"Воспитание у школьников любви к природе и бережного отношения к ней"
статья по экологии на тему

Калоева Марина Эльбрусовна

Доклад по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_prirode.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

 ГКОУ «специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Моздок».

Учитель географии

Калоева Марина

Эльбрусовна

ВВЕДЕНИЕ.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Артуану – де Сент–Экзюпери: «Вот мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Для решения названных задач была разработана программа экологического образования на краеведческой основе. В ней важное место отводится начальной школе, так как именно она закладывает основы взаимоотношений человека с природой и социальной средой.

Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе – непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями природы. Поэтому определён состав объектов и явлений, доступных для наблюдения в ближайшем природном окружении и их временные параметры. Результаты наблюдений фиксируются в «Календарях природы» и дневниках, обобщаются. Основу практических работ составляют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с краеведческими объектами и их экологическим состоянием. Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создаёт приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.

Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного «гнезда», родного края к Отечеству.

В процессе подобной эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам.

Современный этап гуманизации образования ставит акцент на развитие экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом общении.

Каждодневное познание природы, нахождение в ней способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно – практической деятельности, а также психологической, физической и духовной. В психическом развитии совершенствуется восприятия, ощущения, представления. Процесс формирования детского восприятия как сложный биологический механизм возникает в связи с функцией памяти, речи и слова. На ранних ступенях развития процесс восприятия связан с моторикой. Учёный Г.Фолькерт показал, что в раннем детстве восприятие неотделимо от эмоциональных реакций. Он предлагает называть восприятие раннего возраста «чувственноподобным». Отсюда следует, что чем чаще дети выходят в природу, тем быстрее происходит развитие всех психических функций и сложных мозговых процессов личности.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с философских, психологических, физиологических позиций, с позиций целостности человеческой мысли, единства человека и природы. Эту проблему рассматривали многие учёные и великие педагоги. В социально – педагогическом аспекте большой внимание воспитанию человека уделяли Я.А.Коменский, Ж-Ж. Руссо.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей,  т.е. на то, что все процессы в человеческом  обществе  протекают  подобно процессам природы.  Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".  Эпиграфом к  этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно,  без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы,  следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

Ян Амос Коменский выводил законы обучения  и  воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в  раннем  возрасте.  Именно  в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи,  исправить  недостатки.  И  доказывается  это принципом природосообразности.  Все рождающиеся существа таковы,  что усваивают все легче и лучше  в  раннем  возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.

Ян Амос Коменский говорил о  том,  что  учебный  материал должен  изучаться  постепенно,  так  как  «природа не делает скачков,  а идет вперед постепенно».  В юном возрасте дается общее  образование,  затем  оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее  особенным».  То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы.  Например, здесь  обосновывается  принципы  постепенности и обучение от общего к частному

Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие  педагоги как  Ж.-Ж.Руссо  (1762  год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832 г.).  Впервые швейцарский педагог-демократ  А.Гумбольд,  а  затем  французский  педагог  и  философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании  у  детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Ж.-Ж.Руссо в  книге  "Эмиль,  или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы".  Воспитание должно происходить естественно,  сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией. Ж.-Ж. Руссо определил идеи «естественного развития», которое обеспечивают совокупность трёх факторов воспитания: природа, люди, общество.

Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью  воспитания – развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично.  Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути.  Основной принцип воспитания – согласие человека с природой.  Песталоцци не идеализировал детскую природу,  считал,  что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Ему принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

 Следует отметить, что  познание объективного мира невозможно без познания экологических связей,  реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни,  надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ  диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления,  памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное  для  учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи,  взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение  же существующих в окружающем мире связей служит одним из  основных  звеньев  формирования  экологической  культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы ...  так мало оценено в педагогике».  

Таким образом, идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учёт их возрастных и индивидуальных особенностей; использование природной среды в целях развития детей, а также развития у них экологической культуры.

Одна из составляющих современного воспитательного процесса любого образовательного учреждения – эстетическое воспитание. Важным средством эстетического воспитания является окружающая природа. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков и т.д. важным источником добрых чувств детей назвал природу В.А.Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д.Ушинский: «…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Психологи также отмечают большую роль природы в развитии эмоциональной сферы у детей. Всё, что яркое, что движется, действует, изменяется, звучит, особенно привлекает внимание детей, вызывает эмоции, оказывает благотворное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулирует активную творческую деятельность. Для детей свойственна эмоциональная отзывчивость на чувства, которые проявляет кто-то, для них характерны милосердие, стремление проявить заботу о ком-то. Такие природные качества – важное условие эстетического воспитания, и в частности средствами природы.

Одним из путей эстетического воспитания является непосредственное общение ребёнка с природой. Наиболее доступна для восприятия декоративная красота природы. Это яркие крупные цветки, а иногда и листья растений, их необычные формы, пёстрая окраска насекомых, птиц, пение птиц и т.д. Такие контакты с объектами природы может обеспечить сама природа и искусственно созданная природная среда. Таким образом, общаясь с природой каждый день, дети по-своему относятся к ней. Природные факторы действуют успокаивающее. Возможности обучения и воспитания в природе велики.

Воспитательный потенциал природы безграничен – это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения экологической культуре, направленный на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству.

 

 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. На уроках природоведения формируются следующие экологические представления:

  • почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
  • для чего существуют различные элементы природных  сообществ;
  • как должен вести себя человек,  находясь в этих природных сообществах.

Эти экологические знания на протяжении ряда уроков  переводятся в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков  (совокупность  состояний,  конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы:  возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Выявив в сущности экологического воспитания две  стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение; мы пришли к выводу о  необходимости  формирования экологического сознания, так как для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке,  сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

 Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1.  ступенчатый характер:

  • формирование экологических представлений ;
  • развитие экологического сознания и чувств;
  • формирование  убеждений в  необходимости  экологической деятельности;
  • выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • преодоление  в  характере  учащихся потребительского отношения к природе;

2.  длительность;

3.  сложность;

4.  скачкообразность;

5.  активность.

Во-вторых: огромное  значение  психологического  аспекта, который включает в себя:

1.  развитие экологического сознания;

2. формирование соответствующих (природосообразных)  потребностей, мотивов и установок личности;

3.  выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4.  воспитание устойчивой воли;

5.  формирование  значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование  экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Создание нового  отношения человека к природе – задача, не только социально-экономическая и техническая,  но  и  нравственная.  Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру,  формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.  Одним из средств решения данной задачи становится экологическое  воспитание,  где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование,  развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности. Сама природа  понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными,  производственными, межличностными отношениями человека.  Охватывает все сферы сознания:  научную,  политическую, идеологическую,  художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

  • Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • Воспитательных – формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;
  • Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:  интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации,  знания и умения на базовом  уровне  экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания:  социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем);  экологии человека (науки  о  системных связях человека с окружающей средой).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных  ориентаций,  принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной  точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность.  Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы.  При этом человек рассматривается как часть природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный  состав  содержания экологического воспитания,  которое можно  сгруппировать  в  четыре компонента – научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный – экологические ориентации человека на различных этапах истории общества;  цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности;  понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный – система нравственных и правовых принципов, норм и правил,  предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном,  региональном,  локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности,  достигнутое усилиями школьников.

 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

 На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.  Свойственный искусству синтетически подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к  реальным  экологическим  ситуациям  выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета.  Например, в 4 классе они проходят в форме заседания КОАПП (детской радиопередачи "Комитет охраны авторских прав природы").

Ряд методов имеет универсальное значение.  Количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники,  технологии;  опыты, иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как  лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции,  показать непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные  методы  воспитания  будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий,  то учитель может сформировать экологически грамотную и  воспитанную  личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Экология – наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит: от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).

Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту (на отдыхе, при потреблении "даров природы") ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.

Самое существенное в процессе экологизации морали – постепенная сложная перестройка сознания. При этом одним из важнейших моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем.

Отсюда можно сделать вывод: без обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
  2. Ушинский К.Д. Собр. соч.- М., 1988, Т.11.
  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.- М.: Просвещение, 1984.
  4.  Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
  5.  Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
  6. Зверев И.Д.  Экология в школьном обучении.- М., 1980. С. 19.
  7. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
  8. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. //Начальная школа.-1989, N10-11, С. 78-81.
  9.  Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.  //Начальная школа.- 1989, N5, С. 25-27.
  10. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. //Начальная школа.-1988, N1, C. 25-27.
  11. Трусова Т.М.  Воспитание любви к природе. //Начальная школа.-1986, N8, C. 63-64.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение
  2. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания.
  3. Сущность экологического воспитания.
  4. Цель и задачи воспитания экологической культуры у младших школьников.
  5. Методы и формы экологического воспитания.
  6. Заключение.
  7. Обобщение опыта.
  8. Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Создание методики "Школа любования" с целью воспитания бережного отношения к природе

Традиционный однодневный поход экскурсия, который проводится в объединении -  кукольный театр "Веселая компания" на протяжении более 10 лет, способствовал  созданию методики "Школа любования...

Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Доклад "Воспитание у школьников любви к природе и бережного отношения к ней"

История человечества неразрывно связана с историей приро­ды. На современном этапе вопросы традиционного взаимодейс­твия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проб­лему. Если лю...