Главные вкладки

    Программа воспитания и социализации личности "Лестница успеха"
    рабочая программа на тему

    Баранова Татьяна Ивановна

    Данная работа содержит готовый материал для работы классного руководителя, соответствует современным требованиям ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    « Сёминская основная общеобразовательная школа»

              «Согласовано»:                                                                                

     Заместитель директора по ВР                                        

     ___________Подогова О.З                                          

    Программа воспитания и социализации

                                                личности

     

    «Лестница успеха»

    Срок реализации- 5 лет

    Составитель – Баранова Т.И.

    классный руководитель 5 класса

                                                       Д. Сёмино

                                                        2016 год

    Программа воспитания и социализации личности

    2016 - 2021

                                                                             

    Содержание

    I.Программа воспитания и социализации личности

     1.Паспорт программы

    2.Пояснительная записка

    3.Содержание воспитательной деятельности

               4.Этапы реализации программы

               5.Основные направления организации воспитания и социализации                        

                   личности

    6. Индивидуальная работа с обучающимися

    7.Работа с родителями.

    8.Используемая литература

    II.Приложение.

               1.Характеристика 5 класса

               2.Социальный паспорт класса

               3.Ученическое самоуправление в классе

               4.Занятость в кружках и секциях

               5.План воспитательных мероприятий

               6.Индивидуальная работа с учащимися

               7.Работа с родителями

               8.Охрана безопасности жизнедеятельности

                      Раздел I. Программа воспитания и социализации личности

                                               

                                               1.Паспорт программы

    Название программы

    Программа воспитания и социализации учащихся 5 класса  

    « Лестница успеха»

    Сроки реализации программы

    2016-2021

    Наименование учреждения:

    Муниципальное образовательное учреждение  Сёминская основная общеобразовательная школа

    Автор программы

    (Ф.И. О. должность)

     Баранова Татьяна Ивановна, учитель биологии

    Участники программы

    Учащиеся + родители + учителя + классный руководитель

                                                2.Пояснительная записка

    Рабочая программа классного руководителя «Лестница успеха» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. 
    Современному обществу нужны успешные молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством социальной ответственности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. 

    Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.

        Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.

    Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной?»  

    Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.

       В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.

    Создание «Ситуации успеха» для ученика является фундаментом для формирования уверенности в себе, в свои силы и  способствует воспитанию и формированию целенаправленной личности школьника.

     

    УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

    У– учеба

    С – социализация

    П – позитивность

    Е – единство

    Х – харизма

    У

    чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.

    С

    оциализация – социальная деятельность, процесс усвоения социальных норм, необходимых для нормальной жизни в обществе. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации, секции, кружки) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Именно в этих отношениях ребенок и становится успешным!

    П

    озитивность – необходимое условие продуктивности любой деятельности: познавательной, творческой, трудовой. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

    Е

    динство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности, в которой есть тесное взаимодействие, распределение функций, коллективная организация работы. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.

    Х

    аризма – исключительная одаренность, яркость; Человек с харизмой – это человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, упорстве в достижении целей.

                       3.Содержание воспитательной деятельности.

    Каждый учащийся в нашем классе, да и во всей школе должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

      Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

      Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.

                                 Основная цель программы:

    воспитание успешного человека, занимающего активную социальную и гражданскую позиции.

                                 Основные задачи программы:

    • • помощь в развитии познавательных, творческих, исследовательских и других способностей обучающихся;
      • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся
      • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
      • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
      • вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
      • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
      • формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
      • формирование здорового образа жизни; 
      • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края; 
      • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива; 
      • совершенствование ученического самоуправления;
      • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; 
      • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой; 
      • воспитание учеников в духе личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. 

      Программа осуществляется:
      • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
      • через систему дополнительного образования;
      • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
      • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
      • в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, библиотекарь, школьный музей);
      • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения  (школьный музей, школьную и сельскую библиотеки ,спортивные секции школы, достопримечательности района и т.д.)

      Формы реализации задач: 
      изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)
    • тематические классные часы
    • дискуссии, диспуты, конференции
    • ролевые, деловые, образовательные игры
    • экскурсии, походы, уроки в школьный музей
    • соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны
    • проектные игры
    • участие в акциях
    • организация занятости во второй половине дня.

               Применяемые технологии:

    • научно-исследовательская;
    • технология проектов;
    • личностно-ориентированный подход;
    • ИКТ;
    • Портфолио.


    Основные принципы программы воспитания

    Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и обучающихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

    Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

    • Принцип целостности в воспитании.

    Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.

    • Принцип культуросообразности

    Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека.

    Принцип природосообразности

    Все принять таким как есть, развивать данные ребенку способности.

    • Принцип воспитания творческой личности ребенка.

    Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к обучающимся – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

    • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.


    Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

    • Принцип сотрудничества.

    Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

    Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества

                               

                                    4.Этапы реализации программы

    "Лестница успеха" является для меня и класса  системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.

     Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку. 

                    5 класс 2016-2017

    Ступенька первая  «Мы – одна семья»

    Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

    Возрастные особенности

     (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

    Основные задачи развития:

    • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
    • формирование умения учиться в среднем звене школы;
    • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
    • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
    • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

    Форма деятельности – оформление классного уголка, начало работы с Портфолио каждого учащихся, классный час, экскурсии, поездки, участие в конкурсах

    6 класс 2017-2018уч. г.

    Ступенька вторая «Я + мои друзья – вместе классная семья»

    Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

    Возрастные особенности

     (11-12 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

    Основные задачи развития:

    • Воспитание ответственного родительства;
    • формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;

    Форма деятельности: продолжение работы над Портфолио, участие в разнообразных мероприятиях

    7 класс 2018- 2019 уч. г.

    Ступенька третья «По лестнице успеха»

    Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

    Возрастные особенности

    (12-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

    Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

    Основные задачи развития:

    • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
    • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
    • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
    • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
    • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

    Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления.

    8 класс 2019-2020уч. г.

    Ступенька четвёртая  «Людей не интересных не бывает»

    Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

    Возрастные особенности

    (13-14 лет) – начало  длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

    Основные задачи развития:

    • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
    • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
    • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
    • развитие воображения;
    • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
    • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
    • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

    5 этап – 9 класс 2020-2021

    Ступенька пятая  «Счастье, которое мы ищем»

    Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

            Возрастные особенности

             (15-16 лет) – период  ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

    В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

    Основные задачи развития:

    • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
    • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
    • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

    Форма деятельности: оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность.

                Планируемые результаты реализации программы

    Личностные универсальные учебные действия
    У обучающегося будут сформированы:
    - широкая мотивационная основа учебной, исследовательской и художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    - интерес к новым способам самовыражения;
    - устойчивый познавательный интерес;
    - адекватное понимания причин успешности/неуспешности человеческой деятельности;
    Обучающийся получит возможность для формирования:
    - собственной внутренней позиции как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
    - выраженной познавательной мотивации;
    - устойчивого интереса к новым способам познания;
    - адекватного понимания причин успешности/неуспешности своей деятельности;

    Регулятивные универсальные учебные действия
    Обучающийся научится:
    - принимать и сохранять учебные, исследовательские и творческие задачи;
    - планировать свои действия;
    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    - адекватно воспринимать оценку учителя;
    - различать способ и результат действия;
    - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
    Обучающийся получит возможность научиться:
    - проявлять инициативу;
    - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
    - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

    Коммуникативные универсальные учебные действия
    Обучающиеся смогут:
    - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
    - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
    - формулировать собственное мнение и позицию;
    - договариваться, приходить к общему решению;
    - соблюдать корректность в высказываниях;
    - задавать вопросы по существу;


    Обучающийся получит возможность научиться:
    - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
    - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    - владеть монологической и диалогической формой речи.
    - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Познавательные универсальные учебные действия
    Обучающийся научится:
    - осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
    - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
    - высказываться в устной и письменной форме;
    - анализировать объекты, выделять главное;
    - осуществлять синтез (целое из частей);
    - проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
    - устанавливать причинно-следственные связи;
    - строить рассуждения об объекте;
    - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
    - устанавливать аналогии;
    - Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
    Обучающийся получит возможность научиться:
    - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

                       

    Модель выпускника класса

     

      Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:

    • собственный взгляд на мир,
    • социальную  ответственность;
    • высокий уровень самосознания;
    • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
    • креативность;
    • человечность;
    • высокий уровень общей культуры;
    • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

                             5.Основные направления организации воспитания и  

                                          социализации учащихся.

     Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

    1. Гражданско-патриотическое:

    - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

    - формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

    - усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

    - развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

    - развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

    Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

    - формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

    - повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

    - увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

    - развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

    2. Нравственное и духовное воспитание:

    - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

    - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

    - формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

    - формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

    - формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

         3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

    - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

    - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

    - формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

    - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

    - формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

    4. Интеллектуальное воспитание:

    - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

    - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

    - формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

     5. Здоровьесберегающее воспитание:

    - формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

    - формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

    - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

    6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

    - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

    - формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

     7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

    - формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

    - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

    - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

    - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

    - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

    - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

    8. Правовое воспитание и культура безопасности:

    - формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

    - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

    9. Воспитание семейных ценностей:

    - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

    - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

    10. Формирование коммуникативной культуры:

    - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

    - формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

    - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

    - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

               11.Экологическое воспитание:

    - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

    - формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

    - формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

     Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. 

     Приоритетными, на мой взгляд, в 2016-2017 году, исходя из специфики школы (сельская), традиций школы, возрастных особенностей детей станут направления деятельности  в следующих сферах:

    1. Направление  «Гражданско-патриотическое».

    Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

    Задачи: 

    1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
    2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
    3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
    4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
    5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
    6. Способствовать осознанию обучающимися своей причастности к судьбе своего родного края.

    Формы:

    1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, государства.
    2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
    3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
    4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
    5. Организация и проведение экскурсий;
    6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
    1. Направление “Интелектуально-познавательное

    Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

    Задачи:

    1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
    2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
    3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

    Формы.

    1. Воспитание потребности учиться.
    2. Воспитание ответственности за выполненную работу.
    3. Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
    4. Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах.
    1. Направление " Физкультурно-оздоровительное и экологическое”

    Цель: : развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать  формированию ответственности за природу, окружающий мир

    Задачи:

    1. Создание условий для физического развития обучающихся.
    2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
    3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
    4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

    Формы:

    1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
    2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
    3. Организация и проведение походов, поездок.
    4. Организация и проведение экскурсий в парки.
    5. Организация и проведение встреч с интересными людьми 
    1. Направление “Художественно-эстетическое”

    Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности

     Задачи:

    1. Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
    2. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

     Формы:

    1. Организация и проведение семейных вечеров.
    2. Сбор материалов и выпуск классных  газет.
    3. Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
    4. Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
    5. Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
    6. Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
    7. Организация и проведение выставок работ школьников.
    8. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
    9. Организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам  Нижегородской области.
    10. Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
    1. Направление  “Трудовое”

    Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности

     Задачи:

    1. Воспитание потребности трудиться.
    2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

      Формы:

    1. Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
    2. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
    3. Организация и проведение семейных вечеров.
    4. Организация и проведение походов, поездок;
    5. Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
    6. Организация и проведение трудовой практики. 
    1. Направление “Нравственное”

    Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

     Задачи:

    1. Воспитывать у обучающихся правильную нравственную позицию.
    2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
    3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

     Формы:

    1. Организация и проведение семейных вечеров.
    2. Формирование и развитие классных традиций.
    3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
    4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
    5. Организация и проведение классных праздников.
    6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

    6.Индивидуальная работа с обучающимися

     

    1. Работа с одаренными детьми: 

    • собеседование с учителями, работающими в классе;
    • организация участия детей в школьных олимпиадах;
    • мониторинг уровня интеллектуального развития детей  

    2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

    • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
    • организация индивидуальной творческой деятельности;
    • создание условий для самовыражения;
    • включение в общешкольное воспитательное пространство.

     3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении: 

    • собеседование с родителями;
    • наблюдение и особое внимание, коррекция;
    • организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.

    4. Работа с детьми с девиантным поведением:

    • собеседование с родителями;
    • собеседование с психологом;
    • контроль социального педагога;
    • контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
    • вовлечение в творческую деятельность;
    • собеседование с учителями, работающими в классе;
    • наблюдение и коррекция поведения.

                                          7. Работа с родителями

      Одна из главных задач классного руководителя — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах.

    • Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

    Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений  как между   родителями, так и между классным руководителем.

    • Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
    • Индивидуальные собеседования.

    Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно, отметить отставания или похвалить за успехи.

    • Пресс – конференция с родителями.

    Эту форму работы можно проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завуча, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

    • Родительские собрания, проводимые совместно с детьми.

    Это собрание проводится вместе с детьми. Должна быть проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просят своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.

    Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.

    Задачи:

    • формирование культуры общения у родителей;
    • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
    • выработка совместных требований к обучающимся;
    • вовлечение родителей в воспитательный процесс:
    • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
    • Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
    • родительские собрания;
    • заседания родительского комитета;
    • четкие и лаконичные записи в дневниках;
    • записки извещения.
    • Работа с педагогами, работающими в классе:
    • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
    • изучение учебных интересов обучающихся и их учет педагогами;
    • выявление степени развития учебных умений обучающихся в учебной деятельности;
    • развитие коммуникативных умений педагогов;
    • сотрудничество педагогов с  обучающимися класса во внеурочной деятельности;
    • помощь педагогов обучающемуся по ликвидации пробелов.

    Формы:         

    • проведение малых педагогических советов;
    • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
    • привлечение учителей к участию в родительских  собраниях класса.


    Виды взаимодействия классного руководителя и родителей:

    1. Учебная деятельность
    2. Познавательная деятельность
    3. Общественно – полезная деятельность
    4. Творческая деятельность
    5. Спортивно – оздоровительная деятельность
    6. Экологическая деятельность

                                   8. Используемая литература

    1. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
    2. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
    3. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
    4. Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
    5. Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 1990.
    6. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 1997.
    7. Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
    8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
    9. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
    10. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
    11. Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

    Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

    Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

    Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

    ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

    Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

    Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» (ФГОС ООО)

    Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» разработана в связи с опережающим внедрением в МОУ «Калитинская СОШ» ФГОС основного общего образования, разработана для реализации в 5-9 классах....

    Программа воспитания и социализации «Лестница успеха» 5-9 классы

    Программа воспитания и социализации «Лестница успеха» 5-9 классы...

    Программа воспитания и социализации обучающихся "Алгоритм успеха"

    Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание условий для формирования успешной личности....

    Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху"

    Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху" для 11 класса направлена на создание условий для развития успешной личности. В основе программы лежит личностно-ориентированна...