Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»
статья по экологии на тему

Алексашкина Ольга Валерьевна

Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Для системы образования среди актуальных направлений развития остаются разработка, апробация и внедрение в практику вариативных форм сочетания образовательной и социально полезной деятельности в частности в области экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экология46 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся

БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»

Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка как основу формирования личности, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Это зависит от успешного решения многих воспитательных задач: физических, нравственных, эстетических. Для системы образования среди актуальных направлений развития остаются разработка, апробация и внедрение в практику вариативных форм сочетания образовательной и социально полезной деятельности в частности в области экологии.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Содержание термина «экология» на практике понимается на много шире, оно выходит за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе и к природе. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век назван мировым сообществом столетием окружающей среды. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени.

Основная идея экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.

 Экологическое образование и воспитание Орловской станции юных натуралистов осуществляется по образовательным программам с учетом интересов обучающихся и присутствует в объединениях всех направлений, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. В настоящее время в учреждении реализуются образовательные программы экологической направленности в детских садах и начальной школе такие как «Тропинка в природу», «Природа и мы», «Юный эколог», «В мире природы». В среднем звене «Экология растений, животных и человека», «Как важно быть здоровым», «Природа и здоровье», в старшем звене «Экология сада», «Уровни организации живой материи», «Планета Земля».

Деятельность в объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: обучающиеся занимаются научно-исследовательской и опытнической работой, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ, используют полученные знания в декоративно-прикладном искусстве.

 Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам. Стало доброй традицией проведение областных мероприятий экологического содержания:

- Конкурс «Юные исследователи окружающей среды»;

- Конкурс водных проектов старшеклассников;

- Слет учебно-производственных бригад;

В 2017 году команда Орловской области заняла I место на Всероссийском слете учебно-производственных бригад.

Важной формой экологического воспитания является учебно-опытный участок, который занимает главное место в познании обучающимися природы, воспитание интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения, сезонные задания экологического практикума, выращивают овощи и культурные растения для животных мини зоопарка, проводят вместе с педагогом заготовки раздаточного и демонстрационного материала. Ежегодно на областной выставке «Юннат» подводятся итоги работы на учебно-опытных участках школ и детских организаций области. Победители защищают честь области на Всероссийском конкурсе «Юннат» в  г. Москве, где показывают высокие результаты. В течение 10 лет обучающиеся объединения «Экология сада» становятся победителями и призерами этого конкурса.

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения. Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской и практической работы.  Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе. Экологическое образование нуждается в профессиональном подходе. Поэтому методисты и руководители отделов, осуществляя работу по экологическому образованию педагогов, ставят перед коллективами структурных подразделений не только проблему создания условий для реализации основных направлений экологического воспитания, но и формирования экологического мировоззрения, воспитания гуманного отношения к окружающей природе. Это достигается путем использования активных форм работы. Были проведены семинары на тему: «Совершенствование и активизация работы на учебно-опытном участке и опытническо-исследовательской деятельности» и «Перспективы развития и совершенствование трудового обучения и воспитания в трудовых и природоохранных объединениях школьников»; кроме этого проводятся консультации, методические объединения, работа творческих групп. Большое внимание уделяется сотрудничеству с организациями экологического профиля, среди которых – национальный парк Орловское полесье. Методисты и руководители отделов являются членами Федеральной инновационной площадки «Формирование у обучающихся экоцентрического сознания на основе Концепции «Экология в системе культуры» в Орловской области.

В заключении хочется отметить, что природа не может защищать себя от варварского, потребительского, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства в ход ее естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе закон об охране природы должен выполняться каждым гражданином.  Только тогда будет достигнут полноценный эффект, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры каждого человека. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Насекомые вредители на Станции Юных Натуралистов

Порой природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, тайна и великая загадка. И некоторые загадки, быть может, никогда не ...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Приоритетные направления деятельности МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

История создания образовательного учреждения эколого-биологической направленности в городе Балашове, основные этапы развития, традиции, современное состояние....

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения"

Презентация: "Деятельность  смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей  «Станция юных натуралистов»  в сфере ...

Возможность экологических троп в ООПТ «Рудничный бор» и на учебно-опытном участке городской станции юных натуралистов

Из опыта работы городской станции юных натуралистов г.Кемерово, по организации экологических троп в ООПТ местного значения «Рудничный сосновый бор» и на учебно-опытном участке городск...

Деятельность смоленского областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Станция юных натуралистов"

Выступление на родительском собрании в общеобразовательной организации о деятельности станции юннатов...