Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"
проект на тему

Богданова Ольга Александровна

Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного театра, начиная  от создания костюмов, декораций и самого представления. Работа Школьного театра показана в системе воспитательной работы  в школе для учащихся с ОВЗ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_teatralnyy_kompleks_shkola_uspekha.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD21315_.gif

Инновационная образовательная программа

«Школьный Театральный Комплекс – «Школа Успеха»

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD21315_.gif

Санкт-Петербург

2014

Инновационная образовательная программа  

«Ребенок с ОВЗ             Театр              Жизнь»

 (система поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами театрального искусства во внеурочной деятельности »

1.Актуальность

В контексте ФГОС и согласно направлениям развития «Петербургской школы 2020» («Доступность качества», «Равные и Разные», «Открытая  и эффективная школа», «Здоровье в школе») мы делаем акцент на поиске новых условий для здоровьесозидающего обучения, которое в свою очередь будет способствовать  самоопределению и самореализации учащихся с ОВЗ.

Развитие творческой личности, а также создание условий – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации. Театральное искусство – эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом. Социально-экономические условия выдвигают в качестве приоритета более раннее гражданское и творческое становление подрастающего поколения. Задачу развития творческого потенциала  как способа сохранения здоровья детей, на наш взгляд, можно решить в системе внеурочной деятельности путем создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов личности ребенка с ОВЗ средствами искусства. Ученые, психологи, педагоги раскрывают искусство как явление многозначное, сложное. Театральное искусство – одна из многочисленных форм педагогического воздействия, влияющая на развитие творческого потенциала ребенка.

           Необходимость внедрения  в коррекционно-образовательный процесс идей здоровьесбережения и здоровьесозидания связана  с изменениями в системе образования в нашей стране. Используя фундаментальные  законы развития природы и общества важно своевременно подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности в будущем, выработать у них способность быстро адаптироваться  к стремительно изменяющимся условиям социального функционирования.

На наш взгляд, каждая историческая эпоха предъявляет школе свои требовании, которые фиксируются в «базовом» типе личности выпускника. На сегодняшний день – это воспитание жизнестойкости детей  с ограниченными возможностями здоровья. Жизнестойкость — это реализм, т.е. способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть. Смотреть фактам в лицо, не приукрашивая их.  В  адаптирующихся людях заложена любовь к себе и к миру, которая позволяет и дает силы не отворачиваться от негативных сторон и неприглядных фактов. Любовь к себе и к миру позволяет видеть темную сторону, потому что при наличии любви к себе темная сторона жизни не перечеркивает всего того, что есть в жизни положительного и светлого.

Вторая способность, которой обладают хорошо адаптирующиеся люди, — умение видеть смысл в различных жизненных ситуациях. Они изначально (на уровне подсознания, в раннем детстве) глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл. Люди с высокой жизнестойкостью находят конструктивный элемент в любой жизненной ситуации и тем самым наполняют содержанием свою жизнь и жизнь окружающих. Способность находить, а часто - создавать смысл, закладывается в детстве, или же может быть выстроена в результате серьезной работы над собой. Эта способность находить смысл связана с сопричастностью к самому фундаменту общечеловеческих, непреложных и вневременных ценностей. В основании которых, по мнению многих выдающихся мыслителей, лежит любовь - в общечеловеческом смысле.

Третий составной элемент живучести связан со способностью творчески перерабатывать известное и вырабатывать новые, непривычные или неочевидные методы решения проблем особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта способность означает особую изобретательность, способность находить решение проблемы при отсутствии необходимых или привычных инструментов и материалов. Эта способность к творческой переработке действительности воспитывается в результате живого отношения к миру, себе и людям. Она рождается из нескольких способностей:

  • способности испытывать настоящие (в отличие от формальных, не совсем искренних) чувства,
  • делать то, что считается наиболее важным и интересным сейчас,
  • -доверять  своей интуиции и своему взгляду на мир.

Культурологическая направленность концепции личностно-ориентированного образования, рассматривающая личность ребенка через призму понятия культуры уже давно и активно развивается в современной  педагогической науке. Мы считаем, что если образование и воспитание ребенка осуществляется в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, то мы сможем  оказать поддержку в проявлении индивидуальность, способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей, что в свою очередь будет основой формирования базовых национальных ценностей. Все это расширяет сферу профессиональных задач педагога, заключающуюся в помощи каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья в поиске и создании условий  для их собственного языка самовыражения.

Становление ребенка как личности тесно связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, т.е. с интернациональным языком образов.   То именно театральное искусство, возникшее  как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык, может помочь реализовать создание Театрального Комплекса как «Школы Успеха» для детей с особыми  возможностями здоровья.

Мы считаем, что существование в рамках внеурочной деятельности  именно  театрального пространства дает возможность ребенку  с ограниченными возможностями здоровья найти свой собственный способ учиться, получая гораздо больше "знаний", по сравнению с условиями обычного урока. Для многих детей существование внутри театрального пространства есть адекватный их возрасту способ освоения культурных ценностей, которые в свою очередь способствовать формированию психического и духовно-нравственного  здоровья. Кроме того, подобная форма образования не только расширяет знания, но и создает ситуацию успешного их освоения, а значит, формирует мотивацию к дальнейшему образованию, открывая ребенку его собственные возможности.

Таким образом, инновационной составляющей  нашего проекта будет:

  • включение детей с ограниченными возможностями здоровья в активную социальную деятельность в ситуациях, выходящих за пространство школы
  • включение ребенка в активный творческий поиск за рамками традиционной внеурочной деятельности
  • приобретение социального опыта, представление продукта творческой деятельности в учреждениях района и города.
  • выход в открытое социальное пространство

2. Основания для создания инновационной образовательной программы

Школьный Театральный Комплекс – «Школа Успеха»

Анализ внутренних  и внешних ресурсов школы, способствующих созданию и реализации инновационного проекта

Отметим, что основная цель нашей школы: создание здоровьесозидающей среды,  которая способствует формированию жизнестойкости ребенка с ограниченными возможностями здоровья в стремительно изменяющихся условиях. Наша школа работает по следующим направлениям:

  • использование современных здоровьесберегающих педагогических технологий,
  • санитарно-гигиеническое состояние школы,
  • медицинская профилактика,
  • правильное и рациональное питание,
  • создание положительного эмоционального климата,
  • дозированность учебной нагрузки,
  •  спортивно-оздоровительная работа,
  • формирование здорового образа жизни.
  • создание «Школы Здоровья» (Приложение № 1)

Поэтому  проект по  организации   Школьного Театрального Комплекса  как Школы Успеха  органически вписывается в успешную реализацию концепции развития нашей школы «Создание  школы здоровьесозидающей направленности»,  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ибо Театр – это Искусство, а Искусство, как известно, “врачует души”. Поэтому Школьный Театр может стать своеобразной  Школой Здоровья, на основе анализа социокультурной среды, окружающей нашу школу, широкого социально-педагогического партнерства, удовлетворения образовательных и социокультурных потребностей всех участников образовательного процесса

Отличительной особенностью нашей школы является обучение и воспитание  детей с огранченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) - выражающиеся  в нарушениях соматогенного, церебрально-органического и социального генеза, что приводит к серьезным проблемам психофизического и психофизиологического характера в развитии ребенка. Это, прежде всего, проявляется в задержке развития познавательной деятельности и в замедленном  - эмоционально-волевом развитии.

         Одной из проблем является социализация ребенка с ЗПР, которая заключается в том, что  многие родители нашей школы относится к «группе риска». По результатам внутреннего  мониторинга 25  % семей наших учащихся ведут  асоциальный образ жизни. Это говорит о низком нравственном уровне матерей и отцов, которые злоупотребляют алкоголем, табакокурением. Поэтому не все семьи могут обеспечить психолого-педагогическую помощь своему ребенку.  Естественно, что все вышеперечисленное сказывается на состоянии соматического здоровья учащихся, так же деформированы ценности, идеалы, убеждения, ролевые установки. (Приложение №2)

 По нашему мнению на сегодняшний день широкие возможности театрального искусства в духовном воспитании и культурно-художественной социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности, в большинстве российских школ, на наш взгляд, продолжают оставаться по существу не востребованными и не используемыми.

 А на самом деле ребенок,  попадая в театральное пространство, получает возможность прямого проживания тех проблем, о которых он еще не имеет представления и может узнать только из наставлений взрослых. Проживая то или иное сценическое действие, маленький актер (зритель) получает возможность идентификации реальных жизненных явлений, о которых он имел только умозрительное представление. Он получает инструмент самостоятельного отношения к происходящему вокруг. Детское театральное  творчество - не только эстетический продукт, но и  светлый эстетический процесс. Отсюда и возникает личностная ценность происходящего. Глубокое внутреннее присвоение знаний о мире и о себе. Поэтому можно говорить о применении  театральных технологий в преподавании традиционных предметов. Ведь кроме более глубокого усвоения материала, учащийся убеждается в том, что он может учиться. Учиться становится интересно, так как образовательный путь лежит не через "прослушал-запомнил-воспроизвел", он лежит в области индивидуального проживания, вчувствования и понимания. Если процесс обучения не становится процессом развития личности ребенка, и  требует включения только одной функции - запоминания, то ребенок не в состоянии полноценно в нем участвовать. Поэтому для нашей школы важно то, что делает наш ученик, должно иметь к нему прямое отношение, должно быть не просто интересно, но и  лично важно, что в свою очередь будет благоприятно влиять на формирование их жизнестойкости как условия сохранения его здоровья.

 Суть детского театра – это коррекция, развитие и полноценное  образование. Поэтому принцип построения и цели детского театра – это качественный процесс подготовки постановки. Тогда продуктом деятельности детского театра – это участник спектакля.

Анализ  состояния и перспектив развития нашей школы как театрального комплекса, позволяет сделать следующие выводы о внутренних ресурсах школы для осуществления инновационного проекта.

  • Школа сохраняет относительно стабильный контингент учащихся.
  • Учебный план школы не вызывает перегрузки учащихся.
  • В школе создано пространство, позволяющее организовать разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности  учащихся
  • Школа имеет опыт организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся во второй половине дня, танцевальной, спортивной  и театральной направленности.
  • В школе работают профильные специалисты: педагог-психолог, психиатр, социальный  педагог, медицинский работник, логопед - дефектолог.
  • В школе работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив, педагоги школы имеют высокий уровень готовности к здоровьесберегающей деятельности.
  • На базе школы функционирует собственный камерный  театр, который каждый год дает представление в Эрмитажном театре.

Анализ внешних ресурсов школы показывает, что

  • Территориально школа находится в одном из центральных районах города, приближенных к метро, что делает мобильным взаимодействие нашей школы и социальных партнеров города (Русский Музей, Эрмитаж, Эрмитажный театр и т.д.).
  • Микрорайон, в котором находится школа, имеет смешанный социальный состав. Наибольшую долю родителей наших учеников составляют рабочие, представители интеллигенции, государственные служащие. Ввиду загруженности на работе многие родители стремятся обеспечить длительное пребывание своих детей в школе, при этом они преследуют цель создать для ребенка безопасные условия, защитив его от воздействия различных асоциальных явлении и предотвратив его вовлечение в них.
  • Место расположения школы позволяет выступать в качестве площадки для посещения и организации районных и городских театрализованных  мероприятий
  • Школа имеет выстроенные связи с медицинскими, научными, образовательными учреждениями города (в т.ч. медицинскими и педагогическими).
  • Система образования испытывает острый недостаток финансовых ресурсов
  • В нашем районе находится школа такой же коррекционной направленности, как и у нас.
  • В ближайшем окружении школы практически отсутствуют спортивные, культурные, досуговые, экономические учреждения и структуры.

Таким образом, анализ внутренних и внешних ресурсов школы свидетельствует о  том, что решающий фактор ее развития заключается в разработке и реализации инновационной образовательной программе Театрального Комплекса как «Школы Успеха».

Однако для полноценной реализации проекта необходимо привлечь многочисленные средства для оборудования театрального комплекса, позволяющие привлечь детей из соседних школ , а также иметь возможность проекции театрального опыта (постановок ,праздников и т.п.) на культурных площадках района и города.

Для перехода от камерного характера театральной деятельности к театральному комплексу, школе  необходимо не только  обеспечить устойчивое функционирование, но и  организовать сопровождение постановочного процесса:

  • дополнить материально-техническую базу мастерской по пошиву костюмов,
  • изготовление декораций,
  • профессиональный звукомонтаж

Таким образом, опыт предшествующей деятельности школы свидетельствует о  том, что решающим фактором ее развития является инновационная деятельность, которая может быть реализована благодаря  разработке следующего инновационного проекта.

Цель инновационной образовательной программы -  Создание  Театрального Комплекса на базе ОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Создание Театрального Комплекса позволит эффективно реализовывать здоровьесозидающие принципы коррекционного образовательного  процесса.

Задачи инновационной образовательной программы:

1.Провести  анализ внутренних и внешних факторов развития школы, потребностей педагогического коллектива, учащихся, их родителей, запросы которых должен удовлетворять  школьный Театральный Комплекс

2. Определить сущность и специфику школьного Театрального Комплекса как социально-педагогического явления влияющего на физическое, психическое, социальное здоровье обучающихся.

3.Разработать содержательные, организационно-деятельностные и операционно-технологические основы создания Театрального Комплекса на базе специального коррекционного общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

4.Представить положительные результаты реализации проекта в образовательной системе г. Санкт-Петербурга в форме проведения семинаров и мастер-классов

5.Провести мастер-класс по организации театральной деятельности  в ОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание Театрального Комплекса позволит эффективно реализовывать здоровьесозидающие принципы коррекционного образовательного  процесса

3.План разработки и апробации инновационной програаммы

I . Диагностический  этап инновационного проекта

1. Материально-техническая база соответствует уровню функционирования школы, но для реализации проекта «Театральный комплекс – «Школа Успеха»» недостаточно средств.

2. Кадровый потенциал состоит из высокопрофессиольного коллектива:

  1. Руководитель материально-технического обеспечения школьного Театра - руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования
  2.  Руководитель школьного Театра – заместитель директора по ВР
  3. Помощник режиссера - постановщика школьного Театра - воспитатель группы продленного дня высшей квалификационной категории
  4. Сценарист школьного Театра - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
  5. сценарист школьного Театра - учитель истории высшей квалификационной категории
  6. Хореограф школьного Театра - учитель ритмики высшей квалификационной категории
  7.   ИКТ-сопровождение спектаклей школьного Театра-

 учитель математики и информатики второй квалификационной категории

  1. Оформитель школьного Театра - художник - учитель ИЗО высшей квалификационной категории
  2. Мастер по пошиву костюмов для школьного театра - учитель технологии высшей квалификационной категории  
  3. Помощник мастера по пошиву костюмов  педагог – организатор второй квалификационной категории

             11.Ведущий тренинги актерского мастерства с педагогами - психолог  второй квалификационной категории

3. Эффективность проведенных мероприятий

3.1.Имеется опыт проведения локальных мероприятий (спектаклей) на базе школы, на площадках района и города (Приложение №3, Приложение №4, Приложение №5, Приложение №6)

Спектакли, поставленные за период 2006-2010 гг.

  1. «Аленький цветочек»                                            
  2. «Стрекоза и муравей»
  3. «Щелкунчик»
  4. «Золушка»
  5. «Снежная королева»
  6. «Мифы и легенды Древней Греции»
  7. «Малахитовая шкатулка»
  8. «Снегурочка»
  9. «12 месяцев»
  10. «Сказание о славном рыцаре»
  11. «Войне 1812 года посвящается…»

3.2.Результаты мониторинга по формированию готовности к непрерывному образованию и трудоустройству показали достаточно высокий объем выбора СОУ художественно-эстетической направленности. (Приложение №7)

3.3.Проведено знакомство педагогов с основами театральной педагогики ( в нашем понимании, театральная педагогика - это идеи, методики и техники работы с детским коллективом (на основе обучающих семинаров и тренингов на базе школы за счет внутренних кадровых ресурсов).

Отметим, что театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР), одновременно идет развитие компетентности в создании конструктивного межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает психологически комфортные и, естественные условия для процесса обучения и общения. Приемы театральной педагогики помогают с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.

3.4. Выявлен уровень способности к использованию творческого потенциала (креативности) учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья развитие именно креативности будет способствовать формированию их жизнестойкости. Так, например, Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть ситуацию под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В-третьих, творческому потенциалу свойственно образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим потенциалом отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Мы провели диагностику творческих способностей учащихся нашей школы, используя тест  Торренса.

Таблица 1

Развитие творческих способностей  учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Исследование развития творческой одаренности учащихся

Индивидуализация обучения в соответствии с потребностями детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях

Разработка коррекционных и психотерапевтических программ для творчески одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

Оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения

Поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.

Таблица 2

Интерпретация результатов тестирования

Беглость или продуктивность.

Показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ.

Гибкость.

Показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%.

Оригинальность.

 Показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решения предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

Разработанность.

Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

 Данные показывают тестирования учащихся ( Таблица №3), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а девятиклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаще всего у подростков (5 - 8 классы).

Общее число учащихся всех классов составило 190 человек, примерно по 45 человек в каждой возрастной группе. В скобках указаны показатели стандартного отклонения.

Полученные средние значения показателей КТТМ у учащихся разных классов занесены в таблицу.

Таблица 3

Класс

   Беглость

      Гибкость

     Оригинальность

       Разработанность

1 -2

   9,0 (1,2)

     7,5 (1,7)      

    10,3 (2,9)

      22,4 (8,8)

3 - 4

   8,9 (1,6)

     7,6 (1,6)

    9,7 (3,6)

      31,7 (15,2)

5 - 6

   6,8 (2,2)

     6,8 (2,2)

    9,2 (4,1)

      30,4 (16,5)

7 - 9

   7,6 (1,9)

     7,4 (1,9)

    9,6 (3,6)

      31,8 (17,4)

1 - 9

   7,6 (1,6)

     7,6 (1,6)

   10,0 (3,4)

      31,3 (15,3)

Таким образом, опыт предшествующей деятельности школы свидетельствует о  том, что решающим фактором ее развития является инновационная деятельность, которая может быть реализована благодаря  разработке следующего инновационного проекта

II Деятельностный этап инновационной программы

Театральный Комплекс- «Школа Успеха» (01.09.10-31.05.11)

Перечень мероприятий  по реализации:

1.Совершенствование материально-технической базы за счет привлечения внебюджетных средств

 1.1. Приобретение оборудования для театрального класса

1.2. Приобретение оборудования для мастерской по пошиву театральных костюмов, изготовлению декораций

1.3. Приобретение учебно-методических материалов

2. Повышение  качества кадрового потенциала, через совершенствование профессионализма педагогов в области театральной педагогики

2.1.Привлечение  специалистов для обучения педагогов по следующим направлениям:

1.Психология и педагогика искусства

2.Арт-терапия как здоровьесберегающая технология (куклотерапия)

Наша школа на основе современных  исследований в логопедии и педагогики (В.П. Добридень А.Н.Белоноговой), обнаружила, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, что так важно для учащихся с ЗПР.  Изготовление кукол своими руками полезно для учащихся с ЗПР и в плане развития мелкой моторики рук, и в плане развития  фантазии, образного мышления, формирования умения выражать эмоции, способности тонко чувствовать окружающих и происходящее вокруг, способности концентрировать внимание и так же носит психотерапевтический характер.

3.Психотерапевтические  возможности сказки (сказкотерапия)

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие на ценностном  уровне. Педагогические и  психологические  проблемы прорабатываются с помощью развивающихся и формирующихся нравственных ориентиров, духовных ценностей и личностных потенциалов учащегося. Идеи сказкотерапии составляют основу для формирования жизнестойкости у учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.

4.Педагогические возможности психодрамы  в образовательном процессе

В основе психодрамы лежит игра. Проигрывание учащимися выдуманных и реальных ситуаций, многовариантность завершения жизненных и воображаемых ситуаций. Занятия драмой – это воздействия на память, волю, воображение, чувство, внимание и мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. Основа драмотерапии – это «проверка действием» множества проблем в межличностных взаимоотношениях между учащимися, между учителем и учащимся, между учащимся и их родителем.

5. Актерское и режиссерское мастерство

2.2. Разработка авторской образовательной программы для педагогов  “Учитель будь Артистом” на основе материалов семинаров

Тематический план семинаров  по погружению педагогического коллектива в театральную педагогику  (01.09.14 – 31.05.14)

Тема семинара

Месяц

  1. Необходимость эмоционального взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе

октябрь

  1. Возможности системы Станиславского  на школьном уроке

ноябрь

  1. Специфика режиссерских параметров педагогической деятельности

декабрь

  1. Социоигровой стиль обучения и драмогерменевтика

январь

  1. Возможности арт-терапии в образовательном процессе

февраль

  1. Потенциал куклотерапии в образовательном процессе

март

  1. Психологический тренинг выразительности речи учителя

апрель

  1. Психологический тренинг учительского перевоплощения через изменение логики взаимодействия с учеником

май

2.3. Привлечение кадров к реализации проекта (бывших выпускников, обучающихся в СОУ эстетическо-художественной направленности)

3. Расширение социального партнерства

Заключение договоров о сотрудничестве:

  • с кафедрой этики и эстетики РГПУ им. А.И. Герцена
  • с факультетом театра кукол Академии Театрального искусства
  • с кафедрой менеджмента исполнительских искусств Академии Театрального искусства
  • с кафедрой вокала и музыкального воспитания Академии Театрального искусства
  • с кафедрой сценической речи Академии Театрального искусства
  • с кафедрой психологии СПб АППО
  • с  кафедрой Русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
  • с кафедрой дизайна Балтийского института экологии, политики и права (БИЭПП)

  4. Открытый показ школьного репертуара

    Увеличение количества премьерных спектаклей (до 2-х спектаклей в год)

  5. Открытие кукольного театра для начальной школы 

Заметим, учителя коррекционных начальных классов указывают на то, что учащиеся с ЗПР часто испытывают проблемы с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому для нас важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Именно поэтому проведение коррекционных занятий, направленных на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук через кукольную театральную деятельность благоприятно сказывается  на развитии памяти, воображения, произвольного внимания, формирование четкой, грамотной речи. Участие детей в спектаклях кукольного театра может выступать своеобразной формой их психокоррекции. Так, например, нам близка  методика И.Медведевой и Т.Шишовой - методика драматической психоэлевации – это  комплексное воздействие на детей с ЗПР с помощью разнообразных театральных приемов.

 6. Учреждение городского конкурса для коррекционных школ « Мы ищем таланты»

7. Разработка скорректированных образовательных учебных программ по предметам: технология, изобразительное искусство, информатика с включением элементов по созданию дизайна костюмов,  декораций и т.п.

Например, в  течение занятий по технологии и ИЗО учащиеся могут изготавливать куклы из папье-маше, сшить для них костюмы, а также изготовить декорации и бутафорию к спектаклю. Все эти действия предполагают тренировку мелкой моторики рук, требуют точных и скоординированных движений - так необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья.

                    8. Участие в  городском фестивале школьных театров

III Результирующий этап инновационной образовательной программы ( 01.09.10-31.05.11)

3.1.Эффективность изменений после реализации

Эффективность инновационного проекта мы оцениваем по степени повышения комплексного уровня здоровья всех участников образовательного процесса, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения степени сформированности коллективной мотивации участников образовательного процесса , расширения спектра интересов  к профессиям эстетическо-художественной направленности, увеличения социального партнерства в театральной среде г. Санкт-Петербурга, расширения международного театрального сотрудничества, совершенствования имиджа школы , повышения эффективности управления школой.

Индикаторы эффективности реализации

Критерии

Показатели

  1. Комплексный  уровень здоровья учащихся   (физическое, психическое и социальное здоровье)
  • Снижение роста психосоматических заболеваний у учащихся
  • Снижение показателей агрессивности у учащихся
  • Уменьшение числа девиаций у подростков
  • Повышение результатов обученности и воспитанности учащихся
  • Повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся;
  • Формирование самоопределения (в том числе и профессиональное) личности учащегося  на базе развития их творческих способностей.
  • Реализация широких образовательных интересов учащихся
  • базовых национальных ценностей
  • Развитие эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Развитие моторных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Совершенствование неречевых психических функций (восприятие, память, мышление, внимание, речь)
  • Формирование позитивной Я-концепции учащихся
  • Повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся
  • Формирование мотивации достижения успеха учащихся

2. Комплексный  уровень здоровья педагогов  (физическое, психическое и социальное здоровье)

  • Снижение роста психосоматических заболеваний у педагогов
  • Снижение количества педагогов с синдромом  эмоционального выгорания
  • Увеличение числа учителей участвующих в деятельности Театрального комплекса
  • Рост числа учителей участвующих в конкурсах районного, городского масштаба
  • Формирование позитивной Я-концепции учителя
  • Повышение уровня коммуникативной компетентности учителей
  • Формирование мотивации достижения успеха у педагогов
  1.  Уровень профессиональной компетентности педагогов
  • Внедрение элементов театральной педагогики в преподавание учебных предметов (использование идей системы Станиславского в образовательном процессе)
  • Применение психологических знаний при построении образовательного процесса
  • Участие в тренингах по актерскому мастерству
  • Комплексная реализация ФГОСов  
  • Создание скорректированных образовательных программ по интеграции театральных и предметных дисциплин
  1. Высокая степень сформированности коллективной мотивации участников образовательного процесса 

  • Создание методических рекомендаций по ведению театральной деятельности в школе
  • Рост познавательной активности учащихся по изучению учебных предметов
  • Снижение числа конфликтов между учащимися и учителями
  • Увеличение числа учащихся, вовлеченных в театральную деятельность
  • Рост числа учащихся, участвующих в конкурсах школьного, районного и городского масштаба
  • Реализация широких образовательных интересов учащихся
  • Развитие умения добиваться успешной коммуникации с представителями разных возрастных групп, работать в команде;
  1. Спектр интересов  к профессиям эстетическо-художественной направленности
  • Выбор учащимися профессий, смежных с театральной деятельностью
  1. Социальное партнерство в театральной среде Петербурга
  • Наличие договоров о сотрудничестве с учреждениями, осуществляющими театральную деятельность
  1. Международное партнерство
  • Наличие согласованного плана работы о сотрудничестве с международными школьными театрами
  1. Имидж школы
  • Привлечение нового контингента учащихся
  •  Активизация диалога семьи и школы (участие родителей в деятельности Театрального Комплекса)
  1. Система эффективного  управления школой
  • Активизация работы попечительского совета по совершенствованию деятельности Театрального Комплекса
  • Разработка методических рекомендаций по управлению Школьным Театральным Комплексом

3.2. Эффективность информационной направленности инновационной программы – будет проявляться через размещение  информации о  деятельности Театрального комплекса на сайте школы  http://school....spb.edu.ru/, и других рекламных печатных изданиях.

3.3.Продуктность  инновационной программы и  тиражируемость инновационной программы

Продуктом инновационного проекта «Школьный Театральный Комплекс- «Школа Успеха»» будет заключаться в формировании жизнестойкости  всех участников образовательного процесса,  включенных в театральную педагогику (через повышение  уровня  физического, психического и социального здоровья).

Тиражируемость инновационного проекта «Школьный Театральный Комплекс- «Школа Успеха»» может выражаться:

  • в написании методических рекомендаций по созданию Школьного Театрального Комплекса,  
  • в создании авторских образовательных программ по интеграции основ театральной педагогики и учебных предметов,
  • в разработке новых способов инклюзивного взаимодействия
  • в создании универсальной модели школьного театрального комплекса.

Успешная реализация инновационного проекта позволит школе стать ресурсным центром в рамках городской системы непрерывного педагогического образования. Тема проекта может стать темой программы повышения квалификации педагогов и руководителей школ в области театральной педагогики в объеме 24 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Интеллектуальная игра "Лестница успеха"

Мы работаем по методической теме "Школа - центр развития личности", строим"Школу успеха", а работаем под девизом: "Школы успех зависит от каждого и от...

Воспитательная программа "Лестница успеха"

Воспитательная программа "Лестница успеха" для учащихся 5-11 классов в помощь классным руководителям и заместителям по ВР....

Диагностика программы "Лестница успеха"

Результаты по программе "Лестница успеха"...

Программа инновационной образовательной практики "Убеждай и добивайся успеха"

Инновационная образовательная практика "Убеждай и добивайся успехов" направленв на формирование метапредметного результата: умение высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения. Программа м...

Программа воспитания и социализации учащихся "Лестница успеха"

Программа воспитания и социализации обучающихся "Лестница успеха" на ступени основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего со...

Инновационный образовательный проект "Школа-территория успеха"

Актуальность и необходимость работы над проетктом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:-создание условий для социализации выпускников;-формирование гражданской ответствен...