Организация исследовательской деятельности учащихся
учебно-методический материал по экологии (10 класс) на тему

Волкова Альфия Вазировна

В материале даны рекомендации по организации исследовательской деятельности, разработанные на основе собственного опыта, дан   алгоритм разработки проекта,  оформления исследовательского проекта, подготовки к публичному выступлению, требования к оформлению презентации и работы. Так же дается анализ часто допускаемых ошибок учащимися и педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Исследовательская деятельность учащегося – это творческая совместная деятельность двух субъектов (учителя и ученика), двух личностей по поиску решения неизвестного, в ходе которого между ними происходит трансляция культурных ценностей, в результате которой формируется мировоззрение» Обухов А.С.

Организация исследовательской деятельности начинается с поиска детей способных и желающих заниматься этой работой. Сделать это можно на уроках, кружковых занятиях, на практических работах или специальных профильных курсах. Такая форма занятий как экскурсия помогает педагогу выявить таких детей.  Если ребёнок с интересом рассматривает объекты, ведет записи, задает вопросы – это Ваш ребенок. Обязательным условием для осуществления научно-исследовательской работы является наличие у школьника интереса к научно-исследовательской работе и хороших оценок по предметам, потому что, как правило, лучших результатов добиваются усидчивые и трудолюбивые дети, умеющие работать систематически. И это не обязательно талантливые и одарённые, как принято считать. Шмаков таких детей называет «интеллектуально заинтересованными». Ещё важно помнить, что группа должна быть небольшой по численности, максимум 10 человек. При этом целесообразно привлекать в исследовательские группы разновозрастных учеников – так Вам будет проще сохранить преемственность в исследовательской работе. Младшие ребята будут видеть реальные результаты старших, а старшие всегда смогут помочь младшим, доступно объясняя принципы научной работы.

Раскрывая перед отобранными Вами школьниками перспективы НИД, необходимо показать им ценность навыков и умений, которые они получат на кружковых занятиях в их будущем профессиональном становлении. Ведь студенты, овладевших навыками исследований и оформления работ на школьных кружках, гораздо быстрее и качественнее выполняют курсовые и дипломные работы в ВУЗе. Их студенческие работы отличаются более высоким уровнем, поэтому многим из них предлагается серьёзно заняться наукой. Если же школьник не связывает свое будущее с наукой, ему в любом случае пригодятся умения и навыки, полученные на занятиях, в любой иной трудовой деятельности. Логическое мышление, навыки публичного выступлению, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения пригодились нашим выпускникам, работающим в области журналистики, здравоохранения, педагогики и в экологических службах промышленных предприятий.

Этапы работы ученика в процессе исследования

Прежде чем начать проведение исследований и их оформление, надо четко для себя определить, какая у вас работ – учебно-исследовательская или научно-исследовательская работа. Различие между ними заключается в уровне новизны полученных результатов. В учебно-исследовательской деятельности результат в большинстве случаев является запрограммированным, запланированным заранее. Научно-исследовательская деятельность предполагает «неизвестность» результата, его новизну. Новизна объекта и методики в исследованиях встречаются крайне редко. Работа, в которой нет новизны, и цель достигается применением одной общепринятой методикой, не является научной, это учебная, тренировочная работа. С таких работ логично начинать обучение навыкам выполнения и оформления исследовательских проектов, но не стоит заявлять их как научно-исследовательские. Прописав на титульном листе проекта «научно-исследовательская работа» вы не получите желаемого результата, даже добавив в пункте «новизна работы» следующие слова: «В нашем районе исследование загрязнения снега никогда и никем не проводилось». А вот раздражение или, в лучшем случае, ирония членов жюри по поводу некомпетентности руководителя работы Вам гарантирована.

Следующий этап – подбор темы. Тема должна быть актуальной и понятной. Формулировка темы должна быть конкретной, не расплывчатой. В ней должна отражаться решаемая вами проблема, предмет вашего исследования. Кроме того, желательно указать территорию, место проведения работ. Например: 1) Биоразнообразие (предмет исследования) орнитофауны (объект исследования) природных и пригородных пойменных угодий (место); 2) Влияние гербицидов (предмет исследования) на растительность и почвенную микрофлору (объекты исследований) учебно-опытного участка (место); 3) Популяционные характеристики (предмет) насаждений рода Тополь (Populus) (объект) города Нижнекамска (место). При этом название не должно быть очень длинным – не больше 7-8 слов.

Подбирая темы исследовательских работ для группы желательно концентрировать их вокруг одной идеи или проблемы, в виде родственных блоков. Концентрация на единой проблеме способствует более продуктивному решению научно-исследовательской задачи, обсуждению проблемы всеми членами научного общества или кружка. Можно дать возможность ученикам выбрать тему самим, но надо быть готовым к тому, что их желания не совпадут с возможностями доступных вам методов исследований. Скорее всего, педагогу придется предложить тему, опираясь на интерес и часто неопределенные, фантастические «темы-хотелки» будущих исследователей. Но дать такую возможность ребятам надо, а вдруг это будет неординарный взгляд на до боли простой для вас объект, к которому, никто не догадался применить ряд общепринятых методик и выявить очень интересную закономерность.

Определившись с темой, педагог переходит к обзорной лекции, консультации по выбранной тематике. Здесь очень важно дать ученику возможность пропустить через себя гораздо больший объем информации, чем лекция. Её ребенок добывает сам – в литературе, интернете, печати, собирая материал для литературного обзора. Он должен найти информацию об объекте исследования, о предмете исследования, различные публикации на сформулированную тему. На следующем занятии эту информацию нужно обсудить. Чем больше источников ребенок проработает, тем более осознанно он будет выполнять исследования, а при защите он будет готов компетентно отвечать на вопросы членов жюри и зала, напрямую не связанные с результатами его исследований. Ребенок же, владеющий только тем материалом, который прописан педагогом в литературном обзоре, на такие вопросы, как правило, ответить не может, его не спасает даже заученная фраза: «Это не входило в задачи моих исследований». Об объекте исследований он должен знать как можно больше. В литературном обзоре используемые понятия и термины, выходящие за рамки школьного курса, должны быть четко определены и разъяснены. Задача педагога на данном этапе – дать необходимые навыки работы с источниками информации, сформировать умения анализировать полученный объем информации, правильно применять ее на практике.

Выбрав подходящую литературу и прочитав ее, следует сделать выписки. Далее проводятся теоретические и практические занятия по методологии исследовательской деятельности, дети знакомятся со структурой работы, а собранный литературный обзор занимает в ней своё место.

Если работа заявлена как научно-исследовательская, то выдвигается гипотеза (т.е. высказывается догадка). Она, как и все дальнейшие этапы, вытекает из цели. Например:

Цель работы: оценка некоторых популяционных характеристик насаждений рода Тополь (Populus) г. Нижнекамска, для оптимизации средозащитных свойств насаждений города.

Гипотеза: Если жизненное состояние древесных насаждений рода тополь окажется низким, и в возрастной структуре будут преобладать спелые и перестойные деревья, то в ближайшее время произойдет массовое выпадение тополя из древостоя города.

Для оценки гипотезы необходимо провести эксперимент или собрать материалы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу. Все этапы достижения цели прописываются в задачах. Сбор материала идет согласно этим задачам и применяемым методикам. Все получаемые результаты желательно оформлять в табличной форме. На этапе анализа собранного материала необходимо сформировать у ребенка навыки логического систематизирования, т.е. выделение главного и отбрасывание лишнего, ненужного. Таким образом, составляется логически систематизированное содержание работы, раскрывающее поставленную проблему, которое заканчивается выводами, заключением. Далее идёт оформление работы – весь собранный и проанализированный материал сводится воедино, оформляется в соответствие с установленными требованиями. При написании текста работы желательно придерживаться требований научного стиля, однако при этом текст должен быть доступным для понимания. По возможности в тексте не используйте местоимения «Я», в научном мире так не принято. Текст пишется от третьего лица, либо, в крайнем случае, используется местоимение «мы». Не перегружайте его сложными стилистическими конструкциями. Правильное оформление работы крайне важно, поскольку материал, оформленный не в соответствии с принятыми требованиями, будет оцениваться отрицательно.

Несмотря на большое разнообразие подходов к организации и построению исследовательской работы, в эколого-биологическом направлении придерживаются следующей структуры оформления:

Титульник. На титульнике указывается учреждение, на базе которого выполнена работа, вид исследовательской работы – учебная или научная работа (при затруднении в определении типа работы укажите «исследовательская работа»), тема работы, автор, руководитель, консультант, населенный пункт, год выполнения. У организационных комитетов некоторых конференций могут быть свои дополнительные требования к оформлению титульника, например, необходимо указать название конференции. Стандартный образец оформления титульника представлен в приложении № 1

Содержание (внимание! Титульник и содержание не нумеруются!)

Введение. Оно включает в себя определение проблемы (актуальность), цели и задачи исследования, гипотезу.

Часто встречающиеся ошибки:

1) Большой объем раздела из-за включения обширного материала излитературного обзора при обосновании актуальности. Объём раздела не больше 1 страницы.

2) Цель ставится размытой, не конкретной(например, « Изучение загрязнения атмосферы», «Изучение природы моего края») или же ,часто,  цель путается с задачей. Цель – это стратегия исследования, Задачи – тактика достижения цели.

Постановка цели и задач – ключевой этап в выполнении работы, так как они определяют дальнейший ход исследования. Поэтому формулировке их необходимо уделить особое внимание. Цель всегда бывает одна, а задач должно быть несколько.

При этом обратите внимание на то, что формулировка цели начинается с существительного (Изучение…, Оценка…, Выявление…, Выяснение…), а задача – сглагола (Изучить…, Выявить…, Провести…).

3) Задачи не связаны с целью, задачи мелкие и потому многочисленные. Оптимальное количество задач – 3-4. Объединяйте мелкие задачи в одну общую.

4) Поставленные цели и задачи не согласованы между собой, живут отдельной жизнью от работы. При оформлении каждого следующего раздела соотносите его с поставленными целью и задачами, с выдвинутой гипотезой.

5) Целью исследовательской работы ставится освоение той или иной методики. Например, целью работы заявлено – «Освоить метод индикации состояния окружающей среды по частоте встречаемости фенов белого клевера». На самом деле целью данной работы является «Оценка состояния участков города по частоте встречаемости фенов белого клевера». Такие ошибки встречаются очень часто, поэтому к корректировке формулировок цели и задач приходится возвращаться неоднократно в ходе выполнения работы, т.к. это требует определенного опыта.

Обзор литературы. Освещение изученных публикаций на сформулированную тему.

Материалы и методы. В данном разделе обязательно указывается, где и когда проводились исследования, какие материалы и методы были использованы. Желательно указать автора методики, год её публикации. Часто допускаемая ошибка в работах - в разделе недостаточно написать, что «при проведении исследований использованы методы: наблюдение, анализ, анкетирование». Необходимо также указать, за чем (кем) наблюдали, где, в течение какого времени и в какой повторности, что анализировали, для кого, как и с какой целью составлялось и проводилось анкетирование. При этом часто в результатах работы анализ не прослеживается, а вот анкетирование обязательно проводится, даже тогда, когда необходимости в нём нет. Например, зачем опрашивать одноклассников «едят ли в их семьях картофель, сколько раз в день», если цель исследования – влияние сроков прополки и окучивания картофеля на его урожайность. За постановку лишних задач и необоснованное использование методик при оценке работ жюри, как правило, снимает баллы.

Методы подбираются согласно поставленной цели, строго по поставленным задачам! Нет необходимости расписывать подробно ход работы, особенно если используется стандартная методика. Достаточно прописать, какой метод использован, назвать автора методики, год опубликования. В некоторых случаях, когда методика малоизвестна или вами проводился отбор одной из нескольких методик, то суть и различия их, а также причину выбора той, которую использовали в работе, можно раскрыть в литературном обзоре. Оптимальный объем раздела «Материалы и методы» - 1/2 страницы. Иногда в данный раздел желательно включить подраздел – «Район исследования», включающий географические характеристики (географическое положение, климат, геоботаническое районирование).

Результаты исследований. В этом разделе представляется краткий и лаконичный анализ собранного материала, представленного в табличной и графической формах. По сути, он является аргументированным ответом на поставленную задачу. Материал располагаете в той очередности, как поставлены задачи. Каждый подпункт раздела можно озаглавить в соответствии с поставленной задачей. Например, если задача – «выявить видовой состав участков луга вдоль геоботанического профиля», то, соответственно, подзаголовком будет – «видовой состав участков». Такой прием позволяет четко следовать поставленным задачам и корректировать ход исследований. Далее следует текстовой анализ графического или табличного материала, который, в подтверждении сказанного, ставится ниже или в приложении. При этом в тексте делается ссылка на подтверждающий материал (рис. 1; табл. №1, Приложение 1)

Таблица подписывается сверху: первая строка в правом углу – таблица №…; следующая строка слева – название таблицы. Графические материалы подписываются снизу- рисунок 1. Далее, в этой же строке, прописывается его название. Название таблицы и графического материала должны отражать анализируемый предмет исследования.

Часто встречающаяся ошибка в оформлении графиков и диаграмм – не подписываются оси, не ставятся единицы измерения. Обратите внимание на их оформление в предложенных в данном сборнике работах. Если нет возможности подписать оси на рисунке, то их можно добавить в подпись рисунка после названия (ось Х – …., ось У - ….).

Выводы - это краткий ответ на поставленные во введении цель и задачи. Это хорошая выжимка из раздела «Результаты исследований». Для того чтобы они были таковыми, рекомендуем перед тем, как приступить к этой работе, скопировать задачи и поставить на тот же лист, где планируется прописать выводы. Зачитав первую задачу, соответственно ей прописывается вывод в одно-два предложения. Удалив после этого текст первой задачи, приступайте аналогично проработайте следующую, и так до конца. Когда все задачи будут решены, посмотрите на выводы и цель и ответьте на вопрос:«Отражена ли цель вашего исследования в выводах?» Если нет, то рекомендуем сделать помимо выводов ещё заключение. Для этого скопируйте гипотезу или цель и пропишите по ним заключение. Заключение – это отчет о достижении цели, или о подтверждении или опровержении гипотезы (см. образец). При защите работы для экономии времени, можно не зачитывать задачи. В этом случае проговаривается реплика: «Разрешите выводы не зачитывать, так как они прозвучали в докладе.В заключении же можно сказать, что…(и дальше идет заключение)».

1. Например, цель работы «Оценка некоторых популяционных характеристик насаждений рода Тополь (Populus) г. Нижнекамска для оптимизации средозащитных свойств насаждений города».

Гипотеза: Если жизненное состояние древесных насаждений рода Тополь окажется низким, и в возрастной структуре будут преобладать спелые и перестойные деревья, то в ближайшее время произойдет массовое выпадение тополя из древостоя города.

Заключение: Так как у самого многочисленного вида тополей, Т. бальзамического, в насаждениях города высока доля перестойных и преспевающих деревьев сильно ослабленного жизненного состояния, то в ближайшее время можно ожидать массовое выпадение тополя бальзамического из основного состава насаждений города. При отсутствии компенсирующих посадок, это может привести к значительному снижению средозащитных свойств городских насаждений.

Список использованной литературы. Отмечаются выходные данные книги, статьи, архивного фонда и т.д. Например, если приводятся данные из книги, то указывается Ф.И.О. автора, название книги, место и год издания, а также точные страницы, откуда взята информация (Иванов С.В. Политическое лидерство. – М., 1980. – С.13-15) Если использована статья из журнала, указывается Ф.И.О. автора, название статьи, название журнала, год и номер его издания, а также страницы, откуда взята информация (Иванов С.В. Лидерство в организациях // Международные отношения. 1999. №3. – С.2-13) Примерно также указываются выходные данные статьи из газеты (Станин А. Лидерство – что это? // Правда. – 1999. – 22 ноября. — №13 (265). – С.1) Иногда статьи в газетах выходят без указания фамилии и имени автора. В этом случае указывается только название статьи и выходные данные периодического издания. Если  использованы данные архивного фонда, необходимо указать название архива в сокращенном виде, номер фонда, номер описи, номер дела и номер листа. Название архивного фонда указывается отдельно в библиографическом списке. (ГАРФ. Ф.2012. Оп.1. Д. 2. Л.4.) Подобные выписки необходимы для того, чтобы в тексте реферата (исследовательского отчета) Вы делали необходимые сноски на использованные Вами источники. Порядок следования источников идет в алфавитном порядке.

Приложения. В приложения выносятся фотографии, табличные материалы, по которым выполнены диаграммы, графики. Фотографии подписываются, указываются их авторы.

Необходимо приучать ученика к тому, что каждый этап своей работы он должен завершать определённой формой. Если это составление библиографии, то в результате мы должны получить список литературы, оформленный по всем научным требованиям. Если это построение и описание какого-либо графика или таблицы, обобщающих результаты теоретических или практических изысканий, то они должны быть оформлены так, чтобы любой человек мог разобраться в построениях, вычислениях, описаниях, обобщениях. Неподписанные или неправильно подписанные рисунки, схемы, таблицы – это очень часто встречающиеся ошибки в работах .

Прежде чем выставлять подготовленную и оформленную работу на научно-исследовательскую конференцию, желательно её направить на рецензирование специалистам соответствующего профиля. В случае положительного отзыва работа направляется на научно-исследовательскую (научно-практическую) конференцию, в ходе которой ученик защищает её. Возможность публичной демонстрации своих достижений – важный фактор, который способен побудить ребёнка к любому творчеству. Как правило, итогом научного исследования является участие в конференции – общешкольной, городской, региональной и даже международной. Это не только возможность защитить честь школы, но и познакомиться и подружиться с талантливыми сверстниками, взрослыми учёными, побывать в интересных местах.

Итоговые результаты, к которым должны придти учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью – это формирование следующих умений и навыков:

  • формулировать проблему исследования;
  • выдвигать гипотезу;
  • определять цели эксперимента;
  • планировать ход и порядок эксперимента;
  • осуществлять эксперимент и вести учет результатов;
  • анализировать собранные данные;
  • обработать результаты исследования;
  • выявить закономерность;
  • оформить отчет об эксперименте и ходе исследования;
  • составить тезисы выступления на конференции;
  • обладать культурой устной речи;
  • выделять аргументы в пользу своего мнения в научном диалоге.


Приложение 1.

Образец титульного листа

Наименование образовательного учреждения

Вид работы (реферативная, учебная, исследовательская, научно-исследовательская, проектно-поисковая)

Название работы (без кавычек, точка в конце не ставится)

Выполнена учеником … класса

муниципального образовательного учреждения «Средняя (основная) общеобразовательная школа № …»

(указывается населенный пункт)

ф.и.о. автора (в творительном падеже)

руководитель – учитель

(указывается образовательное учреждение, должность, ф.и.о. руководителя в именительном падеже)

Название населенного пункта

Год написания работы


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  1. Стиль: соблюдайте единый стиль оформления слайдов; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация не должна преобладать над основной.
  2. Фон: для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый). На одном слайде рекомендуется использование не более трех цветов: один – для фона, один – для заголовков, один – для текста. Для фона и текста используйте контрастные тона. При подготовке к олимпиаде безоговорочным вариантом является белый фон.
  3. Не используйте анимационные эффекты– они отвлекают внимание слушателей от содержания информации на слайде.
  4. Содержание информации: используйте короткие слова и предложения; заголовки должны привлекать внимание аудитории. Возможно выделение ключевых слов. На слайде не должно повторяться то, что говорится в сопроводительном тексте.
  5. Расположение информации на странице: предпочтительнее горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация располагается в центре экрана. Если на слайде есть картинка, надпись должна располагаться под ней.
  6. Шрифты: шрифт Arial, для заголовков – не менее кегля 24; для информации – не менее 18; нельзя смешивать разные виды шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  7. Способы выделения информации: для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать рамку, границу, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы.
  8. Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; на слайде – не более 7-8 строк.
  9. Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицей, диаграммой; карта.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ ДОКЛАДУ

Доклад не должен представлять собой пересказ текста, тем более его чтение. Нужно хорошо понимать, что написанная работа и доклад по ней – это совершенно разные жанры научного творчества, к которым нужно готовиться по-разному. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. Поэтому не стоит перегружать его лишними данными. Текст доклада использовать не запрещается, однако читать его нежелательно. Вы можете утратить логику изложения, рискуете потерять контакт с аудиторией. Есть и другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение, используя, в том числе, художественные приемы. Такая форма подачи также плохо подходит для научного доклада. Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план-конспект доклада. Это придает определенную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении. Задача вступления доклада - вызвать интерес к себе и к тому, что вы будете говорить. В том случае, если Вас официально не представили, следует назвать себя: «Меня зовут…, я представляю школу (вуз)…, тема моей работы …»

Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. Говорить нужно громко и ясно, смотря в лица сидящих в аудитории.

Наглядность. Таблицы, графики, рисунки, наглядные пособия, используемые при выступлении с докладом, должны быть тщательно продуманы. Следует отобрать только то, что действительно необходимо при изложении материала. Перегруженность демонстрационными средствами рассеивает внимание слушателей и может снизить общее впечатление от выступления. Следует обратить особое внимание на то, как демонстрационные средства будут вплетаться в ткань устного сообщения, раскрывать и дополнять его. Таблицы, графики должны быть выполнены таким образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано. Вполне приемлемой формой являются записи на доске (не очень длинные), сопровождающие устное изложение.

Доклад нужно как следует отрепетировать: вначале самостоятельно, затем в присутствии родных, друзей, перед классом. При этом репетиции следует проводить с презентацией. При подготовке доклада следует обращать внимание на расстановку акцентов и смысловых ударений. Важные моменты — цели исследования, основные утверждения и результаты, выводы – должны выделяться голосом и интонацией.

Обычно регламентом конференции на доклад отводится определенное время (7-10 минут). Если докладчик не уложился в отведенное время, его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Поэтому при подготовке и репетициях доклада временному фактору следует уделить особое внимание. Допустимо остановиться только на наиболее интересных моментах работы. Остальное, если аудитория заинтересуется, излагается в ответах на вопросы. Поэтому закончить доклад можно фразой: «Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы».

Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что именно интересует человека. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Во время работы секций конференции участники не должны бояться задавать вопросы. Задавая вопросы, вы имеете возможность не только разобраться в непонятных вам моментах представленной работы, но и показать свою компетентность в предмете исследований. Тон, которым, задается вопрос, должен быть доброжелательным. Если задают вопросы вам, значит, ваше сообщение вызвало интерес, и тон вашего ответа должен быть соответствующим. Конечно, какой-либо вопрос может вызвать у вас затруднения. Чтобы их было меньше, необходимо свободно владеть материалом и не только тем, который вы излагаете в докладе непосредственно, но, желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена ваша работа. Если все-таки с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует впадать в панику. Можно прибегнуть к формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы», «Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно понял, …» – и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который вы в состоянии ответить.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ОТ АЛЕКСАНДРА

Вот несколько советов как провалить свое выступление на конференции и показать себя самым худшим образом в секции от Багаева Александра, выпускника ДЭБЦ 2009 года, многократного победителя научно-практических конференций,  олимпиад по экологии, успешного студента МГУ и просто замечательного человека, у которого много чему можно поучиться.

Внимательно прочитай правила, следуй им и ты обязательно «провалишь» свое выступление на конференции.

  1. Готовясь к конференции, не надо читать свою работу, да и доклад готовить его не обязательно – у тебя будет время пролистать его во время своей презентации, делая вид, что ты хочешь привести очень важные цифры.  Если не получится,  объяснишь всё на пальцах, вокруг столько умных ребят – они поймут.
  2. Непременно опоздай на начало презентации, без стука войди в дверь  и громко заяви, что опаздал (-ла), так как у тебя были более важные дела.
  3. Не стоит тщательно наводить на себе порядок, пусть все увидят твою неопрятность  и небрежность, а заспанные глаза, частые и долгие зевания, помогут убедить членов жюри в том, что ты трудился (-лась) над работой ночами – они ведь все равно не узнают, что ты зависал (-а) на просторах Интернета.
  4. Не будь банальным !!! Долой строгий костюм! Покажи свой вкус и богатый внутренний мир, одень что-нибудь экстравагантное. Рассматривая тебя, слушающие наверняка прослушают суть твоей работы, и не будут задавать лишних вопросов.
  5. Читай доклад не торопясь, смотри в зал, читай все медленно, тихим голосом, «усыпи» бдительность членов жюри, запинайся, долго думай над каждым произнесенным словом. Часто заглядывай  в работу, спрашивая членов жюри, на чём ты остановился(-ась).
  6. Не утруждай себя ответами на вопросы, делай умный вид и смотри в пол, повторяя: «Это не входило в задачи моего исследования»  или «А вы сами как считаете?». Задавать вопросы не стоит. Зачем? Ведь много других желающих, да и зачем указывать им на ошибки, обидятся ещё!
  7. Через каждые 5 минут посматривай на часы, тем самым показывая: « Ну, когда же всё это закончится!».

Следуй этим простым правилам и у тебя обязательно ничего не получится!

P.S.: На награждение идти уже нет никакого смысла – зря потратишь время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....