Экологические основы природопользования
методическая разработка по экологии на тему

Тюрнева Антонина Алексеевна

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности СПО, группы 7 (151031) «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования» (химическая и нефтяная промышленность).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АНГАРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор _________ С.Г.Кудрявцева

«____»_____________2013г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Промышленная экология

Ангарск, 2013 г.

ДЦК естественно - научного  цикла

Протокол № _____

Председатель _Иванова М.Н.

«___»___________2014 год..

Разработала:

Тюрнева А. А. преподаватель истории ОГАОУ СПО «Ангарский индустриальный техникум», на основании примерной основной профессиональной образовательной программы учебной дисциплины «Биология» по специальности СПО (организация-разработчик ФГАУ «ФИРО»)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности СПО, группы 7 (151031) «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования» (химическая и нефтяная промышленность).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ОП.13. Промышленная экология.

Студент должен знать:

- общие закономерности производственных процессов;

- экологическую стратегию и политику развития производства;

- развитие экологически чистого производства :комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов, создание замкнутых производственных циклов, замкнутых систем промышленного водоснабжения;

- разработка технологических процессов с учетом рационального природопользования, экологической безопасности;

- основные промышленные методы очистки отходящих газов и сточных вод, технологические схемы очистки и применяемое оборудование;

- основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления, методы захоронения и ликвидации опасных промышленных отходов.

Студент должен уметь:

- разрабатывать исходные данные для проектирования установок и технологических линий экологической защиты;

- осуществлять научно-техническое сопровождение процессов организации систем экологической защиты ( проектирование, строительство установок и технологических линий);

- разрабатывать комплексные программы экологической защиты.

1.4. Студент должен обладать общими компетенциями

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способа ее достижения.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в производственной деятельности.

ОК 8. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результаты выполнения заданий.

ОК 9. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 50 часов;

самостоятельной работы студентов 24 часа;

практической работы студентов 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

контрольная работа

2

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

 В том числе:

 Консультации

 Самостоятельное составление задач и их решение              

 Составление ответов на контрольные вопросы                      

 Работа с учебником , конспектом . Подготовка к тестированию по темам .                      

 Подготовка к устным и письменным опросам , контрольным работам .                    

 Повторная работа над учебным материалом   и составление на его основе таблиц для систематизации учебного материала.        

             

3

4

5

5

4

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Промышленная экология»

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала практическая и самостоятельная работа

Объем часов

Типы и форма урока

Вид контроля

Домашнее задание

Уровень усвоения

Раздел 1. Антропогенные воздействия на биосферу.

8

Введение

ОК 1,2,3,4,5,6

1-2

Введение

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальная, фронтальная.

Проработка лекции

1

Тема 1.1.Основные виды антропогенных воздействий на биосферу.

3-4

Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. Загрязнение атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.

2

Лекция с элементами беседы

Групповая

Гл. 12 № 1-3

2

5

Антропогенные воздействия на гидросферу. Экологические последствия загрязнение гидросферы.

1

Смешанный

Групповая, индивидуальная

Гл. 13 № 1, 4

2

6-7

Антропогенные воздействия на литосферу. Воздействие на почву. Воздействие на горные породы и их массивы. Воздействия на недра.

2

Ознакомление с новым материалом

Фронтальная

Гл. 14 № 2, 4,7

2

8

Экстремальные воздействия на биосферу. Воздействие оружия массового уничтожения. Стихийные бедствия.

1

Лекция

Индивидуальная

Гл. 15 № 3-6

2

9

Контрольная работа по разделу « Антропогенные воздействия на биосферу».

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная, групповая

Раздел 2.

Экологическая защита и охрана окружающей среды.

3

Тема 2.1

Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования

10

Основные принципы природопользования

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальная

Гл. 20  № 1, 2

1

11

Инженерная экологическая защита. Основные направления инженерной защиты.

1

Лекция

Групповая

Гл. 21 № 1, 5

2

12

Нормирование качества окружающей среды. Защита атмосферы, гидросферы и литосферы

1

Дидактическая игра

Групповая

Гл. 21 № 6-9

2

Раздел 3. Промышленная экология.

12

2

Тема 3.1

Общие сведения о промышленной экологии.

13

Общие сведения о промышленной экологии. Экологизация технологий. Малоотходные технологии.

1

Лекция

Парная

1.1-1.2 № 1-3

2

14

Промышленные выбросы. Основные методы очистки газовых выбросов. Замкнутые газооборотные циклы.

1

Совершенствование знаний, умений и навыков

Групповая, индивидуальная

1.4-1.5 № 1,6

2

15

Твердые отходы. Использование и переработка крупнотоннажных промышленных отходов.

1

Урок дискуссия

Групповая

1.9 -1.10 № 1

2

Тема 3.2

Методы и приборы измерения и контроля загрязненных веществ.

16-17

Общие сведения. Сведения по метрологии.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальная, групповая

2.1 №2, 4

2

18

Приборы 1-го и 2-го уровня

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальная

2.2

2

19

Приборы 3-го уровня

1

Семинар

Фронтальная

2.3

2

Тема 3.3

Мониторинг загрязнения окружающей среды

20

Мониторинг антропогенных изменений в окружающей среде. Уровни ИГСЭМ. Общие сведения о методах атмосферного воздуха.

1

Дискуссия

Групповая

Стр. 91 № 3 3.1-3.2

2

21-22

Природоохранное законодательство. Понятие и система экологического права в России. Источники экологического права.

2

Урок совершенствования знаний, умений И навыков

Индивидуальная

3.4

2

23

Эколого-правовая ответственность. Закон РФ  « Об экологической экспертизе». Закон РФ « Об радиационной безопасности».

1

Лекция

Фронтальная

3.5

2

24-25

Закон РФ « Об отходах производства». Закон РФ « Об особо охраняемых природных территориях».

2

Лекция

Групповая

3.6

2

26

Контрольная работа по курсу «Основы промышленной экологии».

1

Контрольно - обобщающий

Индивидуальная. Тест.

Проработка лекций

Практические работы

1

Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов производственной деятельности для атмосферы.

2

3

2

Выбор методов, технологий и аппаратов утилизации газовых отходов

2

3

3

Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности для литосферы.

2

2

4

Выбор методов ,технологий и аппаратов для утилизации стоков

2

2

5

Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности для литосферы

2

2

6

Выбор методов, технологий и аппаратов для утилизации твердых отходов

2

2

7

Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности для растительного и животного мира

2

3

8

Анализ методов переработки промышленных отходов

2

2

9

Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф

2

2

10

Анализ экологического законодательства Р.Ф.

2

2

11

Оценка состояния окружающей среды на предложенном производственном объекте

2

2

12

Составление экологического паспорта предприятия

2

3

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

1

Пищевые ресурсы человечества

1

2

2

Водные ресурсы

1

2

3

Минеральные ресурсы

1

2

4

Развитие альтернативных источников энергии

1

2

5-7

Составление терминов и определений по разделам : 1,2,3

3

2

8-10

Составление сообщений и подготовка выступлений по разделам: 1, 2, 3.

3

2

11

Парниковый эффект

1

2

12

Кислотные дожди

1

2

13

Разрушение озонового слоя

1

2

14

Радиационное загрязнение

1

2

15

Тепловое загрязнение атмосферы

1

2

16

Шумовое загрязнение атмосферы

1

2

17

Вода и ее свойства

1

2

18

Роль воды в жизни человечества. Проблема запасов чистой воды

1

2

19

Загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами

1

2

20

Мировой океан

1

2

21-22

Проработка конспектов занятий

2

2

23-24

Составление сообщений и подготовка выступлений

2

2

25

Защита сообщений, проектов

1

3

Для характеристики уровня учебного материала используются следующие обозначения:

– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) ;

– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблем).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного кабинета естественных дисциплин

Оборудование учебного кабинета естественных дисциплин:

  • посадочные места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • экран ЖК;
  • демонстрационный стол;
  • комплект учебно-методических пособий по биологии и экологии.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Общая биология . Учебник.  В.М. Константинов ,А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. Издательский центр « Академия» М., 2010 г.
  2. .А.Н. Голицын. Учебник. Основы промышленной экологии. М, Академия 2004
  3. Страхова Н.А., Омельченко Е.В., Экология и природопользование. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.     - М., 2006.
  2. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2008
  3. В.И. Коробочкин  Л.В .Передельский . Экология. Феникс,2006.


4.    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

тестирование,

практические занятия, индивидуальные творческие задания.

Знания:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем.

Анализ результатов тестирования, индивидуальные творческие задания.

-  задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые мероприятия на территории Р.Ф.

Анализ результатов  тестирования.

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

Анализ результатов тестирования.,

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производства;

Индивидуальные творческие задания.

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Анализ результатов тестирования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование по экологическим основам природопользования в 10 классе

Структура рабочей программы по экологическим основам природопользования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение восп...

Элективный курс "Экологические основы природопользования"(гуманитарно-экономический профиль)

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся гуманитарно-экономического профиля.       Цель курса – становление личностных убежде...

Учебное пособие. Сборник для элективного курса "Экологические основы природопользования"

К своей авторской программе элективного курса "Экологические основы природопользования"  мной разработан сборник лекций, которым могут пользоваться  учащиеся. Не нужно тратить время на уроке...

Методические рекомендации по подготовке к зачету по УД Экологические основы природопользования

Изучение  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" завершается  зачетом. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарски...

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.

Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...