рабочая программа Биология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
рабочая программа по биологии на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа по дисциплине Биология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

колледж малого бизнеса № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: «БИОЛОГИЯ»

для специальности    080501 Менеджмент (по отраслям)

Москва 2010

Одобрено                                        Составлена в соответствии

предметной цикловой                   с Государственными

комиссией                                      требованиями к минимуму

Протокол № ______                      содержания и уровню

от «____» ________                       подготовки выпускника

Председатель                                 по специальности

_________________

                                  Заместитель директора

                         по учебной работе

                         ________________

                                    «____» _________ 2010 г

Автор: Ахломова С.А                       - преподаватель КМБ № 4

Рецензенты ____________________________________________

_______________________________________________________

1. Пояснительная записка

       Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания к уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения и для всех типов и видов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

       Рабочая программа разработана в соответствии  с примерной программой дисциплины «Биология», утвержденной Министерством образования России.

       Дальнейшее углубление и расширение знаний студентов по биологии осуществляется на основе преемственности развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, показывающих практическое применение биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования. Человек рассматривается как личность, выполняющая сложную роль в экосистемах.

       В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

- формы существования живой материи;

- основные свойства живого;

- элементный состав клетки;

- основные неорганические и органические соединения клетки и их роль в ее жизнедеятельности;

- особую роль белка в клетке;

- органоиды цитоплазмы и их функции;

- строение ядра и хромосом;

- этапы энергетического и пластического обмена;

- этапы фото- и хемосинтеза;

- этапы митотического цикла и митоза;

- основные положения клеточной теории Т. Шванна;

- строение вирусов и бактерий;

- формы и способы бесполого и полового размножения;

- строение и функции половых клеток;

- биологическое значение кроссинговера;

- оплодотворение у животных и растений;

- стадии эмбрионального периода развития;

- влияние среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие организма;

- биогенетический закон;

- учение о генах как элементах наследственной информации;

- основные положения теории наследственности;

- гибридологический метод;

- законы Г. Менделя, Т. Моргана;

- генетику пола;

- основные закономерности изменчивости;

- взаимодействие гена, белка, признака;

- взаимодействие генотипа, среды, фенотипа;

- основные методы селекции;

- значение гетерозиса и полиплоидии;

- понятия: сорт, порода;

- области использования методов селекции;

- основные положения теории Ч. Дарвина;

- формы борьбы за существование;

- формы естественного отбора;

- виды приспособленности организмов к окружающей среде;

- характеристика вида, популяции, их критерии;

- основные черты микроэволюции;

- суть процессов дивергенции, конвергенции, параллелизма;

- главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию;

- биологический прогресс и биологический регресс;

- доказательства эволюции органического мира;

- учение о биосфере, ее структуру и функции;

- биологический круговорот веществ в природе;

- абиотические, биотические и антропогенные факторы;

- биогеоценозы и их свойства;

- биоценозы, их смену и восстановление;

- природные ресурсы и их использование;

- последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Уметь:

- объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции;

- работать с микроскопом и изготовлять препараты;

- связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;

- самостоятельно изучать строение клетки;

- владеть терминологией темы;

- объяснить наследственную однородность потомства при бесполом размножении;

- доказать, что формы размножения и типы половых клеток – продукт эволюции;

- показать влияние вредных привычек на онтогенез;

- объяснять достижения медицины, микробиологии, сельского хозяйства, используя основные положения теории наследственности;

- решать генетические задачи;

- объяснять влияние внешних факторов на проявление признака;

- использовать полученные знания в опытнической работе;

- использовать навыки генетической терминологии;

- на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;

- раскрыть относительный характер целесообразности;

- объяснить, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса;

- объяснить возможности экологического образования новых популяций вида в результате дивергенции и естественного отбора;

- выявлять признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистемах;

- выявлять результаты воздействия человека на биогеоценозы и предвидеть их последствия;

- анализировать видовой состав биогеоценозов;

- объяснять рациональность конструкции машин и механизмов, используя их сходство с живыми организмами.

       Рабочая программа рассчитана на 78 часов. Максимальная нагрузка на студента установлена в объеме 102 часов.

       Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений рабочей программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических занятий в количестве 10 часов.      

       Рабочая программа предусматривает организацию внеаудиторной самостоятельной работы в количестве 24 часов. Краткое содержание, форма отчетности планируемой самостоятельной внеаудиторной работы даны в разделе 4 рабочей программы. Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности и выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.

       Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме проведения и приемки (защиты) отчетных работ, устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в разделе 7 рабочей программы.

       Аттестация студентов по завершению курса изучения биологии, установлена в форме контрольной работы.


2. Тематический план

учебной дисциплины «Биология»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов при очной форме обучения

Самостоя-тельная работа студентов

Макси-мальная нагрузка

Аудитор-ные занятия

Практи-ческие занятия

Раздел 1

Происхождение и развитие жизни на Земле.

7

6

-

1

Тема 1

Многообразие живого мира.

2

2

-

-

Тема 2

Различные взгляды на происхождение жизни на Земле.

5

4

-

1

Раздел 2

Учение о клетке.

22

14

2

6

Тема 3

Химическая организация клетки.

3

2

-

1

Тема 4

Строение и функции клетки.

9

6

2

1

Тема 5

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

5

4

-

1

Тема 6

Деление клетки.

5

2

-

3

Раздел 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

16

12

-

4

Тема 7

Формы размножения организмов.

8

6

-

2

Тема 8

Эмбриональное развитие животных.

3

2

-

1

Тема 9

Постэмбриональное развитие.

5

4

-

1

Раздел 4

Основы генетики и селекции.

24

12

4

8

Тема 10

Основные понятия генетики.

3

2

-

1

Тема 11

Основные закономерности наследственности.

10

6

2

2

Тема 12

Основные закономерности изменчивости.

6

2

2

2

Тема 13

Селекция растений, животных, микроорганизмов.

5

2

-

3

Раздел 5

Эволюционное учение.

21

14

4

3

Тема 14

Теория эволюции.

8

6

2

-

Тема 15

Микроэволюция.

5

2

2

1

Тема 16

Макроэволюция.

2

2

-

-

Тема 17

Развитие органического мира.

4

2

-

2

Тема 18

Человек.

2

2

-

-

Раздел 6

Взаимоотношения организма и среды.

12

10

-

2

Тема 19

Понятие о биосфере.

2

2

-

-

Тема 20

Основы экологии.

2

2

-

-

Тема 21

Биосфера и человек.

4

4

-

-

Тема 22

Бионика. Генная инженерия.

4

2

-

2

Итого

102

68

10

24

3. Содержание учебной дисциплины

«Биология»

Введение.

       Предмет и задачи общей биологии.

       Общая биология – дисциплина, которая изучает: основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; свойства живых организмов и основы их жизнедеятельности.

       Значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

       Биологические закономерности как основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, продуктивности сельского хозяйства и  здоровья человека.

       Многообразие биологических дисциплин и их связь с другими науками.

       Место и роль биологии в формировании научных предприятий о мире.

Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле.

Знать:  формы существования живой материи; основные свойства живого.

Уметь:  объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции.

Тема 1. Многообразие живого мира.

       Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого: особенности химического состава, обмен веществ, наследственность, изменчивость, рост и развитие, энергозависимость, дискретность, самовоспроизведение, ритмичность и др.

Тема 2. Различные взгляды на происхождение жизни на Земле.

       Теория биохимической эволюции. Основные положения. Гипотеза

А.И. Опарина, опыты С. Миллера и С. Фокса. Панспермия – гипотеза вечной жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, креационизм и др.

Раздел 2. Учение о клетке.

Знать:  элементный состав клетки; основные неорганические и органические соединения клетки и их роль в ее жизнедеятельности; особую роль белка в клетке; органоиды цитоплазмы и их функции; строение ядра и хромосом; этапы энергетического и пластического обмена; этапы фото- и хемосинтеза; этапы митотического цикла и митоза; основные положения клеточной теории Т. Шванна; строение вирусов и бактерий.

Уметь: работать с микроскопом и изготовлять препараты; связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

Тема 3. Химическая организация клетки.

       Макро- и микроэлементы клетки. Неорганические соединения: вода, соли. Их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки.

       Органические вещества. Белки, строение и функции. Ферменты. Углеводы и жиры – структурные элементы клетки и источники энергии. Нуклеиновые кислоты. ДНК – химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль. РНК, АТФ – структура, синтез, биологические функции. Роль белков-ферментов в синтезе ДНК и РНК.

Тема 4. Строение и функции клетки.

       Две формы клеточной организации живой материи. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка, биологическая роль. Разнообразие типов эукариотов. Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, пластиды, вакуоли, реснички, жгутики – строение и функции.

       Клеточные мембраны – строение и функции. Ядро клетки, строение. Хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе. Видовое постоянство кариотипа. Особенности строения клеток растений: клеточная стенка, пластиды, вакуоли.

Практическое занятие

       Изучение строения растительной и животной клетки.

Тема 5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

       Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа ее жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.

       Автотрофные и гетеротрофные организмы.

       Фотосинтез. Хемосинтез.

Тема 6. Деление клетки.

       Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Митоз. Цитокиноз. Амитоз. Клеточная теория строения организмов.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Знать:  формы и способы бесполого и полового размножения; строение и функции половых клеток; биологическое значение кроссинговера; оплодотворение у животных и растений; стадии эмбрионального периода развития; влияние среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие организма; биогенетический закон.

Уметь: объяснить наследственную однородность потомства при бесполом размножении; доказать, что формы размножения и типы половых клеток – продукт эволюции; показать влияние вредных привычек на онтогенез.

Тема 7. Формы размножения организмов.

       Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование, фрагментация. Образование половых клеток. Мейоз. Фазы мейотического деления. Кроссинговер. Особенности образования и строение мужских и женских половых клеток (гамет). Оплодотворение. Развитие половых клеток. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 8. Эмбриональное развитие животных.

       Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Понятие о зародышевых листах и их производных. Первичный органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений.

Тема 9. Постэмбриональное развитие.

       Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Регенерация. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека.  Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Знать:  учение о генах как элементах наследственной информации; основные положения теории наследственности; гибридологический метод; законы

Г. Менделя, Т. Моргана; генетику пола; основные закономерности изменчивости; взаимодействие гена, белка, признака; взаимодействие генотипа, среды, фенотипа; основные методы селекции; значение гетерозиса и полиплоидии; понятия: сорт, порода; области использования методов селекции.

Уметь: объяснять достижения медицины, микробиологии, сельского хозяйства, используя основные положения теории наследственности; решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать полученные знания в опытнической работе; использовать навыки генетической терминологии.

       Контрольная работа № 1.

Тема 10. Основные понятия генетики.

       Генетика – как о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомозиготные и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности.

Тема 11. Основные закономерности наследственности.

       Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистых гамет и его цитологическое обоснование. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Анализирующее скрещивание.

       Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Нарушение наследования в результате кроссинговера. Наследование признаков, сцепленных с полом.  Взаимодействие генов.

Практическое занятие

       Решение задач на моногибридное, ди- и полигибридное скрещивание.

Тема 12. Основные закономерности изменчивости.

       Генотипическая изменчивость – мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причины возникновения, классификация, степень частоты возникновения. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.

Практическое занятие

       Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Тема 13. Селекция растений, животных, микроорганизмов.

       Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И. Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор.

       Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Отдаленная гибридизация растений и домашних животных. Селекция микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей. Ее роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой и химической промышленности.

Раздел 5. Эволюционное учение.

Знать:  основные положения теории Ч. Дарвина; формы борьбы за существование; формы естественного отбора; виды приспособленности организмов к окружающей среде; характеристики вида, популяции, их критерии;  основные черты микроэволюции; суть процессов дивергенции, конвергенции, параллелизма; главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию; биологический прогресс и биологический регресс; доказательства эволюции органического мира.

Уметь: на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды; раскрыть относительный характер целесообразности;

 объяснить, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса; объяснить возможности экологического образования новых популяций вида в результате дивергенции и естественного отбора.

Тема 14. Теория эволюции.

       Искусственный отбор. Пути создания домашних пород животных  и сортов растений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность – результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Практическое занятие

       Приспособленность растений и животных к среде обитания.

Тема 15. Микроэволюция.

       Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция – важнейшее условие существования вида. Популяция – форма существования вида. Критерии вида. Понятия микро- и макроэволюции. Понятия: элементарный эволюционный материал, элементарная эволюционная единица элементарное эволюционное явление. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутаций. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена.

Практическое занятие

       Критерии и структура вида.

Тема 16. Макроэволюция.

       Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и пути его достижения.

       Биологический регресс (А.Н. Северцов). Систематические группы как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, органическая целесообразность.

Тема 17. Развитие органического мира.

       Доказательства эволюции органического мира. Подразделение истории земли на эры и периоды. Геологические и климатические изменения. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов – цианей. Появление гаплоидных организмов – микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. Появление эукариотов и разделение функций у первых колониальных многоклеточных организмов. Пути эволюции этих преобразований. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных. Эволюция животных о земноводных до современных млекопитающих.

Тема 18. Человек.

       Положение человека в системе животного мира. Приматы. Единство человеческих рас. Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и  социальные факторы совершенствования  человечества. Человек и экосистемы.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.

Знать:  учение о биосфере, ее структуру и функции; биологический круговорот веществ в природе; абиотические, биотические и антропогенные факторы; биогеоценозы и их свойства; биоценозы, их смену и восстановление; природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистемах; выявлять результаты воздействия человека на биогеоценозы и предвидеть их последствия; анализировать видовой состав биогеоценозов; объяснять рациональность конструкции машин и механизмов, используя их сходство с живыми организмами.

Тема 19. Понятие о биосфере.

       Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот углерода, азота, серы, фосфора и воды.

Тема 20. Основы экологии.

       Экология – наука о взаимоотношениях организмов, вводов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы. Сезонные изменения в живой природе. Климат и его влияние на организм. Анабиоз. Биотические факторы. Экологические системы: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Изменения в биогеоценозах. Цепи питания. Регуляция численности популяций. Взаимодействия в экосистемах: внутривидовые, межвидовые. Симбиоз и его формы.

Тема 21. Биосфера и человек.

       Труды В.И. Вернадского. Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз.

       Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды. Экологические комплексы. Памятники природы, биосферные заповедники. Мероприятия по охране окружающей среды: мониторинг, научные программы, форумы по запрещению испытаний ядерного, химического, бактериологического оружия.

Тема 22. Бионика. Генная инженерия.

       Задачи бионики.

       Формы жизни в природе и их промышленные аналоги – различного рода сооружения, машины, механизмы, проборы и др.

Контрольная работа № 2.                                                                                                                                                                                        


4. Планируемая  самостоятельная работа студентов.

темы

Название задания

Форма отчетности

2

1. Теории  происхождения жизни на Земле.

Сообщение

3

2. Функции белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Конспект

4

3. Строение органоидов клетки.

Составление таблицы

5

4. Фотосинтез.

Составление опорного конспекта

6

5. История открытия клетки.

Сообщение

6

6. Значение клеточной теории для биологии.

Сообщение

6

7. Биологическое значение митоза.

Конспект

7

8. Биологическое значение мейоза.

Конспект

7

9. Отличия митоза от мейоза.

Составление сравнительной характеристики

8

10. Влияние курения, алкоголя, химических воз-действий на эмбриональное развитие организма.

Сообщение

9

11. Влияние алкоголя и курения на постэмбриональное развитие организма.

Сообщение

10

12. Грегори Мендель – основоположник генетики.

Сообщение

11

13. Решение задач на моногибридное скрещивание.

Конспект

11

14. Решение задач на дигибридное скрещивание.

Конспект

12

15. Изменчивость, ее виды.

Составление схемы

12

16. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.

Сообщение

13

17. Биотехнология, генная инженерия.

Сообщение

13

18. Достижения современной селекции.

Сообщение

13

19. Работы В.И. Мичурина.

Сообщение

15

20.Работы С.С.Четверикова  и И.И.Шмальгаузена.

Сообщение

17

21. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных.

Сообщение

17

22. Эволюция животных от земноводных до современных покрытосеменных.

Сообщение

22

23. Научные программы, форумы по запрещению испытаний ядерного, химического, бактериологического оружия.

Сообщение

22

24. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Сообщение


5. Перечень отчетных работ.

Практическое занятие № 1

       Изучение строения растительной и животной клетки.

Практическое занятие № 2

       Решение задач на моногибридное, ди- и полигибридное скрещивание.

Практическое занятие № 3

       Построение вариационного ряда и  вариационной кривой.

Практическое занятие № 4

       Приспособленность растений и животных к среде обитания.

Практическое занятие № 5

       Критерии и структура вида.

6. Критерии оценки выполнения студентом отчётных работ.

       Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при составлении графиков, диаграмм, грамотного текста, наличия выводов и т. д.

       Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при  составлении графиков, диаграмм, не повлиявших на общий результат работы и т. д.

       Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т. д.

       Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, работа выполнена крайне небрежно и т. д.

Оценка ответов студентов.

       Оценка 5 ставится в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; строит ответ по собственному плану, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

       Оценка 4 ставится, если ответ студента удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

       Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

       Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

7. Контрольные вопросы по разделам.

Раздел №1 Происхождение и развитие жизни на Земле

1. Перечислите биологические полимеры, входящие в состав живых систем.

2. Какие уровни организации живой материи вы знаете?

3. Раскройте взаимосвязь различных уровней организации живой материи.

4. Из каких химических элементов состоят живые организмы?

5. Что такое самовоспроизведение живых организмов? Что лежит в его     основе?

6. В чем сущность онтогенеза и филогенеза?

7. Раскройте значение дискретности как принципа организации живых систем для поддержания их целостности.

8. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

9. Укажите условия, необходимые для абиогенного образования органических соединений.

10. Какими опытами можно доказать возможность абиогенного синтеза органических соединений?

11. В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?

12. Изложите теорию возникновения жизни Опарина.

13. Какой способ питания был у первых живых организмов?

14. Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло появление фотосинтеза?

15. Каким путем возникли многоклеточные организмы?

Раздел №2 Учение о клетке

1. Какие химические элементы входят в состав клетки?

2. Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическое значение.

3. В чем заключается биологическая роль воды и минеральных солей?

4. Какие органические вещества входят в состав клетки?

5. Какие функции белков вам известны?

6. Укажите функции углеводов?

7. Какие функции выполняют липиды? В каких клетках и тканях наиболее велико их количество?

8. Чем отличается строение молекул ДНК и РНК?

9. Какие виды РНК имеются в клетке?

10. Дайте определение ассимиляции.

11. Что такое генетический код? Сформулируйте основные свойства генетического кода.

12. Расскажите, как осуществляется синтез белка.

13. Что такое диссимиляция? Охарактеризуйте этапы диссимиляции.

14. Расскажите об энергетическом обмене на примере расщепления глюкозы.

15. Какие организмы называются автотрофными? На какие группы делятся автотрофные организмы?

16. Что такое органоиды клетки?

17. Какие организмы относятся к прокариотам?

18. Опишите строение бактериальной клетки.

19. Как размножаются бактерии?

20. Какими основными чертами строения характеризуются эукариотические5 клетки?

21. Что такое пиноцитоз и фагоцитоз?

22. Перечислите органоиды клетки и укажите их функции?

23. Что такое ядрышко?

24. Как осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой?

25. Что такое хроматин?

26. Как устроены и из чего состоят хромосомы?

27. Что такое кариотип?

28. Какой набор хромосом называют гаплоидным? Диплоидным?

29. Что такое жизненный цикл клетки?

30. Расскажите, как осуществляется синтез ДНК.

31. Опишите митоз. Сформулируйте его биологическое значение.

32. Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория? Изложите основные положения клеточной теории.

33. Как устроены вирусы? Как вирус проникает в клетку? В чем проявляется действие вирусов на клетку?

Раздел №3 Размножение и индивидуальное развитие организмов

1. Какие основные способы размножения вам известны?

2. Что такое бесполое и половое размножение?

3. Какие формы бесполого размножения вам известны? Приведите примеры.

4. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительской особью?

5. Чем половое размножение отличается от бесполого?

6. Какие периоды выделяют в развитии половых клеток? Опишите развитие мужских и женских половых клеток.

7. Расскажите, как протекает период созревания в процессе сперматогенеза, овогенеза.

8. Укажите отличия мейоза от митоза. В чем заключается биологический смысл мейоза?

9. В чем  состоят эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым?

10. Что называют индивидуальным развитием организма? На какие периоды оно делится? Назовите русских ученых, внесших большой вклад в эмбриологию.

11. Что такое эмбриональное развитие животных? Назовите стадии эмбрионального развития многоклеточных животных.

12. Охарактеризуйте период дробления. Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?

13. Как образуется двуслойный зародыш?

14. Что такое дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?

15. Назовите ткани, возникающие из эктодермы, энтодермы, мезодермы.

16. Что такое эмбриональная индукция?

17. Как можно доказать, что зачаток одного органа индуцирует развитие другого органа?

18. Какое развитие называют постэмбриональным?

19. Что такое прямое и непрямое постэмбриональное развитие? Приведите примеры.

20. Что такое неопределенный рост? Определенный рост? Приведите примеры.

21. Приведите примеры сходства черт строения зародышей разных классов позвоночных животных. Изложите сущность закона зародышевого сходства К.Бэра.

22. Что такое эмбриональная дивергенция?

23. Изложите содержание биогенетического закона Мюллера – Геккеля.

24. Какие факторы внешней среды влияют на развитие зародышей? В чем заключается вредное влияние алкоголя и курения на развитие зародышей человека?

25. Какие изменения в деятельности органов и систем организмов возникают при действии на него неблагоприятных факторов внешней среды?

26. Что такое регенерация? Какие формы регенерации вам известны?

Раздел №4 Основы генетики и селекции

1. Что такое наследственность, ген?

2. Что такое аллельные гены? В результате какого процесса возникают аллельные гены? Что такое множественный аллеломорфизм?

3. Дайте определение понятиям «генотип», «фенотип».

4. Кто был первооткрывателем закономерностей наследования признаков?

5. На каких растениях проводил опыты Г.Мендель? благодаря каким приемам ему удалось вскрыть законы наследования признаков?

6. Что такое гибридизация?

7. Какое скрещивание называют моногибридным?

8. Какое явление носит название доминирования? Какой признак называют доминантным и какой – рецессивным?

9. Какой организм называют гомозиготным? Гетерозиготным?

10. Сформулируйте первый и второй законы Менделя.

11. Что такое неполное доминирование? Приведите примеры.

12. Сформулируйте второй закон Менделя.

13. Что такое «чистота гамет»?

14. На каком явлении основан закон чистоты гамет?

15. Расскажите об опытах Менделя по дигибридному скрещиванию растений гороха.

16. Сформулируйте третий закон Менделя.

17. Что такое анализирующее скрещивание?

18. Что такое сцепление генов?

19. Что такое сцепление?

20. Какие процессы могут нарушать сцепление генов?

21.Какие из исследованных Г. Менделем признаков гороха наследует как доминантные?

22. Приведите примеры влияния генов на проявление других, неаллельных генов.

23. Как взаимодействуют между собой различные варианты генов, входящие в серию множественных аллелей?

24. Какие хромосомы называют половыми?

25. Какой пол называют гомогаметным и какой-гетерогаметным? Приведите примеры.

26. Что такое сцепление генов с полом? Приведите примеры наследованного гена, сцепленного с полом.

27. Почему проявляются в виде признака рецессивные гены, локализиованные в Х-хромосоме человека? Приведите примеры доминантных и рецессивных признаков у человека.

28. Какие формы изменчивости вам известны?

29. Что такое мутация?

30. Какие структуры клетки перестраиваются при мутационной изменчивости? Дайте классификацию мутаций.

31. Что такое полиплоидия?

32. Перечислите свойства мутаций.

33. С помощью каких воздействий можно вызвать увеличение частоты мутаций?

34. Приведите примеры влияния среды на проявление признака.

35. Приведите примеры, доказывающие ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.

36. Почему ненаследственная изменчивость называется групповой или определенной?

37. Что такое норма реакции?

38. Укажите свойства модификаций.

39. Сравните свойства мутаций и модификаций.

40. Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких?

41. Что служит предметом селекции?

42. Какое значение для селекции имеет знание центров происхождения культурных растений?

43. Какие центры происхождения культурных растений вы знаете?

44. Почему у близкородственных видов обнаруживаются сходные мутации?

45. Изложите сущность закона гомологических рядов наследственность изменчивости Н.И. Вавилова.

46.Что называют породой? Сортом?

47. Какие основные методы селекции вы знаете?

48. Что такое массовый отбор? Индивидуальный отбор?

49. С какой целью в селекционной работе производится скрещивание?

50. Что такое гетерозис?

51. С какой целью в селекции применяются мутагены? Назовите мутагенные факторы.

52. Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?

53. Какое значение для народного хозяйства имеет селекция микроорганизмов?

54. Приведите примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

55. Что такое биотехнологии?

56. Что такое генная инженерия?

57. Приведите примеры достижений отечественных селекционеров в области растениеводства.

58. Расскажите о методах селекционной работы И.В. Мичурина.

59. Приведите примеры достижений селекционеров нашей страны в области животноводства.

Раздел 5  Учение об эволюции органического мира

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Что такое практическая система классификации живых организмов?

3. Какой вклад внес в биологию К. Линней?

4. Почему система Линнея называется искусственной?

5. Чем можно объяснить господство представителей о неизменности видов в ХУШ в.?

6. Какой вклад в биологию внес Ж.-Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.

7. В чем сущность принципа корреляций Ж. Кювье?

8.Как объяснил Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите теорию катастроф Кювье.

9. Расскажите о достижениях сельского хозяйства Англии в Х1Хв.

10. Как разрешил Ч. Дарвин вопрос о предках домашних животных?

11. Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений.

12. Чем объясняется его многообразие?

13. В чем заключается  основной метод выделения новых сортов и пород?

14. Какие формы искусственного обмена вам известны?

15. Как меняется строение и поведение животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры.

16. Что такое естественный отбор?

17. Почему в природе существует естественный отбор?

18.Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?

19. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?

20. Каким путем осуществляется дивергенция видов?

21. Что служит движущей силой изменения видов?

22. Что служит материалом для естественного отбора?

23. Какие существуют формы естественного обмена?

24. В каких условиях внешней среды действует каждая форма естественного отбора?

25. В чем заключается причина появлений у микроорганизма, вредителей сельского хозяйства и других организмов устойчивости к ядохимикатам?

26. Что такое половой отбор?

27. Приведите примеры приспособленности  организмов к условиям существования.

28. Почему у некоторых видов животных наблюдается  яркая, демаскирующая окраска?

29. В чем сущность явления мимикрии?

30. Каким путем поддерживается низкая численность вида-подражателя?

31. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.

32. Почему у видов животных, заботившихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.

33. В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов?

34. Что такое физиологическая адаптация?

35. Приведите примеры функциональных приспособительных изменений.

36. Каким образом осуществляется приспособление к отсутствию воды у обитателей пустынь?

37. Как возникает физиологическая адаптация и что лежит в ее основе?

38. Дайте определение вида.

39. Расскажите, какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами.

40. В чем причина бесплодности межвидовых гибридов?

41. Что такое ареал вида?

42. Что такое радиус индивидуальной активности организмов?

43. Что такое популяция? Дайте определение,

44. Какие популяционно-генетические закономерности выявил русский биолог С.С. Четвериков?

45. Какова частота мутирования одного определенного гена в естественных условиях существования особей?

46. В чем причина гетерозиготности природных популяций?

47. В чем заключается эволюционная роль мутаций?

48. Какие процессы приводят к изменению частоты встречаемости генов в популяциях?

49. Почему разные популяции одного вида отличаются по частоте генов?

50. Что такое микроэволюция?

51. К каким биологическим последствиям приводит приобретение популяциями и видами новых приспособлений?

52. Что такое биологический прогресс и регресс?

53. Какие существуют основные направления эволюции организмов?

54. Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень организации?

55. Приведите примеры ароморфозов?

56. Что такое идиоадаптация?

57. Как изменяется строение организмов при переходе к паразиту?

58. В чем отличие морфофизиологического прогресса от биологического?

59. В каких направления условия жизни влияют на преобразование органов у животных и растений?

60. Раскройте содержание понятий «дивергенция» и «конвергенция».

61. Какие органы называют гомологичными, какие - аналогичными?

62. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.

63. В чем заключается сущность правила необратимости эволюции?

64. По какому принципу истории Земли делят на эры и периоды?

65. Когда возникли первые живые организмы?

66. Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?

67. Когда появились первые наземные растения?

68. Как назывались первые наземные растения и какие отличительные особенности они имели?

69. В каком направлении шла эволюция растений на суше?

70. Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семейству размножений?

71. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.

72. Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?

73. Какие условия внешней среды послужили причиной выхода позвоночных на сушу?

74. Какие изменения в строение позвоночных животных произошли в процессе приспособления их жизни на суше?

75. Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?

76. Какие аромормозы привели к возникновению пресмыкающихся?

77. Когда возникли цветковые растения?

78. Укажите эволюционные преимущества цветковых растений?

79. Когда и вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие?

80. Охарактеризуйте эволюцию жизни в кайнозойскую эру.

81. Назовите признаки человека, позволяющие его отнести к типу Позвоночные животные.

82. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе Млекопитающие.

83. Какие признаки общие для человека  и человекообразных обезьян?

84. Какие признаки, развивающие у зародыша человека. Указывают на его животное происхождение?

85. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

86.От какой группы млекопитающих произошел  отряд приматов?

87. От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?

88. Покажите, как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков вида Человек разумный.

89. В каком направлении действовал естественный отбор в процесс эволюции человека?

90. Какие стадии выделяют в процесс становления человека как вида?

Раздел 6 Взаимоотношения  организма  и  среды  

1. Охарактеризуйте  оболочки  Земли, в которых обитают живые организмы, -атмосферу, гидросферу, литосферу.

2. Чем определяются  границы распространения живых организмов?

3. Дайте  характеристику  живого вещества биосферы?                                          4. Сравните суммарную  биомассу суши и океан а.          

5. Какой   вклад в биомассу Земли вносят растения  и  какой - животные?    

6. В чем  заключается главная функция  биосферы                                  

7. Расскажите о круговороте воды в природе?

8. Какие организмы   поглощают   диоксид углерода?

9.Каким  путем  связанный  углерод вновь возвращается в атмосферу? 10.Опишите  круговорот  азота в природе?

11.Какую  роль играют микроорганизмы в круговороте  серы?

12.Как деятельность человека  влияет на круговорот серы? фосфора?  

13.Изложите историю возникновения материков?  

14.Расскажите, как изоляция материков отразилось на их  животном и   растительном  мире.

15.Приведите примеры, характеризующие влияние климатических  условий на формирование фауны и флоры.

16 .Какой характер носят взаимоотношения между видами организмов?              

Литература.

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. «Общая биология. Для средних специальных учебных заведений». М.: Высшая школа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  100701 Коммерция...

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"...

рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине География...

рабочая программа Химия 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине Химия...

рабочая программа Экология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа дисциплины Экология...