Экологический паспорт микрорайона
методическая разработка по экологии (6, 7, 8 класс) на тему

Мальцева Елена Ивановна

 Экологическую обстановку в любом населённом пункте во многом определяет экологическая культура людей, которая, в свою очередь, неразрывно связана с уровнем воспитания и образованности граждан, социально-экономическим благополучием в регионе и качеством жизни населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_pasport_mikrorayona.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологический паспорт микрорайона

Цель: раскрыть понятие «экологический паспорт микрорайона».

Задачи:

Обучающая: 

- дать обучающимся представление об экологических проблемах нашего города;

- формировать у обучающихся осознанное отношение к природе и понятие об участии человека в сохранении природы и ее богатств.

Развивающая: 

- развивать у обучающихся любознательность, стремление лучше узнать экологическое состояние нашего города;

- обеспечить условия для развития умения обучающимися составлять экологический паспорт микрорайона.

Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе, родному городу.

- способствовать формированию убеждения о значимости состояния окружающей среды.

Форма: круглый стол.

Методы, технологии: частично-поисковый, проблемный, кейс-технология.

Место проведения: ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ»

Возраст обучающихся: 11-15 лет         

Материалы и оборудование: компьютер, видеопроектор, дидактический материал (инструктивные карточки, канцелярский набор, видео).

Ход занятия

  1. Подготовительный этап
  2. Организационный этап

Вступительное слово педагога (Приветствие)

Рассадка обучающихся

Знакомство с проблемой. (Карточка 1)

Состояние окружающей среды в городе Курске в значительной степени определяется негативным воздействием производств различной направленности – от химической и нефтехимической промышленности до предприятий стройиндустрии - и их значительной концентрации на территории областного центра. По данным ГУ «Курский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», за последние несколько лет экологическая обстановка в городе Курске, по большинству параметров близкая к норме, изменилась незначительно, если не считать общей для всех крупных городов проблемы загазованности атмосферы. Основная доля выбросов в атмосферу - около 80 %  - приходится на автотранспорт.

Качество воды в водоемах города не отвечает нормативным требованиям. Основными причинами загрязнения открытых водных источников являются недостаточно очищенные стоки промышленных предприятий и городских канализационных сетей, талые и дождевые воды, автотранспорт. Негативное влияние оказывают стихийные свалки отходов по берегам рек в водоохранных зонах.

На территории города отсутствует организованная система сбора, отвода и очистки поверхностного стока. Отдельные участки ливневой канализации общей протяженностью 51,5 км осуществляют сброс поверхностных вод в реки, водоемы или на рельеф без очистки, в результате чего значительно загрязняются и заиливаются водотоки.

Интенсивный характер подъёма уровня грунтовых вод в последнее десятилетие привел к возникновению зон подтопления на территории города. Основной причиной этого процесса является нарушение водного баланса в результате деятельности человека. В черте города имеются значительные территории, подверженные подтоплению грунтовыми водами:

в Железнодорожном округе (междуречье реки Тускарь и протоки Кривец и левобережье реки Тускарь на участке между протокой Кривец и улицей Чайковского, улица Интернациональная и переулок Жуковский).

Важную роль в обеспечении нормальных условий жизни человека играют зеленые насаждения. Озеленение дворовых территории выполняется в основном путем создания газонов и высадки кустарников. Однако низкорослые насаждения не способны создать тень, сохранить влажность на вновь застроенных участках, выделить необходимое количество кислорода, аккумулировать пыль. Актуальна для Курска и проблема замены старых деревьев, растущих вдоль дорог и на дворовых территориях. Срок продуктивной жизни высокорослых зеленых насаждений в городе составляет в среднем 40 - 50 лет, и количество деревьев такого возраста очень велико. Значительная часть зеленых зон города находится в запущенном состоянии, территории лесопарков в большинстве своём завалены упавшими деревьями, часть растительного покрова больна, повреждена или уничтожена.

Состояние земель в городе Курске вызывает тревогу по причине несовершенства системы сбора бытовых твердых и жидких отходов, особенно в частном жилом секторе, что сказывается на захламлении городских территорий бытовым мусором и разнообразными отходами. Эта проблема усугубляется наметившимся в последнее время укрупнением контейнерных площадок сверх нормативно разрешенных параметров. Часть вновь организованной жилой застройки не имеет централизованных мест сбора отходов, что приводит к захламлению мусором прилегающих к постройкам лесов.

Экологическую обстановку в любом населённом пункте во многом определяет экологическая культура людей, которая, в свою очередь, неразрывно связана с уровнем воспитания и образованности граждан, социально-экономическим благополучием в регионе и качеством жизни населения. Какие бы меры не принимали муниципальные власти, как бы активно ни действовали экологические организации, город не станет здоровой средой обитания, если не произойдет радикальных изменений в сознании и поведении горожан, если с детских лет каждый человек не научился ощущать теснейшую, неразрывную связь людей и природы, экономики и экологии, если бережное отношение к воде, теплу, электричеству, сохранению чистоты улиц и дворов, заботе о деревце во дворе, речушке за околицей не станет элементом повседневной бытовой  культуры.

Практика:  обучающие составляют макет основных источников экологических проблем в ж/д округе г. Курска. (Материал для реализации задания: ватман, цветные геометрические фигуры, клей, ножницы).

  1. Основной этап.

Кейс № 1. «Экологический бумеранг»

"Экологический бумеранг" - так образно назвали ученые экологические затруднения, вызываемые нарушением законов, правил и принципов природопользования, игнорированием экологических ограничений в развитии oбщества. Бpошенный бумеранг возвращается к его владельцу, но он возвращается в том же состоянии, не тeряя своих качеств. Природа же утрачивает способность сохранять естественное равновесие в своих системах, способность к самоочищению и самовосстановлению. Тeм самым ухудшаются условия существования и самого человека - бумеранг возвращается и поражает того, кто его запустил.

Любые явлeния, связанные с воздействием человека на пpироду и обpатным влиянием природы на человека и его экoномику, получили название эколoгической проблемы. Экологичeская прoблема - это отражение противoречий, возникающих в системе "общество - природа", на условиях жизни людей, социально-экономических, политических и других процессах. Сегoдня она должна быть пpизнана пpоблемой номер один.

Видео «Экология глазами детей»

Поиск аргументов. Итак, представьте себя специалистами в области изучения и охраны окружающей среды. Ваша задача - в течение 5-7 минут сформулировать три наиболее важных, на ваш взгляд, аргумента, которые должны убедить человечество в том, что экологическая проблема становится в наши дни проблемой номер один.

На первом этапе каждый работает самостоятельно. На следующем этапе объединитесь по два человека и сравните ваши результаты. Если вы написали примерно одно и то же, обсудите обоснованность вашего выбора. Если же вы избрали различные аргументы, тем более необходимо разобраться в причинах, по которым был сделан выбор. Итогом вашего диалога должны стать три обобщенных аргумента, которые представляются для обсуждения всем участникам. На завершающем этапе систематизируются высказанные предложения.

(Высказываемые в ходе дискуссии аргументы записываются на доске. Те из них, которые будут неоднократно повторяться, обсуждаются более детально. Результатом совместной работы являются "Три аргумента", наиболее убедительно доказывающие приоритетность экологической проблемы и необходимость скорейшего ее решения).

Информация для работы обучающихся  (карточка)

Из «Экологической доктрины Российской Федерации», которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.

- Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведёт к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни.

Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на её обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли.

Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Эти факторы должны учитываться при проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

Кейс № 2. «На пути к устойчивому развитию»

Растущий интерес к проблемам устойчивого развития доказывает: народы начали понимать, что экономический рост возможен только в здоровой природной среде.

С.Шмидхейни, председатель Совета предпринимателей по устойчивому развитию

Знакомство с проблемой. Нашу цивилизацию называют технологической, или индустриальной. При этом имеется в виду то, что техника и промышленность в значительной степени определяют ее "имидж" - как позитивный, так и негативный. Если судить по статистическим данным, то вторая половина ХХ в. характеризовалась замечательными успехами в развитии мировой экономики. За период 1г. г. общий объем экономической деятельности увеличился в 5 раз, доход на душу населения более чем удвоился, уровень материального потребления поднялся на новые высоты.

Но это благополучие было достигнуто в значительной мере за счет нанесения невосполнимого ущерба окружающей среде. Загрязнение воздуха, зараженная питьевая вода, истончение озонового слоя, "парниковый эффект", приводящий к изменению климата - все это входит в длинный список отрицательных последствий экономического роста. Эти последствия часто проявляются из-за неспособности экономики выдвигать на первый план экологические аспекты принимаемых общественных и индивидуальных решений: вырабатывать электроэнергию, сжигая уголь или используя солнечную энергию; ездить на работу на автомобиле или на общественном транспорте и т. п. В результате этого общество все больше ощущает на себе все последствия нерешенных экологических проблем.

Существуют также направления бизнеса, занятого рециклизацией и захоронением отходов, мониторингом и анализом состояния окружающей среды, производством экологически чистых товаров и т. д. Некоторые музыкальные группы завоевали известность благодаря песням, в которых поднимались экологические проблемы. Архитекторы и строители занялись реконструкцией городских застроек, отказавшись от участия в "расползании" мегаполисов. В самом деле, трудно представить род деятельности, который нельзя было бы связать с решением экологических проблем.

Поиск решения. Итак, у вас есть возможность побыть специалистами-экологами. Экологи - это. В течение 5-7 минут обдумайте и предложите на обсуждение проект, направленный на реализацию какого-либо из условий устойчивого развития. Напоминаем, что масштабы могут быть самыми различными: от глобального проекта восстановления озонового экрана до проекта озеленения помещения школы и территории вокруг нее.

Карточки

Принципы экономики и окружающей среды

Принцип учета всех затрат в цене любого продукта - рыночная цена продукта иди изделия должна включать в себя все существующие и будущие издержки на устранение ущерба от любых видов загрязнений, деградаций окружающей среды, а также других негативных воздействий на общество и природу, связанных с производством этого продукта и изделия.

Принцип увеличения эффективности и продуктивности - необходимо стараться получить наибольшее количество продукции на единицу использованных ресурсов, то есть делай больше, тратя меньше.

Принцип экономического рака - некоторые формы экономического роста являются вредными : не производите товаров, приносящих вред.

Принцип расточительной эффективности - не тратьте ресурсы на эффективное производство вредной продукции.

Принцип "Бесплатный ланчей не бывает" - скупой платит дважды; не истощайте капитал и не делайте будущее заложником настоящего.

Принцип перепотребления и тирании вещей - чем большим количеством вещей мы владеем, тем больше попадаем под их власть.

Принцип экономической и экологической мудрости - не давайте субсидий и не снижайте налогообложение при производстве вредной продукции и при ненужных ресурсозатратах; или снимите все субсидии на эксплуатацию ресурсов, или поощряйте только тех производителей, которые снижают расход ресурсов, уменьшают загрязнение и деградацию природной среды.

Принцип обусловленности экономики состоянием окружающей среды - не может быть здоровой экономики при больной окружающей среде.

Кейс № 3. «Чистый город, чистая улица»

Мы пели песни, в мелодиях которых звучали все звуки природы - бегущие воды, вздохи ветров и призывные крики животных.

Пусть эти песни выучат ваши дети, чтобы и

они смогли любить природу так, как ее любили мы.

Большой Костровый Совет американских индейцев

Видео «Кем стали люди на планете Земля?»

Знакомство с проблемой. Познакомившись с экологической ситуацией и стремясь доступными для вас средствами содействовать ее улучшению, вы постепенно стали изменять свой образ жизни. Теперь очень важно, чтобы вы, знающий об экологической проблеме больше, чем многие окружающие вас люди, могли поделиться своими знаниями. Только подумайте - если вы сможете поговорить с родителями, старшей сестрой или младшим братом, соседями и друзьями так, чтобы они тоже поняли, насколько сложна нынешняя экологическая ситуация, сколько единомышленников у вас появится!

Семья и друзья уважают вас и с удовольствием выслушают. Однако существуют и другие пути распространения знаний и привлечения сторонников.

Школьная стенгазета или демонстрационный стенд. Вы можете выпустить школьную стенгазету или оформить стенд, где расскажете о том, что вы уже сделали для улучшения состояния окружающей среды, что нового узнали об экологических проблемах. Напишите о ситуации в вашем городе, например, о влиянии тепловых электростанций, промышленных предприятий, транспорта на экологию города и здоровье людей.

Радио и газеты. Через радио и газеты вы сможете поговорить об экологических проблемах с тысячами слушателей и читателей. Обратитесь в местную газету или на радио и расскажите о том, чем вы занимаетесь и о чем узнали за это время.

Пьесы и стихотворения. Люди слушают не только ушами, они могут слушать также и сердцем. Конечно, хорошо, когда они знают о том, что гибнут растения и животные, разрушаются памятники архитектуры, но еще важнее, если они понимают, что с этим необходимо бороться и хотят внести свой вклад в охрану окружающей среды. Инсценировки, песни, стихи - лучший способ говорить с сердцами и разумом людей. Можно написать песню о том, что думают задыхающиеся в загрязненном городском воздухе деревья и как люди могут им помочь. Или напишите стихи о мертвом озере, в котором больше нет рыб. Пьесы, песни, стихи, а еще лучше комбинация всех трех жанров - отличный способ дать людям наглядное представление о проблеме загрязнения окружающей среды.

Поиск решения. Для этой работы объединитесь в небольшие группы по три-четыре человека. Задача вашей группы - подготовить текст выступления по радио, заметку в газету, эскиз демонстрационного стенда, проект сценария пьесы на экологическую тематику и т. д.

Тексты должны быть короткими, но яркими, убедительными, с использованием фактов загрязнения окружающей среды в вашем городе, районе, селе.

  1. Заключительный этап
  2. Рефлексия.
  3. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт школы

Обучающиеся 9х классов в течение двух лет создавали экологический проект. Результатом является "Экологический паспорт школы" Школу часто называют вторым домом. Слово «дом» ассоциируется у н...

Экологический паспорт кабинета физики

•Как биологический вид человек формировался в течение миллионов лет в относительно постоянных и медленно меняющихся экологических условиях. Развитие цивилизации, научно-технический прогресс прив...

Интегрированный проект "Экологический мониторинг микрорайона школы"

Инновационный продукт, занявший III место в Конкурсе пдагогических достижений Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Содержит подробное описание методики проведения экологического исследования....

экологический паспорт кабинета

содержит примерную информацию для создания экологического паспорта кабинета...

Социальный проект "Экологический паспорт школьного двора"

Наша планета начинается на школьном дворе! Экология школьного двора  взаимосвязана с экологией микрорайона школы......

презентация проекта "Экологическая карта микрорайона Заречье"

На улице Декабристов вырос район Заречье – 2, а на улице Белякова, на берегу реки Клязьмы, возвышаются корпуса 2а, б, в, г. На ул. Декабристов все чаще и чаще возникают многочасовые пробки. Вот ...