов

  «Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода» и др.

экскурсии

  «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец, врачеватель» и др.

практические занятия

  «Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!» и др.

экологические мероприятия

«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки» и др.

конкурсы рисунков, плакатов,

выпуск газет,

 листовок

  «Мы-дети природы», «Мой  посёлок «Рисуем впечатления», тематические выставки рисунков на экологическую тему и др.

решение ситуационных задач

  «Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и др.

«Экологический театр»

  «Лесная сказка», «Встреча на лесной полянке» и др.

участие в школьных, районных конкурсах

 Экологическая акция «Спаси и сохрани» и др.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

        Предметные результаты: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

        Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы

«Секреты времён года» 1 класс

Введение (1 ч)

        Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении экскурсий.  Выявление простейших связей в природе:  между живой и неживой природой; внутри живой природы на примере лиственного леса (между растениями и животными).

Раздел 1   «Золотая осень – «рыжая хозяйка» (15 ч.)

        Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой  и живой природе.

         Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе.

        Наши леса. Многообразие древесных растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).

        Берёза — символ России.

        Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Зачем сажать деревья?

        Ядовитые растения. Знакомство с гербарными экземплярами. Легенды о некоторых растениях.

        «Зелёная» аптека. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха.

        Сьедобные и  ядовитые  грибы. Распознавание грибов на муляжах. Польза и вред грибов. Правила сбора грибов.

        Необычные растения. Растения — паразиты.

        Растения “Красной книги».

        Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира лесов. Приспособления к жизни в лесу.

        Многообразие птиц нашего края.  Значение птиц в жизни человека. Голоса птиц.

        Животные и птицы «Красной книги».

Раздел 2        «Зимушка-зима» (6 ч.)

          Признаки и приметы зимы. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года.

        Снег.  Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках.

        Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад.

        Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. Зимующие птицы. Приспособления птиц к низким температурам.

          Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

Раздел 3    «Весна пришла» (4 ч.)

        Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе.  

        Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. Легенды о раннецветущих растениях.

        Перелётные птицы нашего края. Прилет птиц. Весенние песни птиц. Гнездование.

        22 апреля — Всемирный День Земли.                                                             Раздел 4     «Лето – пора прогулок» (7 ч.)

        Лес — наше богатство! Значение лесов для человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

        Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба.

        Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия.  «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха.

        Река нашего посёлка. Где река берёт начало, куда впадает, длина реки, её обитатели.

        Экскурсия на пруд «Кто живёт в пруду?».

        Изучаем растения на лугу. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов травянистых растений  (всего 3 - 5 видов).

        Варианты практического выхода на конец учебного года: смотр стихов на экологическую тему, постановка экологических сказок, выпуск экологической газеты, выставка рисунков  на тему «Экология вокруг нас».

Календарно-тематическое планирование занятий

«Секреты времён года»  1 класс (1 час в неделю)

п/п

Тема  занятия

Дата

    1

Введение. Что изучает экология?   Взаимосвязи в природе. Игра: «Природа - не природа, живая - не жива».

             Раздел 1        «Золотая осень – «рыжая хозяйка»

2

 Приметы и признаки осени. Интеллектуальная игра.

3

Съедобные и  ядовитые  грибы. Правила сбора грибов.

4

Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Экскурсия.

5

Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала.

6

Этажи леса. Знакомство с разными видами растений.  Берёза — символ России. Экскурсия.

7

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Экскурсия.

8

Ядовитые растения. Знакомство с гербарным материалом.

9

«Зелёная» аптека.  Знакомство с гербарным материалом.

10

Необычные растения. Просмотр презентации.

11

Растения “Красной книги ”. Просмотр презентации.

12

Викторина «Цветы и травы».

13

Кто живет в наших лесах? Конкурс рисунков.

14

Многообразие птиц нашего края. Просмотр презентации.

15

Животные и птицы «Красной книги».

16

Подготовка к участию в конкурсе «Человек и природа».

                                         Раздел 2        «Зимушка-зима»

17

 Признаки и приметы зимы. Интеллектуальная игра.

18

Снег.  Роль снега в природе.

19

Опасные явления природы зимой в нашем крае.

20

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой.

21

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

22

Игра — викторина «Лесные заморочки».

                                          Раздел 3    «Весна пришла»

23

 Приметы и признаки весны. Экскурсия в весенний парк.

24

Первоцветы. Викторина «Узнай цветок».

25

Перелётные птицы нашего края.

26

22 апреля — Всемирный День Земли! Конкурс рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету».

Раздел 4     «Лето – пора прогулок»

27

Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу. Игра.

28

Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба. Просмотр презентации.

29

Опасные явления природы летом в нашем крае. «Шутки» молнии.

30

Река нашего посёлка. Конкурс рисунков.

31

Экскурсия на пруд «Кто живёт в пруду?»

32

Изучаем растения на лугу. Экскурсия.

33

Заключительное занятие: игра «Эрудит».

Содержание программы

                                     «К тайнам живой природы» 2 класс
Введение (1 час).  

         Природа – наш общий дом. Раскрытые и нераскрытые загадки живой природы нашей планеты. Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении прогулок и экскурсий. Знакомство с простейшим оборудованием, необходимым для работы в природе: компас, лупа.
Раздел 1. От динозавров до человека  (3 часа).
        Эпоха динозавров. Многообразие динозавров. Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.

Раздел 2.  Загадки животного мира  (15 часов).
       Многообразие наземных обитателей. Какие животные первыми появились на суше?

Разнообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.  Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину?

Многообразие птиц. Синицы - «полезные» или «вредные» птицы?

Домашние животные. Особенности ухода.

Многообразие водных обитателей. Как изучают подводный мир. Какими были первые рыбы? Тайны подводных «великанов». Киты. Дельфины. Акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

Обитатели почвы. Приспособления к жизни под землёй.

Животные-паразиты — кто это? Меры безопасности.

Животные — рекордсмены.

Необычные защитные приспособления животных.
Раздел 3. Что расскажут нам растения  (12 часов).
         Многообразие растений. Какие растения первыми появились на суше?

Растения - путешественники.

Что такое насекомоядные растения?

Удивительные комнатные растения. Уход за ними.

Необычные цветы. Цветы в нашей жизни.  Особенности цветения растений.

Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Меры борьбы и  предосторожности.

Растения-рекордсмены.

Растения и животные — предвестники погоды.

 Заключение (3 часа).

        Природа – наш дом.  Охраняемые территории. Заповедники. Национальный парк «Смоленское поозерье».

        

        Варианты практического выхода на конец учебного года: смотр стихов на экологическую тему, постановка экологических сказок, выпуск экологической газеты, выставка рисунков  на тему «Экология вокруг нас».

Календарно-тематическое планирование занятий

«К тайнам живой природы»  2 класс (1 час в неделю)

п/п

Тема  занятия

Дата

    1

Введение. 

Беседа «Природа –наш общий дом».

Раскрытые и нераскрытые загадки живой природы нашей планеты. Знакомство с простейшим оборудованием, необходимым для работы в природе: компас, лупа.

       Раздел 1.   От динозавров до человека  (3 часа)    

2

Эпоха динозавров. Многообразие динозавров. Просмотр кинофильма «Динозавры».

3

 Что привело к исчезновению динозавров? Просмотр презентации по теме "Динозаврики".

4

Изготовление аппликации из бумаги "Динозаврики"

                             Раздел 2.   Загадки животного мира (15 часов)

5

Многообразие наземных обитателей. Какие животные первыми появились на суше?  Рассматривание окаменелостей.

6

Разнообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.  Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину?
Рассматривание насекомых в коллекции.

7

Многообразие птиц. «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?» - исследовательская работа.

8

Домашние животные. Особенности ухода. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

9

Многообразие водных обитателей. Как изучают подводный мир. Какими были первые рыбы? Просмотр кинофильма.

10

Тайны подводных «великанов». Киты. Дельфины. Акулы. Просмотр презентации.

11

История открытия гигантского кальмара.

12

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Рисунки детей по теме занятия.

13

Жизнь в темных глубинах океана. Просмотр кинофильма.

14

Обитатели почвы. Приспособления к жизни под землёй. Просмотр презентации.

15

Животные-паразиты — кто это? Меры безопасности. Просмотр презентации.

16

Удивительные животные моего края. Конкурс рисунков.

17

Животные — рекордсмены. Викторина.

18

Необычные защитные приспособления животных. Просмотр презентации.

19

Игра: "Угадай животное по описанию".

                        Раздел 3.    Что расскажут нам растения (12 часов)

20

Многообразие растений. Какие растения первыми появились на суше? Рассматривание окаменелостей.

21

Растения - путешественники.

22

Что такое насекомоядные растения?  Просмотр презентации.

23

Удивительные комнатные растения. Экскурсия в школьный кабинет биологии. Знакомство с видами комнатных растений. Уход за ними.

24

Необычные цветы. Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна».

25

«Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений (просмотр презентации).

26

Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Меры борьбы и  предосторожности. Изучение гербария растений.

27

Удивительные растения моего края. Рассматривание гербария растений. Конкурс рисунков.

28

Растения-рекордсмены. Викторина.

29

Растения и животные — предвестники погоды. Просмотр презентации.

30

Игра: "Угадай растение по описанию".

31

Экскурсия в парк. Практикум: "Выявление повреждений деревьев".

                             Заключение (3 часа)

32

 Охраняемые территории. Заповедники. Просмотр кинофильма «Национальный парк «Смоленское поозерье».

33

Конкурс рисунков «Природа в опасности!»

34

Заключительное занятие: игра - викторина «Кто? Где? Когда? ».

Содержание программы

                      «В чудный мир экологических открытий » 3 класс

 Раздел 1. «Я - юный исследователь» (3 часа)

Что означает слово «исследователь»?   Знакомство с оборудованием, необходимым для работы с объектами природы. Компас, лупа,  микроскоп световой и цифровой, определители растений и животных.

Инструктаж по технике безопасности.

Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Отличия микроскопа светового от микроскопа  цифрового.

Экскурсия в парк  «Разноцветная ярмарка».

Практическая деятельность: проведение инструктажа;  рассматривание объектов природы с помощью лупы и микроскопа.

Творческая работа: сочинение «Осень.. Очей очарованье!».

 

Раздел  2. «Исследуем живую природу»  (16 часов).

Тема: Лес – верный друг человека (13 ч.)

Лес - верный друг человека. Что мы знаем о наших лесах? Флора и фауна наших лесов.

Экологическая ценность лесов. Лесные богатства нашего края. Влияние лесного воздуха на человека. Народные промыслы.

Структура леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса.  

«Страницы биографии деревьев». Как узнать возраст дерева?  Влияние времен года на рост дерева.  Деревья - долгожители. Что такое годичное кольцо?  

Влияние экологии на рост и жизнь дерева. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Корни – «добытчики»  дерева.

Невидимые нити: многообразие экологических связей в лесу.  Экосистема леса.  «Лесные этажи». Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Пищевые цепи и сети.

Общение животных.  Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству.

Организм и среда обитания. Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Лесные пожары. Причины лесных пожаров и их последствия. Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса».

Тема: Наблюдение за комнатными растениями (2 ч.)

Особенности ухода за разными комнатными растениями (полив, опрыскивание листьев, размещение по отношению к солнцу). Посадка и пересадка комнатных растений.

Тема: Особенности культурных растений (1 ч.)

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Посадка семян растений. Создание разных условий для их роста.

Демонстрация: «10 заповедей друзей леса».

Произведения писателей и поэтов на тему «Лес».

Плакаты. Видеофильмы  «Тайны деревьев», «Лесные пожары».

Картина И.И. Шишкина  «Утро в сосновом бору».  

Карта лесов Кардымовского района и Смоленской области.

Схемы строения дерева.  Коллекция годовых колец разных видов деревьев.

Муляжи плодов культурных растений. Коллекции семян культурных растений.

Экологическая экскурсия в парк.

Практическая деятельность:

«Сбор природных материалов, шишек, семян и др.».  

Составление памятки  «Как вести себя в лесу».

«Определение по годичным кольцам возраст деревьев».

«Пересадка комнатных растений».

Исследовательская работа: «Шишки еловые, шишки сосновые».

Творческая деятельность: «В лесной мастерской»  (поделки из природных материалов). Составление кроссвордов, стихов на тему «В лесах наших…» (конкурс).

Театральная постановка «Лесная сказка».

Викторина «Что это за листья?»

Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом»

Раздел 3. «Исследуем неживую природу» (10 часов)

Тема: Вода - источник жизни (4 ч.)

Удивительные свойства воды.  Аквариум - модель природной экосистемы.   Влияние человека на водные экосистемы.

Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Вода в моем доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Загрязнение Мирового океана.

Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Где мы теряем воду? Сколько воды человек израсходует в день?

Тема: Воздушный океан (2 ч.)

Свойства воздуха.

Воздух и здоровье человека. Значение влажной уборки и проветривания помещения.

Тема: Удивительный мир камня (1 ч.)

Многообразие горных пород и их свойства.

Тема: Почва (1 ч.)

Что такое почва? Как образуется почва.

Демонстрации: коллекции горных пород и минералов.

Практическая деятельность: 

«Вода и здоровье человека. Личная гигиена».  ( Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды).

          «Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха».

«Влажная уборка в классе».

«Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии».

«Рассматривание горных пород и минералов с помощью лупы и выявление их особенностей».

Творческая деятельность:

Изготовление плаката «Береги ВОДУ!».

Раздел  4. «Экологические катастрофы - беда нашей природы»

(3 часа)

Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы. Масштабы влияния человека на земную кору. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы).

Круговорот веществ. Использование людьми круговорота для своих нужд. Природа не успевает перерабатывать мусор.

Демонстрация: видеофильмы.

Творческая работа: сочинения на тему: «Какая будет Земля через 25 лет?», «Мы - будущее планеты Земле», «Чтобы спокойно жить на земле».

Практическая работа: ограждение муравейников.

Фотоконкурс «Остановись, мгновение… Ты прекрасно!» (фотоснимки родного края).

Раздел 5.  «В здоровом теле - здоровый дух»  (2 часа)

Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Солнце, воздух и вода  - закаливание организма.

Демонстрация: Видеоматериал  «Витамины».

Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. 

Заключительное занятие «Жить - чтобы жить»  (обобщение и анализ работы) (1 час).

        Варианты практического выхода на конец учебного года: смотр стихов на экологическую тему, постановка экологических сказок, выпуск экологической газеты, выставка рисунков  на тему «Экология вокруг нас».

Календарно-тематическое планирование занятий

«В чудный мир экологических открытий»  3 класс (1 час в неделю)

п/п

Тема  занятия

Дата

   

Раздел 1. Я - юный исследователь (3 часа)

1

Знакомство со способами исследования окружающего мира,

с видами  школьных исследований,  с лабораторным оборудованием. Инструктаж по технике безопасности.

2

«Разноцветная ярмарка»  (экскурсия в осенний парк)

3

Творческая работа - сочинение «Осень… Очей очарованье!».

Раздел 2 . «Исследуем живую природу»  (16 часов).

Тема: Лес – верный друг человека (13 ч.)

4

Что мы знаем о наших лесах?  Викторина «Что это за листья?»

5

Экологическая ценность лесов. Лесные богатства нашего края. Экологическая экскурсия в парк.

6

Структура леса, типы лесов.

7

Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).

8

Творим чудеса своими руками «В лесной мастерской»  (поделки из природных материалов).

9

Как узнать возраст дерева?  Практическая работа «Определение по годичным кольцам возраст деревьев»

10

Влияние экологии на рост и жизнь дерева.

11

Экосистема леса. Пищевые цепи и сети.

12

Как общаются животные?

13

Организм и среда обитания.

14

Лесные пожары. Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса».

15

Театральная постановка «Лесная сказка».

Тема: Наблюдение за комнатными растениями (2 ч.)

16

Особенности ухода за разными комнатными растениями.

17

Практическая работа: «Пересадка комнатных растений».

Тема: Особенности культурных растений (1 ч.)

18

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Посадка семян растений. Создание разных условий для их роста.

Раздел 3. «Исследуем неживую природу» (10 ч.)

Тема: Вода - источник жизни (6 ч.)

29

Удивительные свойства воды.

20

Вода в жизни растений и животных.

21

Вода в моем доме и в природе.

22

Сколько стоит вода, почему ее надо экономить?

23

Практическая работа:  «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода в школе; способы ее экономии».

24

Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена».  

Тема: Воздушный океан (2 ч.)

25

Практическая работа: «Постановка опытов, выявляющих

свойства воздуха»

26

Воздух и здоровье человека. Значение влажной уборки и проветривания помещения.

Тема: Удивительный мир камня (1 ч.)

27

Многообразие горных пород и их свойства.

Тема: Почва (1 ч.)

28

Что такое почва? Как образуется почва. 

Раздел 4. Экологические катастрофы - беда нашей природы  (3 ч.)

29

Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

30

Круговорот веществ. Использование людьми круговорота для своих нужд. Природа не успевает перерабатывать мусор.

31

Практическая работа: ограждение муравейников.

Фотоконкурс  «Остановись, мгновение… Ты прекрасно!» (фотоснимки родного края).

Раздел 5. В здоровом теле - здоровый дух (2 ч.)

32

Что нужно для сохранения здоровья?

33

Солнце, воздух и вода -  закаливание организма  (подвижные игры на свежем воздухе).

34

Заключительное занятие «Жить - чтобы жить»  (обобщение и анализ работы)

Литература для учителя

  1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство "Ювента", 2005 г.
  3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, "Панорама", 2006 г.
  4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во "Дрофа", 2003г.
  5. "Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест", 2003 г.
  6. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  7. Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

Для учащихся:

  1.  Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2003 г.
  2.  Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 2005 г.
  3.  Тайны живой природы М. Росмэн 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов

Данная программа составлена с  учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа ...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...

Рабочая программа курса «Юный техник» внеурочная деятельность 5 класс

Рабочая программа курса «Юный техник» предназначена для обучающихся 5 классов.  Данный курс носит пропедевтический характер,  знакомит учащихся с основами физики, свойствами разл...

Рабочая программа «Юный генетик» по внеурочной деятельности 10 класс

Рабочая программа «Юный генетик» по внеурочной деятельности 10 класс...