Олимпиада по экологии. 9 класс. Муниципальный уровень
олимпиадные задания по экологии (9 класс) по теме

Зуева Наталия Викторовна

Олимпиада школьников не ставит перед собой цель проверить знания школьной программы. Для этого существуют контрольные работы и экзамены. Хочется выявить обучающихся, имеющих глубокие знания предмета, умеющих решать нестандартные задачи, обладающих широким кругозором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Олимпиада по экологии. 9 класс32.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ 2016 – 2017 учебный год

 9 класс

Выберите из шести предложенных вариантов ответов два верных (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

  1. Администрация  города  Ростова-на-Дону системно и целенаправленно работает над развитием города, стремясь сделать город максимально комфортным, безопасным и удобным для жизни всех граждан. Приоритетами развития города провозглашены: «здоровый город», «комфортный город». Для достижения этих приоритетов необходим ряд экологических условий, кроме:

а) активного внедрения «зелёных технологий»;

б) повышения экологического следа ростовчан;

в) создания условий для здорового образа жизни;

г) сокращения биологического разнообразия;

д) улучшения качества окружающей природной среды;

е) формирования экологического мировоззрения ростовчан.

  1. Численность населения города Ростова-на-Дону на 01.01.2016 составила  1 119 875 человек. Для определения естественного прироста населения за 2015 год необходимо знать:

а) общую численность населения в нынешнем и минувшем годах;

б) число детей и число лиц пожилого возраста;

в) число мужчин и женщин детородного возраста;

г) число родившихся и число умерших;

д) число прибывших в г. Ростов-на-Дону из других регионов и стран и число убывших из

г. Ростова-на-Дону в другие регионы и страны;

е) число зарегистрированных браков и разводов.

  1. Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой. Раздел биологическая экология человека изучает:

а) особенности жизнедеятельности людей, проживающих в разных экологических условиях;

б) влияние политической жизни общества на человека и его здоровье;

в) охрану окружающей среды человека;

г) болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды и способы их лечения;

д) влияние промышленных предприятий на окружающую среду и способы снижения этого влияния за счет совершенствования технологий и очистных сооружений;

е) типы телосложения людей в зависимости от среды обитания.

  1. Основу травостоя степных сообществ составляют злаки:

а) тимофеевка луговая;

б) овсяница валисская или типчак;

в) ковыль волосовидный;

г) мятлик луговой;

д) овсюг пустой;

е) пырей ползучий.

  1.  Одним из приоритетных направлений работы зоопарка Ростова-на-Дону является отработка методик содержания и разведения редких видов животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области, и в этом деле достигнуты определенные успехи. Несомненным достижением зоопарка стало успешное размножение видов:

а) журавль-красавка;

б) орлан белохвост;

в) зубр;

г) хорёк домашний;

д) лисица обыкновенная;

е) цапля серая.

  1. Ростовская область считается родиной степного лесоразведения в России: первые лесные массивы на Верхнем Дону были заложены в начале 20 столетия для предотвращения движущихся песков, первые защитные лесополосы – в Сальской степи. Основными лесообразующими видами этих природных сообществ являются:

а) сосны;

б) ели;

в) клены;

г) дубы;

д) березы;

е) тополя

  1. Понятие «культура питания» складывается из идей:

а) сыроядения;

б) вегетарианства;

в) раздельного питания;

г) сбалансированного питания;

д) «еда без спешки»;

е) кратковременного голодания.

  1. Карл Линней писал: «Рассмотрев уставы естества постигаем, что растения суть первые, самые многочисленные и главнейшие на Земле жители, но что насекомые и другие животные начальствуют над ними». Этих главнейших жителей называют:

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты;

г) производители;

д) потребители;

е) разрушители.

Установите соответствие (правильный ответ – 3 балла; три верных ответа – 1 балл, 5-6 верных ответов – 2 балла,  верный ответ на дополнительный вопрос – 1 балл).  

  1. Установите соответствие между видами птиц и сроками их перелетов осенью. Какие два вида птиц занесены в Красную книгу Ростовской области?

Виды птиц

 Сроки перелётов осенью

Чиж обыкновенный

как только дни начнут заметно укорачиваться, ночи удлиняться

Кулик-сорока

уменьшение численности летающих насекомых

Дрозд певчий

уменьшение количества плодов и семян растений

Трясогузка жёлтая

когда в лесу закончатся различные ягоды (брусника, черника и т. п.), а в садах и рощах рябина, бузина

Утка серая

когда мелких водяных и береговых животных станет недостаточно

Стриж чёрный

замерзание водоемов

Птицы, занесённые в Красную книгу Ростовской области ______________________________________________________________________________

Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ (ответ и обоснование от 0 до 3 баллов). 

  1. Заповедники создаются для сохранения генофонда растений и животных.

Да – Нет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В крупных городах способствует очищению загрязнённого атмосферного воздуха развитие промышленности.

Да – Нет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Агроценоз не является устойчивой экосистемой.

Да – Нет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В  хвойных лесах обитает намного больше синиц-лазоревок и синиц-московок, чем в широколиственных.

Да – Нет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В народе говорят: «Что упало, то пропало!» Как только стаял снег, вдоль автомобильных дорог, железнодорожных путей, на лужайках горит сухая прошлогодняя трава. Нередко её поджигают младшие школьники или подростки, считая, что после сжигания пожухлой сухой травы  быстрее зазеленеет молодая зелёная травка. Так ли это?

Да – Нет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

  1. Степная пустельга трофически тесно связана с саранчовыми, жуками и другими степными насекомыми. С середины XX в. численность вида начала снижаться и сегодня вид занесён в Красную книгу Ростовской области. На снижении её численности сказались:

а) применение пестицида ДДТ для борьбы с вредными насекомыми;

б) хищничество размножившихся лисиц и волков;

в) беспокойство птиц человеком, особенно в период токования и яйцекладки;

г) гибель молодняка на опорах ЛЭП от поражения током.

  1. Какой фактор будет ограничивающим для ручьевой форели?

а) скорость течения воды;

б) повышение температуры воды;

в) пороги в ручье;

г) длительные дожди.

Выберите правильные ответы из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему вы так считаете (выбор правильных ответов – 2 балла; обоснование – от 0 до 3 балла; всего за задачу – 5 баллов).

  1. Для измерения обилия популяции кулика-сороки орнитологи используют методы:

а) пробных площадок;

б) метод без взятия проб;

в) полный учёт обилия популяции;

г) мечения и повторного отлова птиц.

Используют метод пробных площадок, состоящий в подсчете птиц на небольших площадках и последующего перенесения результатов на всю область распространения популяции. Так же орнитологи используют метод мечения и повторного отлова птиц.

Метод без взятия проб применим к неподвижным организмам, например, к растениям или грибам. Полный учёт обилия популяции иногда возможен для крупных хорошо заметных животных, например, для оленей, пасущихся на открытых участках тундры. Эти два метода орнитологи не используют для определения обилия популяции кулика-сороки.

  1. В озере обитает популяция щук из 30 особей. Плотва является основным кормом для щук, и в среднем одна щука съедает 20 особей плотвы в месяц, что составляет 40% их годового прироста.  Определите прирост численности популяции плотвы к концу года.

Ответы

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

2016–2017 учебный год

 9 класс

Выберите из шести предложенных вариантов ответов два верных (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

б, г

а, г

а, е

б, в

а, б

а, г

г, д

а, г

Установите соответствие (правильный ответ – 4 балла; два верных ответа – 1 балл, 4 верных ответов – 2 балла, 6 верных ответов – 3 балла, верный ответ на дополнительный вопрос – 1 балл).

Виды птиц

 Сроки перелётов осенью

Трясогузка жёлтая

как только дни начнут заметно укорачиваться, ночи удлиняться

Стриж чёрный

уменьшение численности летающих насекомых

Чиж обыкновенный

уменьшение количества плодов и семян растений

Дрозд певчий

когда в лесу закончатся различные ягоды (брусника, черника и т. п.), а в садах и рощах рябина, бузина

Кулик-сорока

когда мелких водяных и береговых животных станет недостаточно

Утка серая

замерзание водоемов

Птицы, занесённые в Красную книгу Ростовской области:   кулик-сорока,  утка серая.

Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ (ответ и обоснование от 0 до 3 баллов). 

  1. Заповедники создаются для сохранения генофонда растений и животных.

Да. Заповедник – территория, полностью изъятая из хозяйственного использования, где запрещена деятельность человека (кроме научной), где сохраняется весь природный комплекс.

  1. В крупных городах способствует очищению загрязнённого атмосферного воздуха развитие промышленности.

Нет. Промышленность в городах является одним из источников загрязнения атмосферного воздуха, поскольку в выбросах промышленных предприятий содержатся загрязняющие воздух вещества, такие как сажа, оксиды азота и серы, угарный газ и т. д.

  1. Агроценоз не является устойчивой экосистемой.

Да. В агроценозе короткие пищевые цепи, преобладают продуценты одного вида (монокультура), небольшое число видов.

  1. В  хвойных лесах обитает намного больше синиц-лазоревок и синиц-московок, чем в широколиственных.

Нет. В широколиственных лесах гораздо обильнее и разнообразнее основная пища синиц – насекомые и семена растений.

  1. В народе говорят: «Что упало, то пропало!» Как только стаял снег, вдоль автомобильных дорог, железнодорожных путей, на лужайках горит сухая прошлогодняя трава. Нередко её поджигают младшие школьники или подростки, считая, что после сжигания пожухлой сухой травы  быстрее зазеленеет молодая зелёная травка. Так ли это?

Нет. Поджог сухой травы приносит вред природному сообществу. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев.

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

  1. Степная пустельга трофически тесно связана с саранчовыми, жуками и другими степными насекомыми. С середины XX в. численность вида начала снижаться и сегодня вид занесён в Красную книгу Ростовской области. На снижении её численности сказались:

а) Ядовитый препарат ДДТ стал причиной снижения численности степной пустельги. ДДТ накапливается в окружающей среде. В пищевых цепях биоценозов его концентрация увеличивается в сотни раз при переходе от одного звена к другому, что ведёт к гибели консументов.

  1. Какой фактор будет ограничивающим для ручьевой форели?

б) При повышении температуры растворимость кислорода в воде понижается, а форель нуждается в большом количестве кислорода.

Выберите правильные ответы из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему вы так считаете (выбор правильных ответов – 2 балла; обоснование – от 0 до 3 балла; всего за задачу – 5 баллов). 

  1. Для измерения обилия популяции кулика-сороки орнитологи используют методы:

а) пробных площадок;

б) метод без взятия проб;

в) полный учёт обилия популяции;

г) мечения и повторного отлова птиц.

а), г) Используют метод пробных площадок, состоящий в подсчете птиц на небольших площадках и последующего перенесения результатов на всю область распространения популяции. Так же орнитологи используют метод мечения и повторного отлова птиц.

б), в) Метод без взятия проб применим к неподвижным организмам, например, к растениям или грибам. Полный учёт обилия популяции иногда возможен для крупных хорошо заметных животных, например, для оленей, пасущихся на открытых участках тундры. Эти два метода орнитологи не используют для определения обилия популяции кулика-сороки.

Экологическая задача (всего за задачу – 4 балла; составление фрагмента цепи питания – 1 балл, каждое выполненное действие – по 1 баллу).

  1. В озере обитает популяция щук из 30 особей. Плотва является основным кормом для щук, и в среднем одна щука съедает 20 особей плотвы в месяц, что составляет 40% их годового прироста.  Определите прирост численности популяции плотвы к концу года.

           Решение.

     20            1        

плотва→ щука

       ?           30

  1. Определим численность плотвы, съедаемой популяцией щук в месяц:

30*20=600 особей

  1. Определим численность плотвы, съедаемой популяцией щук за год:

600*12=7200 особей

  1. Определим прирост численности популяции плотвы к концу года:

7200*100:40%=18000 особей

             Ответ: прирост численности популяции плотвы к концу года составит 18000 особей.

Итого: 44 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по истории Коми края среди 8-9 классов ( муниципальный уровень)

Данная олимпиада по истории Коми края предназначена для учащихся 8-9 классов.Время проведения олимпиады- 40 минут.Ключ ответов прилагается, но члены жюри могут расширить некоторые из них по своему усм...

олимпиада по мхк муниципальный уровень

Примерные задания на олимпиаду по мхк позволят учащимся 10-11 классов более успешно подготовиться к олимпеаде.К заданиям есть ключи...

Олимпиада для 5 класса (школьный уровень)

Школьный тур олимпиады по английскому языку для 5 класса....

Олимпиада по коми языку для 6 класса ( муниципальный уровень)

Задания для проведения муниципальной олимпиады по коми языку...

Олимпиада по математике для 6 класса (муниципальный уровень)

Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок.Желаем успешной работы!В соответствии с регламентом проведения математических олимпиад школьников каждая задача оценивае...


 

Комментарии

Зуева Наталия Викторовна

Задания составлены с учетом регионального компонента (Ростовская область)