методы и формы экологического образования
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему

Ульяна Саранчина

В материале представлены задания, помогающие формировать и проверять умения оценивать и прогнозировать изменения окружающей среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniyaformiruyushchie_ekologicheskoe_obrazovanie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Природа- единственная книга,

каждая страница которой полна

                                                                   глубокого содержания.»

Гете.

Задания, помогающие формировать и проверять

умения оценивать и прогнозировать

изменения окружающей среды.

(Методы и формы экологического образования).

  1. Понятия:

                            Окружающая среда-  это та часть природы, в которой в данный момент находится человек, использует в своем хозяйстве какую-то часть (природные ресурсы).

                            Окружающая среда  -  это один из видов природного комплекса вне зависимости от масштаба (микро - свой регион,  район города, мезо -  административный район, край, область и макро - государство, регион мира, весь мир).

                             Мониторинг- это слежение за изменениями, в каком- либо природном комплексе или других географических процессах (демографии, статистике).

                             Экология- это наука о взаимодействии человека и природы, о взаимосвязях и равновесии между ними  (йокос- дом, логос- наука).

  1. Методы, используемые для составления этих заданий.

Описание и наблюдение.

        Используется в начальном и среднем звене. В классе оформляется «Календарь наблюдения», где учащиеся учатся наблюдать за климатом, растительностью, животным миром и другими явлениями в природе. Это необходимо, чтобы  сформировать умения вести наблюдения, уметь их оформить, идет профориентация на профессии, связанные с сельским хозяйством, которые у нас являются главными (агроном, пчеловод).         Изучается «Красная книга».

Учащиеся знакомятся не только с теорией, но и в «Красной книге Кубани» находят те растения и животные, которые размещаются в нашей местности (например, купальница, практически исчезла в районе  сахарного завода).

        Учащимся необходимо также знать  растения и животных, являющиеся показателями экологической чистоты в данной местности. Например, на площади в Ленинградском районе летают совы, а в здании МОУ СОШ №6 обитают летучие мыши. К такому выводу пришел ученик 11 класса  Рыбалко Денис в своей науно - исследовательской работе «Экологическое состояние микрорайона сахарного завода» (эта работа заняла призовое место в краевом конкурсе «Подрост»).

Сравнительный метод.

        Очень эффективно использовать этот метод, когда сравниваешь одно и тоже место во времени. (Например, река Бабичева балка была намного чище  в 70-80 годы 20 века, там даже били ключи, сейчас она сильно загрязнена, образовалась свалка в пойме реки.)

        Необходимо вести просветительскую работу не только среди детей, но и среди всего населения. Это могут быть публикации в газете, громкая читка газетных статей и др. формы.

Картографический.  

        На уроках географии, во внеурочное время изучаются экологические карты Краснодарского края, России, отдельных стран и территорий и всей Земли. (Например, на карте России выделены места, наиболее загрязненные промышленными отходами - это Урал. На карте СНГ – катастрофа на Аральском море).

Теоретический.

        Изучать теорию загрязнения  окружающей среды можно по  учебникам, научно - популярной литературе,  газетным статьям, справочникам, таблицам. Очень важное значение имеет написание рефератов (Например, по теме «Экологические проблемы в10-11 классах» или проведение деловой игры «Суд над человеком»). Очень важно знакомить учащихся со стихийными природными явлениями в разных частях Земли, но особенно в нашем крае.

        Большое значение имеет для учащихся знакомство с рациональным природопользованием и указанием конкретных примеров в хозяйственной деятельности людей. (Например, в Краснодарском крае в 1968 -69 годах  наблюдались пыльные бури, когда в хуторах заметало до крыш. Срочно были посажены лесополосы. В настоящее время это позволило избежать пыльных бурь.)

        

Перечень новых информационных технологий,  используемых  мною в процессе обучении географии,  способствующих повышению качества знаний   учащихся:

  1. Использование демонстрационного комплекса "компьютер - видеомагнитофон - проекционное устройство" на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания. При этом важно гармонично сочетать интерактивный и аудиовизуальный способы подачи информации, не отдавая предпочтения одному из них.
  2. Использование учебных геоинформационных систем (ГИС) - особых интерактивных систем, при помощи которых на новом уровне можно реализовать сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку и отображение данных  и на их основе получать новую учебную информацию и знания о пространственно-временных явлениях. Представляется эффективным использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной территории, будь то материк или небольшой участок местности.
  3. Указанные учебные ГИС разрабатываются вместе с учащимися во время изучения своей местности на учебном географическом полигоне. Наиболее эффективная форма  учебной работы на полигоне - это школьный географический практикум - совокупность взаимосвязанных практических работ на местности.

 

  1. Задания, формирующие экологическое мировоззрение.

  1. Вести наблюдение за компонентами погоды, сделать анализ изменения за продолжительный период.
  2. Изучить растения и животных, которые внесены в «Красную книгу». Найти их в нашей местности. (Например, в Гулькевическом районе сохранился пион вьющийся и пирамидальные дубы.)
  3. Зная современные тенденции  в сельском хозяйстве и  уровень использования почв в России (Краснодарском крае), назвать основные экологические проблемы и сделать прогноз на ближайшие годы.
  4. Перечислите основные экологически «грязные» отрасли хозяйства. Как человечество борется в каждом отдельном случае за охрану окружающей среды. Куда и почему перемещаются «грязные» производства?
  5. Составьте рейтинговый ряд  на уменьшение загрязнения окружающей среды следующими отраслями хозяйства:
  1. Топливно – энергетический комплекс;
  2. Металлургический комплекс;
  3. Сельское хозяйство.
  1. Привести примеры отраслей  хозяйства, когда происходит загрязнения всех оболочек Земли или отдельных её элементов.

Станица Ленинградская

МОУ СОШ № 6

Учитель географии Саранчина Ульяна Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

Формы и методы экологического образования

Краевой этап Всероссийского юниорского конкурса "Подрост". Номинация "Формы и методы экологического образования в школьном объединении "Эколог" по программе "Шаг в XXI век"....

Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.

В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Интерактивные методы обучения в экологическом образовании. Разработка развивающих упражнений и игр.

Основной задачей современного экологического воспитания является не столько усвоение экологических знаний, но, прежде всего, обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на д...