Инновационная образовательная программа «Богатая долина» - «Баян Гол»
рабочая программа по экологии

Жалсараева Марина Анатольевна

Настоящая программа  затрагивает  общие проблемы экологического воспитания учащихся так и вопросы экологизации учебного процесса в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная образовательная программа

«Богатая долина»  - «Баян Гол»

Актуальность разработки инновационной программы.

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить  и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, с  изучения родного  края, своей  малой родины.  Данная образовательная программа обеспечивает интерес ребенка к учебе, к исследовательской и краеведческой деятельности.

Издавна местность, расположенная у подножия Икатских хребтов в  бассейне реки Ина, левого притока реки Баргузин, называлась местными жителями Богатой Долиной. Богата она  плодородными землями, реками,  обширными пастбищами,  сенокосными  угодьями,  урочищами,  могучими  лесами,  в  которых  вольно  гуляли  и  жировали  многочисленные  звери.  И  все  эти  ценности  помогали  людям, обитателям  этих  мест  жить  и  процветать.

Помимо  многих  достопримечательностей  Баянгол  славится  своими  давними  культовыми  памятниками  и  священными  местами.  Эти  памятники  -  удивительные  творения  природы,  которым люди поклоняются, обретая тем самым духовную  силу.

Ландшафтный памятник природы - Ининский  сад  камней, простирающийся на площади 10 кв. км., находится  в  3 километрах  от села  Баянгол. Взору человека  открываются камни разного  размера  и  пород,  привлекая  внимание  жителей  и  гостей  села  удивительной  красотой  и  загадочностью.

Недалеко  от  местности  Хугшоол  возвышается каменная скала, получившая название Заяаша  Шулуун  (Камень  судьбы),  дарующий  женщинам  детей. Следующая достопримечательность - Шургадаг  шулуун.  По сказаниям старожилов, человек, проходя через расщелину  в  скале,  избавляется  от  грехов.

В  10  километрах  от  села Баянгол в  Куйтунской  степи находится  местность Шинагальжин, которая  представляет   собой  эффектный  скальный  выход, похожий  на огромного  окаменевшего  ящера.

По преданиям в  местности  Нюругана есть  две  могилы  латышей,  сосланных  в  Баргузинскую  долину  в  1890  году.

Славится  наша  земля  и  целебными  источниками,  которые  расположены  вокруг  Баянгола,  как  бы  защищая  свой  народ  от  разных  внешних  и  вредных  влияний.

«Хабтагай  шулуун»  -  живописное  место  на  берегу  горной  реки  Ина,  берущее  начало  глубоко  в горах. Люди  молились  хозяину воды,  тем  самым,  прося  у  него  дождя  в  засушливую  погоду  (Лусад  тахилга).

Аршан  «Хугшоол» - это место,  где  с  гор  льется  чудо – целебная  вода,  которой  омываются  и  пьют  для  оздоровления и «hороон  аршан» – целебный,  не  замерзающий, глазной  источник.

 Цель: Вовлечь учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия, научить изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решение и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  Приобщать  детей к   природным  ценностям  родного  края, прививать  любовь  к  родной  земле. Научить  самостоятельно ставить и достигать серьезные  цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.  

 Задача  школы в условиях НОИ «Наша новая школа» состоит в следующем:

1. Развитие  системы поддержки талантливых детей:

          - Создание системы поддержки одарённых детей, формирование банка данных «Одарённые дети», разработка и внедрение технологии  портфолио  учащегося,

сопровождение талантливых детей в течение всего периода становления личности.

- Развивать творческую среду для выявления особо одаренных детей;

- Организация слетов, летних и зимних школ, конференций, семинаров и лругих мероприятий, способствующих познанию родного края;

        - Целенаправленно знакомить, приобщать и формировать у учащихся ценностное отношение к  культовым и сакральным местам Баргузинской долины.

- Создание современных условий для занятий творчеством (студии, актовые залы)

- Участие школьников в сетевых проектах и дистанционных интеллектуальных соревнованиях

         2.  Совершенствование учительского корпуса

- Привлечение молодых специалистов, профессионалов-практиков, не имеющих базового педагогического образования

3.  Сохранение и укрепление здоровья школьников:

 - Учет возрастных особенностей учащихся, снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий, изучение предметов по выбору;

- Обеспечение безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

- Обеспечение качественного горячего питания

- Создание условий для занятий физкультурой, туризмом, краеведением.

- Пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье.

Содержание инновационной деятельности.

Организация эколого-краеведческой деятельности детей по следующим направлениям:

             -создание  особо  охраняемой природной  зоны в Ининском саду камней с привлечением  группы  ребят  в исследовательскую  деятельность. Пройдя самостоятельно по тропам сада камней, ребята  могут  составить собственную  карту  территории,  осуществлять наблюдение  за  изменениями, происходящими  с  каменными  глыбами, а также заниматься оформлением и установкой информационных щитов для туристов;

        - организация ученической исследовательской лаборатории для изучения химического состава воды целебных источников, установка щитов с названиями источников и их показаниями;

        - изучение детьми мест поклонения древних родов Баргузинской долины, составление источниковедческой базы в процессе бесед со старожилами села;

- приобщение  к  школьной  исследовательской деятельности  и  к  идее возрождения музея села  старейшин  села  -  знатоков  родной  земли,  историков, биологов, географов;

-взаимодействие школы с научными работниками, специалистами музейного дела республики, района по организации и возрождению музея села, восстановлению и пополнению его экспонатов;

- разработка познавательно-туристических маршрутов, терренкуров разного вида (конный, пеший, велосипедный)

                  Формы  и  методы организации  инновационной  деятельности:

-  экологические недели, часы;

-  экскурсии  по  священным  местам;

-  организация  школьной  экспедиции  для  исследования  малоизученных  мест, памятников природы;

-  организация  познавательного  туризма  для  гостей  села;

-  интеллектуальные  краеведческие  игры, экологические  конкурсы,  викторины;

-  участие  в  научно-практических конференциях, конкурсах.

Ожидаемые  результаты инновационного образовательного проекта:

- Выпуск  электронной  версии  «Летопись  села  Баянгол»,  «Летопись  БСОШ»;

-  Пополнение  и  обновление  экспонатов  историко-краеведческого музея  села;

-  Создание  летнего  экологического  лагеря  на  базе  аршана  «Хугшоол»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- Обустройство  и  развитие  особо  охраняемой  природной  территории «Ининский  сад  камней», включая  аршаны  Хугшоол,  Хабтагай  Шулуун,  hороон;  

-  Обустройство  и  функционирование  экологической  тропы;

-  Создание  страницы  «Истоки»  в  сельской  газете  «Баянгол».  

-  Выпуск  буклетов  с  описанием  флоры  и  фауны  родного  края;

- создание студии (фото- и видеостудии, художественная)  

-  Разработка  программы туристических  маршрутов  с  путеводителями;

      Условия  организации работы:

-  Согласование  с  МОСП  «Баянгольское»  по  организации  летнего  экологического  лагеря,  по  определению  статуса  колхозного  музея;

-  Поиск  партнеров  по  оказанию  финансовой  поддержки  в  организации  экологических  экспедиций, возрождения музея села

Средства  контроля  и  достоверность  результатов  будут  подтверждаться  периодическими  отчетами  о  реализации  программы  «Богатая  долина»   перед  Советом  школы,  родительской  общественностью,  СМИ.

Инновационная образовательная программа

 «Очаг» - «Баян Гуламта»

Обоснование актуальности инновационной образовательной программы.

В Баянголе живут представители  8 древних баргузинских родов  hэнгэлдэр,  шоно,  галзуут,  абзай, булгад, эмхэнэд, баяндай, сэгээнэд, и каждый род славен своими делами, именитыми людьми. На примере изучения их жизни мы воспитываем в детях такие ценности, как трудолюбие, уважение и почитание старших, честность, гостеприимство. Современная семья, на наш взгляд, является главным носителем и транслятором культуры рода.

Баян Гол является родиной прославленных и именитых людей, которых народ оценил за их самоотверженный труд, подвиги, достижения. На наш взгляд, семья является основным источником формирования у ребенка установок, направленности, стремления к достижениям. Поэтому мы рассматриваем семью как ценность для становления личности.

Цель программы: приобщение детей к ценностям Человека, через познание истории своей семьи, рода.

Содержание инновационной деятельности   предусматривает проведение семейных конкурсов, знатоков истории, обычаев, традиций бурятского народа, ремесел, организация выставок произведений народного творчества, деятельность мини-мастерских для девочек «Уран оёдолшо», для мальчиков «Дархан», конкурс детских талантов, творческие встречи с деятелями культуры и искусства.      

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по изучению, сбору материала о  знаменитых людях труда, семейных династий, представителей разных профессий: спортсменов, певцов, учителей, сказителей выходцев из села, своей родословной и оформление результатов в виде печатной продукции, буклетов, публикаций в школьной, сельской, районной газете.

Формы и методы организации инновационной деятельности:

- конкурсы на «Лучший вопрос знаменитому земляку Борису Будаеву», на лучшее сочинение «Моя семья», викторины, игры;

- беседы, интервью со старожилами села;

- изучение традиций семейных, родовых обрядов, праздников;

- экскурсии в музей;

- конкурс среди родовых кланов «Эрхим булэ», «Хатан», «Гэсэр», «Дангина»;

- конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная»;

- конференции, публичный доклад, круглый стол;

Ожидаемые результаты:

          -   Посадка деревьев в парке памяти  ветеранов войны;

          - Открытие галереи знаменитых спортсменов, выходцев из села Баянгол;

          - Открытие аллеи памяти  в честь пяти героев Социалистического Труда;

          - Изготовление и установка памятных досок на домах ветеранов Великой Отечественной войны;

          - Организация мини-мастерских традиционных ремесел «Уран оёдолшо» для девочек; «Дархан» для мальчиков;

          - Ввести в традицию организацию встреч с представителями семьей восьми баргузинских родов;

          - Организация и проведение спартакиад по вольной борьбе, волейболу в честь героев, орденоносцев, знаменитых людей села;

          - Обобщение и распространение собранного материала в публичных докладах на НПК, на сайтах в сети Интернет, презентация поисково-исследовательской деятельности, создание видеороликов, фото-  видео- съемки.

Необходимым условием реализации программы является повышение интереса родителей к делам школы, взаимодействие института семьи и школы по вопросам управления и реализации программы, привлечение представителей бизнес-структур, общественных организаций к актуализации роли семьи в формировании личности. 

Средства контроля и достоверность результатов.  Периодическая отчетность перед вышестоящими органами в  СМИ, коллективное обсуждение, систематический анализ работы педагогического коллектива по программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа инновационной образовательной практики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской  «Архитектор»...

Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"

Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного т...

Авторская инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по экологии «ЭкоМиР»

    Пристальное внимание к экологическому образованию  поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения обще...

Образовательная программа «БАЯН»

- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание  учебно-методических,  кадровых, материально-технических...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Специфика сопровождения учащихся в условиях реализации инновационных образовательных программ в формате профильных смен

Статья раскрывает понятие интенсивной образовательной программы в формате профильной смены, обосновывает поиск маршрутов развития личности ребенка, в статье рассматриваются особенности современного до...