ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»
план-конспект урока по экологии (9, 10 класс) на тему

Васинкина Юлия Владимировна

Цель: экологическое просвещение и популяризация знаний об особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан, включая объекты федерального и регионального значения.

Задачи:

Обучающие:

· • ознакомить учащихся с существующей системой особо охраняемых природных территорий.

Воспитательные:

•Воспитание коммуникативной культуры учащихся;

•Воспитание осознанного отношения к вопросам охраны окружающей среды.

Развивающие:

•Формирование умений выделять существенные признаки, главное;

•Развивать умение делать выводы и обобщать;

•Развивать умения применять знания на практике;

•Развитие умения частично-поискового характера при решении проблемной ситуации;

•Формировать умение оценивать свою работу;

•Развивать умения работать самостоятельно с дополнительным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasinkina_metodrazrabotka_ekourok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Классы: 9, 10

Учитель: Васинкина Юлия Владимировна

Набережные Челны

2017г.


Цель: экологическое просвещение и популяризация знаний об особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан, включая объекты федерального и регионального значения.

Задачи:

Обучающие:

  • • ознакомить учащихся с существующей системой особо охраняемых природных территорий.

Воспитательные:

•Воспитание коммуникативной культуры учащихся;

•Воспитание осознанного отношения к вопросам охраны окружающей среды.

Развивающие:

•Формирование умений выделять существенные признаки, главное;

•Развивать умение делать выводы и обобщать;

•Развивать умения применять знания на практике;

•Развитие умения частично-поискового характера при решении проблемной ситуации;

•Формировать умение оценивать свою работу;

•Развивать умения работать самостоятельно с дополнительным материалом.

Оборудование: информационные листы для учащихся, компьютер, презентация, мультимедиа, экологические плакаты, таблицы.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Просмотр отрывка из передачи "7 дней" от 8.09.2013, посвящённого шишкинским местам на территории Елабуги и национального парка "Нижняя Кама" https://www.youtube.com/watch?time_continue=274&v=bj_cE5vyH50

Учитель. Дорогие ребята, мы рады приветствовать Вас на экологическом уроке «Особо охраняемые природные территории».

Известно ли Вам что такое ООПТ? (Ответы учащихся)

Приведите примеры ООПТ (Ответы учащихся)

Учитель. В 2017 году исполняется 100 лет с момента создания первого в России государственного заповедника. С него начался отсчет истории федеральной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно Закону "Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим специальной охраны."

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Сообщения учащихся. Виды ООПТ и их назначение.

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

  1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA
  2. Национальные парки https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA
  3. Природные парки https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA
  4. Государственные природные заказники https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA
  5. Памятники природы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B
  6. Дендрологические парки и ботанические сады https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4

  1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D1%82

Учитель. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Для того чтобы установить отличия основных видов ООПТ друг от друга, выполним тестовое задание (презентация). Установите соответствие между характеристикой ООПТ и её типом.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью презентации).

Учитель. Деятельность ООПТ в России основывается на ряде законодательных актов и документов. Среди них – Конституция Российской Федерации (1993 год), Красная книга (1974 год), Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (2004 год), Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 год).

Всего в России по состоянию на 2017 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 103 заповедника, 50 национальных парков и 59 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ. Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Учитель. Как вы думаете, достаточно ли такого количества ООПТ в России для полноценной охраны природы, сохранения биологического разнообразия нашей Родины?

Ответы учащихся.

Сообщения учащихся. По состоянию на 2009 год (нет информации на 2017 год) природно-заповедный фонд Республики Татарстан включает 154 особо охраняемых природных объекта, в том числе:

  • Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник;
  • Национальный парк «Нижняя Кама»;
  • 24 государственных природных заказника регионального значения разного профиля;
  • 127 памятников природы регионального значения, в том числе наземных — 63, водных — 64 (озёра, реки, родники);
  • 1 особо охраняемая природная территория местного значения.

Общая площадь природно-заповедного фонда составляет 133625 гектар, или 1,97 % к общей площади республики.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня вы закрепили и расширили свои знания об особо охраняемых природных территориях как одном из направлений охраны мирового природного наследия. Многие из вас сегодня активно работали на уроке и оказали помощь и своим одноклассникам в изучении темы.

Дома постарайтесь решить вопрос: Учёные-экологи утверждают, что для полноценной охраны природы на Земле нужно не менее одной трети всей поверхности суши объявить особо охраняемыми природными объектами. Как это может повлиять на развитие мировой экономики и решение глобальных проблем человечества?

Использованные источники:

  1. Вагнер Б.Б. Энциклопедия заповедных мест России и ближнего зарубежья. – М.: Вече, 2006. – С. 154 – 155.
  1. Соловьёв М.С. Охрана природы и особо охраняемые природные территории России // География и экология в школе XXI века. – 2006. - № 10. – С. 66 – 70.
  2. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/
  3. РИА Новости https://ria.ru/society/20161129/1482410394.html
  4. YouTube https://www.youtube.com/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Шимановского района как средство экологического образования учащихся

Данный доклад содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОБУ СОШ №3 города Шимановска....

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приводится разработанная автором Концепция формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ. Рассмотрены основные принципы и методы ее реализации....

Конкурсная работа «Заповедная природа Санкт – Петербурга» В номинации «Экологическая игра на особо охраняемой природной территории»

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории предназначена для учащихся 8-9  классов образовательных учреждений, изучающихбиологию и географию на базовом уровне, как отдельны...

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"

презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"...

Урок "Особо охраняемые природные территории РМЭ"

Интегрированный урок биологии с ИКН Марий Эл....

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории

Методическая разработка в стратегии компетентностного подхода к обучению с использованием рейтингово-накопительной системы оценивания результатов...