рабочая программа Экология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
рабочая программа по экологии на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа дисциплины Экология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

колледж малого бизнеса № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: «ЭКОЛОГИЯ»

для специальности    080501 Менеджмент (по отраслям)

Москва 2010

Одобрено                                        Составлена в соответствии

предметной цикловой                   с Государственными

комиссией                                      требованиями к минимуму

Протокол № ______                      содержания и уровню

от «____» ________                       подготовки выпускника

Председатель                                 по специальности

_________________

                                  Заместитель директора

                         по учебной работе

                         ________________

                                    «____» _________ 2010 г

Автор: Ахломова С.А                       - преподаватель КМБ № 4

Рецензенты ____________________________________________

_______________________________________________________

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания к уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения и  для всех типов и видов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой дисциплины «Экология», утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Современный этап развития человечества – это эпоха экологического кризиса, когда обостряются противоречия между природой и человеком. Знание экологических закономерностей становится необходимым для всей деятельности человека, а экологическое образование и воспитание молодежи приобретает статус социального заказа общества педагогической науке и практике.

Курс «Экология» синтезирует данные различных отраслей биологии, географии, физики, химии, истории, обеспечивая закрепление межпредметных связей и, таким образом, занимает важное место в системе обучения студентов.

Рабочей программой предусмотрено овладение студентами научными основами экологии, изучение взаимосвязей живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а также экологических основ природопользования.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и обеспечивающих устойчивое, самоподдерживающее равновесие в биосфере, определяющее возможность сохранения жизни на Земле.

В первом разделе – «Основы экологии» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, механизмы, обеспечивающие устойчивость популяций и экологических систем разных типов.

Второй раздел называется «Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда». При изучении этого раздела студенты знакомятся с экологическими проблемами современного города, с особенностями городской среды обитания и возможностями адаптации человека к ней.

Третий раздел – «Рациональное природопользование» посвящен изучению экологических закономерностей основ рационального природопользования и охраны природы. Этот раздел ориентирует студентов на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую сохранению природных ресурсов.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен ориентироваться на эти понятия:

  1. среда и адаптация к ней организмов;
  2. популяции;
  3. экосистемы;
  4. биосфера;
  5. социальная и прикладная экология;
  6. место и роль человека в окружающем мире;
  7. основные экологические проблемы современного мира;
  8. возможные пути решения экологических проблем.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (из них 6 – практические занятия). Максимальная нагрузка на студента установлена в размере 46 часов.

Рабочая программа предусматривает организацию внеаудиторной самостоятельной работы в количестве 12 часов. Краткое содержание, форма отчетности планируемой внеаудиторной самостоятельной работы даны в разделе 4 рабочей программы.

Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности и выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.

Текущий контроль усвоения студентом материала предусматривается в форме проведения и приемки (защиты) отчетных работ, устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в разделе 7 рабочей программы.

Аттестация студентов по завершению изучения курса «Экология» установлена в форме контрольной работы.

2. Тематический план учебной дисциплины

«Экология».

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Максима-льная нагрузка студентов

Количество  часов

Самостоя-тельная работа студентов

Аудитор-ные  занятия

Практи-ческие занятия

Раздел 1

Основы экологии.

27

17

4

6

Тема 1

Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.

1

1

-

-

Тема 2

Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания.

3

1

2

-

Тема 3

Наземно-воздушная среда. Атмосфера.

3

2

-

1

Тема 4

Водная среда. Вода в природе.

4

2

-

2

Тема 5

Почва как среда обитания.

4

2

-

2

Тема 6

Популяции, их струк-тура и экологические характеристики.

2

2

-

-

Тема 7

Структура и типы экосистем.

4

2

2

-

Тема 8

Взаимоотношения организмов в экосис-темах. Экологическое равновесие.

1

1

-

-

Тема 9

Автотрофные экосистемы. Агро-экосистемы и их загрязнение.

3

2

-

1

Тема10

Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере.

2

2

-

-

Раздел 2

Городские и промыш-ленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда.  

12

6

2

4

Тема 11

Особенности городских экосистем. Экологические проблемы современного города.

8

2

2

4

Тема 12

Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.

2

2

-

-

Тема 13

Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов.

2

2

-

-

Раздел 3

Рациональное природопользование.

7

5

-

2

Тема 14

Научные основы и принципы рациона-льного природополь-зования. Перспективы энергетики, ресурсы Мирового Океана.

3

2

-

1

Тема 15

Охрана окружающей среды. Экологический мониторинг. Правовые и социальные аспекты экологии.

4

3

-

1

Итого:

46

28

6

12

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки

В результате изучения темы студенты должны:

знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, законы Барри Комонера; методы экологических исследований;

уметь: определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.

История взаимодействия человека и природы; актуальность экономических проблем в современном мире. Структура экологии и содержание этой современной науки.

Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.

Соответствие между организмами и средой их обитания

В результате изучения темы студенты должны:

знать: термины «факторы среды»; «условия существования организмов»; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; параллельную и конвергентную эволюцию;

уметь: определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.

Определение среды обитания; четыре основных среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факторов; положения эволюционной теории Ч.Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды

Практическое занятие

    Определение концентрации углекислого газа в аудитории.

Тема 3. Наземно-воздушная среда. Атмосфера.

В результате изучения темы студенты должны:

знать: строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температуру терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы; патологии в световосприятии; смог классический и фотохимический;

уметь: приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту, уметь создавать искусственный микроклимат.

Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и температурный режим – важнейшие факторы наземно-воздушной среды; световые и температурные адаптации; загрязнения наземно-воздушной среды.

Тема 4. Водная среда. Вода в природе

В результате изучения темы студенты должны:

знать: виды и формы воды; запасы пресной воды; источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде; бытовые методы очистки воды; источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные;

уметь: пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов – нет ли «заморов», «цветения воды»; составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды.

Распределение воды в гидросфере; свойства водной среды обитания; вода как компонент внутренней среды организмов; водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности пополнения; загрязнения водоемов и пути их охраны.

Тема 5. Почва как среда обитания

В результате изучения темы студенты должны:

знать: определение почвы, ее состав, воздушный и водный режим; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере; почвообразование и самоочищение почвы; возбудители инфекционных заболеваний, передающихся через почву и их уничтожение в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы;

уметь: предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранения листового опада в парках, садах, на городских газонах.

В.В. Докучаев о почве; почва – богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; антропогенные загрязнения почв; значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживание отходов.

Тема 6. Популяции, их структура и экологические

          характеристики

В результате изучения темы студенты должны:

знать: об отношениях организмов в популяциях: понятие популяций, их демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе;

уметь: использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях; рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме.

Экологическое определение популяций; пространственная, половая и возрастная структура популяций; важнейшие демографические характеристики популяций; колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон.

Тема 7. Структура и типы экосистем

В результате изучения темы студенты должны:

знать: определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем;

уметь: изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушение равновесия в экосистемах и делать прогнозы состояния экосистем.

Экосистемы – совокупность взаимодействующих организмов и условий среды; учение Сукачева В.Н. о биогеоценозе; размеры и границы экосистем; общие законы, поддерживающие равновесие различных частей сообщества; компоненты и состав экосистем; трофические цепи и группы; автотрофные и гетеротрофные экосистемы; смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов.

Практическое занятие

   Приспособленность организма к среде обитания.

Тема 8.  Взаимоотношения организмов в экосистемах.

          Экологическое равновесие

В результате изучения темы студенты должны:

знать: определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные, явление паразитизма;

уметь: определять, находится ли экосистема в равновесии, и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; определять, какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.

Принцип устойчивости экосистем – экологическое равновесие, последствие его нарушения; распределение организмов по экологическим нишам – условие сохранения равновесия в экосистемах; типы экологических взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, конкуренция (внутри - и межвидовая, хищничество, паразитизм).

Тема 9. Автотрофные экосистемы.

          Агроэкосистемы и их загрязнения

В результате изучения темы студенты должны:

знать: естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность; виды загрязнения в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнения;

уметь: устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии, составлять схему искусственной агроэкосистемы.

Виды естественных экосистем, их использование человеком; земельные ресурсы и продукты питания; агроэкосистемы и их компоненты; антропогенные загрязнения в агроэкосистемах и в сельскохозяйственной продукции; сущность и значение «зеленых революций».

Тема 10. Биосфера. Учение В.И.Вернадского о

биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере

В результате изучения темы студенты должны:

знать: о биосфере как глобальной экосистеме; о месте человека в экосистеме Земли; экологические связи человечества, современные отношения человека и природы; характер формирования биосферы и техносферы; совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы; учение В.И.Вернадского;

уметь: объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

Общие сведения о биосфере; В.И. Вернадский о биосфере; биологические циклы углерода, кислорода, азота, фосфора; глобальные проблемы биосферы; угроза парникового эффекта, разрушение озонового слоя, аридизация суши, истощение природных ресурсов.

Раздел 2. ГОРОДСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Тема 11. Особенности городских экосистем. Экологические проблемы современного города

В результате изучения темы студенты должны:

знать: прогнозы численности населения Земли; тенденции в изменении соотношения городского и сельского населения; состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов;

уметь: пользоваться справочной и учебной литературой для сравнения уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК, ПДВ; выявлять по информационным показателям «группы риска» в отдельных городах и микрорайонах.

Демографические проблемы и урбанизация; экологическая ситуация в городах; микроклимат города; состояние атмосферы в городе; меры борьбы с загрязнениями в городах; роль зеленых насаждений в городских экосистемах.

Практическое занятие

Снег – индикатор чистоты воздуха.

Тема 12. Влияние шума, электромагнитного излучения

           и радиации на организм человека

В результате изучения темы студенты должны:

знать:  влияние шумового загрязнения городской среды на здоровье человека, меры борьбы с шумовыми воздействиями; действие радиоактивных частиц на живые клетки и ткани, роль иммунной системы в адаптивных возможностях человека; вещества-радиопротекторы, отрицательное воздействие электромагнитных полей на человека (естественного геомагнитного поля и искусственных электромагнитных полей от различных источников излучения);

уметь: определять источники излучений и их потенциальную опасность, оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы облучения от радиоактивных веществ; применять средства защиты и лечения при облучении.

Проблемы шума в городах, радиация и иммунитет; электромагнитное загрязнение, виды электромагнитных полей; магнитные бури, нарушения в организме человека и животных при действии ЭМП; меры защиты от ЭМП.

Тема 13. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные

биологические ритмы организмов

В результате изучения темы студенты должны:

знать: основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям; виды и типы биоритмов; роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов; причины и последствия нарушения биоритмов; связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ; зависимость сопротивляемости организма человека и некоторых заболеваний от нарушения биоритмов;

уметь: учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течение дня, приеме некоторых лекарственных препаратов; строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов.

Внутренние и внешние ритмы организмов; работы А.Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливно-отливные ритмы; задачи хронобиологии и хрономедицины; ритмы работоспособности.

Раздел 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема 14. Научные основы и принципы рационального

природопользования. Перспективы энергетики, ресурсы Мирового океана

В результате изучения темы студенты должны:

знать: современный смысл термина «природопользование»; исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли; масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы; источники дополнительных ресурсов для жителей Земли; дополнительные источники энергии;

уметь: применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы; соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности; определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий.

Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов; правила рационального природопользования; задачи социальной экологии; пути предотвращения истощения ресурсов: безотходные технологии и использование альтернативных источников энергии: энергии солнца, ветра, приливов-отливов, геотермальной энергии.

Тема 15. Охрана окружающей среды. Экологический

          Мониторинг. Правовые и социальные аспекты экологии

В результате изучения темы студенты должны:

знать: каким образом должна быть организована охрана природы; почему необходимо охранять те или иные виды животных, растений, территории; структуру и назначение Красной книги; заповедники, заказники, национальные парки, их назначение; природные богатства Мирового океана и возможности их использования; богатства лесов и их значение в биосфере;

об экологических кризисах, научно обоснованных мерах их предотвращения; схемы безотходных производств; об экономии энергии и разработке новых источников энергии; об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио-де-Жанейро, 1992г.); об экологизации образования; о праве на здоровую жизненную среду; о «Белой книге»; экологически чистых производствах и технологиях;

уметь: определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и охотничье-промысловых животных; соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах и парках, заповедниках;

разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.

Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете; сведения о Красной книге и внесенных в нее представителях животного и растительного мира; особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки; охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана; охрана и рациональное использование лесов, экологический мониторинг.

     История Российского природоохранного законодательства; экологическое право; основные направления современной государственной экологической политики; обеспечение экологических законов.

Контрольная работа.


4 Планируемая самостоятельная работа студентов.

     №

раздела

Название задания

Часы,

планируемые

на самостоя-

тельную работу.

Форма

отчетности

     1

1.Загрязнение наземно–воздушной

среды.

1

Доклад.

     1

2.Пути преодоления дефицита

пресной воды.

1

Сообщение.

     1

3.Пути охраны водных ресурсов.

1

Конспект.

     1

4. «Парниковый эффект».

1

Доклад.

     1

5.Аридизация суши.

1

Сообщение.

     1

6.Агроэкосистемы будущего без

 химии: фантазия или реальность.

1

Доклад.

     2

7.Экологическая ситуация в моем

городе.

1

Доклад.

     

     2

8.Кто хозяин на нашей земле?

(Исторический анализ прошлого и

современности.

1

Доклад..

     2

9.Как решить проблему мусора?

1

Доклад.

     2

10.Инженерные находки – на

службу экологии.

1

Сообщение.

     3

11.Нетрадиционные источники

энергии.

1

Доклад.

     3

12.Международные организации в

области охраны окружающей

среды.

1

Конспект.

Итого:

12


5. Перечень отчетных работ.

Практическое занятие №1

«Определение концентрации углекислого газа в аудитории».

Практическое занятие №2

«Приспособленность организма к среде обитания».

Практическое занятие №3

«Снег – индикатор чистоты воздуха».

6. Критерии оценки выполнения студентом отчётных работ.

       Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при вычислениях, грамотного текста, наличия выводов и т. д.

       Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при вычислениях, не повлиявших на общий результат работы и т. д.

       Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т. д.

       Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, работа выполнена крайне небрежно и т. д.

Оценка ответов студентов.

       Оценка 5 ставится в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; строит ответ по собственному плану, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу экологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

       Оценка 4 ставится, если ответ студента удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом усвоенным при изучении других предметов; если студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

       Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении курса химии, не препятствуюшие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

       Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.

       Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

       Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

       Оценка 3 ставится, если студент правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.

       Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

7 Контрольные вопросы по материалам  разделов.

        

РАЗДЕЛ 1. Основы экологии.

  1. Что означает термин "экология"?
  2. Что является основным объектом экологии?  
  3. Напишите развернутый и обоснованный ответ на вопрос:

   «Почему экологию следует считать важнейшей наукой XX

    и XXI веков?»

  1. Какие изменения в природу вносила хозяйственная деятельность человека в ходе его исторического развития?
  2. Приведите примеры того, к каким последствиям в наше время привело неограниченное наступление человека на природу.    
  3. Каковы причины сложной, а кое-где и тяжелой экологической обстановки в России?
  4. Кто и когда сформулировал основные положения, ориентирующие людей на рациональное природопользование, на принципах которого должны строиться взаимоотношения человека и природы?
  5. Сформулируйте первый закон Барри Коммонера. Опишите один из своих примеров проявления этого закона.
  6. Какой закон Барри Коммонера призывает людей думать об уменьшении количества отходов и об их захоронении?
  7. Сформулируйте третий закон Барри Коммонера, приведите несколько своих примеров, подтверждающих этот закон.
  8. Какой закон Барри Коммонера должен удерживать людей от безумного или необдуманного "покорения" природы? Приведите примеры того, что происходит в природе, если человек вмешивается в ее жизнь, не учитывая экологических закономерностей.
  9. Назовите три крупных раздела экологической науки.
  10. Пользуясь учебником или справочно-научной литературой, дайте краткую характеристику и определение различных отраслей экологической науки, выделив главный объект или метод изучения каждой из них:

   а)биосферная экология;

б)сельскохозяйственная экология;

в)математическая экология;

г)экология морей.

  1. Пользуясь учебником или справочно-научной литературой, дайте краткую характеристику и определение различных отраслей экологической науки, выделив главный объект или метод изучения каждой из них:

а)лесная экология;

б)промышленная экология;

в)химическая экология;

г)экономическая экология.

  1. Пользуясь учебником или справочно-научной литературой, дайте краткую характеристику и определение различных отраслей экологической науки, выделив главный объект или метод изучения каждой из них:

а)экология тундр;

б)городская экология;

в)медицинская экология;

 г)юридическая экология.

  1. Приведите примеры применения следующих методов исследования в экологии: а)полевых наблюдений;

б)методов физического и химического анализа.

  1. Приведите примеры применения следующих методов исследования в экологии: а)фенологических наблюдений;

б)картографических методов.

  1. Приведите примеры применения следующих методов исследования в экологии: а)метеорологических наблюдений;

б) математических методов.

  1. Чем можно объяснить разнообразие животного и растительного мира на нашей планете? Приведите примеры биоразнообразия.
  2. Дайте определение среды обитания. Какой смысл вкладывается в это понятие?
  3. Какие основные среды обитания освоили организмы на нашей планете?
  4. Почему один и тот же элемент среды для разных организмов может иметь разное значение? Приведите примеры.
  5. Что называется экологическими факторами?
  6. На какие группы подразделяются факторы среды?
  7. Приведите примеры постоянно действующих и переменных факторов среды.
  8. Сформулируйте четыре основные закономерности действия факторов среды.
  9. Объясните на примерах, что такое закон оптимума (оптимального действия) факторов среды.
  10. Как Вы понимаете неоднозначность действия факторов на разные функции организма? Поясните примерами.
  11. Приведите примеры взаимного действия нескольких факторов.
  12. В каком случае фактор среды становится ограничивающим? Поясните на примерах.
  13. Как называются приспособительные реакции организмов на изменяющиеся факторы среды?
  14. Что объясняла теория Ч. Дарвина в развитии жизни на Земле?
  15. Сформулируйте и объясните положение теории Ч. Дарвина об изменчивости организмов.
  16. Объясните положение о наследственной передаче признаков.
  17. Объясните положение теории Ч. Дарвина о естественном отборе.
  18. Как сформулировано в теории Ч. Дарвина положение о распространенности видов?
  19. Чего достигли организмы в результате своей эволюции? Приведите примеры.
  20. Какой эволюционный путь называют конвергентной эволюцией?
  21. Объясните на примерах, что такое параллельная эволюция, и дайте ее определение.
  22. Какие  оболочки  Земли  относятся   к  наземно-воздушной среде?
  23. Состав и слоистое строение атмосферы.
  24. В каких оболочках Земли формируется климат?
  25. Какие   факторы   действуют   на   организмы   в   наземно-воздушной среде?
  26. Световой режим как фактор наземно-воздушной среды.
  27. Действие различных волн светового спектра на живые организмы.
  28. Свет как фактор жизни растений. Реакция фотосинтеза.
  29. На какие группы подразделяются живые организмы по способу использования энергии?
  30. Что такое адаптация?
  31. Виды адаптации растений к световому режиму.
  32. Свет как условие жизни животных.
  33. Температурный режим в наземно-воздушной среде. Оптимальные и экстремальные температуры.
  34. Адаптация к низким температурам.
  35. Как называют организмы, адаптированные к высоким температурам?
  36. Какие живые структуры должны сохраняться в период анабиоза?
  37. Каким образом растения спасаются от перегрева?
  38. Виды и примеры терморегуляции у животных
  39. Какой фактор вызывает самые значительные загрязнения атмосферы в последнее время?
  40. Виды загрязнения атмосферы.
  41. Что такое смог?
  42. Чем   отличается   смог   "фотохимический"   от   "классического"?
  43. Водная среда обитания. Вода в природе.

Какие воды составляют гидросферу Земли?

  1. Пути перемещения и скорость водообмена.
  2. Где сосредоточены запасы доступной и недоступной пресной воды?
  3. Состав и значение микроэлементов, растворенных в воде.
  4. Содержание воды в различных организмах и последствия обезвоживания.
  5. Факторы водной среды обитания.
  6. Кислородный режим как фактор водной среды.
  7. Круговорот воды.
  8. Как и сколько воды использует человек?
  9. Является ли вода неисчерпаемым ресурсом?
  10. Источники пополнения воды.
  11. Качество воды - составляющая экологического здоровья человека.
  12. Загрязнения Мирового океана.
  13. Загрязнения пресных водоемов.
  14. Методы очистки воды.
  15. Почва как среда обитания.
  16. Дайте определение почвы по В.В. Докучаеву.
  17. Почему почва является благоприятной средой обитания для

множества организмов?

  1. Какие организмы обитают в почве?
  2. Что такое эрозия почв?
  3. Гигиеническое значение почвы.
  4. Что такое популяция?

Поясните конкретными примерами.

  1. Раскройте понятие "пространственная структура популяций".
  2. Какие вы знаете типы социальной организации популяций животных?
  3. Какие преимущества дает животным групповое использование ресурсов среды?
  4. Чем определяется изменение половой структуры популяций?
  5. Каково практическое значение демографических характеристик популяций?
  6. К каким последствиям приводит чрезмерное добывание промысловых животных или рыб?

Охарактеризуйте эти последствия.

  1. Какое значение имеет для популяций соблюдение максимально допустимой нормы отстрела животных?
  2. Соберите сведения о последствиях нарушения норм заготовки лекарственного сырья.
  3. Сделайте вывод о том, почему опасно нарушение стабильности популяций животных, растений, грибов и прочих организмов.
  4. Какие характеристики дают представление об общем числе особей в популяции?    
  5. Как   можно   подсчитать   плотность   популяции   жуков-жужелиц на лугу?
  6. Почему различают максимальную и экологическую рождаемость?
  7. Какое должно быть соотношение рождаемости и смертности особей в стабильной популяции?
  8. О чем свидетельствует увеличение показателя смертности в популяции?  
  9. Как выглядят и что отражают кривые выживания?
  10. Почему плотность популяции непостоянна и колеблется в разные годы?
  11. Какие популяции наиболее чувствительны к внешним воздействиям?

100.Объясните, как связаны кривые выживания с заботой о потомстве.

101.Приведите примеры 5-образной кривой роста численности популяций.

102.В каких случаях кривая роста численности популяций имеет параболообразный вид? Поясните на примерах.

103.Дайте   определение   экосистемы.   Перечислите   совокупность живых организмов на участке  сада, раскройте взаимодействие между различными частями этой экосистемы.

104.Пользуясь учебными пособиями, приведите примеры различных экосистем.

105.Перечислите совокупность живых организмов в пруду, раскройте взаимодействие между различными частями данной экосистемы.

106.Почему муравейник можно считать экосистемой? Охарактеризуйте связи обитателей муравейника с компонентами окружающей среды.

107.Какие процессы объединяют все экосистемы Земного шара? Как называется эта глобальная  экосистема?

108.По каким законам функционируют экосистемы? Поясните на примере одной из этих закономерностей.

109.В каких случаях экосистемы включают большое разнообразие видов живых организмов, а в каких - малое?

110.Какие компоненты природы являются обязательными для всякой экосистемы?

111.Заполните схему, вписав названия составляющих экосистему живых организмов:

112.Закончите фразу: «Все живые организмы по способу питания разделяются на: ..».

113.Какой способ питания типичен для продуцентов любой экосистемы?

114.Приведите примеры,  пользуясь литературой, фотоавтотрофов (использующих свет) и хемоавтотрофов.

115.Прочтите список организмов и объясните, почему каждый из них называется консументом:

       1) бобр, 2) волк, 3) клещ, 4) дафния, 5) бычий цепень, 6) гриб трутовик, 7) дождевой  

       червь, 8) кузнечик, 9) кома-риха.

116.Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет их к неспособности переваривать поедаемую траву?

117.Рассмотрите схему пищевой цепи.  Составьте пищевую цепь из названий конкретных организмов (2-3 примера).

118.Почему в любом биогеоценозе обязательно должны присутствовать и проявлять высокую степень жизнедеятельности  организмы,   перерабатывающие  детрит  (детрито-фаги)?

119.Завершите предложения правильными утверждениями:

а) «естественные  экосистемы  формируются   под  влиянием...»;

       б) «искусственные экосистемы создаются в процессе...».

120.Запишите варианты искусственных экосистем.

121.Может ли одна экосистема (биоценоз) замениться другой и как называется этот процесс?

122.Назовите внутренние факторы сукцессии.

123.Назовите внешние факторы сукцессии.

124.Определение экологического равновесия.

125. Какие изменения в экосистемах называют обратимыми?

126.Какие изменения в экосистемах называют необратимыми? Что такое экологическая ниша и каков ее биологический смысл?

127.Что такое дифференциация экологических ниш?

128.Прокомментируйте явление дифференциации экологических ниш на примере ярусности в лесу.

129.Назовите факторы, приводящие к разрушению экологического равновесия.

130.Каким образом в экосистемах поддерживается экологическое равновесие?

131.Приведите 4 примера нейтральных отношений.

132.Приведите 3-4 примера "нахлебничества".        

133.Приведите 3-4 примера "сотрапезничества".

134.Приведите 3-4 примера "квартирантства".

135.Явление симбиоза и его биологический смысл.

136.Приведите 3-4 примера мутуализма. Приведите 3-4 примера собственно симбиоза.

137.Дайте определение понятия "конкуренция".

138.Каковы последствия "конкуренции" у растений? У животных?

139.В каких условиях у растений (или животных) будет отсутствовать "конкуренция"?

140.Объясните (с примерами) различия между двумя видами"конкуренции".

141.Разъясните биологический смысл хищничества и взаимопомощи.

142.Приведите все отличия паразитизма от хищничества.

143.Назовите типы автотрофных естественных экосистем.

144.Охарактеризуйте экосистемы тундр, отметив их ценные свойства и недостатки.        

145.Охарактеризуйте экосистемы болот, в чем их ценность?

146.Почему агроэкосистемы, являясь искусственными, могут быть в то же время

        автотрофными? Приведите примеры.

147.Какие трофические группы организмов составляют агро-экосистему? Перечислите представителей каждой группы.

148.Каким образом поддерживается экологическое равновесие в агроэкосистемах?

149.Какие виды энергии необходимы для функционирования агроэкосистемы?

150.Какие системы использования земельных угодий известны вам?

151.Каковы современные экологические проблемы сельского хозяйства?

152.Отчего происходит загрязнение биопродукции нитратами?

153.Какие виды овощей накапливают нитратов больше, а какие - меньше?

154.В каких частях овощей накапливаются нитраты?

155.Перечислите виды загрязнения в агроэкосистемах.

156.Какими способами можно увеличить количество сельскохозяйственной продукции?

157.Что такое "зеленая революция?"

158.Основные черты первой "зеленой революции".

159.Положительные и отрицательные стороны первой "зеленой революции".

160.Разъясните положение: "Чтобы повысить продуктивность экосистем, люди стремятся уменьшить влияние лимитирующих факторов...".

161.Почему возникла необходимость второй "зеленой революции"?

162.Что характерно для второй "зеленой революции"?

163.Какие организмы и с какими свойствами могут быть созданы методами биотехнологии и генной инженерии?

164.Каковы прогнозы ученых относительно численности населения Земли?

165.Из каких показателей формируются представления о состоянии здоровья населения?

166.Что такое "группы риска"?

167.Что такое урбанизация?

168.Каковы тенденции возрастного состава населения Земли?

169.Дайте определение городским экосистемам.

170.Каким образом регулируется экологическое равновесие в городах?

171.Перечислите основные экологические проблемы современного города.

172.Какие вредные вещества присутствуют в городском воздухе?

173.Каковы различия между канцерогенными и мутагенными веществами?

174.Как человек в городе контролирует содержание вредных веществ?

175.Что такое ПДК и ПДВ?

176.Меры борьбы с загрязнением в городе.

177.Что характерно для микроклимата города?

178.Потребление воды горожанами.

179.Как решается проблема городского мусора?

180.Роль зеленых насаждений в городах.        I

181.Что такое фитонциды и их влияние на здоровье человека?

182.Зеленые насаждения и микроклимат города.

183.Является ли экологическая ситуация в городах неразрешимой проблемой?

184.Экологические проблемы вашего города (микрорайона).

       185.В чем измеряются уровни шума и каковы их  значения от различных

        источников?

186.Чем опасно постоянное действие шума на организм человека?

187.Каковы уровни шума в современных крупных городах?

188.Как уберечь здоровье от шумовых воздействий?

189.Какие физические воздействия (кроме шумовых) оказывает на человека городская среда?

190.Какие вы знаете виды рентгеновского излучения?

191.Механизм   действия   радиоактивных   атомов   на  живые структуры.

192.Что такое "свободные радикалы"?

193.Как действует радиация на иммунную систему?

194.Назовите основные типы клеток иммунной системы и схему иммунного ответа.

195.Какие клетки и ткани страдают в первую очередь при лучевой болезни?

196.Какие нарушения вызывают радиоактивные атомы, попавшие внутрь организма?

197.Как можно защитить организм от губительного действия радиации?

198.Что такое радиопротекторы? Приведите примеры.

199.Какие пищевые продукты являются хорошими радиопротекторами?

200.Какие виды электромагнитных полей вы знаете?

201.Что такое магнитные бури?

202.Действие магнитных бурь на организм человека.

203.Назовите   источники   искусственных   электромагнитных полей.

204.Как действуют ЭМП на все живое?

205.Перечислите меры защиты от электромагнитных полей.

206.Почему   большинство   биологических   процессов   имеет цикличный характер, т.е. чередование периодов активности и покоя?

207.Приведите примеры периодично повторяющихся процессов.

208.Какие ритмы мы называем внутренними?

209.Приведите примеры внутренних ритмов организмов.

210.С чем связано появление внешних ритмов у организмов?

211.Какие внешние воздействия формируют внешние ритмы организмов?

212.Исследования и открытия А.Л.Чижевского.

213.Какие ритмы и почему мы называем адаптивными?

214.Дайте определение биоритмам.

215.Приведите примеры (не меньше 5) суточных ритмов.

216.Возможны ли отклонения суточных ритмов?

217.Когда возникает десинхронизация ритмов и в чем она выражается?

218.Что такое "биологические часы"?

219.Приведите примеры приливно-отливных ритмов.

220.Приведите примеры годичных ритмов, объясняя их приспособительный характер.

221.Что такое фотопериодизм?

222.Что изучают хронобиология и хрономедицина?

223.Примеры действия лекарственных препаратов и других химических веществ в разных фазах биоритмов.

224.Как связана с биоритмами сопротивляемость организма внешним воздействиям?

225.Как зависят биоритмы от возраста?

226.Опишите ритмы работоспособности.

227.Запишите определение биосферы: "Биосфера - это...".

228.Какие оболочки Земли входят в состав биосферы?

229.Какой способ питания может быть у самых глубоководных обитателей водной части биосферы?

230.Каково, по мысли В.И.Вернадского, было участие живых организмов в формировании биосферы?

231.Чем обеспечивается возможность жизни в различных слоях биосферы?

232.Опишите цикл углерода в биосфере.

233.Что может способствовать нарушению равновесия в цикле 02 в биосфере?

234.Почему сокращение площади лесов и загрязнение океана приведут к значительному увеличению диоксида углерода в атмосфере?

235.Заполните пропуски в тексте необходимыми словами: "Азот - один из важных ... для жизнедеятельности организмов. Он необходим для синтеза... Атмосфера состоит в основном из ..., но он является... газом и поэтому недоступен большинству организмов".

236.Перечислите нарушения в круговороте азота, вызываемые деятельностью человека.

237.Какие организмы перерабатывают соединения азота в почве?

238.Заполните пропуски: "Фосфор из горных... попадает в... и усваивается растениями. По пищевым цепям он переходит в тела..., а после гибели растений и... фосфор возвращается в ..., но часть его... из почвы в реки и озера. Этот фосфор не возвращается в ... либо с помощью птиц, питающихся рыбой,... на сушу. Отток фосфора с суши в ... усиливается при распашке ... и сведении ...".

239.Назовите несколько важнейших (глобальных) проблем биосферы.

240.Условия возникновения и последствия "парникового эффекта" на Земле.

241.Какой фактор биосферы служит защитой от опасного воздействия коротковолнового излучения?

242.Охарактеризуйте разрушителей озонового слоя и предложите способы его спасения.

243.Допишите утверждение о влиянии человека на биосферу: "Сжигание органических веществ...".

244.Что такое аридизация и ее причины?

245.Объясните причины опустынивания.

246.Проблема исчерпаемости ресурсов.

247.В.И. Вернадский о ноосфере.

Раздел 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда.

  1. Прокомментируете, каковы прогнозы ученых относительно численности населения  Земли.
  2. Поясните, что такое урбанизация.
  3. Дайте определение  понятия городская экосистема и объясните, каким образом регулируются экологическое равновесие в городах.
  4. Перечислите основные экологические проблемы современного города.
  5. Назовите, какие  вредные вещества присутствуют в городском воздухе. Каковы различия между канцерогенными и мутагенными веществами?
  6. Охарактеризуйте микроклимат крупного города.
  7. Проанализируете, в чем состоит проблема обеспечения и потребления воды горожанами.
  8. Прокомментируйте  роль зеленых насаждений в  городе.
  9. Охарактеризуйте влияние шума на здоровье человека.
  10. Поясните, как уберечь здоровье от шумовых воздействий.
  11. Проанализируйте, как влияет радиоактивность на здоровье человека.
  12. Назовите, какие клетки и ткани страдают в первую очередь при лучевой болезни.
  13. Проанализируйте, как можно защитить организм от губительного действия радиации.
  14. Перечислите, какие продукты являются хорошими радиопротекторами.
  15. Объясните, каково влияние электромагнитных полей  на человека, назовите основные источники ЭМП.
  16. Перечислите меры защиты от электромагнитных полей.
  17. Обоснуйте правила безопасной работы на компьютере.
  18. Перечислите, какие бывают виды промышленных и бытовых отходов.
  19. Проанализируйте, как решается проблема городского мусора.
  20. Проанализируйте, почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, то есть чередование периодов активности и покоя.
  21. Приведете примеры повторяющихся процессов.
  22. Прокомментируйте, с чем связано появление внешних ритмов у организмов.
  23. Приведите примеры внутренних ритмов организмов.
  24. Объясните, как возникает десинхронизация ритмов и в чем она выражается.
  25. Назовите примеры приливно-отливных ритмов.
  26. Прокомментируйте примеры годичных ритмов, объясните их приспособительный характер.  

РАЗДЕЛ 3. Рациональное природопользование.

  1. Какой   смысл   вкладывается   в   термин   "природопользование"?
  2. Как можно классифицировать ресурсы Земли?
  3. Что мы относим к исчерпаемым ресурсам?
  4. Какие ресурсы считаются неисчерпаемыми?
  5. Почему природопользование должно быть рациональным?
  6. Назовите правила, по которым можно определить пределы устойчивости потребления ресурсов.
  7. Проблема отходов в развитых странах.
  8. Примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы.
  9. Каковы пути предотвращения истощения природных ресурсов?
  10. Что может дать дополнительные ресурсы жителям Земли?
  11. В каких направлениях должны осуществляться меры по обеспечению воспроизводства окружающей среды?
  12. Какие разделы должна включать социальная экология?
  13. Приведите примеры безотходных или малоотходных производственных технологий.
  14. Способно ли человечество обеспечить себя энергией? Каким образом?
  15. Перспективы развития АЭС.
  16. Назовите основные категории перспективной энергетики.
  17. Каким образом можно использовать энергию волн, ветра? Примеры.
  18. Каким   образом   можно   использовать   энергию   солнца? Примеры.
  19. Где и как используется геотермальная энергия?
  20. Экономическая целесообразность освоения новых источников энергии.
  21. Основной принцип рационального  природопользования. Поясните на примерах.
  22. На каких уровнях должна быть организована охрана живой природы?
  23. История создания Красной книги.
  24. Структура Красной книги.
  25. Почему опасно исчезновение отдельных видов животных и растений? Приведите примеры.
  26. Типы особо охраняемых территорий.
  27. Заповедники, их назначение. Примеры.
  28. Заказники, определение. Примеры.
  29. Что такое национальные парки? Примеры.
  30. Роль Мирового океана в мировом хозяйстве.
  31. Что мы называем Мировым океаном?
  32. Океан - кормилец человека.
  33. Океан - источник полезных ископаемых.
  34. Океан как источник энергии.
  35. Значение лесов для биосферы Земли.
  36. Влияние кислотных осадков на леса.
  37. Климатообразующее значение лесов.
  38. Принципы рационального использования лесов.
  39. Леса как источник лекарственного сырья.
  40. Рекреационное значение лесов.
  41. Проблема эффективности использования древесины
  42. Роль заповедников в охране лесов.
  43. Понятие об экологическом праве.
  44. Чем обеспечивается права граждан на благополучную окружающую среду?
  45. История российской природоохранного законодательства.
  46. Закон «Об охране окружающей среды» 1991 года.
  47. Конференция в Рио –де -Жанейро (1992 г.) Концепция устойчивого развития.
  48. Федеральные и целевые программы.
  49. Экологическое регулирование природопользования.
  50. Система наблюдений и контроля за загрязнением внешней среды – экологический мониторинг.  
  51. Виды мониторинга.
  52. Понятие о «группах риска».
  53. Биологический мониторинг.
  54. Биоиндикация.
  55. Растения – биоиндикаторы.
  56. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
  57. Понятие об экологической культуре как неотъемлемой части экологического образования и воспитания.
  58. Роль экологического образования и воспитания в жизни будущих поколений.
  59. Методы мониторинга.
  60. Современные представления о взаимодействии природы и общества, актуальность экологический знаний.
  61. Пути решения экологических проблем региона (района), включающие социальные задачи.
  62. Современные представления о месте человека в биосфере и эволюции биосферы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2008.

2. Хотунцев Ю.А. Экология и экологическая безопасность. – М.: Академия, 2005.

3. Петрусова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 1998.

4. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования. – М.:Оникс, 2005

5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.: Устойчивый мир, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...

Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...

рабочая программа Биология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине Биология...

рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине География...

рабочая программа Химия 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине Химия...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...