Рабочая программа по экологии. 8 класс.
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по экологии. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81

Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

__________/ Ермакова Т.В./

протокол № ___ от

«_____» ___________2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Макарова Т.В./

«_____»___________2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ средняя

общеобразовательная школа№81

___________/Кнутов А.Н./

«_____»_______________2014г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета   ЭКОЛОГИЯ

Класс                                                         8

Уровень общего образования            базовый

Учитель                                                  Ермакова Татьяна Владимировна

 Количество часов по учебному плану всего     34 часа, в неделю 1 час

Срок реализации программы, учебный год 2014 – 2015 учебный год

Планирование составлено на основе: Программа:  Природоведение. Экология. Биология. Сборник программ Основы экологии 8  класс

Вентана – Граф Москва 2010г. И.М.Швец Экология человека Человек в экосистеме    Допущено Мо и науки РФ

Учебник: М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина     Экология человека  Москва   Вентана-Граф  2010г.

Рекомендовано Министерством образования Российской  Федерации

Рабочую программу составила _________________/Ермакова Т.В./

2014 год

Структура рабочей программы

  • Титульный лист                                                                                                                                                                стр.1
  • Содержание                                                                                                                                                                      стр.2
  • Пояснительная записка                                                                                                                                                    стр.3-4
  • Учебно-тематический план                                                                                                                                             стр.5
  • Содержание рабочей программы                                                                                                                                    стр.6-8
  • Календарно – тематическое планирование                                                                                                                    стр.9-14
  • Требования к уровню подготовки обучающихся                                                                                                          стр.15
  • Нормы оценки знаний, умений и навыков  (критерии оценивания уровня подготовки обучающихся)                 стр.16-21
  • Ресурсное обеспечение программы                                                                                                                                стр.22

        

     

2

Пояснительная записка

Экология человека Человек в экосистеме 8 класс

Настоящая программа составлена по экологии для 8 класса и разработана на основе

  • Региональный базисный учебный план образовательных учреждений Нижегородской области, утвержденный приказом Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 г. №57;
  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №81»;
  • «Положение о структуре, порядке разработки и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ№81, реализующего образовательные программы общего образования», утвержденного на педсовете №14 от 29.08.2013г.
  • Программа:  Природоведение. Экология. Биология  Сборник программ Основы экологии 8  класс

             Вентана – Граф Москва 2010г.

             И.М.Швец  Экология человека Человек в экосистеме

             Допущено Мо и науки РФ

  • Оценка качества подготовки выпускников начальной,…. основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ)

Программа составлена на основе уч. программы для общеобразовательных учреждений

В первом полугодии учащиеся изучают экологию человека. Эта программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей среды. Программа рассчитана на учащихся , знакомых с иерархической и структурной организацией органического мира.

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Программа рассчитана на 1 ч в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье».

3

Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя

Во втором полугодии учащиеся изучают введение в ландшафтную экологию. Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности в них процессов.

4

Учебно - тематический план

        

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Всего

часов

по программе

В том числе на

Проверочные

работы

уроки

Лабораторно-

практические

работы,

экскурсии

1.

Введение. Предмет и современное понимание науки экологии человека

1

1

2.

Дифференциация вида человек

4

4

3.

Человек и окружающая среда

4

4

4.

Вода и здоровье человека

2

2

1

5.

Почва и здоровье человека

2

2

6.

Воздух и здоровье человека

3

3

1

1

7.

Биотические факторы и их влияние на человека

7

7

3

8.

Человек и социальные факторы

4

4

9.

Человек и культура

2

2

1

10.

Реакция человека на факторы окружающей среды

2

2

1

11.

Резерв

3

3

итого

34

34

6

2

5

Содержание рабочей программы экология 8 класс

Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

Тема 1. Внутривидовая дифференциация человека (4 ч)

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные био-психо-социальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н. Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы. Представления Л. Н. Гумилева об этносах.

Основные понятия: внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы).

Тема 2. Человек и окружающая среда (4 ч)

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды — здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения. Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека.

Основные понятия: адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи.

Тема 3. Вода и здоровье человека (2 ч)

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье. Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

Основные понятия: вода как экологический фактор; физиологические,

экологические и санитарно-гигиенические потребности человека.

Лабораторная работа. Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения. (Определяют цвет, прозрачность, запах, наличие механических примесей и РН воды, взятой из разных источников водоснабжения: водопровода, колодца, артезианских скважин.)

Тема 4. Почва и здоровье человека (2 ч)

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявления вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

6

Основные понятия: геохимические характеристики ландшафта, почвенные микроэлементы, биологически дискомфортные территории.

Тема 5. Воздух и здоровье человека (3 ч)

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека.

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Основные понятия: основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация.

Лабораторная работа. Измерение шумового и радиоактивного фона в школе, (С помощью шумометра и радиометра определяют шумовой и радиационный фон соответственно в разное время и в разных местах образовательного учреждения и прилегающей к нему территории.)

Тема 6. Биотические факторы и их влияние на человека (7 ч)

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом. Лекарственные растения. Растительность и ионизация воздуха. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха (противошумовой, противопыле-вой факторы и т. д.). Эстетическое, психо-физическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Значение животных в снабжении человека питательными веществами, энергией. Животные — хранители и переносчики инфекционных заболеваний. Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком. Эстетическое, психо-физическое и санитарно-гигиеническое значение животных для человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Бактериально-вирусное сообщество с человеком. Трофическая, ферментативная, иммунорегулируюшая роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. Подражание, общение и взаимопонимание.

Природа конфликтов. Совместная деятельность. Деловые и личные отношения. Антипатии и симпатии.

Основные понятия: взаимодействие растений и человека, взаимодействие животных и человека, взаимодействие микроорганизмов и человека, трофическая роль, иммунорегулируюшая роль, болезнетворная роль.

Лабораторные работы. Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая. (Вырабатывается умение правильно приготовить лекарственный настой и фиточай. Используются аптечные заготовки сырья — шиповник, календула и пр.)

Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений. (С помощью снятия пыли лентой-скотчем с листьев комнатных растений определяют степень запыленности различных помещений образовательного учреждения.)

Практическое занятие. Игра «Напиши «биографию» любого школьного предмета». (Составляя «биографию» любого школьного предмета, учащиеся определяют значение данного предмета для построения отношений людей друг с другом.)

7

Тема 7. Человек и социальные факторы (4 ч)

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информациюнно-потребносткая теория поведения человека П. К. Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

Основные понятия: социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, здоровый образ жизни.

Тема 8. Человек и культура (2 ч)

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека.

Основные понятия: познание окружающего мира, преобразование окружающего мира, материальная культура человека, духовная культура человека.

Тема 9. Реакции человека на факторы окружающей среды (2ч)

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Основные понятия: нормы реакции, стресс-реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз.

Практическая работа. Определение индивидуальных биоритмов. (Определяются ритмы работоспособности в течение дня, рабочей недели для каждого учащегося.)

8

Календарно-тематическое планирование 8 класс экология

         

№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические, лабораторные, экскурсии

Оборудование,

наглядность

Дата проведения

план

факт

1.

Введение. Предмет и современное понимание науки экологии человека.

Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье

2.

Типы внутривидовой дифференциации.

Комбини-

рованный

Внутривидовая дифференциация: нации, народности, этносы

Описывать основные типы внутривидовой дифференциации

3.

Биопсихосоциальная природа человека.

Комбини-

рованный

Биологическая, психологическая, социальная характеристика человека

Знать основные направления изучения человека по Н.Ф.Реймерсу

4.

Характеристика основных адаптивных типов человека.

Комбини-

рованный

Адаптивный потенциал человека

Описывать основные адаптивные типы человека

5.

Представления об этносах.

Комбини-

рованный

Нации, народности, этносы

Знать  основные положения представлений Л.Н.Гумилева об этносах

6.

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды.

Комбини-

рованный

Природные ритмы, слабые и сильные экологические связи

7.

Резервы здоровья человека.

Комбини-

рованный

Резервы

Описывать основные резервы здоровья человека

Таблица

8.

Основные абиотические экологические факторы.

Комбини-

рованный

Факторы среды: биотические, абиотические

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека

Таблица

9.

Климат и здоровье человека.

Комбини-

рованный

Климатические факторы

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека: климатические условия

10.

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье.

Л.р. №1 «Сравнительный анализ проб из разных источников водоснабжения»

Урок

комплек-

сного

приме

нения

знаний

Загрязнители, физиологические, экологические, санитарно-гигиенические потребности человека

Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне

Л.р. №1 «Сравнительный анализ проб из разных источников водоснабжения»

Лабораторное оборудование

11.

Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

Комбини-

рованный

Вода как экологический фактор

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека: вода

12.

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях.

Комбини-

рованный

Геохимические характеристики ландшафта

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека: ландшафт

Набор открыток

13.

Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека.

Комбини-

рованный

Биологически дискомфортные территории

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека

14.

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье человека.

Комбини-

рованный

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека: состояние воздушной среды

15.

Шум и здоровье человека.

Сам.раб. по теме «Абиотические факторы и их влияние на человека»

Шум, вибрация

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека: шум

Презентация

16

Радиация как экологический фактор.

Л.р. №2 «Измерение шумового и радиоактивного фона в школе»

Урок

комплек-

сного

приме

нения

знаний

Радиация

Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека: радиация

Л.р. №2 «Измерение шумового и радиоактивного фона в школе»

Лабораторное оборудование

17.

Биотические факторы и их влияние на человека.

Л.Р. №3 «Приготовление травяного и лекарственного настоя и фиточая»

Урок

комплек-

сного

приме

нения

знаний

Взаимодействие человека и растений, фиточай, настой

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека: биологические факторы

Л.Р. №3 «Приготовление травяного и лекарственного настоя и фиточая»

Лабораторное оборудование

18.

Растительность и ионизация воздуха.

Л.р. №4 «Определение запыленности воздуха с помощью комнатных растений»

Загрязнители, ионизация

Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека: значение растений

Лабораторное оборудование

19.

Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека.

Комбини-

рованный

Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека: значение животных

Презентация

20

Этическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение животных.

Комбини-

рованный

Взаимодействие животных и человека

Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека: значение животных

Таблица

21.

Человек как среда обитания микроорганизмов.

Комбини-

рованный

Микроорганизмы

Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне

Таблица

22.

Роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека.

Комбини-

рованный

Бактериально-вирусное сообщество с человеком

Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека: значение микроорганизмов

23.

Многообразие отношений между людьми.

П.р. №1игра «Напиши биографию школьного предмета»

Урок

комплек-

сного

приме

нения

знаний

Подражание, общение, конфликты, антипатии, симпатии

Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека

П.р. №1игра «Напиши биографию школьного предмета»

Инструктивные карточки

24.

Социализация человека. Социальные роли.

Комбини-

рованный

Социальные роли, эгоизм, альтруизм, коллективизм

Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека

25.

Антиобщественные поступки.

Комбини-

рованный

Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека

26.

Вредные привычки.

Комбини-

рованный

Вредные привычки, информационно-побребностная теория поведения человека П.К.Симонова

Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек

27.

Здоровый образ жизни.

Комбини-

рованный

Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек

Таблица

28.

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира.

Комбини-

рованный

Познавание окружающего мира

Уметь организовывать и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой

29.

Материальная и духовная культура человека.

Пров.р. по теме «Биотические факторы и их влияние на человека»

Материальная культура, духовная культура

Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека

30.

Нормы реакции. Стресс.

Комбини-

рованный

Стресс-реакции

31.

Биоритмы. П.Р. №2 «Определение индивидуальных биоритмов»

Урок

комплек-

сного

приме

нения

знаний

Биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз

П.Р. №2 «Определение индивидуальных биоритмов»

Инструктивные карточки

14

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

• об основных условиях сохранения здоровья;

• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

• о необходимости участия в охране окружающей среды. В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

• оценивать состояние здоровья;

• находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

• соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

• применять способы закаливания и ухода за кожей;

• уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

• проводить наблюдения и самонаблюдения.

15

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по экологии.

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

1. Знания всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

16

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

17

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

18

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

19

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т. д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

20

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётам и являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктационные ошибки.

21

Учебно-методическое обеспечение

Основы экологических знаний (учебное пособие по экологии) Ю.С. Чуйков, «Интерпресс»

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся  9 класса  общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

Учебники:

1. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс.

   М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лунина. Учебное пособие для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством  образования РФ. М.: Издательский центр «Вентана-Граф». 2009. – 144 с. ил.

2. Введение в ландшафтную экологию.

    Н.А. Чумаченко. Учебное пособие. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006. – 80 с.        

        

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...