Спецкурсы по экологии для учащихся профильных 5-7 классов
элективный курс по биологии (5, 6, 7 класс)

Ермоленко Наталья Витальевна

Материал содержит программы спецкурсов по экологии для учащихся профильных классов: «Азбука экологии» (5 класс), “Экология и физиология растений”(6 класс), “Экология: растения, бактерии, грибы, животные”( 7 класс ). По курсу "Азбука экологии" предлагается учебно-методический комплект, включающий помимо программы и тематического планирования методические рекомендации для учителя и рабочую тетрадь с печатной основой в 2-х частях для учащихся. Последнюю можно скачать по ссылкам https://cloud.mail.ru/public/72rW/96sC8BrWV и https://cloud.mail.ru/public/8ZmR/vuE8bmQZA

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskursy_-_programmy.doc76.5 КБ
PDF icon rekomendatsii_azbuka_ekologii_1.pdf846.21 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс «Азбука экологии» (5 класс)

Автор: Ермоленко Н.В.

Перед современной экологией стоит задача найти условия биологического равновесия в природе. Стандарт биологического образования предполагает введение в школьную биологию основных экологических понятий в возможно более ранние сроки. Лучшее понимание детьми среды, в которой они живут – среды обитания - вот для чего предназначен этот курс. Изучая его, дети смогут яснее понять и глубже почувствовать свою причастность ко всему, что происходит вокруг них.

Целью курса  является привитие учащимся интереса к естественнонаучным знаниям; вооружение их необходимыми знаниями, умениями и навыками в работе с растениями и животными, формирование навыков культуры труда; развитие общественной активности.

В задачи также входит: конкретизировать и углубить  знания основ биологической науки, подготовить учеников к самостоятельным научным исследованиям.

В связи с ростом городов и городского населения вопросы изучения городского ландшафта как биологической среды жизни людей становятся одной из важных тем школьного образования. Знакомство учащихся с этими вопросами, поможет в воспитании научно обоснованного подхода учащихся к созданию и охране природы города.

В содержание работы входит изучение природы и посильное участие в её охране; формирование понятий о взаимосвязи элементов и объектов живой природы на конкретных примерах окружающей жизни сложного городского ландшафта, создаваемого людьми; подготовка школьников к восприятию новых идей в области создания благоприятной биологической среды для жизни горожан; привитие городским детям любви и бережного отношения к окружающей их природе.

В содержание работы входит углубление знаний о живой природе и углубление понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе, привитие исследовательского подхода в практическом решении отдельных вопросов охраны природных богатств и использования их человеком; ознакомление с современными вопросами охраны природы в условиях стремительного развития науки, технического прогресса и ростом народонаселения Земли.

Изучение курса знакомит школьников с основами ботаники, даёт наглядное представление о флоре других стран, о многообразии растительного мира, о приспособлении растений к среде обитания.

В процессе занятий дети знакомятся с внешним видом и особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением в жизни человека. В процессе занятий дети знакомятся с научными задачами изучения и сохранения растительных и животных богатств.

Фенологические наблюдения носят исследовательский характер и помогают лучшему изучению природы, развивают любовь к природе, углубляют знания.

Наблюдения в природе проводятся самостоятельно или на экскурсиях. На экскурсиях в природу накапливаются конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Большая часть времени в работе должна отводиться практическим занятиям. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению и охране природы, выращиванию растений, проведению наблюдений и опытов над ними. При этом возможно использование рисунков, схем, диаграмм, графиков, аппликаций, макетов, фотографий, иллюстраций.

Поделки из природного материала помогут формированию художественного вкуса. В работе целесообразно использовать игры. Познавательные игры, вопросы тематических викторин помогают закреплению знаний.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет работа детей с литературой. Ученикам следует прививать навыки пользования специальной, справочной, научной литературой.

Занятия  не только повышают качество знаний учащихся, но и способствуют профессиональной ориентации, но, главное, прививают интерес и любовь к живой природе, стремление к исследованиям и самостоятельному научному поиску, помогают сохранить природу города, формировать черты характера современного человека.

Экологические знания базируются на  темах курса «Окружающий мир» и «Валеология», изученных в 1-4 классах. Курс «Азбука экологии» не повторяет материал указанных курсов, а дополняет его конкретными фактами, способствующими качественному повышению и закреплению знаний.

Программа курса ( 2часа в  неделю, 68 часов )

1.Предмет и задачи экологии (8 часов)

Экология – наука о связях в природе. Что такое природа. Природные явления. Природа живая и неживая. Изучение природы и природных явлений / органы чувств, приборы /. Признаки живого и неживого. Организм. Экскурсия в природу. Осенние явления в живой и неживой природе.

2.Экологические факторы (14 часов)

Экологические факторы – элементы среды, взаимодействующие с организмом.

Абиотические факторы ( свет, температура, вода, соленость, воздух, магнитное поле Земли, почва).  Климат. Биотические факторы – взаимодействие между живыми организмами.

Антропогенные факторы – непосредственные воздействия человека на организмы или воздействие через изменения им среды обитания (влияние на атмосферу, гидросферу, почву, радиоактивное загрязнение).

Практические работы:

1. Способы экономии воды.

2. Энергия у тебя дома.

3. Энергия продуктов питания.

4. Влияние растений на температуру воздуха.

5. Значение света в жизни растений.

6. Изучение физических характеристик почв.

3.Природные сообщества (8 часов)

Место обитания. Кто где живет. Влияние места обитания на внешний вид и повадки живых существ. Пищевые цепочки. Перенаселённость. Влияние человека на природные сообщества.

Практическая работа

7. Влияние перенаселенности на скорость роста бобов.

Экскурсия в зимний лес.

4.Живые обитатели города (18 часов )

Изучение растений города. Какие растения встречаются в твоей местности. Знакомство с деревьями. Листья. Кора. Корни. Плоды и семена. Крона дерева. Причины гибели растений. Места обитания дикорастущих растений. Грибы – растения ли это. Красная книга растений. Десять заповедей друзей леса.

Птицы в твоём городе. Почему вороне хорошо живётся в городе. Куда улетают птицы. Отчего гибнут птицы.

Насекомые в городе. Как зимуют насекомые. Как муравьи переносят неблагоприятную температуру. Как комары устроились в городе. Комнатная муха. Насекомые - союзники человека.

Млекопитающие животные. Домашние животные. Значение животных и их охрана.

Практические работы:

8. Придорожные растения - спутники человека. Влияние  вытаптывания  на видовой состав растений.

9. Наблюдение за муравьями.

10. Изготовление поделок из природного материала.

5. Города изменяют окружающую среду ( 12 часов )

Исследуем экологическое состояние нашего города. Как люди причиняют вред окружающей среде. Что такое загрязнение. Почему меняется климат. Почему опасен рост потребления энергии. Какой источник энергии самый  экологичный. Экология в нашем доме. Почему грязный воздух губит деревья. Спецотходы у нас дома. Чем загрязняется вода. Что происходит с озоновым экраном.

Практические работы:

11. Влияние деятельности человека на природные сообщества.

12. Состояние атмосферы города.

6.Биосфера и охрана природы ( 6 часов )

Биосфера – оболочка жизни. Равновесие в биосфере. Что такое ноосфера.

Охрана природы – система мероприятий, направленных на устранение отрицательного воздействия человека на природу. Красная книга. Заповедники. Заказники. Национальные парки. «Повестка дня на 21-ый век».

Экскурсия в природу.

7.Повторение / 2 часа /

Спецкурс “Экология и физиология растений”(6 класс)

Автор: Ермоленко Н.В.

Пояснительная записка

        Перед современной экологией стоит задача найти условия биологического равновесия в природе.

        Стандарт биологического образования предполагает введение в школьную биологию основных экологических понятий в возможно более ранние сроки.

        Экология как новый учебный курс – реальность, более того, государственная необходимость.

        Экологические знания в курсе биологии / 6 класс / базируются на изучении всех предшествующих тем по биологии / ботанике/.

        В курсе биологии 6 – 7 классов содержатся сведения о взаимоотношениях организмов между собой и со средой, о проявлении свойств организмов в различных условиях, о приспособленности организмов к среде обитания, о влиянии организмов на среду, влиянии антропогенных факторов на природные сообщества.

        В предлагаемом курсе “ Экология и физиология растений” внимание уделено влиянию света, тепла, влажности на рост и развитие растений, взаимоотношениям растений между собой, а также рассматривается влияние человека на растительные сообщества и влияние растений на среду.

        “ Физиология растений” дает учащимся конкретные знания о физиологических процессах, происходящих в растениях, вооружает их современными научными знаниями о механизме этих процессов.

        Занятия по физиологии растений позволяют углубить биологические знания учащихся, воспитывают интерес к жизни растений, бережное отношение к природе, знакомят с сельскохозяйственными профессиями / растениевод, цветовод, овощевод, полевод и т.д. /.

        Изучая физиологические процессы, происходящие в организме высших растений, главным образом покрытосеменных, учащиеся обогащают свои представления об историческом развитии растительного мира.

        Задача курса – сохранить доброе и бережное отношение учащихся к живой природе, к миру растений и на новом уровне показать закономерности, лежащие в основе рационального использования природных богатств.

        Основой экологических знаний школьников являются взаимосвязанные компоненты: рабочая тетрадь с печатной основой, наблюдения и простейшие опыты (проводятся в школе и дома), сезонные наблюдения в природе. Наблюдения в природе проводятся самостоятельно или на экскурсии. Для каждого наблюдения дается подробная инструкция, предусматривающая оформление результатов работы.

        Задания помогут учителю формировать у учащихся умения анализировать описываемое явление, проводить сравнение, делать выводы, устанавливать связь теоретических положений с практикой, с жизнью, извлекать дополнительную информацию из иллюстративного материала, рассматривать изучаемый объект под другим углом зрения, обобщать и систематизировать знания.

        “Экология и физиология растений” как учебная дисциплина – это не просто знания, умения, навыки, это – мировоззрение, вера в приоритет жизни, в особую роль человека.

        Курс содействует осознанию ребенком роли человечества в природе, формированию чувства ответственности за сохранение природы и жизни на планете. Он помогает усвоению общечеловеческих ценностей, развитию мыслительных способностей и эмоционального восприятия.

Программа курса ( 2часа в  неделю, 68 часов )

1.Введение ( 1 час )

Предмет и задачи физиологии растений. Экология растений - научная основа охраны природы.

2.Общие особенности растительного организма (6 часов )

Жизненные формы растений. Органы растений. Распространение плодов и семян. Продолжительность жизни растений. Многообразие растений. Редкие и удивительные растения. Фенология–наука о сезонных изменениях в жизни организмов.

3.Физиология растительной клетки ( 7 часов )

Клетка – основной элемент организма растений. Изучение физиологических особенностей растительной клетки. Клеточные культуры.

Практические работы:

  1. Рассматривание крахмальных зерен в зерновках овса.
  2. Наблюдение тургора клеток.
  3. Рассматривание цветных пластид.

Экскурсия в природу.

4.Физиология корня и основы учения о минеральном питании растений ( 9 часов )

Почва. Значение почвы для роста растений. Экологические группы растений по отношению к плодородию почв. Дыхание корней. Минеральное питание растений. Микро – и макроэлементы. Гидропоника и аэропоника. Экологические группы растений по отношению к водному режиму.

Практическая работа:

4. Определение сдвига pH раствора в результате поглощения ионов из питательной среды.

5.Физиология листа и стебля ( 25 часов )

Ростовые движения растений. Фотосинтез. Работы К.А. Тимирязева. Зеленая электростанция. Особенности питания некоторых растений ( насекомоядные, хищники, паразиты ). Роль воздуха в жизни растений. Периодические процессы в жизни растений. Покой растений. Устойчивость растений. Влияние атмосферных загрязнений на растение. Фаза роста растений. Роль витаминов, гормонов и стимуляторов роста. Влияние абиотических факторов на рост растений. Растения в космосе. Поющие и рыдающие растения. Бонсай.  Сокодвижение. Гуттация и плач растений. Раздражимость и эмоции растений.

Практические работы:

5. Изучение строения устьиц.

6.Изучение свойств  хлорофилла.

7.Установление необходимости света и углекислого газа для фотосинтеза.

8.Изучение транспирации растений.

9.Изготовление  ауксанометра.

6. Физиология цветка и плода ( 7 часов )

Окраска лепестков. Цветение (весеннее, синхронное). Цветочные часы. Оплодотворение – начало новой жизни.

Практические работы:

10. Изучение строения пыльцы и семяпочки.

11-12. Моделирование цветка.

7. Физиология семени и его прорастание ( 3 часа )

Онтогенез растений. Основные этапы развития растений. Прорастание семени.

Практическая работа:

13. Поглощение кислорода прорастающими семенами.

8. Растения и среда обитания ( 10 часов )

Лекарственные растения. Взаимоотношения между растениями. Растения и животные. Растения открытых пространств, лесов, болот, водоемов. Проблемы садово-паркового искусства. Растения Красной книги.

9. Повторение ( 2 часа )

                

Спецкурс “Экология: растения, бактерии, грибы, животные”( 7 класс )

                                                        Автор: Ермоленко Н.В.

Пояснительная записка

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью.

        Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе “природа – общество” как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экокризисов. Познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

        Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества.

        Роль связующего звена между курсами экологии начальной школы и старшей школы играет курс “Экология” для 7 класса, в котором предпринята попытка осуществить преемственность формирования и развития экологических и биологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Данная программа является закономерным продолжением программ “Азбука экологии” для 5 класса и “Экология и физиология растений” для 6 класса. Программа курса “Экология” для 7 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.

        Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии – становление научно–познавательного, эмоционально–нравственного, практически–деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

        Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения экологии в школе и научных достижений экологии в последние годы.

        При разработке программы учитывалось психолого–педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень подготовки по окружающему миру, биологии, географии, физике, химии и другим дисциплинам.

        Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы.

        В подборе тем руководствовались не только традиционным биологическим материалом, но и стремились охватить по возможности больший объем дополнительного материала.

        Задачами курса являются: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли;  воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды; развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эстетического восприятия и оценки окружающей среды, убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

        В процессе занятий учащиеся знакомятся с научными задачами изучения и сохранения растительных богатств, ролью растений в биосфере Земли, биологической и хозяйственной продуктивностью разнообразных типов растительных покровов в разных условиях и в разных поясах Земли, задачами Международных биологических программ.

        Углубляются знания школьников по ботанике, дается наглядное представление о флоре других стран, о многообразии растительного мира, о приспособлении растений к среде обитания, о способах акклиматизации растений в комнатных условиях.

        Учащиеся должны научиться определять систематическое положение растения, его принадлежность к экологическим группам по отношению к влажности, освещенности, богатству почвы минеральными веществами и другому, указывать типичные местообитания и обосновывать свой выбор, опираясь на особенности морфологии и физиологии растения.

        Спецкурс формирует умение определять систематическое положение животного, его принадлежность к экологической группе, возможное положение в цепи питания, типичные местообитания, характер биотических связей с другими видами и обосновать свой выбор, опираясь на особенности морфологии и физиологии животного.

        В процессе обучения осуществляется формирование понятий о взаимосвязях элементов и объектов живой природы на конкретных примерах окружающей среды сложного городского ландшафта, создаваемого людьми; привитие городским детям любви и бережного отношения к природе.

        Основные понятия по экологии раскрываются в лекционном курсе и на практических работах. Изучается также экологический материал, на котором можно рассматривать строение живых организмов в связи с условиями жизни.

        Формы и методы обучения экологии должны способствовать воспитанию необходимых качеств творческого работника: веры в успех, настойчивости и усердия, интеллектуальной и физической сноровки. Для развития элементов творческой деятельности нужны и активные методы, которые должны найти широкое применение в процессе обучения экологии  / метод конкретных ситуаций, метод инцидента, “мозговая атака”, учебные игры, погружение /.

        Методы активного обучения, направленные на развитие творческих способностей школьников, должны существенно дополнять традиционные формы и методы обучения, рассчитанные на усвоение и применение “готовых” знаний.

        В процессе занятий необходимо больше привлекать учащихся к работе с литературой, составлению реферативных докладов, сбору интересных сведений о растениях по литературным источникам, оформлению фотоальбомов по видовому составу растений местной природы, по экологии и систематике, составлению и оформлению листков “Это интересно знать”.

        Программа ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, ее согласованность с учебными процессами как основу рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.


Программа курса (2 часа в неделю, 68 часов)

1.Введение ( 1 час )

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Биосфера как глобальная экосистема. Естественные и искусственные экосистемы. Смена биоценозов.

2.Зональность биосферы. Разнообразие экосистем Земли (21 час)

Растительный покров Земли. Географическое распространение растений на Земле. Подкласс Магнолиевые. Подкласс Гвоздичные. Подкласс Гамамелисовые. Подкласс Диллениевые. Подкласс Розоцветные. Подкласс Губоцветные. Подкласс Сложноцветные. Подкласс Лилейные. Подкласс Арековые.

Многообразие растений. Лес в истории человечества. Структура лесной экосистемы. Современное состояние лесов. Причины и последствия сведения лесов. Принципы рационального использования лесных экосистем. Тропические леса. Межвидовые взаимодействия в сообществе тропического леса. Широколиственные и хвойные леса. Экотуризм. Казахстанская Швейцария. Саванны, степи, прерии. Пастбищные луга, их экологическое использование. Особенности пустынных экосистем. “Зачарованные” леса. Экосистемы тундры и болот. Растения гор. Структура экосистемы океана.

3.Зеленое строительство городов ( 6 часов )

Видовой состав деревьев и кустарников нашего города. Сорные травянистые растения. Экологические методы борьбы с сорняками. Использование сорных растений. Городское озеленение. Декоративные растения. Интродукция и акклиматизация. Растения–индикаторы и растения–очистители. Конкурс “зеленых архитекторов”. Составление экокарты микрорайона. Экопроект благоустройства участка. Экологические группы комнатных растений. Определение и паспортизация комнатных растений. Создание экспозиций комнатных растений.

4.Современное состояние флоры Земли и охрана растений (11 часов)

Невидимый мир водорослей. Биологическая очистка вод. Экологические группы водорослей. Разноцветный снег и розовая соль. Древесная водоросль – плеврококк. Кто главный в океане. Промысел водорослей. Симбиоз водорослей и животных. Значение мхов. Разнообразие папоротников. Эпифитные папоротники. Зачем хвощи прячутся в земле. Многообразие голосеменных, использование их в озеленении. Охраняемые цветковые растения Акмолинской области. Красная книга. Роль ботанических садов, заповедников, заказников, памятников природы в охране видов растений и растительных сообществ.

5.Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе (5 часов)

Особенности строения и физиологии микроорганизмов. Влияние физических, химических и биологических факторов на жизнедеятельность бактерий. Бактерии в круговороте веществ. Сообщества микроорганизмов. “Удобрения” из бактерий. Светящиеся бактерии. Способы предохранения от микробной порчи пищевых продуктов. Патогенные бактерии. Особо опасные бактериологические заболевания. Прививки, вакцины и сыворотки.

6.Экология грибов (7 часов)

Польза и вред грибов. Микориза. Хищники среди грибов. Стреляющие грибы. Выращивание и рассматривание плесени. Биотехнология наших предков. Дрожжи и энзимы. Изучение строения хлебных дрожжей. Новые продукты биопромышленности. Лишайники как пример симбиоза. Экологические группы лишайников.

7.Особенности физиологии и экологии простейших (3 часа)

Многообразие одноклеточных животных. Места обитания и жизнедеятельность простейших. Строение вольвокса. Паразитические простейшие. Малярия. Сонная болезнь.

8. Губки (1 час)

        Биология и экология отдельных представителей губок.

9. Экология кишечнополостных (3 часа)

        Кругосветное плавание в поисках кишечнополостных. Оазисы моря. Кораллостроители и кораллоразрушители. Коралловые банки, рифы, острова. Охрана редких кишечнополостных.

10. Экология червей (4 часа)

        Экологические группы червей. Охрана редких червей. Жизненные циклы паразитических червей. Кольчатые черви нашего края. Вермикультура и биогумус.

11.Экология моллюсков (4 часа)

        Виноградная улитка. Загадки головоногих. Промысел, искусственное разведение и охрана моллюсков.

12. Тип Иглокожие (1 час)

        Морские звезды, лилии и ежи, их экологическая характеристика.

13. Повторение (1 час)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:·        пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа спецкурса по профориентации для учащихся 8 классов "Мой выбор"

В программе спецкурса представлены пояснительная записка, учебно - тематический план...

Игра по экологии для учащихся 11 класса "Экология и я!

Игра "Экология и я" предназначена для общеобразовательных школ на уроках 11 класса по географии или биологии. Проводится по правилам "своей игры", включает в себя разделы: Экология в доме, Охрана прир...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 5-6 х классов по теме: «Здоровье планеты - здоровье человека».

Систематизирование экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. ...