Главные вкладки

    Рабочая программа по географии (5 класс) по теме:
    Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов

    В материалах представлена программа по внеурочной деятельности учащихся пятых классов. Большая часть часов выделена на экскурсионные поездки. Классные часы - подготовка учащихся к пониманию и осознанию экскурсионных поездокю

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №27

    с углубленным изучением отдельных предметов

    городского округа Самара

    Утверждаю

    Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара

    К.Е.Ловичко

    Приказ №         от  01.09.2013 г.

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    «Самарские краеведы»

                                                            Направление: географическое

                              Вид деятельности: проблемно-исследовательский

                                                          Возраст школьников: 5 классы 

                                                          Разработчик:

                                                  учитель географии высшей категории

                                                                                   Горбачева М.М.

    2013 год

    Пояснительная записка.

    В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного  общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

      Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

    Подготовка учащихся к олимпиадам и научным работам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность  жизнью своего города и его прошлого.  Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

      Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.  Средний школьный возраст  является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания  школьников - пятиклассников, является актуальной  в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята  программа «Краеведение».

            Нельзя недооценивать важность научиться подрастающему поколению чувствовать и осознавать себя детьми России – страны с тысячелетней историей, духовной культурой которой можно и должно гордиться.

    Уникальная, самобытная культура наших предков  осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Человек, изучающий краеведение, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко  всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать другим поколениям.     Внеурочная деятельность составлена на основе авторской программы «Фольклорный ансамбль «Берёзки» И.В.Бочковой.

    Цели  программы :

    • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
    • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарского края;
    • воспитание любви к природе родного края;
    • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

    Задачи программы:

    Образовательные

    1. формирование представлений о  краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

    2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах; культура и традиции народов Самарской области

    3. закрепление этих знаний на практике.

    Воспитательные

    1. формирование уважительного, бережного отношения к природному  наследию своего края, его геологической истории.

    2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

    3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

    4. совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.

    5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

    Развивающие

    1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

    2. развитие кругозора учащихся.

    3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

    Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

    • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5-ых классах
    • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
    • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей,  и их развитию;
    • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
    • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
    • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
    • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
    • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

    Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению  краеведения  обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

    Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.  

    Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. 

    Методы и приемы обучения:

    -     обобщающая беседа по изученному материалу;

    - работа с различными источниками;

     -  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

    - составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, презентации;

    -работа с ресурсами сети Интернет.

    - проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий

    Виды деятельности учащихся на уроке

    - ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;

    -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;

    -работа в сети Интернет.

    Предполагаемые результаты обучения

       Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

    Это предполагает:

    -освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

    -стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

       Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения курса  ученик должен:

    знать/понимать

      - краеведческие термины и понятия;

      - основные периоды истории Самарского края, Кинельского района;

      - даты ключевых событий;

      - знать выдающихся деятелей Самарского края.

    уметь

            - соотносить даты событий истории Поволжья с основными периодами отечественной истории;

      - рассказывать о важнейших событиях истории Поволжья и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия Самарской области;

      - показывать на плане и карте расположение г.Самары, г.Кинеля, с.Алакаевка, местных достопримечательностей;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

      - проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;

      - понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

      - высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историческо - культурном наследии народов Поволжья;

    -извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

    Названия разделов

     и тем

    Общее количество часов

    Часы аудитор-ных занятий

    Часы внеауди-

    торных активных занятий

    Содержание занятий

    Форма проведения занятия

    Природа Самарской области

    Самара- красивейший город Поволжья

    Природа Самарского края. Особенности климата, рельефа,   растительного и животного мира.

    Многообразие растений и животных Самарской области. Редкие, лекарственные, ядовитые растения.

    Жигулёвский заповедник  жемчужина Поволжья  Национальный парк Самарская Лука. Красная книга Поволжья.

    Волга великая река России.

    Поэты и писатели о Волге и Самаре.

    10ч

     

    Знать: особенности г. о.Самара 

    Уметь: вести наблюдения

    Знать: особенности климата, рельефа Самарской облости

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: многообразие растений и животных Самарской области.

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: особенности природы  Самарской области. Заповедник и национальный парк Самарская Лука

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: поэтов и писателей Самарского края

    Уметь: творчески преподносить  произведения

    Экскурсия

    №1 (по паркам и скверам Самары)

    Конкурс презентаций

    Самостоятельная работа по группам

    Экскурсия

    №2 (с. Ширяево. Штольни, Верблюд-гора, Жигулевские ворота)

    Поисковые исследования

    Конкурс видеофрагментов

    2.

    Я живу в Самаре

    История возникновения Самары от крепости до наших дней.

    Административное деление г. Самары.

    Красноглинский район: история и культура

    Самара многонациональная

    Культура и быт народов Самарского края  

    Я родился в Самаре. Традиции самарских семей.

    Известные самарцы: П. Алабин.

    9 ч

    Знать: историю возникновения. Герб, флаг Самары

    Знать:  историю возникновения крепости Самара, города Самара, Самарской области

    административное деление на округа и районы города Самары

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать:  основные улицы и архитектурные памятники Красноглинского района

    Уметь: вести наблюдения

    Знать: традиции своей семьи

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: известных самарцев

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Лекция, беседа. экскурсии, презентации

    Работа в группах. Подготовка презентаций

    Экскурсия

    №3(Обзорная по району0

    Выступление творческих групп

    Конференция

    Экскурсия №4 (Посещение музея П. Алабина)

    3.

    История региона

    Легенды и были седых Жигулей.

    Стенька Разин и Казачья вольница

    Самара купеческая. Особенности культуры и быта Купцы меценаты.

    Наш край в начале XX века

    Самара в годы ВОВ. Запасная столица

     

    Знать: как отображается история Самарского края в былях и легендах

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: историю Самарской земли в XVII веке

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: знать историю Самары в XVIII-XIX веках

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: историю города в начале

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: историю города Самара во время ВОВ

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Конференция

    Экскурсия№5 (по местам Стеньки Разина)

     Электронный отчет творческих групп

    Урок-путешествие

    Беседа

    4

    Самара культурная

    столица региона

    Крупные музеи Самары

    Основные театры Самары

    Дома культуры и бибилиотеки Самары

    Урок обобщения и повторения

    Знать: Театр Драмы им. Горького, театр Оперы  и  Балета, театр кукол, ТЮЗ, СМАРТ, альтернативные театры. Художественный музей, Краеведческий музей, Зоологический музей

    Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

    Знать: репертуар Самарских театров

    Экскурсия№ 6 (Обзорная экскурсия по музеям)

    Экскурсия№ 7

    Зкскурсия №9

    Работа по группам (Составление кластера )

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

    1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с.

    2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 80с.

    3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 1986. 232 с., илл.

    4. В,В,Воронин, В,А,Гавриленкова. … Самара -Учебникпо географии Самарской области -изд.Просвещение 2010г – 335с.

    5.. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 1992. -108с.

    6. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. – 156с., илл.

    7. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство, 1991. 171 с.

    8. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г.Кинель, п.Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с.

    9. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с.

    10. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183с.

    11. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.

    12.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. -  Куйбышев: Книжное издательство, 1988.

    13.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.

    14. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство, 1985.

    15. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.

    16. Сайт «Самарский краевед». Научно-популярный сайт об истории Самарского края.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"

    Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых  классов  общеобразовател...

    Урок-викторина по информатике для учащихся 5-ых классов "Умники и умницы"

    Данный урок рекомендуется проводить на предметной неделе информатики и ИКТ в 5 классах....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

    Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"

    Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...

    Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6-7 классов "Математический калейдоскоп"

    Программа интеллектуального практикума «Математический  калейдоскоп" предназначена для учащихся 6-7-х  классов, проявляющих интерес к математике, и при   этом не об...

    Конспект урока по баскетболу для учащихся 5-ых классов

    План - конспект урока по баскетболу на тему: "Стойка и передвижение баскетболиста. Остановка прыжком", представлен в кратком изложении....