информационный час "Вести природы"
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Григорова Ирина Павловна

Цель: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.

Задачи:

Образовательные:

-   формирование  понятия  об экологии как науке, представлений об основных  

     направлениях и   задачах  экологии, основных  экологических законах на примере взаимоотношений организмов в Горелом  лесу;

Воспитательные:   Воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Развивающие:

  -    развитие  умений  выявлять признаки приспособленности организмов к     влиянию   экологических факторов.

 Форма проведения занятия: комбинированная

Формы  обучения:

       беседа

       игра в загадки

       сказка

       мультимедиа презентация

Методы обучения:

      Объяснительно-иллюстративный

      Репродуктивный

      Метод проблемного изложения нового материала

Организация деятельности обучающихся:

       Групповая

       фронтальная

     

Оборудование:

- презентация с изображением Горелого леса весной  и его обитателей, звуки природы.

- ПК, мультимедиапроектор.,

- Памятки  «Правила поведения в природе»

 - Плакаты с экологическими законами .

 

Подготовка мероприятия проходила в несколько этапов:

  1. Планирование.
  2. Сбор  информационного материала.
  3. Работа с классами.
  4. Подготовка компьютерной презентации.
  5. Музыкальное сопровождение.
  6. Оформление сцены.
  7. Репетиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesti_prirody_informatsionnyy_chas.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_povedenie_v_prirode.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат»

       

Вести природы

Информационный час

                                                          Воспитатель 8а класса

                                                    Овчинникова И.П.

                                         Курск -  2015

Цель: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой

Задачи:

Образовательные:

-   формирование  понятия  об экологии как науке, представлений об основных  

     направлениях и   задачах  экологии, основных  экологических законах на примере взаимоотношений организмов в Горелом  лесу;

Воспитательные:   Воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Развивающие: 

  -    развитие  умений  выявлять признаки приспособленности организмов к     влиянию   экологических факторов.

 Форма проведения занятия: комбинированная

 Формы  обучения:

       беседа

       игра в загадки

       сказка

       мультимедиа презентация

Методы обучения:

      Объяснительно-иллюстративный

      Репродуктивный

      Метод проблемного изложения нового материала

Организация деятельности обучающихся:

       Групповая

       фронтальная

Тип занятияпервичное изучение материала         

Оборудование:

- презентация с изображением Горелого леса и его обитателей, звуки природы.

- ПК, мультимедиапроектор.,

- Листовки «Правила поведения в природе»

            

Список литературы:

1.    Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: Лениздат; изд-во «Союз», 2010. – 78 с., ил. – (Серия «Азбука развлечений)

 

2.    Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология вокруг нас (беседы со старшеклассниками Башкортостана), Уфа: Гилем.2009.220с.

 

3.    Экология. - Смоленск: Русич,2010.- 128с. (Школьная энциклопедия).

 

4.    Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для учителей. – 3-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2008.- 128 с.: ил.

I. Организационный момент.

       Ученица 8Б класса  Агибалова Аня читает стихотворение Леонида Медведева «Станция Клюква»:

Когда закрылись семафоры

На магистрали юг – Москва

Остановился поезд скорый

У малой станции Клюква.

Умолк, запутавшись в деревьях,

Колес вагонных перестук,

Как в приснопамятной деревне,

Настала тишина вокруг.

Свободно ветви поразбросив,

Тесня перронные столбы,

На фоне ясноствольных сосен

Заглавно высились дубы.

И пассажиры побросали

Дела дорожные свои.

Стояли. Слушали. Дышали.

А соловьи…А соловьи!..

Старушка, дрогнувшие губы,

Парнишке молвит:

«Поспеши

Сорвать на память листик дуба

Мне на дорогу, для души».

Той остановки малой радость

 Не умещается в слова.

Лес. Соловьи. Покой и благость.

Россия. Станция Клюква…

1Ведущий: Здравствуйте, ребята! Гармоничное, многоликое, красивое творение природы – лес! Почти четверть всей поверхности земной суши – три миллиарда гектаров – такую площадь занимают все леса Земного шара.

                Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой невозможна жизнь на планете. 

                       Деревья очищают воздух, на них растут плоды и орехи, лес дает нам древесину, в жаркий день дает прохладу. В лесах обитают разные животные.

        В течение года 1 га леса отфильтровывает до 50—70 т пыли. Также, лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и эстетическое значение. Установлено, что даже непродолжительное (несколько часов) пребывание человека в лесу повышает тонус, поднимает настроение и улучшает функции высшей нервной деятельности.

          2 Ведущий: Леса делают нашу планету зеленой.   Сегодня я хочу совершить с вами несколько шагов в экологию. Кто знает, что это такое?  (Ответы детей)  Действительно, это  наука, изучающая нашу зеленую планету.

              Если сегодня мы пойдем на экскурсию в наш весенний лес,  он встретит нас пробуждающимися первоцветами:

(Показ слайдов):

  • Подснежник
  • Пролеска сибирская
  • Мать-и-мачеха
  • Сон-трава
  • Ветреница лютичная
  • Хохлатка
  • Гусиный лук
  • Ландыши

И др, (Показ слайдов):

Возвращаются перелетные птицы:

Самые первые вестники весны, кто они? (Ответы детей) 

Загадки:

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

 Безошибочно по звездам

Путь находит к старым гнездам.

И в колониях галдеж.

Ничего не разберешь

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный …. (грач)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (скворец)

(Показ слайдов):

   1Ведущий:  С прилетом домой птицы ремонтируют старые гнезда, строят новые. Откладывают яйца и выводят птенцов.

      И вот мы уже слышим:

  • Славку черноголовую
  • Зяблика
  • Пеночку-теньковку
  • Дрозда
  • Кукушку
  • Зарянку
  • И, конечно же, соловья!

Почему стали возможными такие изменения в жизни птиц? (Ответы детей)       С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.  (Показ слайдов).

   Звери тоже встречают весну обновлением:

  • Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи.
  • Звери линяют.
  • У многих  животных  рождаются детёныши

Вот мы и совершили небольшую экскурсию по весеннему лесу, изучая его.

2Ведущий: Наш Клюквинский лес – частичка легких планеты, состоящий из  древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных в своём развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Это наш дом, ведь наша школа окружена лесом.

        Таким образом,   наука о доме, о  природе,  изучающая взаимоотношения между организмами и окружающей средой, называется…(ответы детей)

.            Ведь природа – это и есть наш большой общий дом.

              Мы привыкли, что дома у нас чисто, комфортно. И мы должны поддерживать чистоту и порядок в своем доме, где всё взаимосвязано.

           1Ведущий: А теперь  садитесь удобнее. Я расскажу вам сказку. (Музыкальное формление) Сказка «Жаба и орел»  Инсценировка  5б класса

           Говорит как-то орел жабе: «Жалобы на тебя, Жаба! Скользкая ты, мокрая! Да и голос у тебя противный!» Затуманились у жабы золотые глаза. Навернулись горькие слезы.

- Так вот! Помогаешь людям, помогаешь! Слизней и червей с их огорода собираешь, урожай им  сохраняешь, а они на тебя еще и палкой замахиваются!

- Противная ты,- говорит орел! Бородавки  от тебя появляются!

- Выдумки все это! Нет от меня людям никакого вреда!-  отвечала грустная жаба. И снова затуманились ее большие  золотые глаза!

Задумался старый орел. Но ничего не сказал  жабе, расправил тяжелые крылья и улетел.

Беседа:

1. Ребята, а как вы поступаете, если вам встретится лягушка или змея? (Убиваете, прогоняете) А как правильнее поступить? Не вмешиваться в их жизнь, не мешать им, и они не тронут вас.

2. Можно ли убивать жаб, пауков, змей и других противных, на наш взгляд, животных? (нет, все организмы взаимосвязаны!) Нельзя уничтожать животных только потому, что они нам не нравятся.

Вывод: Каждое животное имеет право на жизнь. Многие виды нуждаются в нашей заботе и охране.

    2Ведущий: Наука Экология, изучая взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой, вывела свои законы (вернее, ученый Бари Коммонэр): (демонстрация плакатов 6б)

--все связано со всем

- все должно кудо-то деваться

- ничто не дается даром

 - природа знает лучше

И когда нарушаются эти законы, возникают экологические проблемы.

   1Ведущий:   А теперь, давайте составим правила поведения в природе, чтобы было гармоничным взаимодействие человека и леса: (Ответы детей)

- Не разоряй гнезда птиц!

-Не разоряй муравейники!

- Не забирай из леса домой животных!

-Не рвите первоцветы и полевые цветы!

-Не ловите бабочек!

- Не шумите в лесу!

-Не мусорите в лесу!

- Не бей стекло в лесу!

- Не рань кору деревьев!

- Не портите несъедобные грибы!

 - Не обижай змей!

2Ведущий: Эти правила мы оформили на памятках для каждого из нас. Командиры классов могут подойти ко мне за экземплярами, их можно разместить в классном уголке.

  1 Ведущий:   22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

 День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе. Ведь ни леса, ни реки, ни озёра, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки, даже крупные порой не могут защитить себя.

2 Ведущий : Чем можете помочь вы, ребята?

  • Участие в озеленении населенных пунктов.
  • Уход за зелёными насаждениями
  • Защита природной среды.
  • Подкормка и спасение животных, попавших в беду.
  • Изготовление кормушек и домиков для птиц.
  • Борьба с мусором.
  • Экономь природные ресурсы – воду, электроэнергию!

Самые большие экологические проблемы на Земле – это опустынивание, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, глобальное потепление, уничтожение лесов. Человеку  необходимо менять свое отношение к окружающему миру!

1Ведущий: подвожу итог: Мы с вами  узнали много интересного, а заодно составили правила поведения в лесу, нашем зеленом доме.

Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету,
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.

Береги ты всё живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети – 
Должен быть порядок на планете.

Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

  • Не откладывайте подготовку к наблюдениям в природе.
  • Не собирайте грибы без ножа, не раскапывайте мох и почву вокруг найденных грибов. Это ведёт к уничтожению грибов. Грибы следует осторожно выкручивать из почвы. При сборе грибов вы должны очень хорошо знать ядовитые и остерегаться их.
  • Не ловите и не убивайте летучих мышей, как это делают некоторые ребята. Оберегайте их.
  • Не забывайте вешать осенью домики и утеплённые дуплянки для зимовки птиц. Бездомные птицы нередко погибают от морозов.
  • Осенью, во время стаения, птиц в некоторых местах собирается особенно много. Некоторые школьники убивают скворцов, грачей и других птиц. Останавливайте их и сами никогда не убивайте птиц и зверей.
  • Не считайте пустым занятием наблюдение за нашими оседлыми птицами. Не забывайте подкармливать птиц.
  • Не уничтожайте землероек. Помните, что землеройки помогают нам бороться с вредными насекомыми, мышами и полёвками.
  • Никогда не лазайте на деревья, у которых есть дупла. В них могут быть белки или летучие мыши. Подкармливайте белок. Они с удовольствием едят сухари, подсолнухи, семена липы.
  • Не забывайте главной задачи – работ по охране природы, даже в однодневных экскурсиях. Следует повсюду искать, а найдя, подробно записывать местоположение объектов природы, нуждающихся в охране.
  • Не забывайте зимой счищать снег с кормушек, а также подсыпать на них корм. С ветвей плодовых деревьев после сильных снегопадов надо отряхивать снег, чтобы он не поломал ветвей.
  • Не пропустите момента вскрытия рек. При этом следует быть очень осторожными и не бегать по тающему льду.
  • Не упускайте ни одного свободного дня для поездок и походов в природу в любое время года. Круглогодичные наблюдения самые интересные и ценные.
  • Не подходите близко к лосям. Это мирные животные, но когда они раздражены, могут оказаться опасными, в частности в конце зимы и весной.
  • Собирая коллекции и ведя наблюдения, не забывайте узнавать названия растений, насекомых, птиц, минералов и т.д.
  • Не топчите дорожки муравьёв при наблюдениях за ними, никогда не разоряйте муравейники.
  • Не упускайте сроков посадки деревьев и кустарников на территории школы, в общественных парках и в других местах, где вы будете принимать участие в озеленении.
  • Не распугивайте птиц с пришкольного участка. Наоборот, желательно привлекать их для борьбы с вредными насекомыми и личинками.
  • Не считайте, что дятлы приносят вред деревьям, когда пьют сок у берёзы. Они выпивают сока очень мало и отверстия делают крохотные, из которых сок быстро перестаёт сочиться. Можно считать, что деревьям это не вредит.
  • Не ломайте цветущие кустарники. Для букетов достаточно срезать ножом аккуратно 1-2 веточки. Подумайте о том, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она через 2-3 дня завянет. Букет же из малого количества веток в вазе выглядит красивее.
  • Не ходите в маршруты без туристской подготовки. Необходимо предварительно познакомиться с маршрутом, выяснить особенности и трудности пути, хорошо подготовиться.
  • Не ломайте молодых деревцов даже на палаточные колышки или для шалаша. Можно собирать для палаток, шалашей, костров сухостой. Для подстилки в палатки необходимы еловые ветки; их можно безболезненно срезать у больших елей с самого низа и не более 1-2 с одного дерева, тогда это не принесёт вреда дереву.
  • Не забывайте, насколько вредны майские жуки и их личинки. Беспощадно уничтожайте их повсюду, как одних из самых злостных вредителей культурных растений и лесов.
  • Не убивайте ужей. Помните, что это безопасные, не ядовитые змеи, и, более того, они очень полезны человеку тем, что уничтожают много мышей, вредных насекомых, слизней и т.д.  Не обижайте также ящериц, лягушек и жаб. Все они полезны человеку. Не смешивайте со змеями безногую ящерицу веретенницу, не убивайте её.
  • Если ты нашёл птичье гнездо, не спугивай птицу, если она там есть. Никогда не собирайте коллекции из яиц, чтобы не мешать размножаться полезным птицам. Не трогайте дупел, там могут оказаться гнёзда птиц. Птицу можно напрасно спугнуть, и она забросит своё гнездо. В некоторых дуплах могут жить пчёлы, шершни или даже змеи, от которых можно пострадать.
  • Не считайте кукушку вредной птицей и не позволяйте убивать её. Она полезна тем, что уничтожает громадное количество вредных насекомых и в том числе мохнатых гусениц, которых почти не едят другие птицы.
  • Не считайте всех хищных птиц вредными для человека. На самом деле все эти птицы полезны человеку, так как истребляют множество различных видов мышей.
  • Нельзя быть неосторожными с птицами, насиживающими яйца и кормящими птенцов и кормящими птенцов. Необходимо всегда помнить, что время, проводимое в гнезде, для птиц, как для высиживающей самки, так и для птенцов, самое опасное в их жизни, т.к. в это время они особенно беззащитны.
  • Не порти ножом или топором кору деревьев. Это наносит большой вред дереву. Рассказывайте об этом своим товарищам и останавливайте их.
  • Не путайте жилые норы с заброшенными. Вы будете напрасно спугивать животное, ошибочно считая нору пустой и, наоборот, будете терять время на наблюдение за зверем, которого там нет. Обратите внимание, что нежилая нора обычно зарастает травой, не имеет тропинки из примятой травы, лаз отличается разрушенными стенками.
  • Не забывайте и не ленитесь собирать образцы горных пород и минералов для ваших школьных коллекций.
  • Не бросайте работу по охране природы. Привлекайте всё новых товарищей к этому делу. Помните, как много вы можете сделать полезного для природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Информационная карта по физике. 12 класс. Природа света.Скорость света.

Краткое изложение темы "Природа света. Скорость света."  в 12 классе в вечерней школе .Использованы материалы Интернета....

Статья "Информационно-коммуникативные технологии как инструмент представления и изучения различных процессов в природе и обществе"

Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. ...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Воспитательное мероприятие - информационная беседа со слайд презентацией ко Всемирному Дню воды « Вода - краса природы ».

   В ходе беседы и показа презентации обучающиеся приобретут новые знания о значении воды в нашей жизни, которые научат понимать ценность воды для жизни на Земле и необходимости береж...