Портфолио воспитателя Ченцовой Натальи Владимировны по экологическому конструированию.
методическая разработка по экологии на тему

Ченцова Наталья Владимировна

В помощь воспитателям доу по ознакомлению дошкольников с экологией и конструированием из природного и бросового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenyy_pedagogicheskiy_opyt_raboty_na_temu.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28»

301245, Тульская область, г. Щекино, ул. Ленина, д. 54

Email: mdoudetskiysad28@mail.ru

http://гостерминал.рф/dou/mbdou-28/  

Обобщенный педагогический опыт

на тему:«Конструирование из природного и бросового материала, как одно из средств формирования экологической культуры старших дошкольников»

Идея опыта: Научить детей экологической культуре; видению прекрасного в обыденном, посредством конструирования с использованием природного и бросового материала.

Воспитатель:

ЧЕНЦОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Щекино, 2015 г.

ИПМ 1.   Сведения об авторе

Ф.И.О.: Ченцова Наталия Владимировна

Образование: Высшее, окончила Ивановский государственный университет в 2007 г., квалификация по диплому: Историк. Преподаватель Истории по специальности история.

Место работы: МДОУ д/с №28 г. Щекино, Тульской области.

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж 11 лет.

Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет.

Квалификация: нет категории, соответствие занимаемой должности.

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Я работаю в Муниципальном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №28»

Детский сад посещает 253 ребенка.

Приоритетным направлением работы детского сада является физическое и коррекционное развитие детей. Содержание образовательного процесса выстроено с учетом дополнительной образовательной программы «Веселая ритмика», разработанной на основе программы «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, «Топ-хлоп, малыши» Т.Н. Сацко, А.И. Безрениной, дополнительной образовательной программы «Скоро в школу», разработанной на основе «Коррекционно-развивающих занятий в старшей группе» В.Л. Шарохинойи «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В. Останковой.

Основными целями и задачами ДОУ (в соответствии с уставом) являются:

-Всестороннее формирование личности воспитанника с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

2) Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников.

3) Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье

4) Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии воспитанников.

5) Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

Принципы работы ДОУ в соответствии с ФГОС.

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  5. Сотрудничество организации с семьей.
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Мною разработан опыт работы по теме: «Конструирование из природного и бросового материала, как одно из средств формирования экологической культуры старших дошкольников».

На формирование моего опыта оказали влияние:

  1. Закон об образовании Р.Ф.
  2. Введение Федерального государственного образовательного стандарта.
  3. Изучение авторских методик С.Н. Николаевой «Юный эколог», «Мы», «Азбука экологии», Н.Н. Кондратьевой, О.А. Воронкевич и др. «Добро пожаловать в экологию»
  4. Изучение педагогической литературы; такой как:
  • И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». М.2005г.;
  • Е.Н. Михачева «Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста».Спб, 2013г.,
  • Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж, 2004г.

5) Курсы повышения квалификации.

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области по программе: обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОСдошкольного образования 72 часа регистрационный номер 1174 с 28.10.13г. по 13.11.13г.

  1. Педагогические наблюдения в процессе посещения профессиональных школ.
  2. Изучение педагогического опыта коллег
  3. Профильная школа познавательно-речевого цикла для педагогов Щекинского района (21 ноября 2014 года)- справка прилагается.

Посещение профильных школ для педагогов Щекинского района, участие в неделе профессионального мастерства с показом открытого мероприятия–тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран».

ИПМ3. Теоретическая база опыта.

«Природа- это единственная книга,

каждая страница которой

полна глубокого содержания.»

И.В. Гете.

Мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно технической революции. И жизнь во всех ее проявлениях становиться разнообразнее и сложнее. И чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Решением этих вопросов призван служить федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе конституции РФ и законодательства РФ с учетом конвенции ООН и правах ребенка, и вступившем в силу с 1 января 2014г.. Основными направлениями ФГОС ДО является:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. - создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 Поэтому, занимаясь с детьми, я всегда помню, что задача, стоящая передо мной, существенно отличается от задачи, например учителя в школе; гораздо важнее не передать те или иные знания, навыки ребенку, а сформировать у него определенное отношение к миру, то есть заложить основы его личности. По этому, в каждом конкретном случае важно понимать, что дает то или иное знание маленькому человеку.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии- это проблемы, касающиеся каждого государства.

К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети! В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление рек малых и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве.

 Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный, для человечества выход из сложившейся ситуации.

Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этнических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность существования человеческого общества и окружающей среды, целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

Деятельность по формированию экологической культуры называется «Экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а так же воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

Экологическое воспитание дошкольников-это ознакомление детей с природой, в основу которого заложен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны- работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что безусловно имеет значение экологизации сознания и мышления.

Проблема формировании экологической культуры дошкольников- это проблема не только сегодняшнего дня.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как например: С.Н. Николаева, считающая экологическое воспитание дошкольников неотъемлемой частью знаний об экологии в целом. Созданная ей программа «Юный эколог» имеет обстоятельное методическое обеспечение. В пособиях описано создание развивающей среды в дошкольном учреждении. Ряд пособий представляют собой технологии экологического воспитания детей разного возраста (от младшей до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего на совместной: воспитателя с детьми, в них широко используется игра «Юный эколог». Я полностью согласна с ее мнением, она развивает у ребенка мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы), сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания экологических взаимосвязей, готовность сделать все для сохранения жизни живых существ, экологическое восприятие красоты природы- красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства, понимание значения фактов окружающей среды, природы здоровья людей.

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Первая ориентирована на детей- на развитие экологической культуры дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Вторая предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). Применяя ее, можно повысить квалификацию тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которым он знакомиться в дошкольном детстве.

Большое значение экологическому воспитанию дошкольников уделяет в своей программе «Мы. Азбука экологии» Н.Н. Кондратьева. В основу содержания программы положено постепенно расширяющееся представления о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком. Как живыми существами, затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания, затем-их рост, развитие и размножение и наконец,- взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания. Знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания, которое позволяет старшему дошкольнику понять роль человека на Земле, осознать, что он часть природы.

Кондратьева предполагает традиционные виды детской деятельности- наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование.

Особое значение приобретает природоохранная деятельность которая может осуществляться во все сезоны, что на мой взгляд положительно влияет на формирование личности ребенка.

Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа» нацелена на воспитание гуманной социально-активной и творческой личности ребенка, которая имеет целостный взгляд на природу и понимает место человека в ней. Меня заинтересовала позиция выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природных условиях и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Ценным аспектом программы, на мой взгляд является то что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве составляют реальную опасность для природы планеты. Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе, что по моему мнению ведет к неразрывной цепочке развития и становления личности, в пределах одной теории.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России- педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных, социальных условий, национальных традиций.

Подводя итог можно выделить, что современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети выделяют способы приспособления), обобщение ( дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Мне наиболее близка программа С.Н. Николаевой, которую я использую в своей работе. Но так, как она не раскрывает взаимосвязи конструирования из природного и бросового материала с экологическим воспитанием, я решила выбрать данную тему для опыта своей работы и постараюсь в нем систематизировать полученные данные и отразить их в разделе «Результативность опыта» ИПМ9.

Также считаю, что можно научить ребенка конструировать из природного и бросового материала, привить ему бережное отношение к природе и окружающему миру.

Так что же такое конструирование?

Конструирование - это деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта, ему свойственна работа с натуральными моделями и их графическими изображениями (чертежи, эскизы, компьютерные модели). Эти модели и изображения, а так же некоторые виды изделий называют конструкциями.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение конкретного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других вещах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.).

Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру.

В процессе изготовления пределах развития мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность.

Л.В. Куцакова выделяет два типа конструирования:

1) художественное

2) техническое

В художественном конструировании большое значение имеет цвет, форма, фактура материалов. Именно они создают художественный почерк, с их помощью создатель – в данном случае ребенок – материализует представление своего внутреннего мира во внешнюю среду.

Задачей моей является формирование навыков и умений творческой, конструктивной деятельности. Обучение детей происходит в процессе совместной деятельности и строится как увлекательная проблемно- игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Педагогический процесс (по мнению И.А. Лыковой) включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка с этим бесспорно не могу не согласиться.

Е.Н. Лихачева в своей книге «Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста (Спб, 2013г.) отмечает, что работа с природным и бросовым  материалами заключает в себе большие возможности ознакомления ребенка с природой, воспитывает бережное отношение к ней и формирует трудовые навыки. Поэтому работа с таким материалом должна быть интересна ребенку. Для того, что бы дети охотно занимались, необходимо развивать фантазию и ловкость в работе, воспитывать добрые чувства.

В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев».

Большое влияние оказывают труд с бросовым и природным материалами на умственное развитие ребенка, развитие мышления и личности ребенка в целом. В младшем дошкольном возрасте основным средством порождения идеи воображаемого продукта является опредмечивающий образ. Воображение творит только идею. А ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью.

В среднем дошкольном возрасте ребенок способен усваивать нормы, правила и образы деятельности. К 4-5 годам жизни ребенка в процесс развития воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг действий, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже усваивает основные образы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. Ребенок уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, использовать при построении продуктов воображения. Впервые появляются целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.

Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными. Возможность контроля дает педагогическая диагностика, в результате которой ребенок может овладеть:

-видением образа в природном материале.

-творчески дополнять изображение деталями.

-проявлением потребности создавать прекрасное и украшать им дом, дарить близким, вносить в игры.

-совершенствованием окружающих предметов путем составления соединения различных частей. –использовать для скрепления разнообразные соединительные материалы.

-освоить способ работы различными инструментами.

-планировать свою работу как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве.

-освоить способы конструирования из различных бросовых и природных материалов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод:

В век нашей загрязненности, формирование экологической культуры дошкольников с использованием конструирования из бросового и природного материала является одной из ступенек дошкольного воспитания.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки необходимо иметь критерии. И первым важным признаком (критерием) является соответствие тенденциям общественного развития. Поскольку в наше время уделять все большее внимание экологической ситуации в мире, наиболее важным считаю нахождение эффективных путей улучшения (модернизации) педагогического процесса, посредством непрерывной деятельности с детьми по экологическому воспитанию, через конструирование и ручной труд с использованием природного бросового материала. Как результат – высокая эффективность усвоения детьми, отличающаяся от базового уровня. Детям любопытно больше знать и они стремятся к познанию нового, неизведанного.

Еще одним показателем является – оптимальное расходование сил и средств для достижения устойчивых, положительных результатом.

Например, не надо много средств для изготовление поделок из материалов  на выброс (киндер-колпачки, спичечные коробки и т.д.). Дети не перегружаются информацией и с  интересом учувствуютв педагогическом процессе, который в свою очередь не приносит вред здоровью воспитанников. Полученные знания, умения и навыки сохраняются на достаточно продолжительное время, постоянно совершенствуются и вводимые новшества позволяют вести неразрывную цепь усвоения материала.

Данный опыт работы способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательным учреждением, ведь каждое ДОУ своей задачей считает здоровосбережение и физическое развитие дошкольников, а так же познание и т.д. через основы экологического воспитания можно провести все области развития в ДОУ.

Успешно решаются данным опытом следующие затруднения в массовой практике; такие как:

1) формы и методы работы с дошкольниками по экологическому конструированию.

2) сбор материалов для конструирования и способы их хранения

3) разработка диагностических карт.

4) разработка НОД, пособий, игр, опытов.

5) разработка проектов.

6) изготовление картотеки игрушек- поделок.

7) формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

ИПМ 5. Новизна опыта.

Новизна опыта проявляется в результате наблюдений. Непосредственное наблюдение дало мне возможность видеть реальный педагогический процесс и понять необходимость внесения новых форм и методов работы по эковоспитанию в ДОУ. В связи с этим я приступила к разработке и реализации следующих направлений.

  1. Разработка авторских игр по экологии и конструированию.
  2. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности с детьми.
  3. Разработка диагностического инструментария.
  4. Разработка перспективного планирования деятельности с детьми.
  5. Разработка памяток, анкет и консультаций для родителей.
  6. Разработка родительских собраний и мастер-классов.
  7. Разработка проектов.
  8. Изготовление картотеки технологических карт поделок из природного и бросового материала.

ИПМ 6. Адресность опыта.

Данный опыт работы предназначен для методистов, учителей, воспитателей ДОУ; педагогам дополнительного образования, педагогам – психологам, начинающим и опытным педагогам; на занятиях по экологическому воспитанию, окружающему миру, познавательному развитию, конструированию и ручному труду с детьми 4-7 лет.

Так-же опыт будет интересен для гувернеров и родителей, заботившихся о правильном развитии своих детей.

ИПМ 7. Трудоемкость опыта.

Проводя диагностику по экологическому воспитанию дошкольников, я выявила недостаточность знаний и частые затруднения в ответах детей. Уровень знаний отличался слабой динамикой на начало и конец учебного года. Эта ситуация меня заинтересовала и с подвигла как к углубленному изучению данной темы так и к поискам методов и форм, интересных детям. Для этой цели я приступила к следующему:

-Изготовление пособий по экологическому воспитанию.

-Изготовление серии развивающих игр

-Разработка и анализ диагностических карт.

-Оформление развивающей среды.

-Изготовление технологических карт по изготовлению поделок из природного и бросового материала.

-Составление и анализ анкетирования (нацеливание родителей)

-Оформление наглядных папок-передвижек в раздевалку.

-Разработка и постановка опытно-экспериментальной среды.

-Разработка и ведение дневников наблюдений.

-Участие в конкурсах, как с детьми так и педагогических.

-Разработка и ведение проектной базы.

-Составление картотеки игр.

-Изготовление объемных модулей нацеленных на конструирование в групповых комнатах.

-Изготовление из природных и бросовых материалов всевозможных (здоровьесберегающий фактор) дорожек и тренажеров для оздоровления и закаливания детей.

-Ведение фотоальбома группы (постэкскурсионное оформление)

-Разработка и проведение досугов по экологическому воспитание с включением конструирования (для детей и совместно с родителями)

В результате проведенной работы в первый же год обучения наметились хорошие тенденции к росту высокого уровня знаний дошкольников, что можно увидеть по результатам мониторинга см. ИПМ 9.

ИПМ 8. Технология опыта

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания правильного использования развивающей экологической среды, а так же от систематической работы с детьми их развитие и повышение уровня знаний возможно в результате создания технологий для возрастных групп и внедрения их впедагогический процесс детского сада.

Технология- это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробноописанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретного реализующее ее главные идеи и положения.

В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

-Ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в ДОУ, на углубленное ознакомление детей с растениями и животными, находящимися с ними в контакте.

-Организую регулярную и разнообразную деятельность детей в зеленой зоне ДОУ: познавательной (проведение циклов наблюдений), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту (зеленых) объектов природных), отобразительной деятельности (изодеятельность, игра, конструирование), деятельностиобщения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с живыми существами), здоровосберегающие технологии.

-использую специально подобранную детскую художественно-познавательную литературу, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течении всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают природные явления служат примером любви к природе игровые и личностно ориентированные технологии.

-использую совместную творческую деятельность воспитателя с детьми; создание и использование самодельных книг и альбомов, на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами проектная деятельность.

-систематически знакомлю детей с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне- весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы технологии исследовательской деятельности.

-регулярно включаю в систему ИОС (игровые образовательные ситуации).

-организую досуги, праздники, экскурсии и походы на природу, вызывающие у детей яркий эмоциональный отклик.

Для становления экологически воспитанной личности в педагогическом процессе ДОУ решаю следующие задачи:

- формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знания о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер, в ходе реальной деятельности в природе; дети осваивают умения создавать для растений и животных благоприятных условий.

-воспитание гуманного отношения к природе – бережное, познавательное, эстетически

-теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.

Младший возраст

Успех в экологическом воспитании 2-3 летних детей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизических особенностей.

Задача экологического воспитания этого возраста-заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят их

 нюхают, пробуют,  слушают, как они скрипят или шуршат. Так сказать включаются все анализаторы.

Важную роль играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку и просит детей сделать тоже самое.

Затем осторожно ввожу игру, как метод экологического воспитания. В этом возрасте игра-сюжет только начинается, еще не является ведущей деятельностью, поэтому моя задача отобрать дляИОСпростые и хорошо знакомые образы, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели служат образы сказок «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Разыгрываю с куклами Би-ба-бо сказки, начиная с репки.

Технология эковоспитания младших дошкольников включает следующие компоненты, используемые мною:

-Разнообразные циклы наблюдений.

-Ежемесячные наблюдения за природными явлениями.

-Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними.

-Проращивание лука-репки с созданием календаря роста.

-Совместная деятельность в уголке природы.

-Рассказывание, обыгрывание народных сказок.

-Проведение экологических досугов.

Средний возраст

Начиная со средней группы эколого педагогическая работа организуется на литературной основе, например, стержнем вполне является Е. Чарушин. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству.

Дети средней группы отличаются в игре, они  ей отдаются, она их захватывает, поэтому я готовясь к НОД, включаю игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек- аналогов. Сама стараюсь исполнять одну из ролей. Такая работа обеспечивает хорошую игру, высокий эмоциональный отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и обретение игровых умений.

Технологические компоненты.

-Циклы наблюдений за объектами природы.

-Ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное введение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или иной период каждого сезона, эти наблюдения развивают наблюдательность, приучают замечать изменения природных явлений.

-Совместная деятельность нескольких детей в уголке природы.

-Подкормка птиц и наблюдение за ними, ведение календаря природы.

-Выращивание двух луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре.

-Чтение коротких рассказов Е. Чарушина о животных рассматривание книг и иллюстраций (на протяжении всего года).

-Чтение рассказов и сказок «Красная шапочка», «Доктор Айболит» с последующим включением героев в НОС.

-Еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни. В НОД я использую все виды НОС, облегчающих усвоение знаний и игровых навыков.

-Провожу экодосуги, экскурсии, тематические прогулки, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Старший возраст.

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становиться восприятие, произвольными-память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. В повседневной жизни я провожу циклы наблюдений за животными и растениями. Проводятся опыты на протяжении всего учебного года, одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становиться пиктограммно-символическим, ребята рисунками изображают растительный и животный мир данного периода сезона, значками- пиктограммами параметры погоды, цветом- дни недели.

-Работаем по календарям наблюдений.

Новой формой работы являются введенные природоохранные акции «Зеленая елочка»- живая иголочка (начало декабря-середина января), «Украсим Землю цветами» (приурочена к дню земли-22 апреля).

В декабре начинаю включать в работу «Панораму добрых дел»- общегрупповое панно.

Литературным стержнем технологии эковоспитания старших дошкольников являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми.

Параллельно создаем книги и альбомы с зарисовками наблюдений опытов.

Особое значение приобретают НОД, в ходе которой я углубляю и обобщаю хорошо знакомый материал. Значение игры в этом возрасте не уменьшается, поэтому стараюсь проводить НОД в виде игры, путешествий, включаю в работу любимых персонажей. (например «Доктор Айболит»). Провожу экскурсии в экзотариум, музей-усадьбу «Ясная поляна»; музей ГО и ЧС Противопожарной безопасности, краеведческий музей, музей Тульские древности, для фиксации полученных знаний.

Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, усложняется, т.е. является новым витком в общей системе эковоспитания дошкольников, формирования осознанного отношения к природе, к воздействию человека с ней.  Полученные знания закрепляются посредством изготовления поделок из природного и бросового материала (как части природы и ее сбережения).

Предшкольный возраст.

Дети седьмого года жизни уже много знают и многое умеют. Игра по-прежнему имеет большое значение но усложняется- по содержанию и форме она должна соответствовать возросшим возможностям и умениям детей. Дети готовы и умеют классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Моя система работы с данной возрастной группой в сентябре начинается с изготовления самодельного глобуса (папье-маше), ставлю экологические задачи, очерчиваю проблемы земли, страны, города. В течении года дети практически моделируют свои первые познания в географии: наклеивают материки, флажками обозначают полюса , наносят печатными буквами названия (страны, города, столицы), приклеивают изображения животных, значком СОС обозначают эко-неблагополучные территории на земле. Работа с глобусом целиком сопряжена с чтением познавательной литературы.

Стержневым произведением для этой группы является «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука-автора ряда познавательных книг о природе для детей.

Дети зарисовывают фрагменты рассказов и вместе со мной изготавливают самостоятельные книги, являющиеся художественно-практическим воплощением экологических познаний детей. Большое значение имеет НОД углубленно-познавательного и обобщающего типа, а так же комплексные НОД.

В течение года мы часто бываем в музеях, парках, экзотариуме, музее ГО и ЧС Пожарной безопасности, в «Ясной поляне». Были и в экспериментории, где проводятся различные опыты детям это очень интересно.

Походы и экскурсии закрепляем при помощи, изготовления поделок, панно, картин, фотоаппаратов и тд из природных и бросовых материалов.

Так же в своей работе использую наблюдения с использованием опытов, ведь через опыты можно ярко продемонстрировать связь животных организмов со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять факты, развивают наблюдательность, мышление и восприятие.

Например: интересно обнаруживать воздух, создавать разными способами ветер, наливать воду и наблюдать за появлением пузырьков, бросать в воду мелкие предметы и замечать как вверх поднимаются пузырьки.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что дети с удовольствием вовлекаются в учебный и игровой процесс и по итогам года показывают хорошие результаты.

Конструирование.

Конструирование относиться к продуктивным видам деятельности, т.к. направлено на получение определенного продукта. Созданные поделки дети используют в основном в игре, украшения помещения и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование используется как универсальная, умственная способность проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.). Моя главная задача; формирование навыков и умений творческой конструктивной деятельности.

Работа по конструированию с природным материалом начинается с 3-его квартала средней группы и продолжается до подготовительной.

Цели/задачи для средней группы:

-развитие творческого начала

-воспитание художественного вкуса

-побуждение фантазии

-активизирование наблюдательности

-развитие внимания, мышления

-развитие воображения

Старшая группа: плюсом к среднему возрасту идут:

-воспитание эстетического вкуса

-развитие сенсомоторики

Подготовительная группа: плюсом к ранее изученному:

-активизирование наблюдательности

-развитие логики, мышления

-развитие умений строить причинно следственные связи

Во всех возрастных группах:

1-Развивать умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях, интересные образы.

2-Учить осваивать способы работы различными инструментами.

3-Учить способам конструирования из различных материалов

4-воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание каждое дело доводить до конца.

В средней группе дети знакомятся с различными материалами и их свойствами осваивают навыки работы с клеем и ножницами учатся некоторым приемам преобразования материалов.

Учатся видеть необычное в обычных предметах развивают мелкую моторику руки.

В старшей группе в связи с возрастающим интересом к конструированию этот вид деятельности становиться содержательным.

Здесь мы изготавливаем уже объемные поделки, чередуя с конструированием из строй материала. Кроме поделок, выполненных по образцу, выполняем работы, сделанные по замыслу детей.

Как результат

-овладение различными приемами преобразования

-Освоение обобщённых способов материалов работы.

-Развитие познавательных, конструктивных способностей

-Развитие интереса к результату и качеству поделки.

В подготовительной группе конструирование из бросового и природного материала, как и в старшей осуществляется на НОД по труду.

Умения по художественной обработке природного материала, закрепляем и совершенствуем. МНОГО заданий выполняем по замыслу. На НОД, наряду со своим объяснением привлекаю объяснения и показ детей: В результате.

-Развивается поисковая деятельность

-осваивается умение анализировать поделку

-формируется положительное отношение к труду.

-Развиваются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

-Подготавливается к письму рука.

Интерес к конструированию из природного и бросового материалов поддерживается мною не только грамотным проведением НОД и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью я консультирую родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказываю о значении ручного труда в развитии личности ребенка, провожу выставки работ, выполненных детьми как на НОД в ДОУ, так и дома, но с родителями.

Педагогические технологии в ДОУ

  1. Здоровьесберегающие (4-7 лет Пальчиковые игры, гимнастика, дыхательные гимнастики, 6-7 лет экскурсии и тематические прогулки в лесопарк)
  2. Технологии проектной деятельности (старший дошкольный возраст) Участие в проектах, конкурсах, создание и использование самодельных книг, альбомов)
  3. Технологии исследовательской деятельности. Опыты, экспериментирование, создание календарей природы.
  4. Информационно-коммуникационные технологии (все возраста)
  5. Личностно-ориентированные технологии
  6. Игровая технология (обыгрывание сказок 3-4 года)
  7. Технология «ТРИЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио учителя английского языка Пророк Наталии Владимировны

Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации;досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного дела за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- интерната VIII вида №4 Харчиковой Натальи Владимировны

       Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного делаза межаттестационный период (за последние 3-5 лет)ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- ин...

Портфолио Блохиной Натальи Владимировны

Педагогическая деятельность преподавателя Блохиной Н. В....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Трусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалыма на 2014-2015учебный год

представлен индивидуальный план профессионального развития педагогаТрусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалымана 2014-2015 учебный год...

компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Зайцевой Натальи Владимировны – воспитателя Муниципального Казённого Общеобразовательного Учреждения «Школы-интерната № 10» города Городца Нижегородской области.

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Зайцевой Натальи Владимировны – воспитателя Муниципального Казённого Общеобразовательного Учреждения «Школы-интерната № 1...

Авторская программа дополнительного образования "Патриот", автор Наталья Владимировна Горлова

Программа дополнительного образования «Патриот» разработана с учётом требований и подходов Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.» (утвержд...