Интерактивные методы обучения в экологическом образовании. Разработка развивающих упражнений и игр.
методическая разработка по экологии (6 класс)

Волков Сергей Владимирович

Основной задачей современного экологического воспитания является не столько усвоение экологических знаний, но, прежде всего, обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды. В процессе обучения в структуре личности должны появиться новообразования, позволяющие активно включаться в решение экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_upr._po_ekologii.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»

Методическая разработка:

Интерактивные методы обучения

в экологическом образовании.

(развивающие игры и упражнения)

Подготовил: учитель природоведения

Волков Сергей Владимирович

Введение:

Основной задачей современного экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, но, прежде всего, обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды. В процессе обучения в структуре личности должны появиться новообразования, позволяющие активно включаться в решение экологических проблем.

Как показывают исследования, осведомленность обучающихся с ОВЗ об экологических проблемах еще не означает активного участия в их решении: теоретическое знание само по себе не переходит в практическую деятельность. В широком смысле деятельность можно понимать как поведение людей, направленное на достижение сознательной цели, имеющей самостоятельное значение в жизни человека, общества. В общем, деятельность есть форма связи субъекта с миром и включает два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира и развитие самого субъекта. Этот процесс является источником не только новых знаний, смыслов, образов, но и новых способностей, интересов, потребностей.

Деятельностный подход к обучению состоит в том, что в жизни человек должен уметь осуществлять деятельность по решению тех или иных конкретных задач. При конструировании образовательной технологии сначала необходимо определить цели (компетенции, умения, навыки), а затем отбирать знания, необходимые для формирования этих компетенций. Прежде всего это знания о предметах и явлениях окружающего мира, с которыми нужно уметь действовать. К этим знаниям добавляются знания о самой деятельности – о методах и приемах решения задач и проблем. Знания служат умениям, как средства служат целям. Как таковые, сами по себе, знания отдельно от умений являются неполноценным результатом обучения.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в экологическом образовании является актуальной психолого-педагогической задачей. Важным инструментом решения этой задачи может служить использование интерактивных методов обучения (упражнений, игр, тренингов), основанных на активном взаимодействии обучающихся с ОВЗ с учителем и между собой (англ. interaction – взаимодействие). При этом существенно меняется роль учителя (не единственный источник знаний, но координатор, консультант, менеджер процесса обучения) и обучающегося (не пассивный объект педагогического воздействия, но активный субъект взаимодействия), меняется и значение учебного материала: усвоение информации перестает быть самоцелью и превращается в необходимое условие освоения той или иной деятельности.

Интерактивные технологии обучения можно разделить на имитационные и неимитационные. Вторые направлены, в основном, на активизацию познавательной деятельности (проблемное изложение, дискуссия, «мозговой штурм»). Наиболее интересны для экологического образования представляют имитационные технологии, которые моделируют, воспроизводят реальные процессы и явления, происходящие в экологических системах, дают возможность отразить предметный контекст, т. е. в имитационно-игровой форме изучать довольно сложный предмет – экологические системы и взаимодействие их компонентов, включая человека.

Важной особенностью интерактивных методов обучения является их эмоциональный потенциал. Психика обучающихся с ОВЗ чувствительна к эмоционально-чувственному компоненту образовательного процесса. Для ребенка недостаточно теоретического знания об экосистемах или экологических проблемах, ему необходимо почувствовать себя включенным в экологическую систему, а также освоить эту включенность, создать свой внутренний «экологический» мир. Способность почувствовать природу внутри себя, свою природу может стать тем ценностным ориентиром, который будет основой мотивации к деятельности по решению экологических проблем.

Интерактивные методы находят все более широкое применение в экологическом образовании, особенно при выполнении заданий, упражнений, предусматривающих обсуждение проблем, не имеющих однозначного решения, различных точек зрения, оценку альтернатив. Работая в режиме непосредственного общения, эмоционально-чувственного восприятия, дети не только развивают коммуникативные умения и навыки, но и, делясь своим опытом, учатся не столько у педагога, сколько друг у друга, развивают систему личностных отношений и ценностей.

Ниже представлены методические рекомендации по применению интерактивных упражнений и игр для изучения и моделирования различных экологических систем и ситуаций, экологических проблем.

Упражнение 1. Ноев ковчег (знакомство с биоразнообразием).

Количество участников: 15–20.

Время: 5–10 минут.

Ход упражнения.

Ведущий говорит на ухо каждому участнику (так, чтобы другие не слышали) название того или иного животного (например, кошка, собака, корова, ворона, лягушка, мышь), так чтобы названия повторялись дважды. Если число участников нечетное – одно из названий может повторяться три раза.

Задание участникам: не говоря никаких слов, найти свою пару. Можно имитировать звуки, издаваемые тем или иным животным, особенности его внешнего вида и передвижения.

Игра заканчивается, когда каждый нашел свою пару.

Упражнение 2. Крокодилы и лягушки (моделирование отношений «хищник-жертва», внутривидовой конкуренции, антропогенного воздействия, приводящего к разрушению местообитаний).

Количество участников: 15–20.

Время: 10–15 минут.

Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4 или старые газеты (1 на 1–2 участников).

Подготовка: требуется свободное пространство около 1-2м на каждого участника.

Ход упражнения.

Из числа участников выбираются 2–3 крокодила, остальные – лягушки. Ведущий раскладывает на полу («болото») листы бумаги («кочки»). Задача лягушек – встать на кочку, не касаясь пола. Задача крокодилов – ловить зазевавшихся лягушек, которые находятся вне кочек.

По команде ведущего «лягушки» лягушки прыгают по болоту, а крокодилы «спят». По команде «крокодилы» крокодила начинают «охотиться», а лягушки должны прятаться на кочках.

После каждой «охоты» одна кочка убирается. Когда кочек лягушкам перестает хватать (сокращение местообитания, внутривидовая конкуренция), они могут разорвать лист бумаги, либо вставать на кочку лишь носком ноги, либо держать друг друга на руках.

Игра заканчивается, когда на болоте остается 1–2 лягушки.

Упражнение 3. Паутина жизни (моделирование связей в экосистемах) [6].

Время: 10–15 минут.

Количество участников: 20–25.

Материалы и оборудование: крепкая бечевка длиной около 1–1,5 м на каждого участника; карточки с названиями (для старшеклассников) или рисунками (для дошкольников и обучающихся с ОВЗ) живых организмов, выполняющими различные функции в экосистеме (4–5 продуцентов, 2–3 консументов различного уровня, 3–4 редуцентов); к карточкам прикрепляется прочная нитка, чтобы карточку можно было повесить на шею.

Подготовка: требуется свободное пространство около 0,5 м2 на каждого участника.

Ход упражнения.

Участники выбирают себе по одной карточке и надевают их на шею. Все встают в круг лицом внутрь. Ведущий, держащий клубок бечевки, также встает в круг и просит каждого участника «назвать» себя. Задача участников – построить экосистему, передавая/перебрасывая клубок бечевки тому «организму», с которым могут существовать экологические связи (трофические, форические, фабрические и т. п.) в реальных экосистемах. Свой выбор необходимо пояснить. Когда экосистема построена, ведущий просит всех участников сильно натянуть бечевку, отойдя на полшага назад, почувствовать связи друг с другом.

Затем могут быть смоделированы различные нарушения взаимосвязей в экосистеме. Например, исчез конкретный вид живых организмов. Названные организмы ослабляют натяжение нити, опустив руку вниз (но не отпуская нить). Те участники, которые почувствовали ослабление нити, также опускают руки вниз. В итоге бечевка опускается вниз полностью, связей между организмами нет, экосистема разрушена.

По окончании упражнения ведущий просит участников осторожно смотать назад «нить жизни», не роняя клубок на пол.

Упражнение 4. Лемминги (моделирование устойчивости экосистемы).

Количество участников: 15–20.

Время: 10–15 минут.

Подготовка: требуется свободное пространство около 0,5-2м на каждого участника. Упражнение желательно проводить на мягкой земле или на матах!

Ход упражнения.

Участники, включая ведущего, встают в тесный круг лицом внутрь, взявшись со своими соседям под руки. Ведущий поясняет, что лемминги живут в тундре, на них охотятся совы, на тех – песцы, а на песцов охотится человек. Из числа участников выбираются 1 человек, 2–3 песца, 3–5 сов, остальные – лемминги.

Ведущий произносит название какой-либо группы из организмов (песцы, совы или человек). Соответствующие участники «исчезают», то есть поджимают ноги под себя, оставаясь висеть на руках соседей. Задача остальных участников – поддержать целостность экосистемы, удерживая своих «исчезнувших» соседей. После 1–2 тренировок ведущий называет последовательно: человек, песцы, совы. При этом экосистеме удается сохранить свою целостность. По команде «лемминги» большая часть участников падает (падение должно быть безопасным!), и экосистема разрушается.

Упражнение 5. Слова и образы (образное представление теоретических понятий, законов).

Количество участников: 25–30.

Время: 15–20 минут.

Материалы и оборудование: столы (1 на 4–5 участников); стулья (по числу участников); доска/стенд; листы бумаги А1 (1 на 4–5 участников); фломастеры; узкие и длинные полоски бумаги 5×20 см; ножницы.

Подготовка: ведущий записывает на полосках бумаги экологические высказывания (например, пословицы, поговорки экологического содержания) и разрезает полоски на части по числу участников.

Ход упражнения.

Ведущий предлагает участникам выбрать по одному разрезанному кусочку, и, общаясь с другими участнками, собрать целое высказывание. Каждое собранное высказывание – группа.

Задание группам – в течение 5–10 минут изобразить фломастерами на листе бумаге содержание своего высказывания, как оно представляется участникам.

По окончании работы проводится итоговая презентация работ, в которой 1–2 представителя от каждой группы демонстрируют свой рисунок и кратко поясняют его.

Упражнение 6. Что такое окружающая среда? (понимание взаимосвязи экологических, социальных и экономических аспектов окружающей среды).

Количество участников: 15–20.

Время: 15–20 минут.

Материалы и оборудование: столы (1 на 4–5 частников); стулья (по числу участников); листы бумаги формата А1 (1 на 4–5 участников); фломастеры; стенд/доска; несколько картинок с пейзажами, на которых изображены люди или последствия их деятельности; ножницы.

Подготовка: разрезать картинки на части по числу участников и перемешать их.

Ход упражнения.

Участникам предлагается выбрать по одному кусочку картинки, собрать ее как мозаику и наклеить на лист бумаги. Каждая собранная картинка – это рабочая группа.

Задание группам: в режиме мозгового штурма (5–7 минут) сформулировать и записать на листе вопросы, которые у них возникают при рассмотрении картинки, вопросы, которые помогли бы как можно больше выяснить об изображенном фрагменте окружающей среды.

По окончании этой работы каждая группа зачитывает по очереди свои вопросы. Ведущий рисует на доске круг, разделенный линиями на три равные сектора и фиксирует в нем все задаваемые вопросы: в левый сектор – относящиеся к природным компонентам окружающей среды, в правый – к экономическим, в нижний – к социальным компонентам (не говоря об этом заранее). Участникам прелагается подумать, по какому принципу ведущий отмечает вопросы. В случае затруднения ведущий объясняет «секрет». В ходе обсуждения обращается внимание на то, что, говоря о проблемах окружающей среды, мы чаще всего имеем в виду только природу, хотя не менее важными компонентами являются общество и экономика.

Упражнение 7. Кто решает наши проблемы? (познакомиться с различными видами экологических проблем, вариантами их решения, понять личную ответственность за решение экологических проблем).

Количество участников: 15–20.

Время: 15–20 минут.

Материалы и оборудование: столы (1 на 4–5 частников); стулья (по числу участников); листы бумаги формата А4 (1 на 4–5 участников); фломастеры; стенд/доска.

Подготовка: разделить листы бумаги на три равные части двумя горизонтальными линиями.

Ход упражнения.

Ведущий разбивает участников на малые группы по 5–6 человек и раздает каждой группе листок бумаги, разделенный двумя горизонтальными линиями на три части. Затем участникам предлагается выполнить следующие задания.

Задание 1. Записать в верхней части листа любые три экологические проблемы, которые представляются для вас наиболее важными. Обсудить эти проблемы в группах, стараясь, чтобы мнение группы было коллективным мнением всех ее участников.

После того, как задание выполнено, ведущий собирает листки и зачитывает перечисленные проблемы. Можно сделать общий список на доске, отметить разнообразие проблем, вместе с учащимися попытаться их классифицировать (например: глобальные, местные, региональные, личные). Затем ведущий вновь раздает листки группам, так, чтобы каждая группа получила не свой листок.

Задание 2. Продумать и записать в средней части листка возможное решение для каждой из перечисленных выше проблем. Ведущий собирает листки, еще раз зачитывает проблемы и предлагаемые их решения. Снова листки раздаются так, чтобы каждая группа получила не свой листок.

Задание 3. Написать в нижней части листка, кто (люди, правительство, местные власти, социальные группы, кто-то еще) должен решать эти экологические проблемы.

Ведущий предлагает участникам зачитать результаты, рисуя при этом на доске круг, разделенный на две половины. После каждого ответа ведущий ставит галочку в одной из половин круга: одна половина – «проблему решаю я», другая – «кто-то другой», но участники этого заранее не знают. Вопрос участникам: по какому принципу проставлены галочки в разных частях круга.

В ходе обсуждения результатов ведущий подводит участников к мысли: почему все наши проблемы (ведь это мы сами их назвали, это мы считаем их проблемами) должен решать кто-то другой? А что каждый из нас может сделать сам, чтобы способствовать решению этих проблем?

Упражнение 8. Мозговой штурм (освоение методики учебного мозгового штурма для разработки вариантов решения экологических проблем).

Количество участников: 15–20.

Время: 15–20 минут.

Материалы и оборудование: столы (1 на 4–5 частников); стулья (по числу участников); листы бумаги формата А4 (1 на 4–5 участников); ручки/карандаши.

Ход упражнения.

Ведущий поясняет участникам, что мозговой штурм – это способ стимулирования творческой активности. При это этап формулирования гипотез отделен во времени от этапа их обсуждения. Таким образом, запрет критики при разработке вариантов решения устраняет психологический барьер «ответить» неправильно. Ведь часто именно в «неправильных», необычных, нестандартных идеях заключается ключ к оптимальному решению.

Затем ведущий знакомит участников с экологической ситуацией.

Пример. В латвийском национальном парке «Гауя» есть уникальная пещера, названная Чертовой. Рассказывают, что полетел как-то раз черт по своим делам через реку Гаую, да запоздал, и застал его восход солнца на середине реки. Понесся он что было духу, и с такой силой врезался в скалу, что осталась в ней дырка – пещера.

Посещающие парк туристы – любители автографов – стали своими руками пещеру расширять и углублять, превратив ее почти в вертикальный колодец. Администрация парка не может мириться с расковыриванием стен, но и прекратить этот варварский «обычай» не в состоянии. Как быть?

После знакомства с ситуацией участники разбиваются на малые группы по 5–7 человек. Ведущий предлагает участникам сосредоточиться на проблеме и на первом этапе в течение 5–10 минут (в зависимости от сложности задания) назвать любые, даже самые невероятные решения. Все варианты должны быть зафиксированы (записаны на бумаге или магнитофоне, для этого можно назначить в группе секретаря). Для того чтобы обсуждение было более организованным, и каждый участник имел возможность высказаться, можно установить определенный порядок высказывания, например, по кругу.

На втором этапе группа переходит к обсуждению сформулированных вариантов решения с учетом различных аспектов (экологических, эстетических, социально-экономических, правовых и т. п.). Результатом обсуждения в группе должны стать 1–2 наиболее оптимальных варианта. В заключение ведущий знакомит участников с контрольным решением.

Например, при обсуждении указанной ситуации участниками были предложены следующие варианты решения и аргументы «за» и «против»:

  • налагать на нарушителей штраф (люди будут бояться, но не у всех есть деньги, чтобы его заплатить);
  • поставить сторожей к каждому охраняемому объекту на территории национального парка, передать эти объекты под охрану милиции (сторожа будут хорошо следить за порядком, но нужно много денег на зарплату);
  • вывесить правила поведения, в которых указано, что этого делать нельзя (будут ли посетители обращать внимание на эти правила, а тем более их выполнять?);
  • обыскивать при входе и отбирать режущие инструменты (кто это будет делать, обыск требует специального разрешения);
  • поставить сухое дерево, на котором посетители могут оставлять свои автографы (не требует больших затрат и не наносит ущерба живой природе).

Контрольное решение. Администрация парка решила ввести штраф, а также расставить вблизи охраняемого объекта стенды для автографов, снабдив их табличкой «Сохранность надписей администрация парка гарантирует».

Еще несколько заданий для мозгового штурма.

* В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части, стволы так и остались лежать на земле: вывести их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Контрольное решение. Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, где имеются дома с печным отоплением, – дрова они вывезут сами.

* Для ускорения таяния льда и снега и чтобы тротуары и дороги были менее скользкими, часто их посыпают поваренной солью. Весной соль попадает в почву, что отрицательно влияют на состояние растений. Кроме того, это усиливает коррозию проезжающих автомобилей. Как по-другому можно решить данную проблему?

Контрольное решение. Можно использовать природные материалы, например, песок или опилки.

* В районе И. характерной проблемой (типичной не только для данной местности) является загрязнение малых рек поверхностными стоками с частных огородов. При этом многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды, а некоторые жители сбрасывают мусор в воду умышленно. Перенос огородов на другое место просто невозможен. Какое решение можно принять в такой ситуации?

Упражнение 9. Обсуждение приоритетов (освоение методики обсуждения различных точек зрения по поводу экологических проблем).

Количество участников: 15–20.

Время: 15–20 минут.

Подготовка: необходимо свободное пространство около 1 м2 на каждого участника.

Ход упражнения.

Ведущий зачитывает дискуссионные высказывания экологической тематики, предлагая участникам выразить свое мнение относительно них. Те, кто согласен с таким решением, переходят в один конец помещения, несогласные – в другой конец, сомневающиеся – остаются посередине. Представители каждой из образовавшихся групп поясняют свой выбор, сопоставляя приводимые аргументы. В ходе обсуждения мнение участников может измениться, что выражается переходом в другую группу.

Список высказываний.

1. Проблемам окружающей среды надо уделять больше внимания.

2. Экологические проблемы возникают чаще по вине отдельных лиц, нежели из-за несовершенства технологии предприятий.

3. Современное общество игнорирует фундаментальные закономерности круговорота веществ и энергии в экологических системах, когда использует природные ресурсы.

4. За контроль над загрязнением окружающей среды отвечает, прежде всего, правительство.

5. В современных экономических и политических условиях экологические проблемы не могут быть решены.

6. Действия человека, провоцирующие загрязнение окружающей среды, являются нарушением прав других людей и должны рассматриваться в судебном порядке.

7. В решении местных экологических проблем ключевую роль играют сами жители.

8. Поскольку экологические проблемы предстоит решать демократическим путем, шансов на быстрое достижение положительного результата у нас нет.

9. Современные технологии обеспечат возможности для развития человечества и в настоящем, и в будущем.

Литература

1. Суравегина решать экологические проблемы: Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002.

2. Петрова школьников решению экологических проблем // Экологическое образование. 2004. № 1.

#1064;потова рекомендации к программе «Игровая экология». В 3 ч. – М.: ИСАР, 1999.

#1054;т соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании. – М.: РХТУ им. , 1999.

#1050;ириллов для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии / Под общ. ред. . – СПб: Союз художников, 2000.

6. Гайворон развитие: Игры и упражнения. – М.: АсЭкО, 2003.

7. Кавтарадзе методы в обучении биологии и экологии // Экологическое образование. 2003. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны....

Методические разработки по теме «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка».

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывае...

Дидактические разработки к урокам «Технологии» с использованием интерактивных методов обучения

Дидактические разработки к урокам «Технологии» с использованием интерактивных методов обучения - кроссворды...

Личностно-развиващая ориентация образовательного процесса как ведущая тенденция интерактивных методов обучения

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной л...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе дистанционного преподавания географии»

Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе  дистанционного преподавания географии»...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...