Экологический калейдоскоп
план-конспект занятия по экологии (6, 7, 8 класс) на тему

Салихова Альфия Кабировна

Сценарий игры, посвященная заповедным территориям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kaleydoskop.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бакрчинская средняя общеобразовательная школа»

 Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Внеклассное занятие

на тему:

Экологический калейдоскоп

Составитель: учитель географии Салихова А.К.

Бакрчи, 2017

Заповедники - это такие же уники, как картины Рафаэля –

уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности.

 Академик И.П. Бородин, 1914.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, две команды участников 5 – 8 классы.

Оборудование: 1)  проектор, экран, презентация

2) иллюстрации с изображениями  растений и животных из Красной книги,

 3)картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»  и любого автора о природе ,

4)  карточки с надписью добрых советов,

5) игровое поле, которое представляет собой лист ватмана, разделенный на 25 (5Х5) клеток, в каждой из которых записано задание, сверху эти поля все закрыты карточками с номерами.  

2) чистый лист ватмана с отверстием  в центре с размером пятикопеечную монету.

3) из цветной бумаги ствол и крона дерева. Крону разделить на две части  - для каждой команды (туда команды будут приклеивать заработанные баллы -  зеленые листочки).

4) 2 клея – карандаша, маркер, ватман, платок.

5) зеленые листочки. 40 шт.

Рекомендации к игре. Во время игры используется презентация. Но слайды презентации не могут открываться по порядку, так как игроки могут открыть на игровом поле любое задание.  Поэтому ведущему требуется помощник, который будет открывать соответствующие слайды.

В игре есть несколько  вопросов о природе нашего района, при желании их можно заменить своими вопросами.

   В игре всего 25 заданий, поэтому если она затягивается, то в любой момент можно завершить игру и подсчитать баллы. А продолжить можно в другой раз.

Ход игры

Здравствуйте дорогие ребята, учителя!

Посмотрите вокруг – какой прекрасный удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для жизни все – пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Человек – часть этой природы. И он не должен забывать об ответственности за жизнь на Земле. Без природы нет жизни! Мы должны сохранить природу, чтобы сохранить себя!

11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) Царствующий сенат Российской империи принял Указ об учреждении первого в стране государственного заповедника – Баргузинского. Таким образом, в 2017 году исполняется 100 лет с даты, от которой началась история формирования государственной системы заповедных территорий нашей страны. Именно этому событию приурочено проведение в 2017 году Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии в России.

В Республике Татарстан 2017 год объявлен Годом экологии и общественных пространств.

Сегодня мы рады приветствовать вас на нашей экологической игре. Игра посвящена природе родного края, заповедным территориям Республики Татарстан, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии, биологии, географии.  В сегодняшней игре принимают участие две команды.

(Представление команд.)

Правила игры. Обратите внимание на игровое поле. Оно состоит из 25 карточек – заданий. Команды по очереди открывают карточки и  выполняют задание. Если ответ верен, то получают соответствующий балл –зеленые листочки, если ответ не верный – 0 баллов. За частично верные ответы команды получают отдельные листочки. Команды приклеивают листочки на «кронах дерева».  Впереди вас ждут интересные вопросы, задания, конкурсы, загадки, головоломки, веселые переменки. Вы готовы? Тогда давайте начнем нашу игру. Желаем всем удачи!

  1. Заповедные острова.     4 б. (по 2 б.)     (Слайд 2)

Заповедные острова  - это ООПТ – особо охраняемые природные территории, созданы для сохранения природного и культурного наследия, обеспечивают охрану территории, проведение научных исследований и экологического просвещения.

Назовите 2 наиболее важных по статусу ООПТ .

Ответ: Государственные природные заповедники 

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

  1. Природа в поэзии. 2 б.     (Слайд 3)            

Назовите представителей из Красной книги Республики Татарстан, которым  посвящено стихотворение Афанасия Фет.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу. 

Ответ: бабочки (могут привести примеры: Поликсена, Адмирал, Махаон и др.)

  1. Не третий, но лишний.     3б.

На доске вы видите фото некоторых животных и растений, занесенных в Красную книгу Татарстана.  Выберите из них три организма, которые не встречаются  на территории нашего    Тетюшского  района. (остальные соответственно встречаются).  

Ответ: Сип белоголовый, росянка английская, хомяк Эверсманна.

  1. Мастер – золотые руки.      1 б.

Проблема загрязнения окружающей среды – одна из глобальных проблем человечества. Мы можем внести посильный вклад в уменьшение количества мусора.

Ученик 5 класса Измайлов Разиль покажет мастер-класс изготовления елки из бросового материала  своими руками ( бросовый материал -  материал, предназначенный для выброса в мусор).

  1. Что такое? Кто такой?     4 б.    (Слайд 4)

Вопрос уже прозвучал: что такое или кто такой:

Сатир Дриада (бабочка)      (Слайд 5)

Коромысло большое (стрекоза)     (Слайд 6)

Красотка – девушка (Стрекоза)   (Слайд 7) 

Грифола  курчавая (гриб – баран)

  1. Вопрос ?     3 б.

Назовите животное, занесенное в Красную книгу Татарстан, который  символизирует чистоту, невинность. Его изображают на одежде как знак королевского достоинства, светской и религиозной знатности.

 Ответ: горностай      (Слайд 8)

  1. Вопрос ?    2 б.

Назовите памятник природы – реку нашего района, которая является правым притоком Волги, на близком расстоянии протекает параллельно ей, но в противоположном направлении. Ответ: река Свияга

  1. Экология и живопись.     3 б.

Перед вами  картина известного художника. Ваша задача: угадать художника и название этой картины. Рассматривать картину можно только через отверстие, не поднимая листа, а постепенно передвигая отверстие по картине.

Ответ:  картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»  

  1. Добрые советы.     6 б. (по 2б.)    (Слайд 9)

Из  отдельных слов нужно составить добрые советы.

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.   (Слайд 10)
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.  (Слайд 11)
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.   (Слайд 12)
  1.   Долгая Поляна. Уникумы.       6 б.

Уникум – единственное в своем роде. Исключительное, большая редкость.

Государственный природный заказник регионального значения комплексного профиля  «Долгая Поляна» является жемчужиной нашего района. Есть там и свои уникумы. Назовите данные  объекты и скажите, в чем их уникальность.

- Незарастающие поляны, расположенные на склоне Тетюшских гор. 

- Особняк Молоствовых в Долгой Поляне (его архитектурный облик и внутренняя планировка) является уникальным для казанского края образцом сельской дворянской усадьбы начала 20 века.     (Слайд 13)

- Лиственничная аллея, состоящая из более 400 деревьев столетнего возраста.       (Слайд 14)

  1. Заповедный Тетюшский район.    7 б. (по 1 б)

Перечислите все ООПТ Тетюшского района.

Государственный природный заказник регионального значения комплексного профиля - Долгая Поляна

Памятники  природы регионального значения:

Река Свияга

Река Улема

Устье реки Кильны 

Тархановские дубравы

Щучьи горы

Овражно-балочная система «Каменная»     (Слайд 15)

  1.  Заповедный Татарстан.     2 б (по 1 б)

Назовите самые крупные ООПТ Республики Татарстан.

 Волжско – Камский заповедник.               (Слайд 16)

Национальный парк «Нижняя Кама».       (Слайд 17)

  1.  Загадки.      6 б.  (по 2 б)

           Отгадайте загадки.

Носит бабка снежную шапку,  каменные  бока закутаны  в облака. 

                   (Горная вершина)

За пнем бугорок, а в нем городок.        (Муравейник)

  Не вода и не суша,

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь              (Болото)

  1.  Одним словом…   6 б.  (по 2 б)

Название задания само говорит за себя. Определения нужно заменить  их терминами, одним словом.

  1. Химическое вещество природного или искусственного происхождения, поступающее в организм и способное вызвать нарушение жизнедеятельности или гибель организма.    Ответ: Яд (Слайд 18)
  2. Токсический туман, опасное загрязнение атмосферного воздуха, характеризующееся сочетанием пылевых частиц и капель тумана.                Ответ: Смог     (Слайд 19)
  3. Привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных  для этой среды физических, химических или биологических веществ, оказывающих вредное воздействие на живые организмы.           Ответ: Загрязнение      (Слайд 20)
  1.  Познавательная переменка!   1б.

 Посмотрим видео «Денрарий Волжско – Камского заповедника».

https://edu.tatar.ru/page2600.htm/cors/

  1.  Вопрос ? 3 б. Что связывает эти две фотографии? Что изображено в отрезанной части? Что вы об этом знаете?       (Слайд 21)

Ответ: В Тетюшах открыт памятник гигантской белуге (кырпы). В 1921 году ее выловили рядом с Тетюшами местные рыбаки. Вес чудо-рыбы составлял 960 килограмм, длина - более 5 метров, а ее желудок, словно мешок, был доверху набит раками, стерлядью и налимами. Икры в ней оказалось 16 пудов.

Открытие необычного памятника приурочили ко Дню города, совмещенного с Днем рыбака. Скульптура белуги выполнена практически в натуральную величину: пятиметровое металлическое туловище огромной рыбы лежит на трех больших деревянных бочках.  22.07.2013.

Эта необычайно вкусная и во всех отношениях удивительная рыба из семейства осетровых уже более десяти лет в уловах наших рыбаков не встречается и значится в Красной книге РТ как редкий вид, находящийся на грани исчезновения. Белуга также занесена в Международную Красную книгу.

  (Слайд 22)

  1.  Познавательная переменка. 1б.

Посмотрим видео «Фотоловушка третий глаз натуралиста» о Волжско – Камском заповеднике .

  1.  Веселая пантомима.   6 б.  (по 2 б.)

Пантомима - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Вам без слов нужно изобразить:

- веселую сову;

- задумчивого дятла;

- рассерженного тушканчика.

Команда должна угадать. За правильно угаданное животное – 2 б.

  1.  «Веселый художник».   3б.    (Слайд 23)    

Есть в Красной книге Республики Татарстан   охраняемые насекомые с интересными названиями – оленек обыкновенный,  жук-носорог, жук - олень. Вам нужно нарисовать жука - оленя. (Не забудьте нарисовать «рога» -МАНДИБУЛЫ- верхние челюсти ротового аппарата.)

Стоп! Рисуем  закрытыми глазами.

  1.   Переход хода. 

Переход хода к следующей команде.

Вы зарабатываете 1 б.

  1.  Верите ли вы? 2 б.      (Слайд 24)

Вы отвечаете на вопрос «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что на территории нашего района очень-очень редко, но могут встречаться бурые медведи?     Ответ: да

- В этом году вышло третье издание Красной книги Республики Татарстан. Верите ли вы, что в эту книгу занесены заяц – беляк и серый гусь?     Ответ: да

  1.  Символический подарок.  2 б.

Под руководством учителя географии Салиховой А.К.  учащимися нашей школы выпущена брошюра «Особо охраняемые природные территории Тетюшского района республики Татарстан». К какой дате посвящена данная брошюра?

Ответ: Брошюра посвящена 2017 - Году экологии  и водных пространств в Республике Татарстан.          (Слайд 25)

  1.  Переход хода.

Переход хода к следующей команде.

Вы зарабатываете 1 б.

  1.  Отвечает капитан. 2 б.    (Слайд 26)

В речной воде Свияги обитают различные виды рыб, среди которых: щука, окунь, судак, карась, лещ, густера, плотва, красноперка, уклея, сом, сазан, жерех, ерш, берш, голец усатый, чехонь, язь, подуст волжский. Вопрос: какие два вида рыб Свияги встречаются редко и занесены в Красную книгу Республики Татарстан? Ответ: Голец усатый – мыеклы сагалак, подуст волжский – гади подуст, тубэнавыз.  (Слайд 27)

  1.  Устами младенца. ( до 13 б)

Послушайте  объяснялки  и попробуйте угадать, о чем идет речь.

(Если угадают с первого предложения - получают 5 б., если со второго – 4б., если с третьего -3б., если с четвертого – 2 б.. с пятого – 1б.)

Она бывает черная, желтая, серая,

она есть на даче, но и в огороде кое- где видна,

в ней растет морковь и сосна,

ее накрывают асфальтом.

и когда она есть, то на деревьях вырастают листики. (Почва)

Мы с удовольствием отдыхаем в ней.

Без неё всё становится грязным и некрасивым.

Без неё не могут жить животные и растения. (Вода)

 Они ходят с ружьем,

  а некоторые покупают сети,

 это те, кто обижает зверей,

   ловят рыбу в запретных местах,

 а еще могут убить людей. (Браконьеры)

Заключение. Ребята! Вот и завершилась наша игра. Мы не будем подсчитывать баллы – листочки. Из заработанных листочков вы «вырастили»  красивое дерево.  Мы надеемся, что такие деревья вы будете сажать и на природе и станете защитником и другом природы. Пользуйтесь  любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное. И за ваши добрые дела природа будет вам благодарна! (Слайд 28)

Награждение участников.  

Всем участникам спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час "Экологический калейдоскоп".

ЦЕЛИ:Пробудить  у учащихся интерес и любовь к окружающей природе;Расширять  кругозор детей;Учить детей общаться с природой....

Внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп"...

Внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп"

Мероприятие посвящено проблемам охраны окружающей среды...

Викторина "Экологический калейдоскоп".

Занимательная викторина о растениях, известных и загадочных, о их полезных свойствах и качествах. Может использоваться как на уроках биологии в 5-6 классах, так и во внеурочной деятельности....

Экологический калейдоскоп

Викторина содержит в себе несколько конкурсов, в которых учащимся предстоит отгадать старинные вещи, найти объекты, определить животных, провести настоящее расследование....

Экологический калейдоскоп

Викторина содержит в себе несколько конкурсов, в которых учащимся предстоит отгадать старинные вещи, найти объекты, определить животных, провести настоящее расследование....

Экологический калейдоскоп

Мероприятие "Экологический калейдоскоп"...