рабочая программа по экологии, 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему

Валяева Светлана

Данная программа предусматривает изучение курса экологии в 9 классе, 1 час в неделю (34 часа в год), включает вопросы по региону

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_ekologii_9_klass.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений Е.А Криксунова, В.В. Пасечника (М:,Дрофа, 2008)

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает  обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.

        В программе заложены возможности  формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

       Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному». Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе, как одного из ее компонентов и как глобального комплексного экологического фактора.

       Изучение курса рекомендуется осуществлять на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для России и региона Республики Бурятия .

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены  практические работы и лабораторные работы, являющиеся  этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

      Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основные знания и умения учащихся 9 классов

Учащиеся должны знать:

 

- структуру, предмет, методы и задачи экологии;

- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы        ;

- морфофизиологические адаптации живых организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;

  - виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;  

- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;

- сущность понятий популяция, вид, биоценоз, экосистема, биосфера;

- экологическую характеристику популяций, причины изменения численности популяций;

- редкие и исчезающие виды Бурятии;

- структуру, характеристики и принципы организации экосистем; основные виды экосистем родного края;

- механизмы саморегуляции экосистем;

- живые организмы и круговорот веществ в природе;

-экологические сукцессии, их изменения и значение;

- результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;

- состав, свойства и границы биосферы;

- зональное распределение и основные функции живого вещества;

- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;

- взаимосвязь глобальных, региональных, и локальных экологических проблем;

учащиеся должны уметь:

- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;

- использовать понятия "экологические факторы", "биологические     ритмы","фотопериодизм";

- составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;

- проводить наблюдения и исследования за состоянием компонентов экосистем;

- приблизительно оценивать состояние экосистем;

- применять экологические знания для объяснения динамики изменения сообществ во  времени и пространстве;

- оценивать причины экологических сукцессий конкретных биоценозов; - составлять  простейшие модели экосистем;

- составлять простейшие схемы биологического и физического круговорота основных    элементов биосферы;

- прогнозировать последствия человека на природные экосистемы;

- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дополнительной литературой и подготовкой сообщений. Эти задания выполняются дома.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 12-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008


Содержание курса

Тема уроков

Количество часов

Требования к уровню подготовки

учащихся по каждой теме

(знания, умения)

Контрольные, лабораторные, практические работы,

творческие работы (количество)

Введение (1 час)

1. Экология как наука.

1

Знать предмет, методы и задачи экологии; структуру современной экологии и её место в системе наук; экологические проблемы в современном мире; основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь; история развития экологии как науки.

Уметь объяснять причины экологических проблем в современном мире; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Раздел 1. Организмы и среда их обитания (9 часов)

2. Среды жизни.

1

Знать основные среды жизни (водная, наземная, воздушная, почвенная, организменная) и их характеристики; морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания; понятие о биоте.

Уметь объяснять относительный характер приспособленности организмов к средам обитания.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

3. Средообразующая деятельность организмов.

1

Знать: как проявляется средообразующая деятельность организмов, основные понятия «гумус», «механическое и физико-химическое воздействие»

Уметь: работать в группах, объяснять значение воздействия почвенных организмов на свою среду обитания, приводить примеры, показывающие влияние организмов на различные среды жизни.

Формировать:  экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

4. Экологические факторы. Условия среды.

1

Знать экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные); важнейшие абиотические факторы (свет, влажность, температура и т.д.) и их влияние на организмы; жизненные формы растений и животных к основным абиотическим факторам; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Уметь выявлять приспособленность организмов к различным абиотическим факторам..

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

5. Закономерности действия экологических факторов. Закон Либиха.

1

Знать закономерности действия экологических факторов; закон оптимума, закон минимума.

Уметь объяснять изменения кривых толерантности; формулировать закон Либиха — Шелфорда; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

6. Экологические ресурсы.

1

Знать биологические ритмы и «биологические часы» живых организмов;

Уметь выявлять приспособленность живых организмов к сезонным и годовым ритмам (фотопериодизм, весенне-летние и осенне-зимние изменения); работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

7. Соответствие между организмами и средой их обитания.

1

Знать основные жизненные формы растений и животных, их соответствие с окружающей средой; законы эволюции (конвергентная эволюция, параллельная эволюция)

Уметь пояснять основные термины и понятия экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

П.р.№1 «Жизненные формы растений (на примере комнатных растений).
Жизненные формы животных (на примере млекопитающих)».

8. Энергетический бюджет и тепловой баланс.

1

Знать: распределение получаемой энергии организмом  извне, Формы энергетических расходов, тепловой баланс и способы его поддержания у эктодермных и энтодермных организмов.

Уметь: работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, делать выводы и заключения по теме, анализировать экологические ситуации.

Формировать: общенаучный подход к оценке энергетических потребностей живых организмов.

9. Экологическая ниша.

1

10. Обобщающий урок «Организмы и среда их обитания».

1

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел 2. Экология популяций (6 часов)

11. Популяция и ее основные характеристики.

1

Знать основные понятия: вид, структура вида, популяция; основные критерии вида; факторы, определяющие границы популяции.

Уметь объяснять причины видового разнообразия; практическое значение изучения популяций; различать на примерах вид и популяцию, самостоятельно приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

12. Популяционное обилие и его показатели.

1

Знать свойства популяций; основные экологический характеристики популяций (ареал, изолированность, численность, плотность; рождаемость, смертность; возрастная, половая и этологическая структуры); демографические показатели; методы измерения обилия популяции; внутривидовые взаимоотношения (конкуренция, взаимопомощь, сигнальные взаимоотношения и пр.).

Уметь приводить примеры, делать выводы о свойствах популяционной группы; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.  

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

13. Рождаемость и смертность.

1

Знать понятия рождаемость, смертность; виды рождаемости и смертности; кривые выживания.

Уметь объяснять влияние экологических факторов на демографические показатели популяций, приводить примеры; причины различия форм кривой выживания; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

14. Возрастная структура популяции.

1

Знать возрастные генерации популяций: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на возрастную структуру популяций; механизмы саморегуляции

Уметь объяснять причины изменения возрастной структуры популяций; выделять возрастные группы в популяции и объяснять устойчивость разновозрастных популяций; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

15. Динамика популяции.

1

Знать понятие динамика численности популяции: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на динамику численности популяций; механизмы саморегуляции; гомеостаз популяций; популяционные волны; антропогенное влияние на популяции.

Уметь объяснять значение динамики численности популяций, какую роль в изменении численности популяции играют экологические факторы; делать выводы и приводить примеры; оценивать состояние и регулирование численности популяций; популяций редких и исчезающих видов на территории Саратовской области; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

16.  Контрольно-зачетный урок по теме: «Экология популяций».

1

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

П.р. №2. «Влияние абиотических факторов на организм»

                                         Раздел 3. Биотические взаимоотношения организмов. (6 часов)

17. Типы экологических взаимодействий.

1

Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений  типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов.

18. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция.

1

Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений  типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов.

19. Конкурентные отношения. Межвидовая конкуренция.

1

Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений  типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов.

20. Хищничество.

1

Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений  типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов.

21. Паразитизм. Циклы развития и передача паразитов.

1

Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений  типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов.

22. Контрольно-обобщающий урок «Типы взаимоотношений между организмами»

1

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел 4. Организация и экология сообществ (12 часов)

23. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

1

Знать понятия сообщество, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, их основные сходства и отличия; компоненты биоценоза; свойства биоценоза (самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция).

Уметь выделять биоценозы и определять их границы; приводить примеры и давать описание любого биоценоза.; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

24. Структура сообщества (видовая и морфологическая).

1

Знать видовую и морфологическую структуру сообщества; вертикальное и горизонтальное распределение живых организмов.

Уметь объяснять значение видового разнообразия в сообществе, какое преимущество дают многоярусные сообщества; на примерах выделять морфологическую структуру сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

25. Структура сообщества (трофическая).

1

Знать трофическую структуру сообщества, её значение в саморегуляции биоценозов; пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.

Уметь составлять пищевые цепи и сети на конкретных примерах; объяснять роль трофической структуры в устойчивости сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

26. Потоки энергии и вещества в сообществах.

1

Знать понятия потоки энергии и потоки вещества в экосистемах; круговорот веществ в экосистеме.

Уметь объяснять односторонний приток энергии в сообществах; выявлять причины снижения скорости потока энергии по мере удаления от первичного продуцента (правила 10%); находить отличия пирамиды численности от пирамиды биомассы энергии; уметь рассчитывать долю энергии, поступающей на разные трофические уровни, пользуясь правилом 10%; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

27. Продуктивность сообщества.

1

Знать понятия  продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.

Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

28. Мировое распределение биомассы и первичной продукции.

1

Знать понятия  продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.

Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

29. Пастбищные и детритные цепи питания.

1

Знать особенности пастбищных и детритных цепей питания, сходство и различия между ними; значение детритных пищевых цепей.

Уметь находить оличия между консументьной и редуцентной системами; объяснять в каких сообществах редуценты играют основную роль в переносе энергии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

30. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

1

Знать макро- и микротрофные вещества; главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов; биогеохимические циклы углерода и фосфора.

Уметь объяснять роль организмов в поддержании круговоротов биогенных элементов; находить связь между биомассой вида и его значением в поддержании функционирования сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

31-32. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.

2

Знать понятие экологическая сукцессия; развитие сообществ во времени, их природа; внутренние факторы развития; автотрофная и гетеротрофная сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; основные типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии; значение экологической сукцессии в природе и хозяйстве человека.

Уметь объяснять особенности и направления сукцессионных изменений; значение сукцессий; выявлять питы сукцессионных изменений; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

33. Биосфера и ее эволюция.

1

Знать понятие биосфера; состав свойства и её границы; основоположника учения о биосфере В.И.Вернадского, его вкладе в развитие науки о биосфере.

Уметь объяснять роль живого вещества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

34. Обобщающий урок «Организм и экология сообществ».

1

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Учащиеся должны знать / уметь

Вид контроля.

Измерители.

Дом.задание

Дата

Введение (1час)

1.

Экология как наука.

1

Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки. Экологические проблемы в современном мире. Формирование всеобщего экологического мировоззрения как условие выживания человечества.

Знать предмет, методы и задачи экологии; структуру современной экологии и её место в системе наук; экологические проблемы в современном мире; основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь; история развития экологии как науки.

Уметь объяснять причины экологических проблем в современном мире; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование.

§1, сообщения

Раздел 1 Организмы и среда их обитания

2.

Среды жизни.

1

Роль живых организмов в эволюции Земли. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и др. Приспособленность организмов к существованию в различных средах.

Знать основные среды жизни (водная, наземная, воздушная, почвенная, организменная) и их характеристики; морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания; понятие о биоте.

Уметь объяснять относительный характер приспособленности организмов к средам обитания.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование.

§1.1; 1.2

3

Средообразующая деятельность организмов

1

Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания.

Знать: как проявляется средообразующая деятельность организмов, основные понятия «гумус», «механическое и физико-химическое воздействие»

Уметь: работать в группах, объяснять значение воздействия почвенных организмов на свою среду обитания, приводить примеры, показывающие влияние организмов на различные среды жизни.

Формировать:  экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

4.

Экологические факторы.

1

Экологические факторы и их виды 9абиотические, биотические, антропогенные). Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов (свет, влажность, температура и т. д.). Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы Ч. Дарвином. Морфологические адаптации.

Знать экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные); важнейшие абиотические факторы (свет, влажность, температура и т.д.) и их влияние на организмы; жизненные формы растений и животных к основным абиотическим факторам; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Уметь выявлять приспособленность организмов к различным абиотическим факторам..

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. Выполнение практической работы №1.

§1.3

5

Закономерности действия экологических факторов. Закон Либиха.

1

Закономерности действия экологических факторов. Оптимум действия. Закон Либиха-Шелфорда. Комплексное влияние фапкторов среды на организм. Ограничивающий фактор.Закон оптимума. Закон минимума.

Знать закономерности действия экологических факторов; закон оптимума, закон минимума.

Уметь объяснять изменения кривых толерантности; формулировать закон Либиха — Шелфорда; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование.

§1.4

6

Экологические ресурсы.

1

Физиологические и морфологические адаптации. Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакции организмов на сезонные изменения условий жизни.»Биологические часы». Приспособленность организмов к неблагоприятным сезонным условиям. Фотопериодизм. Весенне-летние и осенне-зимние изменения фауны и флоры Бурятии.

Знать биологические ритмы и «биологические часы» живых организмов;

Уметь выявлять приспособленность живых организмов к сезонным и годовым ритмам (фотопериодизм, весенне-летние и осенне-зимние изменения); работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование.

Лекция №1.

7

Соответствие между организмами и средой их обитания.

1

Законы эволюции, разнообразие форм жизни, зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания.

П.р.№1 «Жизненные формы растений (на примере комнатных растений).
Жизненные формы животных (на примере млекопитающих)».

Знать основные жизненные формы растений и животных, их соответствие с окружающей средой; законы эволюции (конвергентная эволюция, параллельная эволюция)

Уметь пояснять основные термины и понятия экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование.

§ 1.6 Лекция №2.

8

Энергетический бюджет и тепловой баланс организма

1

Энергетический бюджет, затраты энергии на передвижение, тепловой баланс организма, эктодермные и эндотермные организмы, территориальность.

Знать: распределение получаемой энергии организмом извне. Формы энергетических расходов, тепловой баланс и способы его поддержания у эктодермных и энтодермных организмов.

Уметь: работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, делать выводы и заключения по теме, анализировать экологические ситуации.

Формировать: общенаучный подход к оценке энергетических потребностей живых организмов.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

§ 1.7

9

Экологическая ниша

1

Экологическая ниша – одно из центральных понятий экологии. Местообитание.

Знать: экологическая ниша, мерность ниши, различия между понятиями местообитания и экологическая ниша.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

§ 1.8

10

Обобщающий урок «Организмы и среда их обитания».

1

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Повторить § 1.1 — 1.4.

Раздел 2. Экология популяций (6 часов)

11

Популяция и ее основные характеристики.

1

Определение популяции. Популяции как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций.

Знать основные понятия: популяция; факторы, определяющие границы популяции.

Уметь объяснять причины видового разнообразия; практическое значение изучения популяций; различать на примерах вид и популяцию, самостоятельно приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Лекция №3, § 2.1

12

Популяционное обилие и его показатели.

1

Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Демографические показатели. Популяционное обилие и его показатели. Мера обилия. Методы измерения обилия. Плотность популяции. Индекс численности.

 Знать свойства популяций, методы измерения обилия популяции; индекс численности и плотность популяции

Уметь приводить примеры, делать выводы о свойствах популяционной группы; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.  

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 2.2

13.

Рождаемость и смертность.

1

Рождаемость — показатель роста численности популяции за определённый промежуток времени. Относительная, максимальная и экологическая рождаемость. Смертность — число особей, погибших за определённый промежуток времени. Изменение смертности в течение жизни популяции. Кривые выживания.

Знать понятия рождаемость, смертность; виды рождаемости и смертности; кривые выживания.

Уметь объяснять влияние экологических факторов на демографические показатели популяций, приводить примеры; причины различия форм кривой выживания; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование.

§ 2.3

14.

Возрастная структура популяции.

1

Возрастная структура популяций, изменение возрастной структуры популяций; возрастные генерации популяции. Растущие, стабильные и гибнущие популяции.

Знать возрастные генерации популяций: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на возрастную структуру популяций; механизмы саморегуляции

Уметь объяснять причины изменения возрастной структуры популяций; выделять возрастные группы в популяции и объяснять устойчивость разновозрастных популяций; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тетстирование.

§ 2.4

15.

Динамика численности популяции.

1

Явления, лежащие в основе различных типов кривых роста. Колебания численности популяций и их типы. Динамика численности популяций. Природа циклических изменений численности организмов. Механизмы регуляции динамики популяций. Рост популяций. Основные типы роста популяций (J-образная кривая и S-образная кривая). Циклические и хаотичные колебания численности. Регуляция численности популяций. Популяции редких и исчезающих видов на территории Бурятии.

Знать понятие динамика численности популяции: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на динамику численности популяций; механизмы саморегуляции; гомеостаз популяций; популяционные волны; антропогенное влияние на популяции.

Уметь объяснять значение динамики численности популяций, какую роль в изменении численности популяции играют экологические факторы; делать выводы и приводить примеры; оценивать состояние и регулирование численности популяций; популяций редких и исчезающих видов на территории Бурятии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 2.5

16

Контрольно-зачетный урок по теме «Экология популяций»

1

Экология популяций.

Знать: что такое популяция, каковы основные свойства популяции, какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы в процессах изменения е численности во времени.

Уметь: приводить примеры, различать жизненные формы растений и животных, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами, анализировать экологические ситуации.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Раздаточный материал

Раздел 3 Биотические взаимодействия организмов (6 часов)

17.

Типы экологических взаимодействий

1

Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, мутуализм, симбиоз, протокооперация, конкуренция, хищничество и т. д

Знать биотические факторы; основные типы взаимоотношений между организмами; влияние живых организмов на окружающую среду

Уметь объяснять влияние живых организмов на окружающую среду; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Выучить схемы в тетради

§ 3.1

18.

Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция

1

Конкуренция как один из важнейших видов биотических взаимодействий Типы конкурентных взаимодействий, внутривидовая конкуренция, территориальность

Сформировать  у учащихся знания о типах конкурентных отношений и видах ресурсов, являющихся предметом конкурентной борьбы; о внутривидовой конкуренции и территориальности как одной из важных ее форм; о роли внутривидовой конкуренции в регуляции численности популяций.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 3.2, стр. 95-97, примеры

19

Конкурентные отношения. Межвидовая конкуренция

1

Межвидовая конкуренция. Территориальность, конкурентное вытеснение, смещение экологических ниш.

Сформировать у учащихся знания о межвидовой конкуренции и ее важнейших проявлениях; о факторах, влияющих на исход конкурентной борьбы между различными видами организмов; о биологическом и экологическом значении межвидовой конкуренции.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 3.2, стр. 97-103, примеры

20

Хищничество

1

Хищничество как процесс добывания пищи, хищники и человек, адаптация хищников и их жертв в эволюции видов, динамика популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе. Коэволюция.

Сформировать у учащихся знания о хищничестве как об одной из основных форм прямого воздействия между организмами и их популяциями; о взаимосвязи и между хищником и его жертвой; о роли эволюционного процесса в формировании их взаимных адаптаций; о значении хищничества как экологического фактора.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

§ 3.3, сообщения

21

Паразитизм. Циклы развития и передача паразитов.

1

Признаки паразитизма. Паразитоиды, экологические категории паразитов, циклы развития и передача паразитов, иммунный ответ, популяционная динамика паразитизма.

Сформировать у учащихся знания о паразитизме, его формах и особенностях; о разнообразии типов паразитов и их роли в распространении инфекционных заболеваний.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

§ 3.4, подготовиться к зачету

22

Контрольно-обобщающий урок по теме «Типы взаимодействий между организмами»

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел 4 Организация и экология сообществ (12 часов)

23

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

1

Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между понятиями "экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Биоценоз как уровень организации живой материи. Основные свойства биоценозов: самовоспроизводство, саморегуляция, устойчивость. Экосистемы, характерные для Бурятии.

Знать понятия сообщество, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, их основные сходства и отличия; компоненты биоценоза; свойства биоценоза (самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция).

Уметь выделять биоценозы и определять их границы; приводить примеры и давать описание любого биоценоза.; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§4.1

24.

Структура сообщества (видовая и морфологическая)

1

Видовая структура сообщества. Видовое разнообразие как признак экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе. Пространственное обособление организмов и его значение: ярусы, микрогруппировки.

Знать видовую и морфологическую структуру сообщества; вертикальное и горизонтальное распределение живых организмов.

Уметь объяснять значение видового разнообразия в сообществе, какое преимущество дают многоярусные сообщества; на примерах выделять морфологическую структуру сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.2, стр.126-131

25.

Структура сообщества (трофическая)

1

Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни (продуценты, кронсументы, редуценты). Автотрофные и гетеротрофные организмы.

Знать трофическую структуру сообщества, её значение в саморегуляции биоценозов; пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.

Уметь составлять пищевые цепи и сети на конкретных примерах; объяснять роль трофической структуры в устойчивости сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.2 стр.131-135, вопросы и задания

26.

Потоки энергии и вещества в сообществах.

1

Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Потоки энергии и вещества в сообществах необходимое условие для поддержания их жизнедеятельности и самовоспроизводства всех живых организмов. Основной источник энергии и особенности ее передачи по пищевым цепям; правило "десяти процентов". Пирамиды численности и биомассы.

Знать понятия потоки энергии и потоки вещества в экосистемах; круговорот веществ в экосистеме.

Уметь объяснять односторонний приток энергии в сообществах; выявлять причины снижения скорости потока энергии по мере удаления от первичного продуцента (правила 10%); находить отличия пирамиды численности от пирамиды биомассы энергии; уметь рассчитывать долю энергии, поступающей на разные трофические уровни, пользуясь правилом 10%; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.3

27

Продуктивность сообщества.

1

Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники. Общая и чистая продукция. Первичная и вторичная продукция. Изменения продукции на разных трофических уровнях. Распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.

Знать понятия  продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.

Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.6

28

Мировое распределение биомассы и первичной продукции

1

Продуцирование биомассы, основные закономерности продукции, первичная и вторичная продукция, мировое распределение биомассы и первичной продукции.

Сформировать у учащихся знания о соотношениях биомассы автотрофных и гетеротрофных организмах в живом веществе Земли;  закономерностях мирового распределения биомассы и первичной продукции в различных средах, о факторах, ограничивающих продуктивность некоторых экосистем.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Задание в тетради

29

Пастбищные и детритные цепи питания.

1

Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей. Распределение потоков энергии в экосистемах. Автотрофные и гетеротрофные сообщества.

Знать особенности пастбищных и детритных цепей питания, сходство и различия между ними; значение детритных пищевых цепей.

Уметь находить оличия между консументьной и редуцентной системами; объяснять в каких сообществах редуценты играют основную роль в переносе энергии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.4

30

Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

1

Круговорот веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные вещества. Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Роль гетеротрофов в сохранении круговорота биогенных элементов в образовании продукции. Биогеохимические циклы углерода и фосфора.

Знать макро- и микротрофные вещества; главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов; биогеохимические циклы углерода и фосфора.

Уметь объяснять роль организмов в поддержании круговоротов биогенных элементов; находить связь между биомассой вида и его значением в поддержании функционирования сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.5

31-32.

 Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.

2

Смена сообществ, равновесие в сообществе, типы равновесия в сообществе, автотрофная и гетеротрофная сукцессия, стадии сукцессии, простая модель сукцессии, саморазвитие и продолжительность сукцессии, значение экологической сукцессии.

Сформировать знания о закономерностях изменения экосистем во времени, о явлении экологической сукцессии, его природе и механизмах, о типах и стадиях сукцессионных сукцессионных изменений, о возможности произведения сукцессии в лабораторных опытах.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.6, 4.7

33.

Понятие о биосфере.

1

В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Биосфера. Состав биосферы. Свойства биосферы. Границы биосферы. Функции живого вещества. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные изменения водной, воздушной и геологической оболочек земли под влиянием живого вещества. Современное состояние биосферы.

Знать понятие биосфера; состав свойства и её границы; основоположника учения о биосфере В.И.Вернадского, его вкладе в развитие науки о биосфере.

Уметь объяснять роль живого вещества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.

Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§ 4.9

34.

Контрольно-0бобщающий урок по теме «Организм и экология сообществ».

1

Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Герасимов И.П. Биосфера Земли. М.: Педагогика, 1976.
  2. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. м., 1985.
  3. Небел В. Наука об окружающей среде (в 2 т.). М.: Мир, 1993.
  4. Одум Ю. Экология (82 т.). М.: Мир, 1986.
  5. Радкевич ВА Экология. Минск: Высшая школа, 1983.
  6. Реймерс Н.Ф. Экология. М.: Россия молодая, 1994.
  7. Суравегина ит, Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
  8. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. М.: Просвещение 1995.
  9. Экологическое образование школьников / Под ред. ид Зверева и И.Т. Суравегиной М.: Просвещение, 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...