Внеклассное мероприятие "Защити нас, человек"
методическая разработка по экологии (6, 7, 8 класс) на тему

Конференция - игра по экологии для среднего школьного звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchiti_nas_chelovek.odt27.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема мероприятия:  “ ЗАЩИТИ   НАС   ЧЕЛОВЕК!”  

 

Цели и задачи:

 

-воспитывать экологическую  культуру, любовь к Родине,  своей малой родине;

-воспитывать чувство ответственности за сохранность  природы, гуманное отношение ко всему живому;

-расширять образовательно-воспитательное пространство;

-повышать мотивацию учения;

-развивать креативную деятельность;

-развивать коммуникативные умения.

Подготовительный этап:

На уроках русского  языка-работа над сочинениями публицистического стиля “Берегите природу”.

Участниками краеведческого кружка составлена экологическая карта деревни Лесниково.

Проведена фотосъемка различных объектов нашей деревни.

На уроках рисования подготовлены плакаты и рисунки на экологическую тему.

Изготовлены сигнальные карточки (зеленые и красные) для каждого участника конференции.

Проведено распределение функций.

Оборудование:

компьютер,видеодвойка, оформленная доска. стенд с высказываниями поэтов и писателей, выставка книг.

Ход  мероприятия:

  1.     1.Организационный этап.

Учитель географии: Мы начинаем нашу научно-фантастическую конференцию на тему “Защити нас ,Человек!”

  1.  2.Мотивационный этап.

Ученица читает стихотворение:

Ни злом ни враждою кровавой

Доныне затмить не смогли

Мы неба чертог величавый

И прелесть чветущей земли.

На спрежнею лаской встречают

Долины,  цветы и ручьи.

И  звезды все так  же  сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

могучий таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

Учитель географии: Это стихотворение написано Дмитрием Сергеевичем Мережковским на рубеже двух веков 19 и 20

Учитель литературы (дает справку): Д.С.Мережковский -поэт, публицист,  прозаик.  Годы жизни1866-1941. Один из апологетов  Серебряного века русской поэзии,основоположник символизма.

  1. 3.Ориентационный этап.

 Учитель географии: Скажите , пожалуйста, можем ли мы сейчас, через сто лет после написания этого стихотворения, повторить вслед за Мережковским :

                       ..затмить не могли

          Мы неба чертог величавый...

или

          Нас прежнею лаской встречают

          Долины ручьи и цветы.. .

       

 или

        Не ведает нашей кручины

        Могучий таинственный лес?

Обращаюсь к зрителям в зале ,кто считает,что да. поднимите зеленую  карточку.  Тот, кто считает, что да  - красную.

(Работа с сигнальными карточками, учитель географии подводит итоги зрительского голосования.)

      Обратите внимание, почти все подняли красную  карточку.Красный цвет- сигнал опасности:”Стоп! Впереди опасность!” И вот об этой опасности наше независимое расследование. Мы пригласили писателей:Чингиза Айтматова (от его имени будет выступать учитель литературы),Виктора Петровича Астафьева ( от его имени будет говорить ученица 9 кл. Нарышкина Н.) ,английского писателя Джеральда  Даррела (за него – Пискунова С.).

К нам пришли юные публицисты: Большакова Я., Соколова Н. Лебедев Ю. и,конечно же, те, о ком мы сегодня будем говорить, растения и животные, требующие охраны. От их имени выступают Асваров С.(“плаун булавовидный”),Жемков Данил(“черный аист”), Кудрявцева А.(“венерин башмачок”), Фролов А. (“русская выхухоль”), Виноградова Ю. (“парусник махаон”), Рыбенков А.(“орел беркут”).

Им первым мы и предоставим слово.

  1. 4. Операционный этап.

Фролов А.: Я русская выхухоль, эндемик Центральной России. Еще в 17 в. нас на территории  

России было много, водились мы даже в окресностях Москвы. Моя шкурка стоила в те времена  2 копейки. С 1817 по 1819 год из России в Китай было вывезено 325 тысяч шкурок. В 1863 году на Нижегородской ярмарке было продано примерно 100 тысяч шкурок, а в 1913 году уже в2 раза меньше. В последующие годы пушной рынок резко обеднел шкурками моих

сородичей.  

Учитель географии (эксперт ): Выхухоль русская -пушной  зверек с ценным мехом, обитает в

бассейнах рек Волги, Дона  и частично Днепра. выхухоль приспособлена к обитанию и на земле и в воде. Она  поселяется по берегам и в поймах небольших рек с тихим течением и заводями, охотно устраивает свои жилища в старицах рек, вокруг лесных озер и в затонах. Выхухоль очень чистоплотна. Пищу добывает под водой, меню ее очень разнообразно: насекомые и их личинки, черви, пиявки, мелкая рыба, лягушки, моллюски и др. живность.Не отказываются зверьки и от корневищ водных растений.Активна  она  круглый год.

Жемков Данил.: Я черный аист, веду скрытый образ жизни, чуждаюсь жилья человека. Лишь в очень редких случаях появляюсь поблизости от жилья, и то лишь если голод к этому вынудит.  Но при малейшей опасности я моментально ретируюсь.

Учитель географии: Ареал черного аиста очень обширен, он  гнездится в пределах России почти по всей лесной зоне, а также в горных лесах Кавказа.

Но птица встречается крайне редко.

     

Жемков Данил: За многие последние годы наблюдается падение численности,    прежде всего потому что сокращаются  кормовые угодья, а питаюсь я рыбой, земноводными животными,моллюсками, насекомыми и другой животной пищей. Влияют на сокращение численности моих сородичей: беспокойство со стороны людей, браконьерская добыча, а фактически бездумное, варварское исстребление, разорение гнезд, уничтожение деревьев, на которых мы “квартировали” годами.                                                                                                                                                                                                    

Виноградова Юля: Я парусник махаон. Еще в начале прошлого века меня часто можно было встретить почти по всей территории России. Ареал моего распространения занимает большие площади от субтропиков и пустынь северного полушария до тундры.

Учитель географии: Махаон может давать два поколения в год, бабочки первого поколения летают в мае-июне, второго--в июле-августе. Гусеницы зеленые с желтыми полосками и черными точками , в еде не привередливы : питаются на растениях сем. Зонтичных, Рутовых, Сложноцветных, Губоцветных. Зимуют махаоны в стадии куколки. Название бабочке дал  великий естествоиспытатель Карл Линней. Он назвал эту бабочку в честь мифического героя Троянской войны знаменитого врача Махаона,  облегчавшего страдания и спасшего жизнь многим раненым.

Виноградова Ю.: Внастоящее время моих собратьев можно встретить очень редко. И тому кто встретит меня на опушке леса, на лугу или в парке, можно сказать, очень повезло. Насколько я красив, настолько же редко я встречаюсь.

Асваров С.: Я плаун булавовидный, расту в еловых, сосновых и смешанных лесах; в борах-зеленомошниках могу образовывать заросли.

Учитель географии: Плаун – многолетнее вечнозеленое   растение с ползучим

укореняющимся стеблем, высотой до 1,5 м. Размножается спорами(споры созревают в июле- августе) и вегетативно, укоренением ползучих побегов . Распространено растение в лесной и леотундровой зонах Сибири, Европейской части России, на Дальнем Востоке, реже на Кавказе.

Асваров С.:Человек широко использует мои свойства. Применяет в своей деятельности споры, содержащие жирное невысыхающее масло.В последнее время сильно сократились площади, где встречаются заросли плауна; и связано это  ,прежде всего, с вырубкой леса и загрязнением окружающей среды, к которым мы очень чувствительны.

Рыбенков А.: Я орел-беркут. Когда – то мы обитали в России почти повсеместно. Я властвовал почти безраздельно на земле и в воздухе, не было у меня противников и врагов. Властвовал не нанося природе вреда, а потом стали возникать конфликты с человеком. Но не по моей вине.

Учитель географии: Беркут-оседлая птица из рода орлов. По размерам беркут не самая крупная птица из отряда соколообразных.Его масса до 7 кг, общая длина птицы до 95 см., а размах крыльев до 2 метров. Вся европейская популяция определяется в 1500 пар. Семейством беркут обзаводится только на 4-5-м году. Гнезда строят беркуты на очень высоких деревьях. Каждую весну супружеская пара укладывает новый “этаж” сучьев, подновляя свой дом после зимних ветров. Из года в год гнездо растет в высоту и в ширину.                                          Постепенно оно превращается в трехметровую площадку, где могут свободно разместиться несколько человек.

Рыбенков А.: В настоящее время редко кому удается встретить меня в дикой природе.

Учитель географии: В нашей местности, вы знаете, находится национальный парк “ Мещера”, работники которого занимаются охраной  животных и растений , а также пропагандируют бережное отношение ко всей природе. В частности, на территории “Мещеры” находится музей птиц . Многие из вас в этом музее побывали.

Кудрявцева А.: Я-венерин башмачок – лесная орхидея. Мы, орхидеи, одно из самых совершенных творений природы.  Впервые о нас упомянул древнегреческий ученый Теофраст (3-4 век до н.э.)

Учитель географии: Венерин башмачок - растение семейства Орхидных, встречается в лесной зоне России.                 Под темно-красными скрученными листочками, образующими полураспущенный зонтик, раскачивается на  ветру башмачок. Очень редко лесной посетитель может полюбоваться красотой этого растения.

Кудрявцева А.: В конце 15- начале 16 в. за нами началась настоящая охота. И в природе нас становится все меньше и меньше, тем более что дикие леса, места нашего обитания, постепенно вырубают. Я наиболее красивая северная орхидея- венерин башмачок. Зацветаюя на восемнадцатый год, поэтому остановитесь и подумайте прежде чем сорвать цветок.  

Учитель географии: Исстребить вид – на это у человека ума всегда хватит, но еще никто не придумал, как возродить уничтоженных животных. Послушайте “Монолог царя зверей” в исполнении нашего публициста Лебедева Ю.  

СПРАВКА:Лев-крупный хищник сем. Кошачьих, в длину достигает 2,5 м., весит до 280кг.Имеет очень сильные лапы и может сбить с ног любое крупное животное (кроме слона и носорога). Охотится лев, поджидая добычу  в засаде.

 

МОНОЛОГ ЦАРЯ ЗВЕРЕЙ.

В катакомбах музея пылятся пастушья свирель,

бивень мамонта,зуб кашалота  и прочие цацки.

Человек!

Ты послушай царя терпеливых зверей,

И прости , что слова мои будут звучать не по- царски .

Я последний из львов.

Но пускай за меня говорят

лань в объятьях капкана,

ползучего смога громадность.

И дельфинья семья,за которой неделю подряд

с вертолета охотился ты,

чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

хлебнувший отрав,

муравейник сожженный,

разрытые норы барсучьи,

оглушенная семга,

дрожащий от страха жираф,

и подстреленный ястреб,

и чайки- по горло в мазуте.

Пусть они голосят,

вопрошая карающий век.

Пусть они стороною обходят любую машину.

Ты- бесспорно- вершина природы,мой брат, человек.

Только

Где и когда ты встречал

без подножья вершину?

Ты командуешь миром.

Пророчишь.

Стоишь у руля.

Ты хозяин. Мы споритьс тобой

не хотим и не можем.

Но без нас- ты представь!-

разве будет Землею Земля?

Но без нас- ты пойми!-

разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвье

одни слизняки.

Океан разольется

огромной  протухшею лужей!

Я тебя не пугаю.

Но очень уж сети крепки,

и растет скорострельность твоих

замечательных ружей.

Все твое на планете!

А нашего нет ничего.

Так устроена жизнь.

Мы уже лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны,

но жаль одного;

мы в твоих зоопарках

давно на себя не похожи...

так устроена жизнь,

Мы поладить с тобой не смогли.

Нашу поступь неслышную

тихие сумерки спрячут,

мы уходим в историю

этой печальной земли.

Человечьи детеныши

вспомнят о нас и заплачут...

Мы- пушистые глыбы тепла.

Мы-живое зверье...

Может , правда, что день ото дня

мир становится злее.

Вот глядит на тебя

поредевшее царство мое.

Не  мигая,глядит,

и почти ни о чем не жалея,

и совсем ничего не прося,

ни за что не коря,

видно, в хоботы, ласты и когти                                                

судьба не дается....

Я с седеющей гривы

срываю корону царя

и реву от бессилья...

А что мне еще остается...

Учитель географии: А сейчас я обращаюсь к зрителям. Считаете ли вы, что экологическая проблема заключается только в том, что животные и растения вымирают? Если “да” ,то поднимите зеленую карточку, если “ нет” - красную.(Работа с сигнальными карточками). Я с вами полностью согласна. Проблема гораздо шире.Давайте выслушаем современных писателей, ставших уже классиками:Чингиза  Айтматова и Виктора Петровича Астафьева.

Учитель литературы:(выступает за Айтматова) отрывок из  романа “Плаха”

Нарышкина Н.: (за Астафьева) отрывок из произведения “ Царь -рыба”                 

Учитель географии: А сейчас мы предоставим  слово английскому писателю Джеральду Даррелу

Учитель литературы:(справка) Джеральд Даррел- известный английский биолог.Создал трест, который занимался “защитой прав” животных.Автор многих книг о животных.

Учитель географии:  Итак слово предоставляется Джеральду Даррелу. За него выступает Пискунова С.

Пискунова С.: Люди негодуют, услышав ,что на дорогах Великобритании ежегодно погибают 2 тысячи человек. Конечно, это трагедия. Но мало кто знает, что на дорогах ежегодно гибнут 2 млн. диких птиц, что жертвами автомашин небольшого района оказались 3014 зайцев, 5377 ежей, 11557 крыс,27834 других мелких млекопитающих,111728 птиц,32820 земноводных. Причем речь идет, естественно, о шоссе, а если добавить проселки, цифры, наверное, придется утроить.Люди не учитывают одного: если посмотреть на карту мира и прикинуть сколько места отведено заповедникам для животных, получатся какие-то крохотные точки, все остальное- исполинский заповедник для человека.

Учитель географии: У нас в России на дорогах и людей и животных погибает в несколько раз больше. В ноябре всю страну потрясло зверское убийство медведицы и трех медвежат в Кроноцком биосферном заповеднике на Камчатке, которые были любимцами не только работников заповедника, но и посетителей.

  1. 5.Энергетический этап.

Учитель географии: А сейчас блиц-опрос.Ответьте на вопросы. Если “да” поднимите красную карточку, если “нет”- зеленую  (работа с сигнальными карточками).

         -Испытываете ли вы восторг при виде красот природы?

       

         -Испытываете ли вы чувство сожаления, когда видите срубленное дерево?

         -Видите ли вы в изогнутой коряге или в огромном облаке образ какого-то животного или растения?  

         -Существуют ли экологические проблемы в нашей деревне?

 Вопрос сидящим в зале: Как вы считаете, какая из экологических проблем наи более важная для нашей деревни?

 (дети называют разные экологические проблемы)

Сейчас мы предоставим слово юным публицистам и поэтам.

Большакова Я. прочтет стихотворение Ховрякова “Лесниково, мое Лесниково”

Экскурсию по деревне Лесниково проведет Соколова Н. Помогали ей в подготовке экскурсии юные фотографы Лебедев Ю. и Рыбенков А ( рассказ сопровождается слайдами).

Учитель географии: Мы видим ,что одной из важнейших проблем нашей деревни является проблема утилизации бытового мусора. Свой проект на эту тему предлагают сестры Годуновы :Марина и Аня. Представляет проект Аня

Годунова А.: (выступает и на экране идут слайды)

Учитель географии: Свой проект по проблеме сокращения численности животных предлагает Фролов А.

Фролов А.:(выступает и на экране слайды ) .

Учитель географии: Итак ,ребята, проекты показали наиболее острые проблемы нашей деревни. А как вы думаете,можем ли мы с вами что-нибудь сделать для природы? Давайте послушаем интересную и важную информацию от Самаровой Н.

Самарова Н.: Что мы чаще всего встречаем на полянке или в лесу, где отдыхали хорошие,в общем то, люди? Это бумага, остатки пищи, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и пакеты.

А как ведут себя в природе эти бытовые отходы?

Остатки пищи доест муравей или мышка. Бумага не встречается в природе , Но “кирпичики”-молекулы, из которых она сделана, это природные частицы, поэтому через 2-3

 месяца бумага превратится в прах. Консервные банки -более сложный    случай. Они пролежат в почве несколько лет, а частицы металла , из которых  она сделана, разойдутся в почве, их будут поглощать растения и потихоньку они будут “расползаться” от места , где осталась банка. Но это еще не так страшно.

А вот стеклянная посуда в природе совершенно лишняя. Время распада стекла,по подсчетам ученых, 10000 лет. Битым стеклом можно порезаться и оно может вызвать пожар.

     Пластик сделан из таких “кирпичиков”, которых нет в природе. И эти вещества очень вредны для растений и животных. Но тем более нельзя пластик сжигать- образуются очень опасные соединения- диоксины, которые легко проникают в организмы растений и животных и вызывают тяжелые заболевания.

Учитель географии: Я уверена, что проблема бытового мусора- это проблема, которую и мы с вами можем и должны решать. Подумайте , что мы можем сделать?

           (-Бумагу и ветошь можно сжигать

Пластиковые бутылки и пакеты, консервные банки можно сминать, чтобы они занимали меньше места среди отходов

    -Весь мусор собирать и завязывать в мешки, чтобы не разносило ветром.  

   - Вывозить мусор на общую санкционированную свалку ) .                                                                                                                                                  

   

   

                                                                                         

                                                                                       

 

  1.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Право человека на жизнь"

Цель:сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;выделить компоненты здорового состояния человека;познакомить детей с правилами, помогающими сохранить...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное мероприятие "Почетный человек" (5 - 8 класс)

Беседа проходила в рамках внеурочного занятия для обучающихся по гражданско-патриотическому направлению «Я – гражданин», с целью формирования позитивного образа, который может слежить идеалом для подр...

внеклассное мероприятие "Здоровье человека и продолжительность жизни "

внеклассное мероприятие "Здоровье человека и продолжительность жизни ".Ориентировано на учащихся 8-11 классов....

Внеклассное мероприятие «Воспитать человека» для классного руководителя

    Ценностно-смысловым ядром воспитательной системы школы является духовно-нравственное воспитание учащихся.   Это последовательное расширение и укрепление ценно...

Внеклассное мероприятие "Права человека"

Внеклассное мероприятие "Права человека"...