Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
рабочая программа по экономике на тему

Тягова Лариса Владимировна

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon menedzhment_.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Дисциплина «Менеджмент»

(углубленный уровень среднего профессионального образования)

Специальность

080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

2013 г.

Обсуждена и одобрена  на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин

Протокол №      от «__»            2013г.

Председатель

   

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080114«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Зам. директора по учебной работе ___________ Л.В. Тягова

«___»                             2013 г.

 

 

Автор:             преподаватель  ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж» - Тягова Л.В.

        

Рецензент:          Макеева А.С. - преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж»

                                       

 

         

      Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)  080114«Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 080100 Экономика и управление.

       1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющ9ей системы на управляемую;

способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;

способствовать развитию у обучающихся, а будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

- анализировать  организационные структуры управления;

- проводить работу по  мотивации трудовой деятельности  политику организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, принципы делового общения;

Самостоятельная работа обучающихся направлена:

на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодических занятиях, научных семинарах и конференциях;

изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

        максимальная учебная нагрузка   - 54часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часов;

самостоятельной работы - 18 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

        практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая  аттестация  в форме  зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы  и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента

8

Введение

Предмет и задачи курса

1

Тема 1.1 История развития менеджмента

Содержание учебного материала

1

1

     1

2

Школа научного управления.

Административная (классическая) школа.

     Школа человеческих отношений и поведенческих наук

      Наука управления или количественный подход

Тема 1.2 Сущность, характерные черты современного менеджмента

Содержание учебного материала

1

1

1

2

Современные подходы в менеджменте.

Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.

Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки

Тема 1.3 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности ( по отраслям)

Содержание учебного материала

1

1

1

Особенности организации управления (по отраслям)

 Основные направления менеджмента ( по отраслям)

Практическая работа №1 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 1 Эволюция концепций менеджмента

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной работы:

Сущность менеджмента и эволюция его теории.

Российский опыт управления, его особенности.

Портрет современного руководителя

2

3

Раздел 2. Организация как система управления

9

Тема 2.1 Типы структур организации

Содержание учебного материала

1

1

1

2

Понятие « организации»

Законы организации

Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках.

Тема 2.2 Внутренняя и внешняя среда организации

Содержание учебного материала

1

1

1

2

Инфраструктура менеджмента

Внутренняя и внешняя среда

Практическая работа №2 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2 Организация как система управления.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Преимущества и недостатки каждого типа структур.

Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации.

4

3

Раздел 3. Функции менеджмента

в рыночной экономике

10

Тема 3.1  Организация и планирование

Содержание учебного материала 

1

1

1

2

Локальные принципы организации

Делегирование полномочий и ответственности

Виды планирования, его методы.

Разновидности планов.

Тема 3.2 Контроль и мотивация

Содержание учебного материала 

1

1

1

2

3

4

5

Понятие контроля и его основные типы.

Поведенческие аспекты контроля.

Характеристики эффективного контроля.

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

Тема 3.3 Цикл менеджмента

1.

2.

Характеристика составляющих цикла менеджмента

Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла

2

1

Практическая работа №3 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 3 Функции менеджмента в рыночной экономике

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Тактическое планирование и стратегическое планирование.

Необходимость управленческого контроля.

Контроль организационного руководства, финансовых ресурсов.

Мотивационный процесс, классификация мотивационных теорий. Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятии.

4

3

Раздел 4. Методы и стили менеджмента

10

Тема 4.1  Система методов управления

Содержание учебного материала 

2

1

1

2

3

Понятие методов управления

Группы методов управления

Управление и типы характеров        

Тема 4.2  Стили управления

Содержание учебного материала 

2

1

1

2

3

Стили управления и факторы его формирования.

Классификация стилей управления

Виды и совместимости стилей

Практическая работа №4 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 4 Методы и стили менеджмента

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4  Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико - математические, социологические измерения.

4

3

Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений

10

Тема 5.1 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Содержание учебного материала 

2

1

    1

2

Сущность процесса принятия решений.

Типы решений.

Классификация решений.

Требования, предъявляемые к решениям

Тема 5.2 Этапы рационального решения проблем

Содержание учебного материала

2

1

    1

    2

Диагностика проблемы.

Определение альтернатив.

Методы оптимизации решений.

Тема 5.3 Методы принятия решений

Содержание учебного материала 

2

1

1

2

Платежная матрица

Дерево решений

Практическая работа №5 

Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 5 процесс принятия и реализации управленческих решений

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Ограничения и критерии принятия решения.

Оценка эффективности решений.

2

3

Раздел 6. Коммуникации и деловое общение

7

Тема 6.1 Коммуникативность и общение в сфере управления

Содержание учебного материала

2

1,2

1

2

Коммуникативность между уровнями и подразделениями.

Коммуникативный процесс

Межличностные коммуникации

Тема 6.2 Деловое общение

Содержание учебного материала

2

1,2

1

     2

Деловое общение, его характеристика.

Виды и формы делового общения

        Этапы и фазы делового общения

Практическая работа №6 

Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 6 Коммуникации и деловое общение

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.

Примерная тематика внеуадиторной работы:

Преграда в коммуникациях

Правила ведения бесед и совещаний.

Факторы повышения эффективности делового общения

2

3

Всего

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный  (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя

- комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент»

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 Основные источники

  1. Виханский О.С,, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ССУЗов – М: Магистр,2009.-285с.
  2. Бухалков М.И, Управление персоналом.- 2-е изд.,испр. и доп.-М.: Инфра-М., 2008 -400с.-(высшее образование)
  3. Полукарлов В.Л. Основы менеджмента –Вильямс 2007-244с.
  4. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента/Мескон М.Х. и др.- Пер. с англ.- Вильямс,2007.-672с.
  5. Мескон М.Х. Основы менеджмента/ Мескон М.Х. т др.- Пер. с англ.- Вильямс, 2007- 672 с.
  6. Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер Менеджмент Вильямс,2007-1056с.
  7. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник/ Переверзев М.П, и др.- М.: Инфра-М,2006.- 288 с.-(Высшее образование)
  8. Менеджмент: Учебник для студентов ВУЗов/ Под ред. Максимцова М.М., Комарова М.А.- 3-изд, перераб. и доп.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-320с.
  9. Управление персоналом организации-  под ред. Кабанова А.Я.- Вильямс,2005 – 638с.
  10. Алексеевский В.С. Введение в специальность «Менеджмент организации» Учебное пособие для ВУЗов/ Алексеевский В.С., Коротков Э.М.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004
  11. Пудич В.С, Введение в специальность менеджмент: Учеб. пособие – М.: ЮНИТИ –ДАНА,2003.-319с.
  12. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие- М.: Проспект,2003.-176с.
  13. А. Д. Косьмин, Н. В. Свинтицкий, Е. А. Косьмина. Менеджмент.-М.:Академия,2011.
  1. Прошкина Т.П. Менеджмент. Учебное пособие для СПО, М., Феникс, 2007
  2. Попова А.А. Менеджмент. Практикум для СПО. М., Феникс, 2008
  3. Райченко  А.В. Менеджмент. Учебное пособие. М., Форум, 2007

 Дополнительные источники:

  1. Кабушкин Н.И, Основы менеджмента: Учеб. пособие.-3-е издание- Минск: Новое знание,2000.-336с.
  2.  Веснин В.Р. Основы менеджмента 2-е издание – М.: Триада,1997- 384с.
  3. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- СПб: Министерство,1997.-192 с: ил.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

анализировать организационные структуры управления;

Решение ситуационных задач.

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы.

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Решение ситуационных задач.

применять эффективные решения, используя систему методов управления;

Решение ситуационных задач.

учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы.

Знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

Тестирование.

методы планирования и организации работы подразделения;

Тестирование.

принципы построения организационной структуры управления;

Тестирование.

основы формирования мотивационной политики организации;

Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы.

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы.

внешнюю и внутреннюю среду организации;

Тестирование.

цикл менеджмента

Тестирование.

процесс принятия и реализации управленческих решений;

Тестирование.

функции менеджмента в рыночной экономике, организации, планирование, мотивации и контроль деятельности экономического субъекта

Тестирование.

систему методов управления;

Тестирование.

методику принятия решений;

Тестирование.

стили управления, коммуникации, принципы делового общения

Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...