рабочая программа по экологии - 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по экологии  предназначена для 5 класса.            Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._po_ekol.5_kl.docx37.73 КБ
Файл rab.progr_._po_ekol.5_kl.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса  «Экология» для обучающихся 5-х классов по ФГОС второго поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  экологии  в 5 классе  составлена на основе:

  1. Приказа № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
  2. Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2010г.,  планируемых результатов основного общего образования.

Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.   Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

                                                                                                                                                ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  называть методы изучения применяемые в экологии;

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

 определять основные органы растений (части клетки);

 понимать смысл биологических терминов;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные  результаты  курса  «Экология»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (4 ч)

Тема 1. Как размножаются живые организмы (4 ч.)

Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч.)

Тема 3. Как питаются живые организмы (6 ч.)

Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (3 ч.)

Тема 5. Многообразие живого мира (9 ч.)

Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (4 ч.)

Задания на лето. (1 ч.)
         

          Курс экологии в  5классе  нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

          Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе,  Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

        Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

             Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД.  

           Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

             Вводный курс даёт  обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических  понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  

 Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.   Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.   Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

Цели программы:

целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлено   на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела (темы)

Всего часов

Кол-во лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ

1.

Введение.

4

2 л/р

2.

Как размножаются живые организмы.

4

1 л/р

3.

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды.

3

4.

Как питаются живые организмы.

6

2 л/р

5.

Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы.

3

2 л/р

6.

Многообразие живого мира.

9

1 л/р

7.

Жизнь в сообществах. Экосистема.

4

8.

Задания на лето.

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс                                            

урока

Название темы

Кол-во часов

Дата  проведения

план

факт

Введение -4

1

О чем эта книга.

Посмотри вокруг и подумай

1

2

Как идет жизнь на Земле

1

3

Прибор, открывающий тайна

( л/р № 1)

1

4

Живое и неживое под микроскопом.

(л/р №  2)

1

Как размножаются живые организмы - 4

5

Как размножаются живые организмы. Одинаково ли размножаются разные животные.

1

6

Как размножаются растения. Откуда у растений появляются зародыш. (л/р № 3)

1

7

Бывают ли обоеполые растения

1

8

Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются.

1

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды - 3

9

Почему всем хватает места на Земле?

1

10

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

1

11

Правда, что растения кормят всех даже, хищников

1

Как питаются живые организмы - 6

12

Как питаются разные животные.

1

13

Как питается растение. Только ли лист кормит растение. (л/р № 4)   (л/р № 5)

1

14

Как питаются паразиты.

1

15

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

1

16

Можно ли жить без воды.

 Можно ли жить, не питаясь.

1

17

Как можно добыть энергию для жизни. Запасают ли живые организма питательные вещества.

1

Как дышат одноклеточные  и многоклеточные организмы – 3

18

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.( л/р № 6). (л/р № 7)

1

19

Можно ли жить и не дышать

1

20

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

1

Многообразие  живого мира - 9

21

Многообразие живого мира.

1

22

Деление живых организмов на группы

1

23

Царства живой природы. Растения. Грибы.

1

24

Царства живой природы. Животные. (л/р № 8)

1

25

Царства живой природы. Бактерии. Вирусы.

1

26

Среда обитания. Факторы среды.

1

27

Кто живет в воде

1

28

Обитатели суши. Кто живет в почве

1

29

Организмы как среда обитания

1

Жизнь в сообществах. Экосистема - 4

30

Природное сообщество. Экосистема.

1

31

Как живут организмы в природном сообществе

1

32

Человек - часть живой природы. Влияние человека на биосферу.

1

33

Все ли мы знаем о жизни на Земле.

1

Задания на лето - 1

34

Задания на лето.

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса  «Экология» для обучающихся 5-х классов по ФГОС второго поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  экологии  в 5 классе  составлена на основе:

  1. Приказа № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
  2. Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2010г.,  планируемых результатов основного общего образования.

Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.   Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

                                                                                                                                                ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  называть методы изучения применяемые в экологии;

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

 определять основные органы растений (части клетки);

 понимать смысл биологических терминов;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные  результаты  курса  «Экология»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (4 ч)

Тема 1. Как размножаются живые организмы (4 ч.)

Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч.)

Тема 3. Как питаются живые организмы (6 ч.)

Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (3 ч.)

Тема 5. Многообразие живого мира (9 ч.)

Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (4 ч.)

Задания на лето. (1 ч.)
         

          Курс экологии в  5классе  нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

          Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе,  Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

        Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

             Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД.  

           Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

             Вводный курс даёт  обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических  понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  

 Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.   Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.   Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

Цели программы:

целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлено   на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела (темы)

Всего часов

Кол-во лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ

1.

Введение.

4

2 л/р

2.

Как размножаются живые организмы.

4

1 л/р

3.

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды.

3

4.

Как питаются живые организмы.

6

2 л/р

5.

Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы.

3

2 л/р

6.

Многообразие живого мира.

9

1 л/р

7.

Жизнь в сообществах. Экосистема.

4

8.

Задания на лето.

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс                                            

урока

Название темы

Кол-во часов

Дата  проведения

план

факт

Введение -4

1

О чем эта книга.

Посмотри вокруг и подумай

1

2

Как идет жизнь на Земле

1

3

Прибор, открывающий тайна

( л/р № 1)

1

4

Живое и неживое под микроскопом.

(л/р №  2)

1

Как размножаются живые организмы - 4

5

Как размножаются живые организмы. Одинаково ли размножаются разные животные.

1

6

Как размножаются растения. Откуда у растений появляются зародыш. (л/р № 3)

1

7

Бывают ли обоеполые растения

1

8

Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются.

1

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды - 3

9

Почему всем хватает места на Земле?

1

10

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

1

11

Правда, что растения кормят всех даже, хищников

1

Как питаются живые организмы - 6

12

Как питаются разные животные.

1

13

Как питается растение. Только ли лист кормит растение. (л/р № 4)   (л/р № 5)

1

14

Как питаются паразиты.

1

15

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

1

16

Можно ли жить без воды.

 Можно ли жить, не питаясь.

1

17

Как можно добыть энергию для жизни. Запасают ли живые организма питательные вещества.

1

Как дышат одноклеточные  и многоклеточные организмы – 3

18

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.( л/р № 6). (л/р № 7)

1

19

Можно ли жить и не дышать

1

20

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

1

Многообразие  живого мира - 9

21

Многообразие живого мира.

1

22

Деление живых организмов на группы

1

23

Царства живой природы. Растения. Грибы.

1

24

Царства живой природы. Животные. (л/р № 8)

1

25

Царства живой природы. Бактерии. Вирусы.

1

26

Среда обитания. Факторы среды.

1

27

Кто живет в воде

1

28

Обитатели суши. Кто живет в почве

1

29

Организмы как среда обитания

1

Жизнь в сообществах. Экосистема - 4

30

Природное сообщество. Экосистема.

1

31

Как живут организмы в природном сообществе

1

32

Человек - часть живой природы. Влияние человека на биосферу.

1

33

Все ли мы знаем о жизни на Земле.

1

Задания на лето - 1

34

Задания на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...