Программа воспитания и социализации учащихся "Лестница успеха"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Мазина Татьяна Сергеевна

Программа воспитания и социализации обучающихся "Лестница успеха" на ступени основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Леньковская основная школа

Программа

 воспитания и социализации обучающихся

на ступени основного общего образования

«Лестница успеха»

ФГОС ООО

Срок реализации: 2018-2023

Составитель: Мазина Татьяна Сергеевна

Составлена на основе  программы воспитательной работы «Ступеньки успеха»

(5-9 класс). Авторы: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев.

Содержание

  • Раздел 1.Пояснительная записка
  •     Раздел 2. Содержание воспитательной деятельности
  • Раздел 3. Индивидуальная работа с учащимися
  • Раздел 4. Профилактическая работа
  • Раздел 5. Механизмы реализации программы «Лестница успеха»

 

Никакой человек в мире не родится 
готовым, то есть вполне сформировавшимся, 
но вякая его жизнь, есть не что иное, как 
беспрерывно движущееся развитие, 
беспрерывное формирование. 
В. Г. Белинский



РАЗДЕЛ  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научить человека быть счастливым — нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С.

         Программа воспитания учащихся – это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.

Цель воспитания - сформировать всесторонне развитую, гармоничную, цельную, физически и морально здоровую личность, способную реализовать себя в жизни, сделать все для благосостояния и развития своей Родины.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить  и применить свои таланты и знания во благо,  то есть во всем будут удачными. Именно успешные  люди являются основой современного общества и государства.

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

УСПЕХ – это  аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

                   С – социализация

                                           П – позитивность

                                                                           Е – единство

                                                                                                  Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых  подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный  авторитетом; харизма основана на исключительных качествах  личности — мудрости, героизме, «святости». В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

 Программа “Лестница успеха” – это осуществление  “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школ, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Участники программы: Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.

Задачи программы:

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • Формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • Вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  • Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  • Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование здорового образа жизни школьника;
  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
  • Гуманизация воспитательного процесса,  создание условий для   развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  • Совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
  • Совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
  • Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
  • Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

Принципы воспитательной деятельности

Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников  программы.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

На  основе данных принципов  можно выделить 6 основных направлений:

  • Интеллектуально-познавательная деятельность «Малая Академия наук»
  • Спортивно-оздоровительная деятельность «Гармония здоровья»
  • Духовно-нравственная деятельность «Свеча надежды»
  • Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец»
  • Гражданско-патриотическая деятельность «Колокола времён»
  • Работа с семьёй «Кладезь семейной мудрости»

Планируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать  Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

Возрастные категории

учащихся

Воспитательный

Образовательный

Практический

Младший возраст

Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным

Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно

Портфолио

Средний возраст

Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.

Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы

Портфолио

Старший возраст

Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей

Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

Портфолио

        По мере реализации данная  программа   корректируется. Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе:

  1. Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
  2. Помочь человеку быть творцом.
  3. Формировать  активную гражданскую позицию личности.
  4. Воспитывать любовь к людям.
  5. Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
  6. Воспитывать трудолюбивую личность.
  7. Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
  8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  9. Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
  10. Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни. Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
  1. Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
  2. Образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
  3. Практический результат -  то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.


РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:

1 направление.  «Малая Академия наук»

Гибкость ума может заменить красоту.

Стендаль

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;

Виды деятельности:

  • Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
  • Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

  • развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
  • умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
  • формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
  • развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
  • формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.

2 направление.  «Гармония здоровья»

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формирование здорового образа жизни школьника;
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

        Содержание физического воспитания:

  • совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
  • просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
  • формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  • разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
  • развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
  • индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

3 направление.  «Свеча надежды»

Нравственность – это разум сердца.

Генрих Гейне

Цель работы – помочь  учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, осознание ценности человеческой жизни;
  • Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

Виды деятельности:

  • развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Содержание нравственного воспитания:

  • моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
  • этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
  • патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
  • формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
  • политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
  • формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
  • нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
  • развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
  • воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;

4 направление. «Созвучие юных сердец»

Доброта – это то, что может услышать глухой

и увидеть слепой.

Марк Твен

Цель работы – гармонизация и развитие  творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для   развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

Виды деятельности:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
  • Изучение и способностей к общению каждого ученика;
  • Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание;
  • Воспитание творческих потребностей и способностей;

Содержание эстетического воспитания:

  • развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  • развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  • эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели» природы;
  • индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  • формирование механизма эстетического самообразования;
  • формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

5 направление.  «Колокола времён»

Любовь к Родине – первое достоинство

цивилизованного человека.

Наполеон Бонапарт

Неуважение к предкам есть

первый признак безнравственности.

Пушкин

Цель работы – формирование  у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  • обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
  • Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Виды деятельности в направлении «Гражданин»:

  • изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Содержание гражданско-патриотического воспитания:

  • освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
  • развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
  • знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;

6 направление.  «Кладезь семейной мудрости»

Семья – один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
  • организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик - родитель».

Виды деятельности в направлении «Семья»:

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Содержание работы семейного воспитания:

  • совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
  • консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
  • родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
  • работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом, валеологом для решения насущных вопросов и проблем;

РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

 1. Работа с одаренными детьми:

•        собеседование с учителями, работающими в классе;

•        организация участия детей в школьных олимпиадах;

•        мониторинг уровня интеллектуального развития детей.

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

•        организация работы по системе традиционных поручений;

•        организация индивидуальной творческой деятельности;

•        создание условий для самовыражения;

•        включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:

•        собеседование с родителями;

•        наблюдение и особое внимание, коррекция;

•        организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса

               детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

•        собеседование с родителями;

•        контроль социального педагога;

•        контроль и помощь в подготовке домашнего задания;

•        вовлечение в творческую деятельность;

•        собеседование с учителями, работающими в классе;

•        наблюдение и коррекция поведения.

 

РАЗДЕЛ IV. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Работа с родителями.  Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

•        Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

•        Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

•        Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность  классного  руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1.Изучение условий семейного воспитания:

•        посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;

•        особенности семейного воспитания;

•        беседы, анкетирование родителей;

•        сочинения учащихся о семье;

•        конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;

•        формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:

•        родительские собрания;

•        информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.

•        приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;

•        регулярная проверка дневников.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.Взаимодействие с родительским комитетом:

•        помощь в планировании и организации различных видов деятельности;

•        помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;

•        с учреждениями дополнительного  образования.

5.Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:

•        родительские собрания;

•        заседания родительского комитета;

•        четкие и лаконичные записи в дневниках;

•        записки – извещения.

2.        Работа с педагогами, работающими в классе:

•        изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

•        изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

•        выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

•        развитие коммуникативных умений педагогов;

•        сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

•        помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

•        проведение малых педагогических советов;

•        индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;

•        привлечение учителей к участию в родительских  собраниях класса.

Организация работы с одаренными детьми

Отличительные особенности одаренных детей

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную,  познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
  5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Раздел V. Механизм реализации программы «Лестница успеха».

         "Лестница успеха" является системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива.

Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи.

Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.

 Программа осуществляется:

  • Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • Через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • Через систему дополнительного образования;
  • Через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • В ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педаг, библиотекарь);
  • Через сотрудничество с детской общественной организацией;
  • Через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями;

Методы:

  • Научно-исследовательский;
  • Метод проектов;
  • Коммуникативная методика;
  • Личностно-ориентированный метод;
  • Метод креативного мышления;
  • Репродуктивный метод;
  • Метод критического мышления;

Формы работы:

  • Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • Тренинги, занятия, курсы;
  • Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  • Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • Встречи с интересными людьми, клубы по интересам

5-й класс -  "Первая ступень"

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  • Развитие навыков взаимодействия.
  • Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  • Организация досуговой деятельности. 

6-й класс – «Вторая ступень» 

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
  • Коллективное планирование.
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Поощрение инициативы.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Формирование навыка коллективного анализа.

7-й класс – «Третья ступень» 

  • Развитие самоуправления учащихся.
  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

8-й класс - «Четвёртая ступень» 

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие навыка социального проектирования.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

9-й класс - «Пятая ступень» 

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  • Самоуправление учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование.

РАЗДЕЛ VI. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности,  учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.

Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

  1. Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  2. Систематичность в организации;
  3. Личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
  4. Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
  5. Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. Сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.

Любое  воспитательное мероприятие имеет смысл, если:

  1. предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
  2. педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
  3. педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
  4. педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
  5. педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
  6. в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
  7. деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
  8. участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы.

Тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы

2. Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

«Я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение

5.Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

5 класс

Ступенька первая.  «Созвездие юных дарований»

Цель работы  формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

Возрастные особенности

 (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основная деятельность

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Единый открытый урок по теме «Стратегия социально – экономического развития Нижегородской области». Проект «Как сделать комфортной и благоустроенной общественную территорию нашего села»

2

Классное собрание «Пятый класс. Что нового?»

3

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Познавательный час «Будь внимателен»

4

Деловая игра «Школа – правовое пространство»

5

Экскурсия на природу «В гости к осени».

6

Час общения «О чем может рассказать школьный дневник»

7

Практикум «Учимся сотрудничать»

8

Правовой час «Мы в ответе за свои поступки»

9

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома»

2 четверть

10

Час здоровья «Вредные привычки»

11

Игровая программа «Путешествие в страну дружбы»

12

Беседа – консультация ««Учебник твой помощник (умеешь ли ты работать с учебником?)»

13

Семейная гостиная «Дайте маме капельку тепла»

14

Практикум нравственности «Дорогой добра»

15

Открытый микрофон «Право для тебя и меня»

16

Конкурсно – развлекательная программа «Новый год к нам мчится»

17

Классное собрание «Итоги 2 четверти».  Профилактическая беседа «Опасности на льду».

3 четверть

18

Детский дискуссионный клуб «У нас друзья на всей планете».

19

Этическая программа «В стране хорошего тона».

20

Профилактика противопожарной безопасности. Интеллектуально- познавательная игра « Бой отважных»

21

Конкурс проспектов «Достижения Российской науки».

22

Спортивный марафон «Спорт – здоровье, движенье – жизнь».

23

Видеоакция «Антитеррор. Основы личной безопасности».

24

Игра – соревнование  «Богатырские забавы».

25

Заочная экскурсия «А пойдемте – ка в музей».

26

Конкурсная программа «Мисс класса»

27

Викторина «Знатоки права».

28

Праздник «Семья моя – мой талисман».

29

Классное собрание «Итоги 3 четверти».  Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

30

Игровая программа «Здоров будешь – все добудешь».

31

Викторина «Человек. Земля. Космос».

32

Час общения «Школа грамотного потребителя».

33

Выставка «Мир моих увлечений».

34

Акция «Чистая улица».

35

Литературно – музыкальная композиция «Наследники Великой Победы».

36

День Здоровья «Веселые старты».

37

Репортаж на нравственную тему «Крепкая семья – крепкая держава».

38

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование,  работа с микрогруппами;

  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.

6 класс

Ступенька вторая «Вместе классная семья»

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Возрастные особенности

 (11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

Основная деятельность

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Викторина по сказкам Пушкина А. С. Инструктаж по ТБ и ПП.

2

Классное собрание «Мы - шестиклассники!»

3

Викторина «Поколение энергоэффективных

4

Информационный час «Международный терроризм как угроза национальной безопасности» + конкурс рисунков «Мы за безопасный мир»

5

Разговор на заданную тему «Я имею право на…»

6

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Практикум «Азбука велосипедиста»

7

Этическая беседа «Наши бабушки и дедушки»

8

Праздник «День учителя!»

9

Практикум «Роскошь человеческого общения»

10

Конкурсная программа «Экологический марафон»

11

Дискуссия «Мои «хочу», мои «могу».

12

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома»

2 четверть

13

Путешествие в глубь веков «Нижегородское ополчение»

14

Диспут «Жестокие игры»

15

Живой журнал «Здоровье»

16

Семейный праздник «Имя ангела  моего – мама!»

17

Круглый стол «Давление среды»( наркотики, алкоголь, сигареты)

18

Слайд – программа «Пусть будет жизнь прекрасна!»

19

Час вопросов и ответов «Правопорядок в школе: за что ставят на внутришкольный учет2

20

Правовой ринг  «Конституция  - основной закон государства»

21

Устный журнал «Минута час бережет».

22

Развлекательно – познавательный час «Новый год шагает по планете»

23

Классное собрание «Итоги 2 четверти».  Профилактическая беседа «Опасности на льду».

3 четверть

24

Квест игра «Правовая азбука»

25

Этическая беседа «Подросток и мода»

26

Ролевая игра «Об удивительных открытиях, изобретателях России и еще о многом другом…»

27

Квест игра «Правовая азбука»

28

Этическая беседа «Подросток и мода»

29

Ролевая игра «Об удивительных открытиях, изобретателях России и еще о многом другом…»

30

Диспут «Благородный человек»

31

Устный журнал с элементами игры «День святого Валентина»

32

Урок мужества «Солдат войны не выбирает»

33

Час размышлений «Как не стать жертвой преступлений»

34

Путешествие в глубь веков «Двенадцать месяцев»

35

Конкурсно – развлекательная программа «В этот праздничный день!»

Креатив- проект «Себя в этой жизни открыть»

36

Семинар «Права человека и порядок в обществе»

37

Семейная гостиная «Строим счастье своими руками»

38

Классное собрание «Итоги 3 четверти».  Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

39

Ток – шоу «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра»

40

Игра – путешествие «Секреты здоровья»

41

Квест «Экономический калейдоскоп»

42

Игровая программа «Там на неведомых дорожках…»

43

Слайд – программа «Тайны живой природы»

44

Урок памяти «Помним сердцем»

45

Форум «О беде по имени «СПИД»

46

Познавательно – игровая программа «Родословное дерево семьи»

47

Профилактическая беседа «Курить или не курить?»

48

Практикум нравственности « Роскошь человеческого общения»

49

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.

7 класс

Ступенька третья «По лестнице успеха»

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Возрастные особенности

(13-14 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым
  •  созреванием.

Основная деятельность

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Урок победы «И помнить страшно, и забыть нельзя

2

Профилактический час «Осторожно, короновирус!»

3

Видеочас «Пусть будет мир на всей планете!»

4

Интерактивная беседа «Имею право, но обязан»

5

Интеллектуально – творческая игра «Азбука дорог»

6

Час рассуждений «Труд красит человека?»

7

Практикум «Кодекс школьника»

8

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома».

2 четверть

9

Открытый микрофон «Россия – это мы!»

10

Нравственный театр «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы!»

11

Репортаж на нравственную тему «Материнская слава»

12

Круглый стол «Мы – здоровое поколение!»

13

Нравственная беседа «Нас разными всех создала природа»

14

Краеведческий экскурс «Шагнувшие в бессмертие»

15

Деловая игра «Права человека в свободной стране»

16

Исторический дайджест «По страницам нашей Конституции»

17

Конкурсная программа «По следам Деда Мороза»

18

Классное собрание «Итоги 2 четверти». Профилактическая беседа «Опасности на льду».

3 четверть

19

Видеоконференция «Мир, который нужен мне»

20

Исторические хроники «Память без срока давности»

21

Урок памяти «Священный хлеб блокады»

22

Видеоурок «Что такое доброта»

23

Конкурсная программа «Армейский экспресс»

24

Тренинг «Умей сказать «Нет»!

25

Праздник «С международным женским днем!»

26

Слайд – программа «Знакомство с миром профессий»

27

Правовой ринг «Закон и ты: право, обязанность, ответственность»

28

Классное собрание «Итоги 3 четверти». Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

29

Интерактивная игра «Крым – это Россия!»

30

Круглый стол «Счастье в моих руках!»

31

Час размышлений «Мир против наркотиков»

32

Спортивный марафон «ЗОЖ – наш выбор»

33

Гагаринский урок «Космос – это мы!»

34

Интерактивная игра «Семейный бюджет»

35

Исторические хроники «Письма Надежды»

36

Проблемный разговор «ВИЧ-инфекция и ее особенности»

37

Час духовности «Счастье быть вместе»

38

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.

8 класс

Ступенька четвёртая  «Людей не интересных не бывает»

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

Возрастные особенности

(14-15 лет) – начало  длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Основная деятельность

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Интерактивная беседа «Самооценка и везение»

2

Час общения «Моя семья – мое богатство»

3

Лабиринт способностей «Русские самородки»

4

Живая газета «Герои Российского спорта»

5

Дискуссионные качели «Долг патриота»

6

Талант- шоу «Русский гений»

7

Экологический бумеранг «Чудо по имени природа»

8

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома».

2 четверть

9

Час общения «Я утверждаю себя!»

10

Дискуссионный клуб «В чем причина российского чуда?»

11

Диспут «Тревожные факты»

12

Сочинение – миниатюра «Закон бумеранга»

13

Практикум Нравственности «Чти отца своего»

14

Интеллектуальный час «Планета игр»

15

Виртуальная экскурсия «Памятники героям»

16

Марафон «Самые нужные профессии»

17

Классное собрание «Итоги 2 четверти». Профилактическая беседа «Опасности на льду».

3 четверть

18

Устный Журнал «Истоки

19

Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

20

Круглый стол «Дети и деньги»

21

Музыкальная пауза «Песня в солдатской шинеле».

22

Брифинг «Спорт и патриотизм»

23

Игровая программа «Гардемарины, вперед»

24

Капустник «Красны девицы- умницы и мастерцы»

25

Аукцион «Ярмарка профессий»

26

Классное собрание «Итоги 3 четверти». Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

27

Юмористическое шоу «День здорового смеха»

28

Шоу – обозрения «Боевые искусства – русский стиль»

29

Деловая игра «Эти вредные конфликты»

30

Урок нравственности «Стержень моей семьи»

31

Круглый стол «В защиту братьев наших меньших»

32

Час памяти «Детский фронт»

33

Интерактивная беседа «Эгоизм и альтруизм»

34

Олимпиада «Движение – жизнь!»

35

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Начало профориентационной работы

Планируемые результаты

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности;
  • Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;

9  класс

Ступенька пятая.  «Счастье, которое мы ищем»

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

        Возрастные особенности

         (15-16 лет) – период  ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Основная деятельность

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Встреча лучших друзей «Жить значит ценить»

2

Информационный час «Мои первые документы»

3

Виртуальная экскурсия «Семь чудес России»

4

Информ – даджест «Куда пойти учиться?»

5

Круглый стол «Правда об алкоголе»

6

Деловая игра «Подросток в обществе»

7

Брифинг «Ловушки для современной молодежи»

8

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома».

2 четверть

9

Диспут «Конфликты и пути их решения»

10

День здоровья «О спорт – ты жизнь»

11

Час безопасности «Телефон доверия»

12

Презентация «Выбор профессии – дело серьезное»

13

Час здоровья «Спид – угроза человечесву»

14

Поэтическая гостиная «Еще раз про любовь»

15

Круглый стол «Семья в жизни человека»

16

Конкурсная программа «Когда чсы 12 бьют»

17

Классное собрание «Итоги 2 четверти». Профилактическая беседа «Опасности на льду».

19

Квест «Какая армия нужна?»

20

Диспут «Твоя будущая профессия»

21

Урок экологии «Судьба планеты в наших руках»

22

Нравственный театр «В мире друзей»

23

Конкурсная программа «Жемчужина класса»

24

Час общения «Путешествие в детство родителей»

26

Классное собрание «Итоги 3 четверти». Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

27

Диспут«Роль самообразования в профессиональном определении школьника»

28

 Час профилактики «На краю бездны»,

29

Практикум «Наше здоровье – наша жизнь»

30

Дискуссия «Одиночество, хорошо или плохо»

32

Встреча с интересными людьми «Победа нам досталась тяжело»

33

Час вопросов и ответов «Найти себя»

34

Консультация «Как побороть страх перед экзаменами»

35

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».  

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, кинотеатра, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;

Планируемые  результаты

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Список литературы:

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
  2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. -  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
  5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
  7. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
  8. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  9. Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
  10. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
  11. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
  12. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе /  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
  15. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
  16. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под  науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  18. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
  19. Хухлаева О.В.Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.



Предварительный просмотр:

План проведения воспитательных мероприятий в 5 классе

2018-2019 учебный год

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Единый открытый урок по теме «Стратегия социально – экономического развития Нижегородской области». Проект «Как сделать комфортной и благоустроенной общественную территорию нашего села»

2

Классное собрание «Пятый класс. Что нового?»

3

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Познавательный час «Будь внимателен»

4

Деловая игра «Школа – правовое пространство»

5

Экскурсия на природу «В гости к осени».

6

Час общения «О чем может рассказать школьный дневник»

7

Практикум «Учимся сотрудничать»

8

Правовой час «Мы в ответе за свои поступки»

9

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома»

2 четверть

10

Час здоровья «Вредные привычки»

11

Игровая программа «Путешествие в страну дружбы»

12

Беседа – консультация ««Учебник твой помощник (умеешь ли ты работать с учебником?)»

13

Семейная гостиная «Дайте маме капельку тепла»

14

Практикум нравственности «Дорогой добра»

15

Открытый микрофон «Право для тебя и меня»

16

Конкурсно – развлекательная программа «Новый год к нам мчится»

17

Классное собрание «Итоги 2 четверти».  Профилактическая беседа «Опасности на льду».

3 четверть

18

Детский дискуссионный клуб «У нас друзья на всей планете».

19

Этическая программа «В стране хорошего тона».

20

Профилактика противопожарной безопасности. Интеллектуально- познавательная игра « Бой отважных»

21

Конкурс проспектов «Достижения Российской науки».

22

Спортивный марафон «Спорт – здоровье, движенье – жизнь».

23

Видеоакция «Антитеррор. Основы личной безопасности».

24

Игра – соревнование  «Богатырские забавы».

25

Заочная экскурсия «А пойдемте – ка в музей».

26

Конкурсная программа «Мисс класса»

27

Викторина «Знатоки права».

28

Праздник «Семья моя – мой талисман».

29

Классное собрание «Итоги 3 четверти».  Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

30

Игровая программа «Здоров будешь – все добудешь».

31

Викторина «Человек. Земля. Космос».

32

Час общения «Школа грамотного потребителя».

33

Выставка «Мир моих увлечений».

34

Акция «Чистая улица».

35

Литературно – музыкальная композиция «Наследники Великой Победы».

36

День Здоровья «Веселые старты».

37

Репортаж на нравственную тему «Крепкая семья – крепкая держава».

38

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»



Предварительный просмотр:

План воспитательных мероприятий в 6 классе.

2019 - 2020 учебный год

Форма, тема занятия, мероприятия

1

Викторина по сказкам Пушкина А. С. Инструктаж по ТБ и ПП.

2

Классное собрание «Мы - шестиклассники!»

3

Викторина «Поколение энергоэффективных

4

Информационный час «Международный терроризм как угроза национальной безопасности» + конкурс рисунков «Мы за безопасный мир»

5

Разговор на заданную тему «Я имею право на…»

6

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Практикум «Азбука велосипедиста»

7

Этическая беседа «Наши бабушки и дедушки»

8

Праздник «День учителя!»

9

Практикум «Роскошь человеческого общения»

10

Конкурсная программа «Экологический марафон»

11

Дискуссия «Мои «хочу», мои «могу».

12

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома»

1

Путешествие в глубь веков «Нижегородское ополчение»

2

Диспут «Жестокие игры»

3

Живой журнал «Здоровье»

4

Семейный праздик «Имя ангела  моего – мама!»

5

Круглый стол «Давление среды»( наркотики, алкоголь, сигареты)

6

Слайд – программа «Пусть будет жизнь прекрасна!»

7

Час вопросов и ответов «Правопорядок в школе: за что ставят на внутришкольный учет2

8

Правовой ринг  «Конституция  - основной закон государства»

9

Устный журнал «Минута час бережет».

10

Развлекательно – познавательный час «Новый год шагает по планете»

11

Классное собрание «Итоги 2 четверти».  Профилактическая беседа «Опасности на льду».

1

Квест игра «Правовая азбука»

2

Этическая беседа «Подросток и мода»

3

Ролевая игра «Об удивительных открытиях, изобретателях России и еще о многом другом…»

4

Диспут «Благородный человек»

5

Устный журнал с элементами игры «День святого Валентина»

6

Урок мужества «Солдат войны не выбирает»

7

Час размышлений «Как не стать жертвой преступлений»

8

Путешествие в глубь веков «Двенадцать месяцев»

9

Конкурсно – развлекательная программа «В этот праздничный день!»

10

Креатив- проект «Себя в этой жизни открыть»

11

Семинар «Права человека и порядок в обществе»

12

Семейная гостиная «Строим счастье своими руками»

13

Классное собрание «Итоги 3 четверти».  Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

1

Ток – шоу «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра»

2

Игра – путешествие «Секреты здоровья»

3

Квест «Экономический калейдоскоп»

4

Игровая программа «Там на неведомых дорожках…»

5

Слайд – программа «Тайны живой природы»

6

Урок памяти «Помним сердцем»

7

Форум «О беде по имени «СПИД»

8

Познавательно – игровая программа «Родословное дерево семьи»

9

Профилактическая беседа «Курить или не курить?»

10

Практикум нравственности « Роскошь человеческого общения»

11

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»



Предварительный просмотр:

Форма, тема занятия, мероприятия

1 четверть

1

Урок победы «И помнить страшно, и забыть нельзя

2

Профилактический час «Осторожно, короновирус!»

3

Видеочас «Пусть будет мир на всей планете!»

4

Интерактивная беседа «Имею право, но обязан»

5

Интеллектуально – творческая игра «Азбука дорог»

6

Час рассуждений «Труд красит человека?»

7

Практикум «Кодекс школьника»

8

Классное собрание «Итоги 1 четверти». Профилактическая беседа «Один дома».

2 четверть

9

Открытый микрофон «Россия – это мы!»

10

Нравственный театр «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы!»

11

Репортаж на нравственную тему «Материнская слава»

12

Круглый стол «Мы – здоровое поколение!»

13

Нравственная беседа «Нас разными всех создала природа»

14

Краеведческий экскурс «Шагнувшие в бессмертие»

15

Деловая игра «Права человека в свободной стране»

16

Исторический дайджест «По страницам нашей Конституции»

17

Конкурсная программа «По следам Деда Мороза»

18

Классное собрание «Итоги 2 четверти». Профилактическая беседа «Опасности на льду».

3 четверть

19

Видеоконференция «Мир, который нужен мне»

20

Исторические хроники «Память без срока давности»

21

Урок памяти «Священный хлеб блокады»

22

Видеоурок «Что такое доброта»

23

Конкурсная программа «Армейский экспресс»

24

Тренинг «Умей сказать «Нет»!

25

Праздник «С международным женским днем!»

26

Слайд – программа «Знакомство с миром профессий»

27

Правовой ринг «Закон и ты: право, обязанность, ответственность»

28

Классное собрание «Итоги 3 четверти». Профилактическая беседа «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

4 четверть

29

Интерактивная игра «Крым – это Россия!»

30

Круглый стол «Счастье в моих руках!»

31

Час размышлений «Мир против наркотиков»

32

Спортивный марафон «ЗОЖ – наш выбор»

33

Гагаринский урок «Космос – это мы!»

34

Интерактивная игра «Семейный бюджет»

35

Исторические хроники «Письма Надежды»

36

Проблемный разговор «ВИЧ-инфекция и ее особенности»

37

Час духовности «Счастье быть вместе»

38

Классное собрание «Итоги 4 четверти и учебного года».   Профилактическая беседа  «Правила поведения на воде»



Предварительный просмотр:

Работа с родителям

Форма

Цель

Дата

1

Живой разговор, (беседа).

Установление контакта между учителем и родителями.

По необходимости

2

Телефонный звонок.

Получение какой-либо информации от родителей, оповещение родителей.

По необходимости

3

Опросники, анкеты.

Изучение различных сторон воспитательных воздействий родителей, отношения к ребенку.

По плану

4

Родительские собрания

Повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни класса.

По плану родительских собраний

5

Индивидуальное консультирование

Помощь в решении проблем ребенка и родителя.

По необходимости

6

Посещение семьи

Контроль, поддержка, получение информации.

Семьи, стоящие на ВШК – по плану, остальные – по необходимости

7

Досуговые мероприятия

Эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, формирование досуга, инициативы родителей.

По плану воспитательной работы



Предварительный просмотр:

План

проведения родительских собраний

на 2018-2019 учебный год

5 класс

Форма

проведения

Тема

1

Педагогическая консультация

Время кризиса: особенности адаптации пятиклассников.

2

Беседа - диалог

Домашние задания: помощь или контроль.

3

Семинар - практикум

Как научить ребёнка планировать свои действия, прогнозируя их последствия.

4

Круглый стол

Поощрения и наказания в воспитании детей.



Предварительный просмотр:

План

родительских собраний

2019-2020 уч. год

6 класс

Месяц

Форма, название родительского собрания

Октябрь

Дискуссионный клуб «Роль домашнего задания в самообразовании школьника»

Декабрь

Семинар «Физическое развитие школьника»

Февраль

Круглый стол «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»



Предварительный просмотр:

План

родительских собраний

2020-2021 уч. год

7 класс

Месяц

Форма, название родительского собрания

Октябрь

Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников.

Декабрь

Агрессия, её   причины   и  последствия.

Февраль

Интернет: да или нет?

Апрель

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование педагогических консультаций

в 2020-2021 учебном году

7 класс

месяц

день недели, время

форма и название педагогических консультаций

сентябрь

Последний вторник месяца

14.15

Переходный возраст: особенности контакта с подростками.

октябрь

Учение с увлечением.

ноябрь

Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

декабрь

Воля и пути ее формирования у учащихся.

январь

Как развивать чувство ответственности в детях.

февраль

Импульсивность подростка.

март

Мотивация ребенка к самовоспитанию.

апрель

Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственности за них.

май

Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение.



Предварительный просмотр:

График посещения семей

Дата

Цель

Сентябрь

  1. Изучение ситуации в семье.
  2. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Октябрь

  1. Выяснить занятость ребенка в осенние каникулы.
  2. Изучение общей атмосферы, микроклимата в семье.

Декабрь

  1. Изучение семейного микроклимата.
  2. Выяснить занятость во внеурочное время.

Март

  1. Оказание семье консультативной помощи в воспитании ребенка.
  2. Выяснить занятость ребенка в весенние каникулы.

Конец апреля- начало мая

  1. Контроль межличностных отношений в семье.
  2. Оказание консультативной помощи в воспитании ребенка



Предварительный просмотр:

Работа с педагогическим коллективом.

Содержание работы

Дата проведения

1

Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами

В течение года

2

Консультации по результатам диагностики

В течение года

3

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

В течение года

4

Выступление на педагогических советах

В течение года

5

Организация встреч учителей школы с родителями

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» (ФГОС ООО)

Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» разработана в связи с опережающим внедрением в МОУ «Калитинская СОШ» ФГОС основного общего образования, разработана для реализации в 5-9 классах....

Программа воспитания и социализации «Лестница успеха» 5-9 классы

Программа воспитания и социализации «Лестница успеха» 5-9 классы...

Программа воспитания и социализации личности "Лестница успеха"

Данная работа содержит готовый материал для работы классного руководителя, соответствует современным требованиям ФГОС...

Программа воспитания и социализации обучающихся "Алгоритм успеха"

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание условий для формирования успешной личности....

Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху"

Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху" для 11 класса направлена на создание условий для развития успешной личности. В основе программы лежит личностно-ориентированна...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся 7 класса «Шаги к успеху»

Программа воспитания и социализации обучающихся 7 класса «Шаги к успеху»  - это личностно-ориентированная программа направленная на всестороннее развитие личности....

Программа воспитания и социализации подростков КГКУ «Сосновоборский детский дом» «На пути к успеху»

Основой достижения развивающих целей воспитания признаётся именно активность воспитанника – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими воспитанниками в процессе познавательной деят...