Консультация для педагогов "Дошкольное воспитание - смена стереотипов"
консультация по экологии на тему

Решетникова Людмила Алексеевна

Разрешение противоречия между целями, задачами, с одной стороны,  и содержанием, методиками экологического образования дошкольников, с другой стороны, связано с необходимостью смены ценностных ориентиров общества в целом и каждого отдельного человека в отдельности, уходом от потребительского подхода к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_ped_smena_stereotipov.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Консультация для  педагогов детского сада

"Экологическое образование - смена стереотипов"

Подготовлена педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.

2018 – 2019 учебный год

  Ответ на  вопрос «Чему учить?» зависит от господствующих в обществе взглядов, в частности, на взаимоотношения человека и природы. Долгое время человек считался «мерой всех вещей», а природа рассматривалась всего лишь как средство, обеспечивающее его существование. Именно поэтому и в настоящее время существует некоторое противоречие между целями, задачами экологического образования дошкольников и определением его содержания. Оно проявляется в выборе объектов, методик. Что получается? Цели и задачи экологического образования базируются на новой, экологической парадигме (био- (эко-)центризме), а отбор содержания и методик для экологического образования дошкольников нередко производится на основе старой, антропоцентрической. Разрешение этого противоречия связано прежде всего с необходимостью смены ценностных ориентиров общества в целом и каждого человека в отдельности, уходом от потребительского подхода к окружающей среде.

1. Стереотип "Человек - царь, хозяин природы" наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50-80-х годов. И только во второй половине 90-х годов он стал постепенно исчезать из дошкольной педагогической литературы. Данное выражение рассматривает человека как меру вещей, а объекты окружающей природы - прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.

2. Стереотип "Вредные и полезные животные, растения". В широко распространенной до сих пор в экологическом воспитании дошкольников классификации живых организмов на "вредных, опасных и полезных" основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение, прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, "вредности" ядовитых грибов, а затем - о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно. Складывается противоречивая ситуация: дети одновременно получают от воспитателя информацию о том, что бабочки красивы, нуждаются в бережном отношении, а гусеницы (стадия развития бабочки!) вредны, их нужно уничтожать. Такое разное отношение к бабочкам и гусеницам широко распространено в дошкольной литературе и является парадоксальным примером проявления старой парадигмы. С позиции экологии (а не сельского хозяйства) листья растений, гусеницы (бабочки), птицы являются звеньями одной пищевой цепи, и каждый из них выполняет свою роль в природе.

Почему появилось выражение "вредные", "полезные"? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в своих целях. Тех же, кто создает какие-либо неудобства человеку, мы наградили ярлыком "вредные". Все "вредные" животные и растения, так или иначе, конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы, наносят урон урожаю и т.п. Как правило, в категорию "вредных" попадают  многие хищники (волки, которые нападают на овец; лисицы, которые крадут кур; орлы, ворующие цыплят, и т.п.). Употребление такой классификации правомочно с точки зрения сельского хозяйства (там определение "вредители" имеет свое обоснование), но не экологического воспитания, тем более детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к словам "плохой", "хороший". Так,  опрос показал, что слово "вредный" дошкольники отождествляют со словами "плохой", "нехороший", "непослушный", ведь и сам ребенок иногда слышит в свой адрес: "Какой же ты вредный! И когда ты только исправишься и будешь вести себя нормально?!" Иногда за "вредность" наказывают и физически. Значит, "вредные" животные в чем-то тоже виноваты и должны, с точки зрения ребенка, "исправиться", "стать хорошими"; в противном случае "их накажут" (так рассуждали дети одной из подготовительных групп). В результате такого подхода дошкольники делают вполне логичные выводы: чем меньше "вредных" животных, тем лучше, они не нуждаются в бережном отношении и охране. Очень интересный пример, иллюстрирующий возможные негативные последствия такого потребительского подхода, описывает Б.Рябинин: мальчики подстрелили из рогатки ворону для того, чтобы "казнить ее как хищника (эта птица ворует птенцов, яйца, значит, вредная)". О "вредности" вороны дети узнали от педагогов. Автор осуждает такой подход, отмечая, что "вредность и полезность» того или иного создания будут ребенку ясны, когда окрепнет его сознание". Еще пример, из современной жизни: пятилетняя девочка на прогулке ловит жуков, дождевых червей и, зажав их в ладошке, бежит к папе с вопросом: они хорошие или вредные? Как выяснилось, девочка собиралась раздавить всех "вредных" насекомых, о которых услышала в детском саду. Опыт свидетельствует: к начальной школе у детей уже сформированы представления о волке и других хищниках как о "плохих, злых" животных, а о зайцах и других травоядных - как о "хороших, добрых". Отсюда дети делают выводы: плохой волк не нужен, его можно убивать, а потому и нет смысла охранять.

Конечно, в преобразованной человеком природе, например, на полях, в огородах, на дачных участках у людей появляются конкуренты - "вредители", с которыми они вынуждены бороться. Но в эту борьбу приходится включаться прежде всего потому, что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесие в природе. Называя насекомых, птиц "вредителями сельского хозяйства", мы должны помнить о том, что в естественных условиях они играют отведенную именно им роль, их существование необходимо для поддержания природного равновесия. Возьмем комнатную моль: в естественных условиях она выполняет важную функцию (перерабатывает шерсть, мех погибших животных, то есть участвует в круговороте веществ). Поедая наши меховые шубы, эта бабочка честно выполняет ту роль, которую ей отвела природа. Откуда ей знать, что перед ней неприродный объект?

Обратите внимание: все "вредители" живут рядом с нами только потому, что мы сами создаем для них благоприятные условия - обеспечиваем пищей, водой, местообитанием. Почему на полях нам приходится постоянно (но безуспешно) бороться с колорадским жуком, а в естественных условиях он в таком количестве не размножается? Потому что, во-первых, в естественных условиях у него есть "враги" - животные, вирусы, которые ограничивают численность этого насекомого. Во-вторых, нигде в природе вы не найдете таких одновидовых насаждений, как картофельное поле, обычно на одном участке растет несколько разных видов растений, с которыми связаны и разные насекомые. Мы же создаем у себя на огороде монокультурные насаждения, в частности, картофеля, а это - прекрасная пищевая база для колорадского жука. Неограниченный в еде, в отсутствие "врагов", колорадский жук быстро осваивает новые территории. Почему в домах заводятся тараканы, мыши, а во многих городах наблюдаются вспышки численности крыс, ворон? Потому что люди создают для них комфортные условия - убежища, корм (пищевые отходы, мусор на свалках, крошки и т.п. в домах). В естественных же условиях количество всех этих животных также регулируется законами природы (ограниченное количество пищи, "враги", болезни).

Таким образом, мы должны четко разделять две среды: в одной из них - искусственной, созданной человеком, - законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем "вредными" (тараканов, крыс, мышей), должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.

3. Еще один пример распространенного в дошкольной педагогике подхода - объяснение необходимости бережного отношения к природным объектам, их охраны только с точки зрения использования человеком. Выражения "Лес - наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи", "Природа - наше богатство, потому что она дает нам..." в качестве аргументации необходимости бережного отношения к природе употребляют 82% опрошенных  педагогов дошкольных учреждений, работающих в области экологического воспитания. С таких же позиций рассматриваются и другие сообщества - реки, озера, моря: "Белое море - это сокровищница... Но главное его богатство - это рыбы" (такой подход верен с позиции рыбака, но не эколога; для целей же экологического воспитания важно показать ребенку значение всех обитателей моря, их связи между собой). Если же следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! Поэтому, может быть, призывая ребят беречь лес, мы крайне мало говорим о важности охраны болот, роль которых в поддержании экологического равновесия столь же велика. Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего следует сказать о самоценности природы, а лишь затем - о том, как мы ее используем. Довольно часто в качестве экологической тематики педагогами предлагаются занятия "по ознакомлению с полезными лекарственными растениями, с их внешним видом, условиями сбора и главное - перечислением болезней, от которых они излечивают". Эта информация о лечении конкретными травами конкретных заболеваний (печени, почек и т.п.) в первую очередь представляет интерес для самих воспитателей и не очень интересна 4-6-летним детям, которые не всегда четко представляют, где эти самые почки находятся. В лучшем случае в конце таких занятий предлагается бережно относиться к лекарственным растениям (но опять же подразумевается - за то, что они нам нужны). Например, один из авторов в качестве объяснения необходимости бережного отношения к природе предлагает следующий вариант: "Для чего же человеку нужна природа? Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни". Необходимость сохранения растений обосновывается только их пользой для людей: "Цветущих растений все меньше и меньше, а ведь они украшают нашу Землю, радуют людей" (украшают, верно, но этим их значение в жизни природы и человека не ограничивается). В результате такого "экологического воспитания" у дошкольников усиливается потребительское отношение к окружающему миру, формируется представление о необходимости бережного отношения только к объектам природы, имеющим практическое значение, и необязательности такого отношения к "бесполезным" для него объектам, что противоречит формированию представлений о самоценности всех видов без исключения. Ярким проявлением такого отношения являются, например, следующие утверждения детей: "березы нужны в городе, потому что их можно спилить, получатся пеньки, на которых можно отдыхать" (ответ шестилетней девочки на вопрос "Для чего деревья в городе?"); "волки -плохие, злые, их нужно прогнать из леса, их не нужно защищать, защищать нужно только зайцев от волков", "охранять нужно только редкие растения, а ромашек много, их можно собирать сколько хочешь".

4. Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные, опасные и неопасные. Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам хорошо прослеживается во многих работах по экологическому образованию дошкольников и крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми. Негативное отношение воспитателя к лягушкам (и к болоту) проявляется, например, в таких предложениях: "Ребята! Давайте предложим лягушкам переселиться в болото, им не место в озере! К сожалению, я слышу кваканье лягушек..." (фрагмент занятия по экологии). Классическим примером подозрительного отношения человека к птицам является кукушка. Вроде бы и на вид симпатичная, и "года накукует", но есть у нее одна нехорошая, с точки зрения человека, черта - подбрасывать собственные яйца в чужие гнезда, как бы бросать своих детей. Осуждающее отношение к кукушке прослеживается во многих конспектах занятий. Правда, иногда ее недостатки пытаются "уравновесить" достоинствами: "кукушка не только подкладывает яйца в чужие гнезда, но и поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица. Ведь среди них есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд" (кстати, опять упоминаются гусеницы, а ведь и из мохнатых вырастают бабочки-красавицы). Вот если бы кукушка вдруг изменила свое "неприличное" поведение, стала вить гнезда и высиживать, как положено добропорядочной матери, свое потомство, тогда она бы отвечала всем критериям идеальной птицы. На самом деле кукушка всего лишь занимает в природе так называемую "экологическую нишу" и инстинктивно делает то, что лучше всего сохраняет ее как вид. Подбрасывание яиц в чужие гнезда - это всего лишь приспособление, появившееся в результате естественного отбора, которое действительно играет большую роль в выживании этого вида. Оно не может быть оценено как хорошее или плохое, тем более что кукушка создает оптимальные условия для развития своих птенцов и с этой точки зрения является "хорошей" матерью.

Во многих программах по экологическому воспитанию, методических рекомендациях знакомство детей с царством грибов ограничивается изучением съедобных и ядовитых, что важно с точки зрения безопасности ребенка, но никак не отражает роль грибов в круговороте вещества, образовании почвы (что важно с точки зрения экологического воспитания). Так, у большинства опрошенных нами детей 5-6 лет уже сформировалось отрицательное отношение к ядовитым грибам, растениям, что выражается в определениях "плохие", "злые", "ненужные". 48% дошкольников считают нужным бережно относиться только к съедобным грибам (особенно к подосиновикам, подберезовикам), объясняя, что они "вкусные, полезные, красивые, очень нам нужны, их можно пожарить с картошкой". И лишь 9% дошкольников отметили, что "мухоморы нужны для того, чтобы звери лечились". Никто из детей не знал, почему грибы растут на пнях, старых, сухих деревьях. Во-первых, мы часто воспринимаем грибы только как плодовое тело, которое видим. И забываем, что основная часть этого организма находится в земле. Во-вторых, грибы разлагают мертвые остатки, превращая их (вместе с другими организмами-разрушителями) в почву. В-третьих, многие грибы отнюдь не случайно соседствуют с определенными растениями. Они помогают друг другу питаться, выживать, как бы сотрудничают. Исчезнут такие грибы - могут погибнуть и растения, их спутники. И с этих позиций совершенно неважно, съедобны грибы или ядовиты. К любым из них нужно относиться бережно.

Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка (заметим - у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы) выражения типа: "Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!" Как уже отмечалось, обычно это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. На вопрос "Почему вы не любите тех или иных животных?" большинство опрошенных нами воспитателей отвечали: "Они мокрые, скользкие, голые, неприятные и т.п.". Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать. У ребенка этого возраста часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк - нужно его раздавить. А с точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет. Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментом.

   Однако с точки зрения экологического образования необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма - это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни - необходимо. Однако в целом, как показывает опыт, нам всем крайне сложно отойти от сложившихся стереотипов, отражающих традиционный подход. Даже если педагоги понимают относительность понятий "плохой" - "хороший" по отношению к объектам природы, их оценка природных объектов все равно отражает потребительский подход.   Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель - показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание: формирование стереотипа поведения подростка».

Исследовательская работа по теме: «Семейное воспитание: формирование стереотипа поведения подростка»....

консультация для родителей "Воспитание духовных потребностей ребёнка в семье"

В статье говорится о дифиците духовно-нравственных потребностей ребёнка. Приводятся примеры духовной безграмотности родителей. Даются некоторые советы по приобщению детей к нравственным, духовным потр...

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в природе долж...