Рабочая программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по экологии (5, 6, 7 класс) на тему

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности для детей 11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii_dlya_sayta.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

«Согласовано»                          « Рекомендовано»                                 « Утверждаю»

Заместитель директора            Председатель МС                                  Директор МОУ СОШ №2

__________ 2013 г.                  Протокол от ______ 2013 г.            приказ от_____ 2013г. №

               «Юный эколог»

 

                                        Дополнительная образовательная программа

                                 эколого-биологической направленности

для детей 11-14 лет

                         

Составитель: Лазарева Наталия Сергеевна

Учитель биологии

                                                         Автор:

г. Радужный

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассматривает представления об окружающей среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей воздействие разнородных природных и антропогенных источников. Программа составлена с учетом общеобразовательной программы « Экология» рекомендованная Министерством образования, 2004 г.

Актуальность 

Масштабы воздействия человека на природу постоянно увеличиваются. Взаимоотношения между человеком и природой имеют самые различные последствия. Результаты воздействия человека на природу можно увидеть, если посмотреть на состояние нашей планеты. Экологические проблемы возрастают и многие из них на сегодняшний день остаются нерешенными.

Цель: формирование экологической культуры учащихся.

Задачи:

- расширение и обогащение экологических знаний учащихся;

- стимулирование их разносторонней природоохранной деятельности;

- развитие интереса учащихся и экологически грамотной личности.

Отличительные особенности  данной программы заключаются в том, что проблемы охраны природной среды рассматриваются в многоаспектном характере: биологическом, социально-экономическом, гигиеническом и т.д. Человек и природа не противопоставляются друг другу, а выступают как единое целое, подчиняющиеся одним и тем же законам природы. Также программа отличается разнообразием форм работы с детьми, что позволяет не только получать знания, но и стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, активно формировать мировоззрение и собственную позицию  к природоохранной деятельности. Также содержание программы обеспечивает эмоционально-положительный настрой учащихся.

Основными формами работы с детьми являются:

-  уроки-лекции с активным обсуждением учащимися темы;

-  самостоятельный поиск информации уч-ся, с дальнейшим

    выступлением на аудиторию;

-  конкурсы, круглые столы, с предоставлением возможности формировать и

   отстаивать свою точку зрения;

  - экскурсии, походы, субботники – практическое пополнение теоретически    

    накопленных знаний;

-  выпуск газет, плакатов, рисунков с целью привлечь учащихся школы к            

   экологическим проблемам;

-  просмотр видеофильмов;

- участие в экологических акциях на уровне школы и города.

Программа ориентирована на учащихся  5 – 7  классов и рассчитана на один год.

Содержание программы направлено:

  • на получение учащимися ключевых знаний об экологии и экологических проблемах;
  • развитие мотивации личности учащегося к познанию окружающего его мира;
  • формирование у школьников отношения к окружающей среде, как к общечеловеческой ценности;
  • создание условий для социального и культурного самоопределения личности ребенка;
  • последующее применение учащимися знаний по охране окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

экологического кружка «Юный эколог»

№ п.п.

Тема занятия, название мероприятия

Дата проведения

Кол-во часов

1.

Экология  и разнообразие ее проблем. Вводный инструктаж

  2

2.

Влияние человека на современную экосистему.

  2

3.

Российский день леса .

 

  2

4.

Экологическая игра.

 

  2

5.

Посещение   музея в г. Радужный.

  2

6.

Экологические проблемы нашего края.

 

  2

7.

Страницы «Красной книги» - мир животных. Животные Югры  занесенные в « Красную книгу».

 

2

8.

Рисунки на тему: «Люблю свой край».

 

2

9.

Круглый стол - «Экологически проблемы Югры».

 

2

10.

Экологическая  викторины

 

2

11.

Международный день отказа от курения (выставка плакатов).

2

12.

Воздействие окружающей среды на деятельность человека.

2

13.

Космос и здоровье человека.

 

2

14.

Экологический конкурс загадок «Проверь эрудицию».

2

15.

Просмотр видеофильма «Наука без жестокости».

2

16.

Биологические часы нашего организма.

2

17.

Чрезвычайные ситуации.

2

18.

Экологическая обстановка в городах.

2

19.

Влияние парникового эффекта на жизнь планеты.

2

20.

Воздействие загрязненности окружающей среды на здоровье человека.

2

21.

«Книга рекордов природы».

2

22.

Масштабы воздействия человека на природу.

2

23.

Водная стихия.

2

24.

СПИД – чума XX века.

2

25.

Фотоконкурс «Удивительный мир природы глазами детей»

2

26.

Международный день воды.

2

27.

Всемирный день птиц.

2

28.

Воздействие музыки на организм человека.

2

29.

Международный день Земли.

2

30.

Субботник по очистке территории вокруг школы.

2

31.

Экология и мы.

2

32.

Наша квартира – среда обитания?

2

33.

Экскурсия по экологической тропе.

2

4 часа резервного времени

Содержание программы:

1. Экология и разнообразие ее проблем. Вводный инструктаж.

Дать понятие термина «экология». Экология как наука. Обозначить круг поднимаемых ею проблем.

2. Влияние человека на современную экосистему.

Дать понятие экосистемы.  Раскрыть виды деятельности человека, влияющие на экологию. Ориентировать детей на сотрудничество между собой, на отношение к окружающей среде, как к общечеловеческой ценности.

3. Российский день леса (выпуск газеты).

        Сообщения:

        «Лес - источник чистого воздуха»

          «Уничтожение лесов»

        «Кодекс леса»

        Привлечение учащихся к выпуску газеты «Российский день леса» с целью пропаганды  экологических знаний и природоохранной деятельности.

4. Экскурсия на природу.

        Воспитание у школьников бережного отношения к природе, любви к родному краю. Учиться быть наблюдательными за животным и растительным миром. Практическое пополнение теоретически  накопленных знаний.

5. Посещение этнографического музея г. Радужный.

        Расширение знаний о быте коренных народов севера. Об их отношении к природе. На примере жизни хантов рассматривать человека и природу не как противопоставление друг другу, а как единое целое, подчиняющееся одним и тем же законам.

6. Экологические проблемы нашего края.

        Сведения, подготовленные учащимися, о возникновении пожаров по вине человека и природы. Обсуждение с ребятами как страдает экология (животные, растения, земельные ресурсы…) от пожаров. Рассмотреть и обсудить две стороны огненной стихии – вред и пользу. Предложения учащихся путей решения этой экологической проблемы.

Сведения учащихся о воздушных стихиях. Обсуждение двух сторон воздушной стихии, влияния природных явлений на экологию. Предложения учащимися путей решения этой экологической проблемы.

7. Страницы «Красной книги» - мир животных.

        Небольшие преподнесения учащихся о животных,  попавших в красную книгу. Обсудить причины вымирания или уничтожения животных. Как человек влияет на жизнь редких животных. Участие человека в охране редких видов животных, попавших в «Красную книгу». Небольшие доклады учащихся о растениях,  попавших в «Красную книгу». Обсуждение причины исчезновения растений, влияния человека на жизнь и его участия в охране редких видов растений, попавших в «Красную книгу».

8. Рисунки на тему: «Люблю свой край».

        Данная тематика помогает выразить отношение ребят к своей земле. Помогает быть наблюдательными. Воспитывает любовь к родному краю и его природным богатствам.

9. Круглый стол - «Экологические проблемы Югры».

        Обсуждаемая информация:

«Какую пользу или опасность несут в себе продукты питания».

«Что мы отправляем в свой организм?»

«Больше пользы или вреда?»

«Почему это так важно!»

«Наше здоровье в наших руках.»

Обсуждение данной темы помогает учащимся быть более разборчивыми  в продуктах питания, из которых состоит наш рацион и более внимательно относиться к своему здоровью.

10.Участие в мероприятии посвященному юбилею  ХМАО-Югры.

Выставка рисунков. Проведение викторины на классных часах среди младших школьников и пятиклассников.        

11. Международный день отказа от курения (выставка плакатов).

        Информация о вреде табакокурения, подготовленная учащимися. Обсуждение данной проблемы и путей её решения.

Изготовление плакатов как одной из форм пропаганды здорового образа жизни.

12. Воздействие окружающей среды на деятельность человека.

 Развитие мотивации личности учащегося к познанию окружающего его мира. Формирование у школьников отношения к окружающей среде, как к общечеловеческой ценности. Создание условий для социального и культурного самоопределения личности ребенка.

13. Космос и здоровье человека.

        Урок-лекция по разделам:

        - Предел роста – предел беспорядка.

        - Долговременное устойчивое развитие.

        - Масштабы воздействия человека на природу.

        - О состоянии окружающей природной среды в Нижневартовском регионе.

        - Влияние нефтедобычи на лесной фонд.

14. Экологический конкурс загадок «Проверь эрудицию».

        Конкурс нацелен на закрепление уже имеющихся знаний о явлениях природы, сведениях о животных и растениях, и роли человека в экосистеме. Также конкурс помогает обмениваться знаниями экологической направленности и  готовности к сотрудничеству.

15. Просмотр видеофильма «Наука без жестокости».

Целью просмотра фильма является  расширение и обогащение экологических знаний учащихся; формирование экологической культуры учащихся; стимулирование их разносторонней природоохранной деятельности.        

16. Биологические часы нашего организма.

        Сведения, подготовленные учащимися, о биологических ритмах человека. Обсуждение с ребятами как страдает человек(животные, растения, земельные ресурсы, человек…) от смены биологических ритмов. Рассмотреть и обсудить две стороны – вред и пользу. Предложения учащихся путей решения этой экологической проблемы.

17. Чрезвычайные ситуации.

        Цель занятия – выявить пробелы в знаниях ребят относительно чрезвычайных ситуаций и конкретных действий в случаях их возникновения. Информация о том, какие бывают чрезвычайные ситуации. Как вести себя в таких ситуациях (практические советы). Какие последствия могут быть при неправильном поведении человека.

18. Экологическая обстановка в городах.

        - Урок-лекция

- Сведения об экологической обстановке в городах России.

- Об экологической обстановке в городах Ханты-Мансийского округа.

- Об экологической обстановке в г. Радужном.

- Учащихся делятся своими наблюдениями за экологией в городе.

19. Влияние парникового эффекта на жизнь планеты.

        Обсуждение с учащимися экологических последствий связанных с потеплением климата. Влияние парникового эффекта на деятельность человека  и планеты в целом.

20. Воздействие загрязненности окружающей среды на здоровье человека.

        - Вводная часть – общие сведения.

- Приведение сравнительной статистики.

          - Обсуждение данных  Ханты-Мансийского округа.

21. «Книга рекордов природы».

        Сведения учащихся о «нестандартных» животных и растениях, а также необъяснимых феноменах природы. Сведения учителя по данной теме.

22. Масштабы воздействия человека на природу.

        - Короткие сообщения учащихся по данной теме.

        - Лекция учителя по разделам:

1. Природно-климатическая характеристика округа.

2. Почвы и ландшафты.

3. Растительный и животный мир.

4. Особенности влияния хозяйственной деятельности на состояние природы в ХМАО.

5. Нефтедобывающая промышленность.

23. Водная стихия.

        Сведения, подготовленные учащимися, о видах водных стихий. Обсуждение с ребятами как страдает экология (животные, растения, земельные ресурсы, человек…) от водной стихии, Рассмотрение вреда и пользы. Предложения учащихся путей решения этой экологической проблемы.

24. СПИД – чума XX века.

        Занятие состоит из двух частей. В первой части учащиеся проводят тест на знание проблемы.. Вторая часть посвящена раскрытию основных причин заболевания.

25. Фотоконкурс «Удивительный мир природы глазами детей».

Целью конкурса является развитие наблюдательности, воспитание в детях прекрасного, любви к природе, животным и растениям.

26. Международный день воды.

        Учащиеся делятся своими наблюдениями, связанными с водой. Учитель задаёт вопросы по точке зрения. Краткие сведения учащихся по данной теме.

        Информация учителя о ценности воды, её потреблении, очищении и охране водных ресурсов.

27. Всемирный день птиц.

        Конкурс для учащихся по данной теме, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои знания.

        Сведения учителя под рубрикой «Знаете ли вы?».

28. Воздействие музыки на организм человека.

Влияние музыки на развитие мыслительных способностей человека.

        

29. Международный день Земли.

        Обсуждение с учащимися «Нужно ли нашу землю охранять?». Если нужно, то от кого, и каким способом. Информация учащихся - «Какими ресурсами обладает наша земля». Сведения учителя, связанные со статистикой.

30. Акция «Чистота».

        Выпуск и распространение листовок призывающих учащихся соблюдать чистоту в школе, за её пределами, на улицах города и в зонах отдыха.

31. Экология и мы.

        Краткий обзор с учащимися, пройденных тем. Учащиеся делятся тем, что нового они узнали, посещая экологический кружок. Какими ещё сведениями они хотели бы поделиться, о чём хотели бы ещё узнать.

32. Наша квартира – среда обитания?

        Уточнение понятия «среда обитания». Вопросы по точке зрения  Может ли быть наша «квартира средой обитания»? Какие «живые организмы» живут с нами рядом? и т.д.

        Информация учителя по данной теме. Обсуждение учащимися.

33. Экскурсия по экологической тропе.

        Цель экскурсии - воспитание у школьников бережного отношения к природе, любви к родному краю. Учиться быть наблюдательными за животным и растительным миром. Практическое пополнение теоретически  накопленных знаний

Методическое обеспечение программы:

        Методическое обеспечение подобрано с учетом основных целей и задач программы.

При проведении занятий использованы словесные методы обучения такие как:

-  уроки-лекции, беседы, рассказы с активным обсуждением учащимися темы занятий.

        Очень важным, а для младших школьников новым методом обучения является самостоятельная исследовательская деятельность. Самостоятельная исследовательская работа учащихся включает: постановку целей и задач исследования, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных с дальнейшим выступлением на аудиторию.

        Повышению познавательной деятельности и формированию собственной позиции помогают методы ролевого моделирования типовых ситуаций

-  круглые столы, конкурсы.

   Ребята учатся отстаивать свою точку зрения.

Обучению и воспитанию детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях помогает «натуралистический» подход, т.е. - экскурсии, походы. Этот метод помогает пополнению теоретически накопленных знаний.

Продвижению просветительской работы и привлечения уч-ся школы к экологическим проблемам являются практические методы воспитания и обучения:

-  выпуск газет, плакатов, рисунков, проведение субботников.

        Важное значение имеет наглядно-демонстрационный метод обучения

-  просмотр видеофильмов.

        Использование всех перечисленных методов соответствует основным целям и задачам  программы, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда. /Л.П. Анастасова. – М.

     Просвещение 1997. – 289с.

2.  Иванов Ю.В. Природа и человек. / Ю.В. Иванов. – М. Просвещение

     1991. – 176с.

3.  Криксунов Е.П. Экология./ Е.П. Криксунов. – М. Дрофа. 1995. – 205с.

  1. Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия./ Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: АО «МДС», 1995. – 320с.

  1. Лысаков В.Г. 1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318 с.

  1. Соколова Е.И., Тарабарина Т.И. Игры в дороге./ Е.И. Соколова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – 128 с. ил.

  1. Пашканга К.В. Охрана природы. / К.В. Пашканга. – М. Просвещение. 1990. – 143с. ил.

  1. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов, И.В. Цветкова; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003. – 144с.
  2. Анастасова Л,П. Человек и окружающая среда: учебник для дифференцированного обучения. 9 класс- М.: Просвешение, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...