Экологическая пресс-конференция "Земля - последний заповедник во Вселенной".
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему

Дзаболова Ирина Мурадична

Экологическая пресс-конференция "Земля - последний заповедник во Вселенной" является интересной деловой игрой, которую можно проводить как в рамках предметной недели, так и как самостоятельное мероприятие. Причем можно проводить разноплановые конференции под этой тематикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_press-konferentsii.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО МО

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

ОСП «ЛЬВОВСКОЕ»

«Земля – последний заповедник во Вселенной»

Сценарий  деловой игры: экологическая пресс-конференция

                                                          Разработана

                                                              преподавателем химии

                                                          Дзаболовой  И. М.  

                                               

                                                        2014г.

Цели:

Развивающие:

  • побуждение студентов к познавательной деятельности;
  • развитие логического мышления;
  • реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии;
  • развитие сообразительности.

Воспитательная:  

  • воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
  • Формировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.
  • Формировать бережное отношение к ней, воспитывать у студентов чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру.
  • Расширить знания студентов, развить их кругозор

Воспитательные задачи предполагают формирование:

  • потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
  • установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
  • убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
  • потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей;

Оформление кабинета: портреты ученых-химиков, плакат; таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Оборудование и реактивы:  

   1  Ведущий:  Сегодня наш экологический центр проводит пресс- конференцию под названием «Земля – последний заповедник во Вселенной.

       У нас в гостях:

- журналист газеты «Аргументы и факты»

- корреспондент газеты «Местные вести»

- журналист «Нью-Йорк Таймс»  США

- корреспондент ИТАР-ТАСС

- корреспондент программы «Вести»

 2 Ведущий:    

На их вопросы ответят:

- представитель Российского центра экологии

- доктор биологических наук

- доктор медицинских наук

- представитель ЮНЕСКО

    Сегодня в 21 веке человечество живет в условиях экологической опасности. Природные системы жизнеобеспечения человечества теряют свои свойства. А создавались они в результате уникальных явлений на планете.

   Стих Михалкова «Стон Земли».

Вращаясь в космосе,  в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала…  Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек.

Все то, чтоя имела и имею

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

И что мне стоит только штат Невада,

Его подземных взрывов череда!

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Очнитесь люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

     1 Ведущий:  про закон Ома знаем, про образы помещиков в романе тоже наслышаны, а вот насчет экологии…  Да и много ли узнаешь из нескольких уроков, что отведены под проблемы окружающей среды. Природа преподает нам свои уроки, наглядные и горькие. И оценки нашей безграмотности нам ставят уже не учителя, а жизнь.

     2 Ведущий:   Тяжелый воздух городов, отравленные реки и озера, тощие поля, отравленные ядом фрукты и овощи. Мы же надеемся на чудеса, может быть на технический прогресс, который разом решит все экологические проблемы.

    Только напрасно, потому что даже самая передовая безотходная технология не гарантирует нам передового сознания, потому что природу губят не заводы и комбинаты, а люди, которые на них работают,  и, конечно, не по злому умыслу, а от намертво вбитой в голову уверенности, что от природы не убудет.

     1 Ведущий:  

 Между тем все природные ресурсы исчерпаемы, кроме, пожалуй,  одного – разума человека, на него и надежда.                                                                                                                    

      А сейчас приступим к основной части нашей пресс-конференции – вопросам и ответам. Слово предоставляется журналистам и корреспондентам.

   Корреспондент ИТАР-ТАСС: мы знаем, что одной из самых насущных проблем человека – устранение угрозы ядерной войны. Каковы глобальные  экологические последствия этого конфликта?

    2 Ведущий:  на этот вопрос ответит доктор биологических наук

     Доктор биологических наук

     - Исследования, проведенные методом математического моделирования, позволили выявить опасные последствия. Было установлено, что произойдет экологическая катастрофа. В случае ядерного конфликта возможны массовые пожары. При массовых пожарах в верхние слои атмосферы поднимается столько дыма и сажи, что атмосфера станет практически непроницаемой. Наступит «ядерная ночь». При этом на поверхности Земли нарушится тепловой баланс и произойдет сильное похолодание – «ядерная зима». Резко нарушится водный режим на планете, что приведет к гибели больших массивов древесной растительности; резко сократится испарение, и огромные пространства покроются болотами. Изменится химический состав атмосферы. Почвы и водоемы окажутся сильно загрязненными. Перепад температур между сушей и океаном приведет к возникновению ураганов и массовых разрушениям. Массовые пожары и гибель растительности вызовут эрозию почв. Поглощение кислорода при пожарах  приведет к кислородному голоданию.

  Журналист газеты «Аргументы и факты»:

   - А каковы наиболее опасные последствия ядерного конфликта?

   1 Ведущий: на этот вопрос ответит доктор медицинских наук.

Доктор медицинских наук:

  - Наиболее опасными могут быть следующие последствия ядерного конфликта:      

    - подрыв продовольственной базы в период «ядерной ночи» и «ядерной зимы»;      

будет резко ослаблен фотосинтез. Возникнут крайне неблагоприятные изменения в почвах. Накопление радиоактивных изотопов в пищевых продуктах сделает во многих случаях опасным их употребление.

    Наконец, можно ожидать быстрых эволюционных изменений сельскохозяйственных вредителей, которым будет доставаться все большая часть и без того скудного урожая.

- массовые эпидемии. К эпидемиям неизбежно приведет подавление иммунитета, обусловленное радиоактивностью и ультрафиолетовым излучением, общее ослабление организма в условиях голода и стресса.

- резкий рост генетических нарушений. До сих пор в Хиросиме и Нагасаки рождаются дети с уродствами -  сказываются последствия взрыва ядерных бомб в августе 1945 года. Вряд ли можно сомневаться в том, что после мировой ядерной войны рождение уродливых детей станет обычным явлением.

   Увеличение количества физиологических нарушений, повышенный фон радиации  и тяжелые условия жизни приведут к сильным и массовым физиологическим нарушениям. Облучение и накопление радиоактивных изотопов в организме вызовут массовые заболевания лучевой болезнью. Значительная часть населения как по генетическим, так и по физиологическим причинам, окажется неспособной к размножению.

- буде рост числа психических нарушений. Ядерная война и последующие события  приведут к сильнейшим психическим потрясениям. Неизбежно возникнут массовые нарушения психики и психические заболевания.

   Из всего изложенного следует, что ядерный конфликт является пусковым механизмом последующей экологической катастрофы, которая неизбежно повлечет за собой катастрофу всего человеческого общества!

Корреспондент программы «Вести»

   - У меня вопрос к академику Российского центра экологии. А каково экологическое состояние нашей страны на сегодняшний день?

Академик  Российского центра экологии:

-  Положение бедственное. Причем состояние нашей страны нельзя выделить в лучшую или худшую сторону. В других странах, скажем, в Бразилии или Сенегале тоже плохо. В биосфере живет сейчас где-то около 1027 организмов. Это сообщество называется биотой. Биота может оставаться в равновесии, если только подчиняется известному принципу Ле-Шателье. Это и есть основная характеристика биоты. К сожаленью, сейчас это равновесие нарушено. Так, например, содержание углекислого газа в воздухе в результате человеческой деятельности возросло за 100 лет на 25%. На 1% процент ежегодно возрастает содержание метана.                      

    Пока нас спасает океан, биота которого сохраняет способность к саморегуляции.

   Корреспондент программы «Вести»:

- Так что же, мы стоим на грани экологической катастрофы?

Академик  Российского центра экологии:

- Ну почему же? Хотя мы зашли уже далеко в истреблении природы, но экологическая катастрофа еще не разразилась. Я думаю, что у человечества есть  еще запас времени – небольшой – несколько десятилетий.

Журналист «Нью-Йорк Таймс»  США:

 - У меня вопрос к представителю ЮНЕСКО.  Какие мероприятия проводятся по охране окружающей среды в мировом масштабе?

Представитель ЮНЕСКО:

-  С целью охраны окружающей среды создана глобальная система мониторинга. Главные задачи этой информационной системы – наблюдение за состоянием биосферы, прогноз и оценка степени аутогенного воздействия  на окружающую среду. Также система мониторинга должна  выявлять критические ситуации, влияние определенных факторов на отдельные компоненты биосферы. Выделим такие  типы мониторинга, как биологический и географический. Особый интерес представляет мониторинг – наблюдение за состоянием биосферы, при помощи дистанционных методов, то есть при помощи фото-кино и телевизионных изображений с аэрокосмических средств связи. Например, при помощи лазерной спутниковой техники можно определить площадь и степень загрязнения вод Мирового океана, первичную продуктивность водного бассейна, состояние пастбищных земель, растительных ресурсов.

   Все это дает возможность составлять более точные географические прогнозы с целью изучения состояния окружающей среды, для благополучного существования нынешнего и будущих поколений людей.

2Ведущий:

 И, в завершение позвольте зачитать «Экологический манифест»:

Воздух – наш отец,

Вода – мать,

Земля – мать.

          Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.          А мы взрываем в одуванчике бомбы. Мы разгрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем тычинки лесов.

       Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!

     И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира.

    Живя в третьем тысячелетии, мы пронзительно осознаем, что спастись и спасти жизнь на Земле уже невозможно в отдельной стране даже в самой благополучной.

    Мы не хотим, чтобы в 21 веке на тризнах и поминках люди плакали в поминальные чаши, чтобы в переулках стояли опреснители слез.

     Из одного зерна можно вырастить хлебное поле, но из капли воды моря не вырастишь. Еще в этом веке воду нужно объявить святыней. Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, цветов.                         Права природы.

    Мы верим, что страны будут гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а своими свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами своих туманов.

    Мы верим, что школьники будут писать по слогам:

Воздух – наш отец,

Вода – мать,

Земля – мать,

Роса – национальное сокровище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе на тему:«Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»

Аннотация     В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое  внимание формирован...

Проект «Экологическая тропа на территории музея - заповедника В.Д.Поленова".

Проведение экологической тропы  предполагает формирование у учащихся умений применять знания о природе на  практике. ...

«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник. В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе » Виртуальная экскурсия

Цель:Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.Формировать представление о туризме,...

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Экологический квест "Даурский заповедник"

разработка экологического квеста о даурском заповеднике, действующие лица, декорации...

Программа дополнительного образования. Экологическое объединение "Человек. Земля. Вселенная"

Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю)....

Сценарий праздника Последнего Звонка "Прощай, школьная Вселенная!"

В сценарии отражены  этапы школьного пути класса....