Разработка урока "Особо охраняемые природные территории" 7 класс биология
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Мергенёва Ольга Владимировна

Урок разработан с использованием регионального компонента Республики Бурятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass._oopt.doc96.02 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Урок на тему «Особо охраняемые природные территории»

Цель урока: актуализация понятия особо охраняемых природных территорий.

Задачи урока:

1. Выяснить, какое влияние оказывает человек на растения (положительные и отрицательные последствия этого воздействия)

2. Получить понятие о заказниках и заповедниках, сходстве и различии этих понятий.

3. Развить навыки работы в малых творческих группах, объективно оценить свою работу и работу товарищей.

4. Развить навыки работы с текстом (выделять основную мысль, находить ответы на вопросы, работать с картой).

5. Привлечь внимание школьников к вопросу охраны окружающей среды и родному краю.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая. 

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, исследовательский. 

Оборудование: компьютер, карта региона, иллюстрации, изображения объектов охраны природы. 

Ход урока

Организационный момент:

     Необходимо рассадить учащихся в группы. Группы составляются методом жеребьевки.

    Удивительно многообразен растительный мир нашей планеты. В настоящее время насчитывается свыше 350 тысяч видов растений.

     1 Задание: Сейчас Вам необходимо в группах вспомнить какую роль играют растения в жизни человека. На работу Вам отводится 2 минуты.

Продукты питания

Производство лекарств

Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь)

Производство бумаги

Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д.)

Обогащение воздуха кислородом

Строительные материалы

Основа химической промышленности

Производство тканей

Топливо

Корм для сельскохозяйственных животных

Ребята, время, отведенное на это задание, истекло. Сейчас представитель каждой группы прочитает, какую же роль играют растения в жизни человека.

(представители каждой из групп отвечают на вопрос по очереди без повторений, за каждый верный ответ команда получает 1 балл)

     Жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

     Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров.

     Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что ему угрожает.

   2 Задание:  И сейчас вы в группах вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.

На работу отводится 5 минут.

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений. Совершенствуются технологии выращивания растений.

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям

Создаёт охраняемые территории

Сокращается количество природных биоценозов (из-за увеличения площадей, занятых под строительство и пашни)

Повышает плодородие почв.

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы).

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Обеднение растительного покрова, за счет неконтролируемого сбора лекарственных, дикорастущих и декоративных растений.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией)

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Сейчас я попрошу представителя каждой группы прочитать, что группа записала в каждый столбик. Единственное условие: каждая следующая группа не должна повторять предыдущее выступление, а только добавлять новые сведения.

Ребята, а какое влияние преобладает: положительное или отрицательное?

     К сожалению, мы можем сказать, что количество случаев негативного (отрицательного) влияния человека на растения превышает количество положительных случаев.

     Массовый сбор букетов, повреждение растений, уплотнение почвы, лесные пожары, загрязнение среды обитания промышленными отходами приводят к сокращению численности ряда растений, к исчезновению некоторых видов.

     Все это привело к тому, что необходимо на всей планете проводить мероприятия по охране растений.

    3 Задание: Обсудите в группах, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране.  На работу отводится 2 минуты.

Создаются заповедники

Создаются заказники

Создаются ботанические сады

Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий        (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )

Создание Государственного комитета по охране природы

Создание Красной книги

Время, отведенное на задание, истекло. Сейчас каждая группа перечислит мероприятия по охране растений, проводимые в нашей стране.

 Сохранению природных сообществ способствует создание особо охраняемых природных территорий:

заповедников,

заказников,

национальных парков, ботанических садов и др.

    Давайте выясним, что же обозначают эти понятия.

     4 Задание: У вас на столах лежат карточки, на которых написаны определения и термины. Прочитайте определения и соедините их с верными терминам, и найдите разницу между этими понятиями.

В чем же заключает разница? ( на территории заказников сохраняются только определенные виды растений и в определенное время допускается хозяйственная деятельность человека, а на территории заповедников охраняются все природные объекты и хозяйственная деятельность человека полностью исключена ).

ЗАКАЗНИК  – природная территория, которая временно охраняет  определенные виды растений и  животных.  Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда  охраняемым объектам.

ЗАПОВЕДНИК   -   участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

         Теперь, когда каждая группа успешно справилась с заданием, поговорим об ООПТ нашей Республики.

5 Задание: У вас на столах лежат тексты с информацией об одном из ООПТ Республики Бурятия. Вам нужно по содержанию текста определить:

Где расположена ООПТ

Название ООПТ

Значение ООПТ

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник имени К. А. Забелина располагается на территории Бурятии, на северо-восточном побережье озера Байкал, на западных склонах Баргузинского хребта. Относится к наиболее удаленным и охраняемым территориям Байкала, значительная его часть закрыта для посещения. Открыт в 1917 году, первым в России ООПТ такого типа, для сохранения и восстановления популяции соболя в России. С задачей по восстановлению численности соболя Баргузинский заповедник успешно справился уже к середине 1930-х годов, в дальнейшем сосредоточившись на работе по сохранению природы выделенной территории. Здесь можно встретить большое разнообразие растений и животных, некоторые виды относятся к редким и внесены в Красные книги.

Здесь можно встретить соболя, азиатскую лесную мышь, белку, летягу, бурундука, среднюю и крошечную бурозубку, лесного лемминга, большеухую полевку, альпийскую пищуху, ласку, росомаху, горностая, зайца-беляка, лисицу, волка, медведя, кабаргу, благородного оленя, северного оленя, лося. Много на территории и пернатых, здесь можно увидеть серого снегиря, щура, глухую кукушку, каменного глухаря, рябчика, кукшу, желну, обыкновенного и белокрылого клеста, синехвостку, сибирскую завирушку, бородатую неясыть, мохноногого сыча, орлана-белохвоста и черного аиста.  Здесь обитают такие амфибии, как сибирский углозуб, остромордая и сибирская лягушки. Встречаются живородящая ящерица, обыкновенный уж, узорчатый полоз и другие представители рептилий. Среди обитателей есть и эндемичные виды, к примеру, байкальская нерпа. Местные водоемы — среда обитания таких рыб, как щука, налим, сорога, сиг, омуль, хариус, таймень.

Байкальский биосферный заповедник. Основан в 1969 году. Расположен сразу в трех районах Республики Бурятия: Джидинском, Селенгинском, Кабанском. В центральной части находится горный хребет Хамар-Дабан, который протянулся вдоль южного края озера Байкал. В поселке Танхой расположена центральная усадьба. Граница природного комплекса на севере простирается по прибрежной полосе озера Байкал. Остальные границы проходят по рекам. Местность характеризуется густой речной и озерной сетью. Из рек можно выделить Темник, Левую Мишиху, Выдриную, Верхнюю Хандагайту (по ним проходит граница), а также Переёмную и Аносовку. Озера природного комплекса: Большое, Черное, Немский Ключ и другие.

На территории ведёт свою работу станция кольцевания птиц. 

Из краснокнижных животных встречается северный олень. Из ихтиофауны в Красной книге Бурятии находятся ленок, таймень и остромордая лягушка. Среди насекомых в Красную книгу РФ занесен 1 вид бабочки — обыкновенный аполлон. 

В Красной книге РФ находится 14 видов сосудистых растений, 3 вида из семейства орхидных, 2 вида мхов, 12 видов лишайников и 3 вида грибов. В Красную книгу Бурятии занесены: гнездоцветка клобучковая, калипсо луковичная, башмачок крупноцветковый, тайники сердцевидный и яйцевидный, любка двулистная, гроздовник северный, ланцетовидный, многораздельный и виргинский.

Джергинский заповедник был образован в 1992 году на базе заказника с таким же названием. Сегодня территория охраняется государством, по его периметру создана заповедная зона шириной 2 км. А в радиусе 200 км нет ни одного промышленного центра или производства.

Параллельно охранной идет научная и исследовательская работа по сохранению генофонда растений, животных и окружающей уникальной экосистемы.

Расположен в Бурятии на территории Курумканского района в верхней части реки Баргузин (на ее западном побережье). Его территорию образуют сразу три крупных массива — Баргузинский, Икатский и Южно-Муйский. Поэтому рельеф преимущественно горный. Здесь протекает река Баргузин, которая почти полгода скована льдом. Занимает огромную площадь, почти 240 тыс. гектаров, причем около 900 гектаров покрывают озера, реки, болота и другие водоемы.

Миссия его — сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие природного комплекса верховьев реки Баргузин.

Из видов сосудистых растений, занесённых в Красную книгу РФ, в заповеднике произрастают: полушник щетинистыймертензия мелкопильчатая, Венерины башмачки настоящий и крупноцветковыйкалипсо луковичнаянадбородник безлистныйродиола розовая.

Среди животных, занесённых в Красную книгу РФ, в заповеднике отмечены 14 видов, в том числе: 1 вид бабочек (аполлон обыкновенный); 12 видов птиц (чёрный аистчёрный журавльскопаорлан-белохвостбольшой подорликмогильникберкутбалобанкречетсапсанфилиндрофа); 1 вид млекопитающих (прибайкальский черношапочный сурок).

Домашнее задание:    Вы видите, что практически на всей территории Республики Бурятия расположены ООПТ. А знаете ли вы памятники природы Республики Бурятия?

Дома каждому надо найти информацию о любом из них и оформить на листе формата А4.

                                                                                                                      

                                                                                                                                                       

                               

2 Задание:

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

Заповедник  

это участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. В заповедниках запрещается любая хозяйственная деятельность, в том числе охота и сбор растений.

Заказник  

природная территория, которая временно охраняет  определенные виды растений и  животных.  Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда  охраняемым объектам.

Националь-ные парки 

являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Памятники природы

уникальные или типичные, но очень ценные объекты природы (озера, рощи, водопады и пр.) В его границах запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая сохранению и состоянию охраняемых природных комплексов и отдельных видов животного и растительного мира.

Располагается на территории Бурятии, на северо-восточном побережье озера Байкал, на западных склонах Баргузинского хребта. Относится к наиболее удаленным и охраняемым территориям Байкала, значительная его часть закрыта для посещения. Открыт в 1917 году, первым в России ООПТ такого типа, для сохранения и восстановления популяции соболя в России. С задачей по восстановлению численности соболя успешно справился уже к середине 1930-х годов, в дальнейшем сосредоточившись на работе по сохранению природы выделенной территории. Здесь можно встретить большое разнообразие растений и животных, некоторые виды относятся к редким и внесены в Красные книги.

Здесь можно встретить соболя, азиатскую лесную мышь, белку, летягу, бурундука, среднюю и крошечную бурозубку, лесного лемминга, большеухую полевку, альпийскую пищуху, ласку, росомаху, горностая, зайца-беляка, лисицу, волка, медведя, кабаргу, благородного оленя, лося. Много на территории и пернатых, здесь можно увидеть серого снегиря, щура, глухую кукушку, каменного глухаря, рябчика, кукшу, желну, обыкновенного и белокрылого клеста, синехвостку, сибирскую завирушку, бородатую неясыть, мохноногого сыча, орлана-белохвоста и черного аиста.  Здесь обитают такие амфибии, как сибирский углозуб, остромордая и сибирская лягушки. Встречаются живородящая ящерица, обыкновенный уж, узорчатый полоз и другие представители рептилий. Среди обитателей есть и эндемичные виды, к примеру, байкальская нерпа. Местные водоемы — среда обитания таких рыб, как щука, налим, сорога, сиг, омуль, хариус, таймень.

Основан в 1969 году. Расположен сразу в трех районах Республики Бурятия: Джидинском, Селенгинском, Кабанском. В центральной части находится горный хребет Хамар-Дабан, который протянулся вдоль южного края озера Байкал. В поселке Танхой расположена центральная усадьба. Граница природного комплекса на севере простирается по прибрежной полосе озера Байкал. Остальные границы проходят по рекам. Местность характеризуется густой речной и озерной сетью. Из рек можно выделить Темник, Левую Мишиху, Выдриную, Верхнюю Хандагайту (по ним проходит граница), а также Переёмную и Аносовку. Озера природного комплекса: Большое, Черное, Немский Ключ и другие.

На территории ведёт свою работу станция кольцевания птиц. 

Из краснокнижных животных встречается северный олень. Из ихтиофауны в Красной книге Бурятии находятся ленок, таймень и остромордая лягушка. Среди насекомых в Красную книгу РФ занесен 1 вид бабочки — обыкновенный аполлон. 

В Красной книге РФ находится 14 видов сосудистых растений, 3 вида из семейства орхидных, 2 вида мхов, 12 видов лишайников и 3 вида грибов. В Красную книгу Бурятии занесены: гнездоцветка клобучковая, калипсо луковичная, башмачок крупноцветковый, тайники сердцевидный и яйцевидный, любка двулистная, гроздовник северный, ланцетовидный, многораздельный и виргинский.

Был образован в 1992 году на базе заказника с таким же названием. Сегодня территория охраняется государством, по его периметру создана заповедная зона шириной 2 км. А в радиусе 200 км нет ни одного промышленного центра или производства.

Параллельно охранной идет научная и исследовательская работа по сохранению генофонда растений, животных и окружающей уникальной экосистемы.

Расположен в Бурятии на территории Курумканского района в верхней части реки Баргузин (на ее западном побережье). Его территорию образуют сразу три крупных массива — Баргузинский, Икатский и Южно-Муйский. Поэтому рельеф преимущественно горный. Здесь протекает река Баргузин, которая почти полгода скована льдом. Занимает огромную площадь, почти 240 тыс. гектаров, причем около 900 гектаров покрывают озера, реки, болота и другие водоемы.

Миссия его — сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие природного комплекса верховьев реки Баргузин.

Из видов сосудистых растений, занесённых в Красную книгу РФ, в заповеднике произрастают: полушник щетинистыймертензия мелкопильчатая, калипсо луковичнаянадбородник безлистныйродиола розовая.

Среди животных, занесённых в Красную книгу РФ, в заповеднике отмечены 14 видов, в том числе: 12 видов птиц (чёрный аистчёрный журавль скопаорлан-белохвостбольшой подорлик могильникберкутбалобанкречетсапсанфилиндрофа); 1 вид млекопитающих (прибайкальский черношапочный сурок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...

Методическая разработка "Особо охраняемые природные территории России"

Час экологии "Заказник Польновский" проведён в рамках Международной акции "Марш парков-2011". Цели мероприятия:Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры обучающихся.Формирова...

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Презентация по теме "Охраняемые природные территории Архангельской области. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник"

Презентация была подготовлена к очно-дистанционному семинару «Структура и содержание деятельности учителя химии и биологии в реализации ФГОС основного общего образования»....

Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе по теме «Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики»

Человек все необходимое для жизни берет у природы. На чувашской земле много заповедных мест, где замирает сердце от соприкосновения с величественной природой, древней историей, шедеврами искусства, па...

Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у чело...

Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»

Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...