Сценарий познавательной игры «Все обо всем» ( для учащихся 7-8 классов)
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему

Артёмова Ольга Юрьевна

Игра расширит знания обучающихся об объектах живой природы, занесенных в Красную книгу Подмосковья, способствует формированию у подрастающего поколения стремления участвовать в действиях по защите окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_ob.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  познавательной игры

«Все обо всем» ( для учащихся 7-8 классов)

выполнила: педагог-организатор МУДО ДЭБЦ Артемова Ольга Юрьевна

г.о. Павловский Посад   Московской области

Аннотация: Игра  расширит   знания  обучающихся    об  объектах   живой природы, занесенных в Красную книгу Подмосковья, способствует     формированию у подрастающего поколения стремления участвовать в действиях по защите окружающей среды.

Цель:  Формирование экологической культуры у школьников через  изучение проблем окружающей среды родного края.

Задачи:

  1. Организация познавательного  досуга в каникулярное время.
  2. Выявление экологических проблем, существующих в  районе, регионе.
  3. Формирование у подрастающего поколения стремления участвовать в действиях по защите окружающей среды.
  4. Привлечение широких масс учащихся к разнообразным формам деятельности.

   5. Выявление и  поддержка  одаренных детей и подростков.

Предварительная  подготовка:

-составление положения о проведении конкурса

- составления сценария  мероприятия

-подготовка и подбор дидактического и методического материала

- подготовка раздаточного материала для конкурсов

- оформление актового зала

-оформление цитаты  в зале «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет  поймана последняя птица, - только  тогда он

( человек) поймет, что деньги нельзя есть».   М. Булгаков

-техническое и музыкальное обеспечение программы, запись фонограмм презентация к игре, фильм «Природа Подмосковья»

-приобретение призов, грамот.

Оборудование:

- тематические рисунки, стенды, наглядная  агитация

 -бумага,   авторучки

- компьютер, мультимедийный проектор, микрофоны.

-стулья, столы.

Литература: Дмитриев Ю.Д., Пожарницкая Н.М. Твоя Красная книга.2—е изд.- М: Мол. гвардия, 1986.

Материалы по ведению Красной книги Московской области. Выпуск1. Москва-Одинцово, 2013, 64с.

Интернет-ресурсы

  Блог «Подмосковье», www.podmoskovje.com

Ход мероприятия.

Перед началом мероприятия  в зале звучат мелодии песен о природе, о России.  Выходит Ведущий.

Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята, педагоги. Мы рады вас приветствовать в  Детском эколого-биологическом центре  в дни осенних каникул  на познавательной игре   « Все обо всем». Объединила   участников 9 команд из ОУ города и района   тема охраны окружающей среды, а именно объектов живой природы,  занесенных в Красную книгу Подмосковья.  

Ребята, кто из вас  знает, что  такое Красная книга?   (ответы детей) Красный цвет - сигнал опасности, понятный людям всех стран мира. Деятельность человека  на Земле резко изменила условия существования животного и растительного мира. Возникла реальная  опасность оскудения природы, однако люди поняли это не сразу.

В 1949 году была создана одна очень важная организация - Международный Союз Охраны Природы и  Природных Ресурсов в  который, вступил многие государства мира. И буквально с первого дня учреждения начался сбор информации для так называемой Красной книги о животных и растениях, находящиеся под угрозой исчезновения. Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. В их числе Австралия, Германия, Россия, США, Швеция, Эстония, Япония.

         Красная книга Московской области  была принята в 1997 году, а уже в 1998 году вышел  в свет  первое издании. Во  второе издание  в 2008г.    вошли 428 объектов животного и 290 объектов растительного мира.  С момента образования Министерства  экологии и природопользования Московской области в 2000году, было решено  вести  учет видового состава  с «шагом» в 10 лет. Так что 3 издание Книги мы увидим в 2018году и сможем проанализировать об экологической   ситуации в регионе.

        Итак,   переходим  к   конкурсу    домашнее задание: команда представляет рисунок и повествование об одном из объектов живой природы, занесенного в Красную книгу  Подмосковья, а вот по каким причинам, мы  узнаем из ваших рассказов.  Оценивать ваши исследовательские работы будет жюри в составе:

 Бусурина Р.П.- методист  РМЦ – председатель жюри

Хорьякова Н.В. - педагог доп. образования ДЭБЦ

Батова Н.В. – председатель районного  методического  объединения учителей биологии

( выступления конкурсантов с тематическими докладами об объектах живой природы)

Ведущий: Наше первое конкурсное задание завершено,   мы переходим ко 2 конкурсному заданию, где вам предстоит ответить на ряд вопросов  связанных с природоохраняемыми территориями Павлово-Посадского района   и  объектах флоры и фауны Подмосковья.

У вас имеются карточки  с цифрами 1-10. С помощью их вы будете голосовать за  ответы.

2 КОНКУРС «Охраняемые территории»

1.   Подберите  к определению левого столбика  правильное понятие из  первого столбца

 

А. На охраняемой территории допускается посещение   туристов.

1.   Заказник

Б.Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера...)

2. Заповедник

В. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность.

3. Памятник природы

Г. Особо охраняемая  природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа.

4. Национальный парк

 Правильный ответ: А-4; Б-3; В-2; Г-1

 

 А-4. Национальный парк. Это территория (акватория), на которой сохраняются лишь уникальные  объекты природы. От заповедника он отличается тем, что туда  допускаются  посетители  для  туризма или отдыха. К особым формам ООПТ относятся государственные  заказники, памятники природы ботанические сады.

Б-3. Памятник природы. Это особо охраняемые природные  территории, на которой  расположены  редкие    или уникальный достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

 В-2. Заповедник. Это образец дикой  нетронутой природы. На его  территории запрещается любая  деятельность человека: охота, ловля рыбы, вырубка леса.  Там нельзя гулять без специального разрешения. Заповедники называют «природными лабораториями»

Г-1.  Заказник.   Охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

  1. Сколько, по вашему мнению,  на территории Павлово-Посадского района имеется природных заказников местного значения?
  1. 5
  2. 8
  3. 3  

Правильный ответ:№3;  «Дубки» (Рахмановское лесничество);  Демидовские леса (Большедворское лесничество);   «Урочище Городок» (Большедворское лесничество)

 

3. Какие из перечисленных объектов являются  памятниками  природы местного значения?

  1. Урочище Подчерема
  2. Свиная горка
  3. Переходное болото Большедворского  лесничества
  4. Сосновый бор
  5. Назарьевский лес
  6. Лес на юго-востоке г. Павловский Посад
  7. Гозь-Бужье болото  (Большедворское лесничество)

Правильный ответ:  2) Свиная горка; 4) Сосновый бор; 5) Назарьевский лес;
6)Лес на юго-востоке г. Павловский Посад

 

4.  Выберите из перечня государственные природные заказники  находящиеся на территории города и района:

  1. Леса Аверкиевского лесничества
  2. Урочище Подчерема
  3. Урочище Городок
  4. Сосняки Электрогорского лесничества
  5. Озеро Светлое с прилегающими  лесами
  6. Озеро Данилище
  7. Демидовские леса
  8. Даниловское болото
  9. «Дубки» широколиственные и  хвойнолиственные  см.леса  правобережья реки Клязьма

Правильный ответ: № 1; 4; 6; 8; 9.

  5.  Какие из перечисленных объектов относятся к  заповедным  участкам леса?

1)  Леса Аверкиевского лесничества
2)  Участки Рахмановского лесничества
3)  Назарьевский лес

2 конкурс « Знаешь ли ты?»

Ведущий: Продолжаем игру. Следующий тур называется «Знаешь ли ты?» Вам предстоит ответить  на три вопроса в каждом тематическом разделе. Голосование происходит  карточками с цифрами 1-3.

РАСТЕНИЯ

1.Ты можешь встретить это растение в светлом, апрельском лесу. Латинское название означает «ветер».        

1)горечавка;  

 2)хохлатка 

 3) ветреница дубравная.

 2.  Полушаровидное  с немногочисленными белыми цветками  соцветие. Плод представляет собой трехгранную  коробочку с черными семенами. Научное названии е этого растения произошло от  лат. – «медведь», и закрепилось в русском  названии, поскольку является  одним из ранних источников витаминов в лесу  с удовольствием поглощается после спячки медведи, с  целью быстро восстановления своих сил:

1)ландыш

2)лук медвежий или черемша

3) венерин башмачок

3.Растение представляет собой крупный  травянистый многолетник. Произрастает  в типчаково-ковыльных степях по каменистым  склонам холмов, на песчаных террасах речных долин.  

1) ирис или касатик сибирский
 2)шпажник или гладиолус черепитчатый
3) дремлик болотный

 

ПТИЦЫ

1.Эта птица совсем нередкая, напротив, ее можно встретить  почти в  каждом лесу. То тут, то там   вспыхивает в кустах красных огонек – яркий хвостик, поет с рассвета, до полуночи. Гнездится  любит в дуплах и других каких-либо закрытых местах, поэтому относится к птицам –дуплогнездникам, бояться покидать свои удобные места, чтобы не остаться ни с чем.

 1) снегирь
2) горихвостка
3) зарянка

2.Эти птицы приносят немало пользы  в лесу, и его обитателям, выполняя работу, которую никто, кроме них,  сделать, не может. Лесной лекарь.

 1)щегол
2)королек
3)дятел 

 3.    Очень крупная,  редкая высотой 1 метр птица. Ноги и  массивный  клюв красные. Гнездовья  плоские,   на деревьях, в глухих местах вблизи болот и водоемов – 3- 5 грязно-белых яиц.  

 1) лебедь-кликун
2)чернозобая гагара
3) черный аист

         

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

1.Отсутствие ног – единственное ее сходство со змеей,  медлительна. У нее есть веки, своеобразная чешуя. Питается слизнями, гусеницами, принося пользу человеку. Внешний вид, напоминает древнерусский предмет для ткачества.

1) обыкновенный уж
2) веретеница ломкая
3)медяница

2.  Ученые считают, что оно произошло от  слова «скра»  означавшего   в древнерусском языке «шкура» или «астр» - быстрый.

1)ящерица живородящая
2) ящерица прыткая
3) обыкновенный уж

3. Это пресмыкающееся  имеет чрезвычайно изменчивую окраску, но  обладает своеобразной  «визитной карточкой». Отчетливый узор, украшает голову.   Стремится иметь собственную территорию. Быстро адаптируется к любому рельефу.   Днем, особенно в жару,   неподвижна.   Пасмурную погоду   пережидают в укрытии. Пик активности  приходится на ночь.  Опасна.

1)обыкновенный уж
2)обыкновенная гадюка
3)медянка

 

РЫБЫ

1.  Ценная пресноводная рыба,     отличается наиболее ранним наступлением половой зрелости: самцы впервые нерестятся в мае в возрасте 4-5 лет, самки - 7-8 лет.       Взрослые особи обычно достигают длины 40-60 см и массы 0.5-2.0 кг, иногда встречаются экземпляры массой 6-7 кг и даже до 16 кг.   Проводит всю зиму в малоподвижном состоянии, не питаясь.  Являлась украшением царского стола.   Предельный возраст  около 30 лет. 

 1)русская быстрянка
2) обыкновенный подуст
3) стерлядь 

2. Крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба.  В зависимости от мест обитания окрас может меняться от почти чёрного до светло жёлтого.  Может достигать длины до 5 м и массы до 300 кг, но в настоящее время особи свыше 10 кг встречаются редко.   Ведет оседлый образ жизни, совершая незначительные миграции в период нереста. Зимой залегает в ямах и не питается. Живет до 30–40 лет.  Из-за крупных размеров и вкусного мяса служит привлекательным объектом рыболовства и интенсивно вылавливается.   Известны случаи нападения на водоплавающих птиц и мелких домашних животных. Описаны случаи нападения на людей.  

1)обыкновенный подкаменщик
2) обыкновенный сом 
3)налим

3.   Вид стайных полупроходных рыб семейства карповых, единственный вид рода Pelecus. Тело длинное и узкое, сдавленное с боков, саблевидное. Окраска спины — от серовато-зеленоватого до зелёно-голубого цвета, бока серебристые, брюхо светлое, с розовым налётом. Ценная промысловая рыба. Предпочитает крупные, не заросшие водорослями реки и водохранилища и большие озёра.  Держится в дневное время в полводы или у поверхности, а к ночи опускается на более значительные глубины. С наступлением холодов спускается в ямы и омуты. Осенью и весной на реках происходит массовый ход этой рыбы.   

1) плотва
2) язь
3)чехонь

НАСЕКОМЫЕ

1.     Это насекомое  предпочитает широколиственные леса, находящиеся в речных долинах. Тяготеет к животноводческим фермам, а также к местам, где долгое время хранятся большие кучи преющего навоза — это идеальное место для развития личинок. Своеобразный бугорок- отличительная особенность этого насекомого.   Если отталкиваться от законов физики, насекомое подобного строения вообще не способно летать, однако жук прекрасно преодолевает расстояние длиной в 50 км, не совершая при этом остановок.

1)жужелица

2) жук-олень

3)жук-носорог

2. По внешнему виду  бархатисто-черная бабочка, на передних и верхних  углах  у которой пятнышки,  а  поперек красная полоска ни к морю, ни к флоту никакого отношения не имеет. А вот носит военное звание.

1)аполлон
2)подарилий
3)адмирал 

3.   Ближайший родственник  клопов умеет замаскировываться так, что сидя на  подводной части стеблей, поджидая свою добычу незаметен для жертвы. Умеет летать.  

1)богомол обыкновенный
2) Ранатра палочковидная (палочник)
3) скакун германский

ЖИВОТНЫЕ

1. Мирное, добродушное животное, любит тишину и одиночество.  Вход в нору отшлифован до блеска, поэтому  он является примером аккуратности.  На крупных животных никогда не нападает, хотя силы ему не занимать, в драки и «скандалы» старается не ввязываться. Днем спит, ночью  в поисках еды бродит по лесу. Уничтожает в большом количестве слизней, гусениц, личинок насекомых, мышевидных грызунов, постоянно взрыхляя лесную подстилку. Символ мрачного и нелюдимого человека.

   1)выдра
2)ласка
3) барсук

 

17.Древние греки называли этих зверьков «скиуридами» -«скиа»-тень, «аура» -хвост. Хвост служит своеобразной визитной карточкой зверька.

   1) лиса
2) норка
3)белка

 

18.Люди знали этих животных давно – еще 2 тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок  делали гребни-чесалки для овечьей  шерсти. В других странах издавна большой популярностью пользовалось мясо. Слух тонкий, необыкновенное обоняние, зрение слабое. Дома может заменить кошку.  

1) ехидна
2) землеройка
3) еж 

 Ведущий: Спасибо нашим конкурсантам, жюри удаляется для подведения итогов игры, а мы предлагаем вашему вниманию фильм о прекрасной подмосковной природе.

Демонстрация фильма «Природа Подмосковья»

Ведущий:  Наша игра подошла к своему завершению, жюри огласит итоги, но я хотела бы задать вам несколько вопросов.

Ребята,  комфортно ли вам было сегодня в нашем зале?

Я понял(а), что…  

Я узнал(а)…

Мне был интересен вопрос…

Теперь я буду…

  Сегодня мы затронули вопросы, которые касаются  особо  охраняемых природных территорий  Павлово-Посадского района,  а также  мир живой природы, занесенный в Красную книгу Подмосковья.

 Сохранение редких видов – важнейшее направление охраны природной среды. Наличие  в природных экосистемах видов различных систематических групп, занесенных в Красную книгу, свидетельствует не только о благополучном состоянии этих видов, но и о высоком качестве окружающей  среды в целом. Охрана редких видов и их местообитаний непосредственно связана с сохранением высокого ландшафтного и биологического разнообразия, качества природной среды, и способствует обеспечению экологического благополучия региона в целом.

Красная книга Московской области выпущена впервые в истории Московской области,   в нею занесены следующие животные:

 Млекопитающие (9 видов) – выхухоль, прудовая ночница (отряд  рукокрылых), бурый медведь, выдра, рысь,  белка – летяга, крапчатый суслик, большой тушканчик.

Птицы( 62 вида) – чернозобая гагра, малая поганка, красношейная поганка, серошейная поганка, белый аист, черный аист, пискулька, серая утка, скопа, осоед, полевой лунь, луговой лунь, степной лунь, змееяд, орел карлик, большой подорлик, беркут, орлан- белохвост, балабан,, сапсан, дербник, кобчик, белая куропатка, серый журавль, пастушек, малый  погоныш, кулик-сорока, большой улит, травник, поручейник,  мородунка –турухан, дупель, большой веретенник,  малая чайка, белокрылая крачка, филин, сплющка, домовой сыч,  бородатая неясыть, сизоворонка, зимородок, удод, дятел, лесной жаворонок, сорокопут, кедровка, вертлявая камышевка,  северная бормотушка,  ястребиная славка, ремез, лазоревка, дубровник, овсянка садовая.

Рыбы (10 видов) – европейская минога, стерлядь, европейский хариус, подуст, быстрянка, белоглазка, синец, чехонь, сом, подкамненьщик.

Земноводные ( 8 видов)  - тритон гребенчатый, краснобрюхая жерлянка

(лягушка), зеленая жаба, веретеница ломкая,( неядовитая ящерица), ящерица, уж обыкновенный, медянка( неядовитая), обыкновенная гадюка( ядовитая).

Беспозвоночные – более 300 видов.

Сосудистые растения – более 180 видов.

Мохообразные -37 видов.

Водоросли - 3 вида.

Лишайник - 24 вида.

Грибы - 23 вида. В том числе: подосиновик белый, подберезовик розовеющий, полубелый гриб, груздь пергаментный, сыроежки - золотистая,  зеленноватая,  разнопластинчатая.

 РЕФЛЕКСИЯ.

 Всем нам ясно, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно общее. Мы не  можем охранять всю природу сразу, но можем  бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб   оберегать, спасть, защищать отдельных представителей живой природы. Конечно, мы  не сможем спасти уссурийского тигра или белого медведя, - это делают специалисты-зоологи,    но  каждый из нас может сделать  посильный вклад в дело охраны окружающей среды, если поможешь стрекозе,  станешь  на защиту ландыша или кувшинки, не будешь мусорить в любимых лесах и рощах нашего города и края.  

Слово председателю жюри.  Награждение. Музыка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательной игры "Москва и москвичи"

Познавательная  игра "Москва и москвичи" для детей в возрасте от 7 до 14 лет. Сценарий использовался при  проведении мероприятия, посвященного Дню города....

Сценарий познавательной игры "Умники и умницы"

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое было проведено в 7 классе в рамках предметной недели. Материал о птицах  предполагает расширение полученных знаний на уроке, развити...

Сценарий познавательной игры « В мире птиц». ( для учащихся 3-4 классов)

Сценарий познавательной игры   « В мире птиц».( для учащихся 3-4 классов) Цель: Формирование у учащихся  природоохранной деятельности....

Сценарий познавательной игры - викторины по истории Древнего мира для учащихся 5 класса «Путешествие во времени»

Предлагаемая викторина может быть использована в качестве итогового повторения в 5 классе или в 6 классе для входного контроля....

Общешкольное мероприятие в рамках недели экологии Познавательно – развлекательная игра «Понемногу обо всем…» для учащихся 3 – 9 классов.

Мы очень часто  слышим и произносим слово «экология». Что же это за наука? – А это наука о взаимоотношениях в природе и об отношении к ней человека. Ребята, богатства нашей матушки  Земли ра...

Презентация познавательной игры " Все обо всем"

Презентация познавательной игры для учащихся 7-8 классов на тему экология, позволяет организации познавательного досуга и  способствует формированию экологической культуры школьников через  ...