Скаппи- мода на экологичность
статья по экологии (9 класс)

Полевова Лариса Юрьевна

За последние время были созданы общественные группы,  движения , партия зеленых, ГРИНПИС, которые оказывают давление на правительство, бизнес, требуя внимания с их стороны экологическим проблемам.  Но  сожалению, этого недостаточно, а порой и малоэффективно.Необходимо изменение в сознании каждого человека, формирование моды на экологичность , т.е. экологического мировоззрения.  Этому способствует экологическая педагогика. Принимая во внимание актуальность проблемы сохранения окружающей среды и формирования моды на экологичность ,  познакомившись с основами экологической педагогики , мы предлагаем решение проблемы на уровне школы путем организации молодежного движения  Скаппи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skappi_statya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Скаппи- мода на экологичность

Полевова Лариса Юрьевна,

учитель географии МОУ «СОШ №1 г.Петровска»,

Щербакова Ирина Вячеславовна,

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №1 г.Петровска»

   В последнее время тема защиты окружающей среды становится всё более обсуждаемой. Рассматривая  проблему охраны окружающей среды как одну из глобальных проблем человечества , приходишь к выводу, что на лицо -     противоречия между реальной экологической ситуацией и правами человека, как взрослого,  так и ребенка.

  В Статье 42 Конституции Российской Федерации сказано, что  «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещения ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением».

    Нужно отметить, за последние время были созданы общественные группы,  движения , партия зеленых, ГРИНПИС, которые оказывают давление на правительство, бизнес, требуя внимания с их стороны экологическим проблемам.  Но  сожалению, этого недостаточно, а порой и малоэффективно.

   Очевидно, что необходимо изменение в сознании каждого человека, формирование моды на экологичность , т.е. экологического мировоззрения.

    На наш взгляд, этому способствует экологическая педагогика. А   междисциплинарная экологизация позволит  выявить  знания о взаимоотношениях человека и природы в системе знаний о воспитании человека. В ее рамках отчетливо выражено стремление науки к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием,  важность которого предвидел   В.И. Вернадский еще в 30-е годы  ХХ века . [1,C.25]  

    Н.М. Мамедов рассматривал   экологизацию  образования как: включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, среды образовательного учреждения, взаимоотношений учитель-ученик. В.В. Николина в своих исследованиях показала важность  включения в учебные планы интегрированных экологических курсов.  [2,C.4]  

   Исследователи И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. П. Салеева, Л. В. Моисеева и др. рассматривают экологическое воспитание в качестве составляющей экологического образования. Суть данного процесса, с их точки зрения, сводится к формированию качеств личности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной и социальной среде. [3,C.12]  

   Принимая во внимание актуальность проблемы сохранения окружающей среды и формирования моды на экологичность ,  познакомившись с основами экологической педагогики , мы предлагаем решение проблемы на уровне школы путем организации молодежного движения  Скаппи.

   Так как явление - Скаппи пока еще не активно освещено в периодических изданиях, работа основана на анализе источников Конвенции о правах ребенка, Конституции, а также материалах Интернет ресурсов, анализе социологических исследований. Молодёжное движение будет заниматься пропагандой экологического воспитания среди учащихся школы и станет организатором  экологических мероприятий и акций в защиту окружающей среды на территории Петровска.

Цель проекта: на уровне школы попытаться сформировать среди подростков моду на экологичность.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с основами экологической педагогики и сущностью движения Скаппи.
  2. Реализовать на практике различные формы междисциплинарной экологизации.

Гипотеза : смеем предположить, что внедрение различных форм  экологической педагогики в процесс обучения и воспитания позволит сделать процесс  социализации личности (поколения) путем экологической культуры как социального опыта более успешным и эффективным

Обьект исследования: учащиеся МОУ «СОШ№1г.Петровска»

Методы исследования: анализ источников и исследований по данной проблеме, социологический опрос, интервьюирование.

  Работа над проектом проходила в несколько этапов.

На  I этапе  подготовительном (сентябрь  2016- декабрь 2016 г.г.):

1. Была выявлена и сформулирована проблема

2. Проведён анализ исследований  о молодёжном движении Скаппи за рубежом и в России.

3. Выдвижение гипотезы

   Работая над данным проектом, мы познакомились с немногочисленной информацией о Скаппи. Так, к примеру,  сейчас модно быть зелёным. В смысле причинять меньше вреда планете.  Уже есть термин – «скаппи» (от англ. аббревиатуры Scuppi, Socially Conscious Upwardly-mobile Person, что означает “ Социально – сознательный вверхмобильный человек” ).

Кто же такие скаппи? Обычно это обеспеченные люди, которые задумываются об экологических проблемах и стараются жить не в ущерб природе. Например, истинный скаппи не будет пользоваться обычным компьютером, а приобретёт эко-ноутбук, корпус которого сделан из настоящего бамбука, а «внутренности» – из перерабатываемого пластика.    Одевается убеждённый скаппи только в натуральную одежду: например, из хлопка и льна. Скаппи в нашей стране – явление пока не такое модное, как на Западе, но нужно хотя бы поставить водосчётчики в своём доме и не позволять воде литься просто так. Чтобы существенно сэкономить на отоплении и освещении жилища, достаточно грамотно утеплить свой дом и использовать экономичные светодиодные лампы. И наконец, не обязательно быть скаппи, чтобы сажать деревья: на даче, у дома.

    Итак, результатом работы на первом этапе стало выдвижение гипотезы, понимание актуальности заявленной проблемы и сущности этого движения.     На II этапе, аналитическом ( январь 2017- март 2017г.г.) предполагалось  провести социологический опрос среди учащихся школы. Всего анкетированием было охвачено 150 респондентов. Социологический опрос показал, что 84% респондентов считают экологические проблемы  важнейшими проблемами современности. Среди экологических проблем учащиеся определили проблему загрязнения рек, проблему бытовых отходов и загрязнение атмосферного воздуха,  истощение  растительного и животного мира.  46% опрошенных не слышали о молодёжном движении Скаппи.

Результаты опроса убедили нас в необходимости проведения цикла классных  часов по теме « Экологические проблемы города Петровска»  и организации встречи  с Борзуновой Маргаритой Владимировной, инженером по охране окружающей среды Петровского ЛПУ. В ходе встречи мы узнали, как организована природоохранная работа Петровского ЛПУ.

III этап, деятельностный/ март 2017- апрель 2018г.г./ Он предусматривает:

  • Организацию и проведение на уроках экологии, обществознания дискуссий « Мода на экологичность - необходимость?», на уроках права практикума по источникам экологического права , на уроках экономики ролевой игры «Моя фирма. Я отвечаю за все»
  • В рамках районного  социально-значимого  проекта « Право для всех» учащиеся школы стали участниками правового марафона. Конкурса эссе и дискуссионной площадки «100 вопросов юристу»
  • Организацию и проведение экологических мероприятий и акций «Сохраним чистоту Медведицы»
  • Проведение  классных  часов   у младших школьников на тему «Собери макулатуру- сохрани дерево!»
  • Проведение   социально- значимой акции « Собери макулатуру - сохрани дерево!»
  • Организация группы ВК «Скаппи»
  • Разработка памятки для учащихся и родителей «10 простых шагов, которые помогут  защитить нашу природу»

Одной из экологических проблем нашего города является загрязнение реки Медведицы. Наше молодёжное движение Скаппи  решило реализовать социально- значимую акцию « Сохраним чистоту Медведицы!», которая включает:

1.   Вовлечение жителей города  в решение экологических проблем реки.

2. Организацию и проведение природоохранных мероприятий и акций:

  • «Экологическая разведка” - эту акцию мы  провели с целью выявления загрязненных территорий реки .
  • - “Фото обвиняет..” - так назывался стенд, который оформили  в школе. На стенде были помещены фотографии экологически загрязненных территорий реки.
  • - “Экологическая облава” - эта акция была направлена на очистку берегов реки от мусора.
  • - “Экологические перемены” были проведены  волонтёрами молодёжного движения 22 апреля 2016 года в «День Земли».
  • -«Экологическая вахта»-  волонтёры  Скаппи   установили таблички вдоль берега реки с надписью «Сохраним чистоту Медведицы»

Социально- значимая акция «Собери макулатуру- сохрани дерево!» была проведена  волонтёрами Скаппи весной 2016 года и повторно в сентябре 2018г. В результате было собрано около 1300 кг макулатуры. Вся собранная бумага была сдана в пункт приёма макулатуры.

  Учащиеся нашей школы положили начало созданию на территории школьного двора аллеи «Память поколений» и посадили саженцы сирени и берёз как символы Победы, весны и памяти.

  Волонтёры движения Скаппи организовали группу в контакте, участниками которой стали ребята нашей школы и города Петровска.  Здесь размещена памятка для учащихся и родителей « 10 простых шагов, которые помогут  защитить нашу природу»  IY. Заключительный этап / май 2018- сентябрь 2019/  На заключительном этапе планируется: организовать конкурс «Лучшая клумба школы», провести экологическую акцию в защиту реки среди жителей микрорайона школы, провести экологическую акцию совместно с учителями и родителями, направленную  на очистку  соснового бора от мусора. Итак, работая над данным проектом, мы пришли к выводу, что:во- первых, мы считаем, что экологические проблемы являются весьма актуальными, во- вторых,  создание молодёжного движения Скаппи и участие в нём учащихся школы позволит сформировать у подростков «зелёное мировоззрение», а из модного тренда экология превратится в хороший тон, в убеждение, в необходимую потребность, в- третьих, необходимо распространить наш скромный опыт через волонтёрскую работу в микрорайоне, в других школах города и района, выступая на конференциях, публикуя  идеи моды на экологичность в СМИ и интернет. Практическим выходом проекта являются: участие в экологической акции «Сохраним чистоту Медведицы!», участие в   социально- значимой акции « Собери макулатуру - сохрани дерево!», участие в социально- значимой акции «Память поколений», группа ВК «Скаппи»,памятка для учащихся и родителей «10 простых шагов, которые помогут  защитить нашу природу». Таким образом, мы пришли к выводу что: во -первых, забота о планете – необходимое условие выживания человечества. Скаппи не только серьёзно задумываются об этом, но реально стараются причинить окружающей среде меньше вреда. И эту модную и в то же время полезную тенденцию надо всячески поддерживать. Во-вторых, можно утверждать, что усвоение экологических понятий в школе  является одним из ключевых моментов формирования мировоззрения обучающегося, а проблема экологизации педагогической теории и практики является одной из актуальных на сегодняшний день.  В-третьих , работая над педагогическим проектом «Скаппи – мода на       экологичность»   утверждаем, что  выдвинутая в начале гипотеза о том, что внедрение различных форм  экологической педагогики в процесс обучения и воспитания позволяет сделать процесс  социализации личности (поколения) путем экологической культуры как социального опыта более успешным и эффективным. 

Список литературы

1.Моисеева Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики.- 1994.- С.25

2. Шишлова М. А. Экологизация наук.- 2014.- С.4

3.      Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры // «Фундаментальные исследования» № 3 за 2012 год (часть 2) –С.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подборка фотоматериала по темам: "Современные тенденции моды", "Авангардная мода", "Этническая мода".

Молодые модельеры: Маша Пухова, Анастасия Курбатова, Анна и Алексей Бородулины, Диана Дорожкина, Диана Павловская, Таисия Кирцова....

ГИБРИДНЫЕ АВТОМОБИЛИ - ЭКОЛОГИЧНЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ XXI ВЕКА.

Экология.Недавно опубликованный доклад Межправительственной группы экспертов ООН дает возможность понять, что около 90 % от всех изменений климата (отнюдь не в нашу пользу) – это итог действия человеч...

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Знаки экологичности в Германии

Описание знаков, которые можно увидеть на упаковке товара....