Программа прикладного курса "Экология"
календарно-тематическое планирование по экологии (11 класс) на тему

Терешко Галина Александровна

Приклодной курс по экологии предназначенный для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklodnoy_kurs.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Солтүстік Қазақстан облысы

Тайынша ауданы

КМУ Ильич орта мектебі

                                   Бағдарлама

Программа

прикладной курс

                                   «Экология»

для 11 класса

общеобразовательных школ

естественно-математического направления

биофизического профиля.

с. Ильич

Автор и составитель программы прикладных курсов  

«экологии» для 11 класса общеобразовательных школ

естественно-математического направления

биофизического профиля Терешко Г.А.

учитель истории и географии  второй  категории.

Экологическое образование - это необходимый

элемент общего  образования молодежи,

связанный с овладением научными основами

 взаимодействия природы и общества,

формированием нравственного отношения

к природе и привитием умений и навыков

сознательного отношения к ней.

Литература

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика-    биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007.
2. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.
3. Ильин В.И.. Экология, М., «Перспектива», 2007.
4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
5. Никаноров А.М., Хорунжая Т.А.. «Глобальная экология», М., ЗАО, «Книга сервис», 2003.
4. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.
5. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
6. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

Литература для ученика

  1. Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В.. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007.
  2. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.
  3. Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.
  4. Доклады Министерства охраны окружающей среды РК

«О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

  1. Гутенев В.В., Денисов В.В., Камышев А.П., Москаленко А.П., Нагибеда Б.А., Осадчий С.Ю., Хорунжий Б.

31

Экология и здоровье

1

Семинар

32

Тесты

1

Лекция

33

Охрана почв

1

Лекция

34

Итоговое повторение

1

Тесты

Бағдарлама

Программа

Прикладной курс

«Экология»

для 11 класса

общеобразовательных школ

естественно-математического направления

биофизического профиля.

Нормативно-правовые документы:

  • Закон РК «Об образовании»
  • Концепция 12-летнего обучения.
  • Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников.
  • Методические рекомендации по организации и учебно-воспитательного процесса  на старшей ступени общеобразовательной школы.
  • Государственный общеобразовательный стандарт образования  РК.

  Требования к усвоению программы:  

Продумать и осознать что такое экологическая ниша, популяция, биоценоз и его устойчивость.

  Цель: сформировать понятие о экологии и её значения для жизни человека и всего живого. Применение экологии в различных областях человеческой деятельности. 

Задачи: акцентировать внимание учащихся на значении биологической среды для живых организмов. Развивать способности к экологическому мышлению. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.

18

Правовые основы охраны природы

1

Лекция

19

Тесты

1

Лекция

20

Современное состояние и охрана атмосферы

1

Семинар

21

Меры по охране атмосферы

1

Тесты

22

Современное состояние и охрана атмосферы

1

Лекция

23

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

1

Лекция

24

Использование и охрана недр

1

Лекция

25

Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых

1

Семинар

26

Тесты

1

Беседа

27

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

1

Лекция

28

Охрана почв

1

Тесты

29

Современное состояние и охрана растительности

1

Лекция

30

Рациональное использование и охрана животных

1

Лекция

7

Человек разумный

1

Лекция

8

Социально-географические особенности демографии человечества

1

Практическое занятие

9

Человек разумный

1

Лекция

10

Будущее экологических связей

1

Лекция

11

Социально-географические особенности демографии человечества

1

Семинар

12

Рост численности человечества

1

Практическое занятие

13

Демографические перспективы

1

Лекция

14

Возможные последствия  демографических процессов

1

Семинар

15

Управление демографическими процессами

1

Лекция

16

Современные проблемы охраны природы

1

Лекция

17

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы

1

Семинар

Пояснительная записка.

  Прикладной курс экологии необходимо изучать в школьной программе в связи с экологическими изменениями окружающей среды Казахстана и всего мира. После введения базисного учебного плана 2005 года из программы основной школы был исключён такой предмет как экология. Данные изменения обосновали тем, что в связи с введением в курс основной школы предмета общей биологии в нём значительная часть отведена на экологию. Однако при этом, такие значимые разделы как социальная и прикладная экология (охрана природы) не отражены в школьном курсе общей биологии. В разделе «Социальная экология» данного курса рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.

   В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение «общество – природа», а также для обеспечения возможности восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном уровне, региональном и глобальном уровнях. Данный курс должен пополнить знания учащихся, а также ориентировать учащихся на дальнейшее обучение в профильных: естественно - научных, химико-биологических, эколого-географических классах старшей ступени обучения.

Учащиеся должны знать и уметь:

Знать типы взаимодействия организмов и популяции.

Уметь определять взаимосвязь отдельных популяций;

составлять диаграмму, структуру и численность популяции.

Знать что такое биоценоз и его устойчивость.

Уметь распознавать доминанты и доминирующие виды.

Знать историю развития экологических связей человечества и социально-экологические особенности демографии человечества.

Знать демографические перспективы.

Уметь составлять демографическую диаграмму и возрастную пирамиду.

Знать современные проблемы охраны природы.

Уметь составлять схему классификации природных ресурсов.

Знать современное состояние атмосферы; причину дефицита пресной воды.

Уметь составлять задачи годового расхода воды.

Знать основные виды эрозии почв.

Тематическое планирование

 учебного материала

для 11 класса. 34 часа

№ урока

Сабақ тақырыбы

Тема урока

Сағат

Часы

Форма проведения

1

Человек как биосоциальный вид

1

Лекция

2

Человек как биосоциальный вид

1

Лекция

3

Особенности пищевых и информационных  связей

1

Семинар

4

Использование орудий и энергии

1

Лекция

5

История развития экологических связей человечества

1

Лекция

6

Древние гоминиды

1

Семинар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1

Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...

Программа прикладного обучения "Очумелые ручки"

Данная программа предназначена для воспитанников детского дома с 7 до 16 лет и содержит систему диагностики...

Рабочая программа "Прикладное творчество"

Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...

Программа прикладного курса "Микробиология с основами вирусологии"

Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков....

Программа прикладного курса по алгебре «Уравнения и системы уравнений»

Программа прикладного курса по алгебре «Уравнения и системы уравнений» для 11 класса...

«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи

Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий уча...

Программа прикладного курса "Биогеография"

Программа биогеографии естественно-математического цикла. Настоящая программа ориентирована на учащихся 10 класса.Предлагаемый прикладной курс написан в соответствии с программами дисциплин для геогра...