Возможность экологических троп в ООПТ «Рудничный бор» и на учебно-опытном участке городской станции юных натуралистов
материал

Рогова Лилия Валерьевна

Из опыта работы городской станции юных натуралистов г.Кемерово, по организации экологических троп в ООПТ местного значения «Рудничный сосновый бор» и на учебно-опытном участке городской станции юных натуралистов и использования их в образовательном процессе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnost_ekologicheskih_trop_v_oopt_statya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность экологических троп в ООПТ «Рудничный бор» и на учебно-опытном участке городской станции юных натуралистов

Методист МБОУДО «Городская станция юных натуралистов» г. Кемерово Рогова Л.В.

        В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает, изучая разделы биологии - ботанику, зоологию, общую биологию. Но это всего лишь теория и для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных школьной программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки школьного урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении.        Что такое экологическая тропа?

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе ребята получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

История создания экологических троп насчитывает уже около 100 лет. Первые экологические тропы появились в начале прошлого века в США. Лесничий Бентон Маккей предложил проложить пешеходный маршрут в Аппалачских горах. К 1922 году экологическая тропа длиной 3300 км протянулась через весь Аппалачский хребет, от штата Мэн на северо-западе до штата Джорджия на юго-востоке. Позже длинные и короткие экологические тропы стали возникать в национальных парках США. Эти маршруты сделались любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев и туристов.

В настоящее время экологические тропы широко распространены во многих странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Германии, России, Украине, Польше, Швеции, Швейцарии, Чехии, Эстонии, Кении, Индии, Японии и других.

Широкое распространение учебно-познавательных троп в странах бывшего СССР началось с 60-х годов ХХ века. Многие из них были созданы школьниками и студентами.

        На территории города Кемерово так же есть экологические тропы. Городской ландшафт нашего города уникален, и ничего подобного в мире нет. Речь идет об огромном массиве реликтовой тайги в центре столицы Кузбасса. Площадь Кемеровского бора, а это – 405 гектаров. Но самое главное, что отличает Рудничный сосновый бор, расположенный на правом берегу Томи от других российских и зарубежных парков, – это его природное происхождение. Специалисты называют подобные городские зеленые массивы - «экологическими окнами». Сама матушка-природа подарила кемеровчанам лес, в котором растут около 350 видов высших растений. Основная лесообразующая порода – сосна. Она формирует древесный ярус высотой 20-24 м. Подлесок составляет 30 видов деревьев и кустарников. Здесь можно встретить черемуху, рябину сибирскую, дикую смородину, малину, калину, землянику, клубнику и костянику. Здесь растет папоротник-орляк, осока большехвостная, лилия кудреватая, фиалки, огоньки, подснежники, марьин корень, иван-чай, десятки видов сибирских трав.

Первыми, кто обратил внимание на уникальность Кемеровского соснового бора и на возможность использовать его для отдыха, были американцы – члены Автономной Индустриальной Колонии «Кузбасс». В 1922 году они приехали в Кемерово, чтобы помочь молодой советской республике восстановить промышленность. Около 400 американцев, голландцев, финнов, немцев (всего 27 национальностей) поселились на Руднике, по соседству с бором. Советское правительство разрешило колонистам использовать для производственных и бытовых нужд любые природные ресурсы, включая лес.

В июне 1922 года руководитель колонии американец Уильям Хейвуд провел рекогносцировку местности, определил точки расположения жилья, дорог, мостов, сельскохозяйственных ферм. Несмотря на полученный от властей карт-бланш на вырубку леса, Хейвуд решил бор не трогать. Еще дальше пошел голландский инженер Себальд Рутгерс, который сменил Хейвуда на посту директора колонии. Столкнувшись с тем, что аборигены используют бор для выпаса домашнего скота, Рутгерс распорядился выделить для пастьбы специальные участки в пойме реки. За вырубку леса он ввел крупный денежный штраф.

Колонистам нравилось отдыхать в бору. В летнее время они устраивали пикники. Брали корзинки с провизией, скатерти, посуду, очень часто – самовар (благо сухих шишек на растопку имелось предостаточно). Зимой проводили соревнования лыжников.

В 1923 году в Кемерово приехала выпускница Калифорнийского университета, учительница Эльза Мельман. Рутгерс назначил ее директором так называемой «американской школы». Мельман ввела в практику проведение уроков на природе. Ботанику, зоологию, географию дети изучали не в учебном классе, а в бору. Очень скоро познавательные походы на природу стали проводить и в русских школах. Детей учили ориентированию на местности, знакомили со съедобными и несъедобными растениями, ягодами, грибами. Каждое лето учащиеся собирали гербарии. Они являлись обязательной частью школьной программы по ботанике. Другой колонист Вайно Тикка преподавал физкультуру. Он также как и Мельман, считал, что бор – лучшее место для проведения спортивных состязаний.

На сегодняшний день это любимое место для пробежек, лыжных и пеших прогулок кемеровчан. Как и сто лет назад, это по-прежнему заповедный лес — теперь уже посреди города с полумиллионным населением и со статусом. Особо охраняемой природной территории.

В 1993 году на базе Городской станции юных натуралистов было открыто новое, эколого-волонтёрское направление работы, которое закономерно связывало такие понятия как экологическое состояние окружающей среды и здоровья человека. Важной формой экологического воспитания стала экологическая тропа, проложенная в 1994 году в Рудничном сосновом бору. Экологическая тропа являлась и служит до сих пор прекрасной природной базой для проведения с детьми теоретических и практических занятий с целью развития экологической культуры и эмоционально-целостного отношения обучающихся к природе.

Создание экологической тропы позволяет вовлечь ребят в научно - обоснованную практическую деятельность по охране природы. А проведение экскурсий дает возможность школьникам почувствовать себя частью мира природы, задуматься о сохранении окружающего мира, его биоразнообразия.

Работа экологической тропы направлена на решение следующих задач:

  1. Расширять у экскурсантов элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, дать основы экологических знаний;
  2. формировать навыки проведения наблюдений в природе, умения замечать различные проявления антропогенного характера, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и комплексной оценки результатов воздействия человека на окружающую среду;
  3. способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Интересные экскурсии различных тематик стали пользоваться большим спросом у школьников города. На экологической тропе также проводятся экологические слёты, соревнования, природоохранные акции и др. массовые мероприятия.

Ежегодно в летний период на территории ООПТ «Рудничный бор» работает летняя экологическая школа «Юный исследователь природы». Через организацию практической природоохранной и исследовательскую деятельность ребята учатся бережно и ответственно относиться к природе родного края.

Ребята принимают участие в акциях «Добрые дела руками юннатов», «Сохраним лес от пожаров», «Каменушка - живи!» - уборка берегов реки Каменушка от мусора и др.

Не у всех учащихся есть возможность пройти по экологической тропе соснового бора, для этого на учебно-опытном участке Городской станции юных натуралистов создана экологическая тропа как одна из традиционных форм юннатского движения в стране. На территории высажены хвойные, лиственные деревья и кустарники, предоставленные Кемеровским лесхозом, а также саженцы многолетних растений, часто встречающиеся в природе родного края виды растений, декоративные кустарники и деревья городской среды. Экскурсию по лесной зоне проводят педагоги отдела экологии и охраны природы с весны по осень.

Учебно-опытный участок – это естественнонаучная лаборатория, в которой проводятся многие теоретические и практические занятия детских объединений и другая природоохранная работа. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для занятий, исследовательские опытнические работы в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания животным живого уголка за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ. Кроме того, на участке ведется сбор наглядных материалов (гербариев, плодов, цветков, личинок вредителей сельскохозяйственных культур, коллекций семян, плодов, почв).

Использование учебно-опытного участка в образовательном процессе учреждения может обеспечить:

•        ознакомление учащихся с биологией растений, взаимосвязями в живой природе;

•        обучение учащихся основам ландшафтного дизайна, растениеводства, флористики, агрономии;

•        постановку наблюдений и опытов учащимися над растениями и животными;

•        проведение природоохранных акций и праздников;

•        использование растений и животных учебно-опытного участка как наглядный материал на учебных занятиях.

Невозможно представить природоохранную работу без информационно-пропагандистской деятельности. Самыми распространенными формами стали: выступление агитбригад, ежегодное проведение природоохранных акций: «Дни защиты от экологической опасности», «Чистота и порядок – наш Кузбассу подарок»; городских образовательных проектах «Здоровый бор – Здоровый город», «Человек – Окружающая среда – Здоровье»; городской эколого-натуралистической выставке «Натуралист», городской научно-практической конференции «Юные исследователи природы», где неоднократно занимали призовые места. Большое внимание уделяется работе в СМИ, опубликованы ряд статей в газете «Кузбасс», «Комсомольская правда», «Наш город», «Свежий ветер» и других. Учащиеся охотно выступают на радио и телевидении, где рассказывают о своей деятельности, представляют к обсуждению экологические проблемы города.

Учащиеся Городской станции юных натуралистов являются призерами:

- Международной образовательной конференции «Дети. Экология. Будущее»;

- Всероссийского конкурса «Человек на Земле»;

- Всероссийского конкурса «Вода России»;

- Всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета»;

- Областной научно-практической конференции исследовательских работ школьников «Экология Кузбасса».

В настоящее время на Городской станции юных натуралистов г. Кемерово созданы все условия для развития исследовательских навыков школьников, желающих заниматься этой деятельностью. Дополнительные общеразвивающие программы построены таким образом, что позволяют постепенно включать детей в исследовательскую деятельность, по мере накопления теоретических знаний и развитие умений.

Поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность, разнообразие методов и приёмов работы, личностно-ориентированный подход - всё это способствует развитию исследовательских способностей школьников, о чём свидетельствует высокая результативность работы.

Многолетний опыт работы закономерно подтверждает положительный результат выбранного направления экологического воспитания учащихся. Можно отметить, что организация экологической и природоохранной деятельности в природной среде способствует формированию системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социо-природной среде и профессиональной подготовке учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Насекомые вредители на Станции Юных Натуралистов

Порой природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, тайна и великая загадка. И некоторые загадки, быть может, никогда не ...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Приоритетные направления деятельности МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

История создания образовательного учреждения эколого-биологической направленности в городе Балашове, основные этапы развития, традиции, современное состояние....

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...

Размножение чубушника сорта Бель Этуаль в условиях Среднего Урала на территории Городской станции юных натуралистов

В данном тезисе представлен опыт размножения чубушника (садового жасмина) методом черенкования....

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения"

Презентация: "Деятельность  смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей  «Станция юных натуралистов»  в сфере ...

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»

Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Для системы образования среди актуальных направлений развития оста...