Угроза живому на Земле
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Ролевая игра по экологии для учащихся 10-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugroza_zhivomu_na_zemle.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Угроза живому на Земле

Ролевая игра

Учитель: Дорогие ребята! Мне хотелось бы открыть нашу пресс-конференцию словами В.И.Вернадского: «Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно». Эти строки я прочитала не случайно. Сегодня уже ясно, что человек не может остановить технический прогресс, люди будут добывать полезные ископаемые, строить дороги и города, осваивать новые источники энергии, но человек должен тщательно охранять природные богатства, если считает себя рачительным хозяином своей земли и её защитником.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня перед нами стоит трудная задача – дать оценку влияния человека на природу нашей планеты. В нашей встрече участвуют авторитетные эксперты. Какие вопросы мы включим в повестку дня?

(Присутствующие в зале предлагают вопросы)

Ведущий: Перечисленные вопросы можно объединить общим стержнем: разрушение человеком биоразнообразия и возможности его охраны. Итак, начнём с негативного влияния человека на почву. Слово нашему Почвоведу.

Почвовед: Я считаю, что разрушение почв, которые используются как пашня – это трагедия человечества. Численность народонаселения планеты каменного века измерялась десятками и сотнями тысяч людей, а сейчас нас больше 7 млрд. А главная кормилица наша – всё та же матушка-земля. Разрушая её, мы лишаем себя будущего.

Ведущий: Приведите несколько, наиболее важных примеров.

Почвовед: В настоящее время площадь пашни в мире составляет 1, 5 млрд. гектаров, а человек за своё существование разрушил и сделал бесплодными 2 млрд. га почвы. Последние 50 лет ежегодно разрушается почва на 6 млн. га пашни и если ситуация не изменится, то человечество неминуемо ожидает голод.

Ведущий: По каким причинам происходит разрушение почв?

Почвовед: Причин много, но главная – эрозия – смывание водой или сдувание ветром верхнего слоя почвы. Почвы разрушаются высокими дозами минеральных удобрений, приводящих к потере гумуса, вещества, обеспечивающего почвенное плодородие. Страдают почвы и от тяжёлой техники, вызывающей их переуплотнение. Свой вклад вносят пестициды, убивающие всё живое население, а мёртвая почва плодородной быть не может.

Ведущий: А наши далёкие предки почвы не разрушали?

Почвовед: Почвы разрушались на протяжении всей истории земледелия. Это даже становилось причиной гибели целых цивилизаций, например, шумеров в Междуречье или инков и майя в Южной Америке, где использовалось поливное земледелие.

Ведущий: А сегодня полив влияет на почвы?

Почвовед: И сегодня поливное земледелие остаётся очень рискованным. Однако современный человек знает как избежать отрицательных последствий неумеренного полива, он чередует полив и «сухое земледелие». В севообороты на поливных почвах включает растения с мощной корневой системой, защищающей почву от разрушения поливной водой. Правда, иногда почвы теряют плодородие под влиянием вторичного засоления, к которому приводит полив. Так случилось в Заволжье, где из-за полива были потеряны млн. га плодородных чернозёмов.

Ведущий: Правда ли, чтобы остановить разрушение почв,  человеку нужны растения? Слово нашему Лесоведу.

Лесовед: Около 10 тыс. лет назад, до того как человек стал заниматься сельским хозяйством, на земном шаре существовали обширные массивы лесов, ныне их площадь сократилась на одну треть. В некоторых странах процесс сведения лесов имел катастрофический характер, например во Франции леса, некогда покрывавшие 80% территории, сейчас занимают 14 % площади.

Ведущий: Насколько я знаю, особенно пострадали тропические леса

Лесовед: Да, там ситуация особенно тяжёлая. Расчистка участков под посевы сельскохозяйственных культур – основная причина вырубок тропических лесов. К настоящему времени их площадь в Южной Америке сократилась на 37% от первоначальных площадей,  в Азии – на 42%. В Африке – на 52%!

Ведущий: Международные организации самым активным образом борются за сохранение тропических лесов. Насколько это способствует решению проблемы?

Лесовед: К сожалению,  темпы сведения лесов значительно возросли: в середине 20 века ежегодно уничтожалось 12 млн. га леса, а в 21 веке уже 17 млн. га в год.

Ведущий: А каковы экологические последствия сведения лесов?

Лесовед: Из-за вырубки лесов произошли серьёзные климатические изменения в бассейне реки Амазонки: на 2-3.°С возросла температура воздуха, на 26% уменьшилось количество атмосферных осадков, возросла скорость эрозии почвы, увеличилось количество катастрофических паводков. В Китае в бассейне реки Янцзы было сведено 85% лесов, что привело в 1998 году к наводнению невиданной разрушительной силы. Правительство страны признало, что способность лесов сохранять воду стоит в три раза дороже,  чем доход от вырубленных лесов. Сейчас там ведутся лесовозобновительные работы.

Ведущий: Вырубка леса часто ведёт к опустыниванию, а поскольку при этом явлении происходит смещение границ природных зон, то время пришло предложить слово Географу.

Географ: Да, при этот процессе растительность пустынь наступает на степи, саванны и сухие тропические леса. Под влиянием хозяйственной деятельности человека появляются ландшафты с редким растительным покровом. В мире за последние 50 лет подверглось опустыниванию свыше 800 млн. га земли, основная часть этой площади приходится на районы, расположенные южнее пустыни Сахара.

Ведущий: Назовите главный фактор, вызывающий опустынивание.

Географ: Основной фактор – чрезмерно сильный выпас скота, вязанный с быстрым ростом поголовья. Если в 1986 г. биомасса скота составляла 5% биомассы всех животных, в 1990 г. – 20%, то в 2010 г.- уже 48%.

Ведущий: Происходит ли опустынивание на территории России?

Географ: Да, в Калмыкии, например, опустынивание произошло на огромных площадях в результате выпаса поголовья овец, во много раз превышающего пастбищную ёмкость естественных кормовых угодий. В Астраханской области возникли «лунные пейзажи» в районах добычи газа. Свыше 2, 5 млн. гектаров мёртвых пустынь возникло при уменьшении площади Аральского моря, уровень которого понизился на 14 м. В 1996 г. вступила в силу Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и её ратифицировали 176 государств.

Ведущий: Все эти изменения снижают биологическое разнообразие планеты. В среднем ежедневно с лица нашей планеты исчезает один вид растений. Это ведёт к исчезновению десятков и сотен видов низших животных, связанных с ним в процессе питания. Попросим выступить нашего Зоолога.

Зоолог: Начиная с 1990 года,  ежегодно исчезает один вид или подвид животных. Происходит это незаметно, и большинство людей даже не знают об этой бесценной утрате. «Самый страшный зверь на Земле» - такая надпись висит на одной из клеток в западноевропейском зоопарке. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь, он видит там самого себя: за решёткой установлено зеркало. Так ли безосновательна эта надпись? К сожалению,  нет. Всего с 1600 г. по вине человека исчезло 63 вида млекопитающих и 74 вида птиц. В числе исчезнувших видов – тур, тарпан, сумчатый волк, морская корова, европейский ибис. Недавно были опубликованы данные о количестве исчезающих видов позвоночных животных в разных странах. Этот список возглавляет США – 281 вид, Индонезия – 242, Бразилия – 167, Китай – 153 и индия – 137 видов. Самая благоприятная ситуация в Германии, где под угрозой исчезновения находятся всего 11 видов позвоночных животных.

Ведущий: Успехи Германии не стоит переоценивать, ведь фауна позвоночных в этой стране не сравнима с богатством Нового Света, простирающегося от тундр до жарких пустынь и имеющего множество горных хребтов. А как обстоят дела в России?

Зоолог: В России под угрозой исчезновения находятся 59 видов позвоночных животных.

Ведущий: А растения тоже включаются в этот список?

Ботаник: В целом в мире к исчезающим относится каждый десятый вид растений. В США под угрозой исчезновения находится 1875 видов, в Индии – 1256, в Бразилии – 483. В германии флора охраняется хорошо, в списке указано всего 16 видов, которым грозит уничтожение. В России 127 видов нуждаются в срочной помощи.

Выступают юные натуралисты с сообщениями о редких видах растений и животных (зубр, выхухоль, лотос, эдельвейс, гоголь, синий кит или др.)

Ведущий: Фактор разрушения биоразнообразия – не только уничтожение видов, но и занос инорайонных видов. Эти виды нередко ведут себя агрессивно и могут вытеснять виды местной флоры и фауны.

Ботаник: На сегодняшний день доля заносных видов во флорах разных материков составляет: в Северной Америке – 19%, в Австралии – 17%, В Южной Америке – 13%, в Европе – 9%, в Африке и Азии – по 7%.

Ведущий: В какие природные сообщества чаще всего внедряются заносные виды?

Ботаник: Максимальная доля  заносных видов выявлена в сельскохозяйственных и городских сообществах – 31%. Далее следуют леса умеренной полосы, во флоре которых их доля достигает 22%. Этот показатель резко снижается в горных сообществах (11%), в саваннах (8%) и пустынях (6%).

Ведущий: Конечно, вид виду – рознь. Появление в Австралии всего одного вида -  опунции – привело к экологической катастрофе. Колючками зарос весь материк, чтобы исправить ситуацию пришлось завозить из Америки, которая является родиной этого растения, бабочку кактусовую огнёвку, которая поставила под контроль «разбушевавшуюся опунцию.

Зоолог: Да, попытки человека «улучшить» фауну чаще всего оказывались неудачными. Для «обогащения» природы Новой Зеландии было завезено около 600 видов животных, из которых прижилось 40 видов млекопитающих и 25 видов птиц. Это привело к исчезновению многих местных видов животных и растений, особенно большой ущерб нанесли опоссум, олень, кролик, чёрный лебедь. Платой за обогащение фауны Гавайских островов, которую пополнили 53 видами (мангусты, кошки, крысы, нутрии), стала гибель 26 местных видов, которые нигде больше не встречаются. Пчела, завезённая в Америку из Африки, оказалась очень агрессивной и принялась уничтожать местных пчёл, кроме того, от её укусов погибли сотни людей.

Ведущий: Итак, вопросы охраны биологического разнообразия – одна из первоочередных сфер деятельности правительств и общественности отдельных стран и всего международного сообщества. Давайте вспомним основные аспекты сохранения видового разнообразия и приведём примеры успешной деятельности в этом направлении.

Эколог: Для того, чтобы организовать охрану флоры и фауны, выявляются объекты охраны и создаются Красные книги. Запрещается сбор и заготовка отдельных видов растений (лекарственных, первоцветов, декоративных), запрещается охота на редкие виды животных, отлов определённых видов рыб и насекомых.

Ведущий: Существуют ли, кроме запретов, специальные формы сохранения видов?

Эколог: В мире накоплен опыт разведения животных под контролем человека в зоопарках, а растений – в ботанических садах. Существуют специальные центры размножения редких видов (Окский государственный журавлиный питомник, Приокско-Террасный зубровый питомник). Для охраны видов создаются генные банки, где хранятся замороженные культуры тканей и половые клетки, из которых можно получить животных или растений определённых видов. В России тоже есть такой банк в Пущино-на-Оке.

Ведущий: Все эти методы дороги и не вполне надёжны. Наиболее надёжный способ – охрана целых природных сообществ, где эти виды живут, где поддерживается экологическое равновесие. Для этого создаются особые охраняемые территории: заповедники и заказники.

Эколог: Эксперты считают, что для сохранения биологического разнообразия доля охраняемых территорий должна составлять около трети территории каждой страны. Сегодня доля ООПТ в мире составляет около 7%. Страны-лидеры: Эквадор – 43%, Венесуэла – 36%, Дания – 32%, Германия – 27%, Чили – 18%.

Ведущий: Какова эта доля в России?

Эколог: Всего 5, 5%, но площади ООПТ быстро растут, ежегодно в РФ открываются новые заповедники и памятники природы.

Ведущий: Не мешает ли увеличение площади ООПТ экономическому развитию стран?

Эколог: Нет, во всём мире и в России возобладала тенденция встраивания системы ООПТ в социально-экономическое развитие региона. Там возможно рекреационное использование, ведение экологически чистого сельского хозяйства, заготовка лекарственного сырья, охота и рыбная ловля строго по лицензиям. В итоге охрана природы сочетается с экологически ориентированной хозяйственной деятельностью, в которой заинтересовано население. В заповедниках запрещена охота, но развивается туризм. Конечно, в каждом заповеднике выделяют специальные зоны для посещения людей, а сам отдых будет сочетаться с экологическим просвещением.

Ведущий: Понятно. Сейчас много говорят об организации сети ООПТ. Что это такое?

Эколог: В экологической сети ООПТ играют роль «ядер», в которых сохраняется биологическое разнообразие, они связаны между собой коридорами – оврагами, пастбищами, лесными опушками и другими сравнительно хорошо сохранившимися сообществами. По коридорам животные могут переходить из одного «ядра» в другое. Сеть ООПТ более эффективно сохраняет биоразнообразие, чем отдельные изолированные ООПТ.

Ведущий: Я думаю, мы получили достаточно полное представление о мерах, которые предпринимает человечество для сохранения биологического разнообразия природы. Наша конференция завершается, спасибо всем за активное участие. До следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

"Живи, процветай, земля Донская!"

Общешкольное мероприятие, посвященное 75-летию Ростовской области. В сценарии вы найдете историю образования Ростовской области, познакомитесь с достопримечательностями нашего края....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

Биосфера – живая оболочка Земли.

Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина...