Главные вкладки

    План-конспект занятия по экологии (8 класс):
    Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли.

    Калашникова Олеся Валерьевна

    В МКОУ "Тиличикская средняя школа" педагогами МО естественно-научных дисциплин была проведена Неделя науки и спорта, посвященная Году экологии. Цель предметной недели: формирование экологического мышления учащихся. Задача: создавая атмосферу общности и дружелюбия, развивать чувство любви к окружаещему миру, и Дому, в котором мы живём.

    На закрытии данной недели  была проведена "Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли " среди учащихся 5-11 классы. Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии нашей Земли. В ходе данной экскскурсии поговорили о возникновении Земли, посетили зал техногенных катастроф, зал "Красной книги Камчатки", вспомнили законы экологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vertualnaya_ekskurssiya_po_zemle.docx37.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Тиличикская средняя школа» учитель химии и биологии Калашникова О.В.

    Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли

    Ход экскурсии

    1-й ведущий: (Даша)Слайд №1,2

    Уважаемые посетители, мы рады видеть вас в виртуальном музее Земли. Сегодня вы совершите экскурсию по залам музея, где не только получите интересную информацию, но и примете участие в творческих испытаниях. Желаем вам приятных впечатлений!

    2-й ведущий: (  )

    55 лет назад Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю из космоса и восторгался её красотой. Слайд №3

    Видеоролик Слайд 3. Прекрасное далекое.

    Слайд 4. Голос за сценой(Стихотворение С.Михалкова “Стон Земли”)

    Я – Земля,
    Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
    Не год, не два, а миллиарды лет,...

    1-й ведущий: (Даша)

    • Как же и когда возникла наша планета?
    • Какие беды ей угрожают?
    • Как ее защитить?

    2-й ведущий: ()

    Ответы на эти вопросы вы можете узнать во время экскурсии по залам нашего музея.

    Посещение зала “История возникновения Земли” Слайд 5

    1-й ведущий:(Даша)

    Давайте поговорим о возникновении нашей планеты. Теорий настолько много, что все перечислить – времени не хватит, да и не думаю, что это будет интересным и нужным. Пройдемся по не очень известным, но хитромудрым и экстравагантным.

    2-й ведущий:()Слайд 6 (1)

    Теория матрицы. Да-да, именно. Вы не ослышались. Фильм “Матрица” основан именно на этой теории. Есть мнение, что наша Вселенная – это чья-то компьютерная программа. Невозможно представить себе мощность этого компьютера, да и вообще представлять, что мы все запрограммированы как-то не хочется. Но это всего лишь теория. Верить ей или нет – решайте сами.

    3-й ведущий: ( Денис)Слайд 6 (2-7)

    Теория, которой придерживается большинство современных ученых, утверждает, что Вселенная образовалась в результате так называемого Большого Взрыва. Невероятно горячий огненный шар, температура которого достигала миллиардов градусов, в какой-то момент взорвался и разбросал во всех направлениях потоки энергии и частиц материи, придав им колоссальное ускорение.

    Все сущее во Вселенной, от крупнейших галактик до мельчайших живых организмов, состоит из химических элементов.

    Сначала возникли самые легкие химические элементы - гелий и водород. Постепенно Вселенная охлаждалась все сильнее и образовывались более тяжелые элементы. Процесс образования новых атомов и элементов продолжается и по сей день в недрах таких звезд, как, к примеру, наше Солнце.

    Гравитационные силы притягивали маленькие объекты к более крупным. В результате во Вселенной со временем сформировались галактики, звезды, планеты.  Более того, Вселенная продолжает расширяться и по сей день.

    4-й ведущий: ( Таня) Слайд 8 (1,2)

    22 апреля мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник – Международный день Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Этот праздник начал проводиться ещё в конце XIX века в Америке. Его инициатором является Дж. Стерлинг Мортон. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Мортон решил сажать деревья в свой день рождения, 22 апреля. День первоначально стал называться Днём Дерева.

    1-й ведущий:( Даша)

    Впервые всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года по инициативе сенатора Г. Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира (набат или хронометр). В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

    2-й ведущий: ()

    День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. В России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

    Видео. Песня «Расскажите птицы»

    3-й ведущий:( Денис)Слайд №10Вопросы залу:

    1) Верите ли вы, что история нашей планеты насчитывает около 10-12 тысячелетий?

    Ответ: Нет. Еще жрецы древнего Вавилона, основываясь на положении звезд и по их движению, пытались доказать значительно больший возраст. По их расчетам получилось, что наша планета существует около 4,6 млрд. лет.

    4-й ведущий:( Таня)Слайды с вопросами Слайд №11-12

    2) Какие химические элементы легли в основу нашей Вселенной?

    - Водород и гелий

    3) Какому закону подчиняется процесс образования Вселенной?

    - Закону всемирного тяготенияСлайд

    3-й ведущий:( Денис)

    4) Верите ли вы, что смена магнитных полюсов Земли ведет к изменению климата на планете?

    Ответ: Нет. Магнитные полюсы Земли перемещаются. Полюсы на Земле менялись местами уже много раз! Человечеству это не угрожает.

    5) Что такое “Час Земли?”

    Ответ: В этот час отключается электроэнергия

    Голос за сценой   - Слайд 13

    (С.Михалков “Стон Земли”)

    Я так устала... Плоть моя покрыта
    Рубцами ран – живого места нет.
    Терзает сталь моё земное тело,
    И яды травят воды чистых рек
    Всё то, что я имела и имею,
    Своим добром считает человек.

    1-й ведущий:( Даша)Слайд 14

    Владимир Иванович Вернадский сказал: “С человеком несомненно появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты”.

    С действием этой геологической силы вас познакомят в следующем зале музея. Слайд 15

    Посещение зала “Техногенные катастрофы”

    2-й ведущий: ()Слайд 16

    Человек, став самой значимой биологической единицей на планете, часто не задумывается о последствиях своей деятельности для природы.

    Давайте посмотрим, какие же “подарки” он создал себе сам:

    3-й ведущий:( Денис)

    1) Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека

    4-й ведущий:( Таня)

    2) Катастрофа природно-техногенная — разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей.

    1-й ведущий:( Даша)Слайд 17

    На какие группы можно разделить все виды техногенных катастроф?

    2-й ведущий:()

    а) техногенные катастрофы в море (разливы нефти в Персидском заливе, Атлантическом океане);

    3-й ведущий: ( Денис )Слайд 18

    б) транспортные техногенные катастрофы: железнодорожные, авиационные, автомобильные;

    4-й ведущий: ( Таня)Слайд 19

    в) аварии на энергетических системах (2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из турбины); Слайд 20

    1-й ведущий:(Даша)

    г) аварии с выбросом радиоактивных веществ (при запуске космических ракет, строительстве и ремонте атомных подводных лодок, 26 апреля 1986 года Чернобыльская катастрофа затронула не только СССР, но и Европу); Слайд 21

    2-й ведущий:(Глеб)Слайды 22, 23

    д) аварии с выбросом химических опасных веществ (на химических предприятиях, комбинатах и при перевозке химических веществ);

    3-й ведущий:(Денис)Слайд 24

    е) внезапное обрушение зданий и сооружений;

    ж) пожары, взрывы.

    1-й ведущий: ( Даша)

    Одна из сильнейших техногенных катастроф произошла 11 марта 2011 года в Японии на Фукусиме.     Видео - ФУКУСИММА

    2-й ведущий:()Слайд (1,2)

    Вопрос: Как вы думаете: возможно ли подобное в России и почему? И что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?

    (Да, много сейсмически опасных зон, износ техники).

    1-й ведущий: (Даша)Слайд 27-28

    Из зала:

    1) Необходимо на международном уровне:

    - ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;

    2) - своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты.

    2-й ведущий: (Глеб)Слайд

    Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость - и не вписывается в очередной поворот. В результате - катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

    Голос за сценой - (С.Михалков “Стон Земли”) Слайд 29-31

    Не потому ли, загораясь мщеньем,
    Я против сил безумных восстаю
    И, сотрясая твердь землетрясеньем,
    На все обиды свой ответ даю.
    И не случайно грозные вулканы
    Выплёскивают с лавой боль Земли...
    Очнитесь люди!
    Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.

    3-й ведущий: (Денис)Слайд 31-35

    За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают онкологические заболевания.

    Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов, заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Мы дышим отравленным воздухом.

    4-й ведущий: ( Таня)

    Скажите, без чего не может жить человек? (Ответ: - Без воздуха и без воды.)

    О воздухе мы поговорили, а сейчас разговор пойдет о воде.

    Чтец:Слайд №37-39

    - В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда:
    То в снег превратится, то в лёд,
    Растает – и снова в поход!
    По горным вершинам,
    Широким долинам,
    Вдруг в небо взовьётся,
    Дождём обернётся.
    Вокруг оглянитесь,
    В природу вглядитесь:
    Вас окружает везде и всегда
    Эта волшебница – наша вода!

    1-й ведущий:( Даша)Слайд №40-42

    Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться.

    2-й ведущий:()Слайд №40-42

    В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных. Сокращается количество пресной воды.В.И.Вернадский определял жизнь как живую воду. Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная.

    3-й ведущий:( Денис)Слайд 43-44

    Вопрос залу: Как вы думаете, каковы главные источники загрязнения  воды? Слайд 48

    Вывод после обсуждения с залом.

    Главные источники загрязнения  вод таковы:  Слайд 49

    • утечки из канализационных коллекторов,
    • просачивание загрязненных атмосферных осадков сквозь загрязненные почвы,
    • засыпанные и застроенные свалки,
    • утечки и фильтрация из очистных сооружений, технологических коммуникаций и канализированных и неканализированныхпромплощадок.

    4-й ведущий: ( Таня)Слайд 43-44

    Вопрос залу: Какие способы очистки воды вы знаете? Слайд 50

    1. Использование фильтров.
    2. Кипячение
    3. Отстаивание
    4. Вымораживание

    Чтец   - Слайд 51-56

    Земля богатою была
    Щедрот своих и не скрывала
    Кормила всех и согревала
    Ответной доброты ждала.
    Дарила людям хлеб, железо,
    Алмаз, гранит и серебро,
    И нефть тихонько собирала-
    Дитя и золото свое.
    На тучных пастбищах ходили
    Стада бизонов и слонов
    А чел пугливо
    В пещерах прятал от врагов
    Своих детей, свои рисунки
    Запасы скудного житья
    Тогда он был не царь природы
    Он был лишь частью бытия

    1-й ведущий:( Даша)Слайд №57-59

    Третья неотъемлимая составляющая жизни человека –это почва.

    Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 4 часть всех плодородных почв. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. Возросло содержание тяжелых металлов в почвах Московской области, например, в Ленинских Горках концентрация в почве кадмия превышает норму в 100 раз, а в Серпухове – в 70 больше фонового.

    Чтец -  Слайд №60-64

    Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
    Всё яснее понимаю: быть беде!
    На земле уже природы не осталось,
    И живем мы в окружающей среде.

    Пели птицы на бульваре вдоль проспекта.
    А теперь не прилетают, не поют.
    В результате парникового эффекта
    Огурцы теперь на метры продают.

    Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
    Сами бросились с нахоженных путей.
    Ведь другой такой нигде на свете нету,
    Да и нету у природы запчастей!

    Все тревожней на планете год от году!
    И понятно это даже комару:
    Или будем мы беречь свою природу,
    Или вылетим в озонную дыру!

    2-й ведущий: ()Слайд 65-66

    Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети? В нашем быту обращается более 70 тысяч различных химических препаратов – синтетических веществ, не существующих в природе.

    Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

    3-й ведущий: (Денис)

     Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

    4-й ведущий: (  Таня)

    Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% - идет... в отходы.

    А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину

    Викторина Слайд 73

    Вопросы: слайды

    1-й ведущий:(  Даша)

    Как определить пульс планеты, ощутить её дыхание, сохранить чистоту? Человек делает еще только робкие шаги в этом направлении.

    И мы переходим с вами в следующий зал музея Земли.Слайд 74-78

    Посещение зала “Красная книга Земли”

    Чтец:.Мы рубим лес, устраиваем свалки,
    Но кто же под защиту все возьмет?
    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
    Подумайте, а что нас дальше ждет?
    Пора бы человечеству понять,
    Богатство у природы, отбирая,
    Что Землю нужно тоже охранять:
    Она, как мы, такая же – живая.

    Песня «Просьба»

    2-й ведущий:.() Слайд 79

    Я речь свою веду о том,
    Что вся Земля – наш общий дом,
    Наш добрый дом, просторный дом.
    Мы все с рожденья в нем живем.

    3-й ведущий:.( Денис          ) Слайд 80-81

    В 1960 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная Книга в нашей стране была издана в 1978 году. В нее заносятся редкие, малоизученные и исчезающие виды растений и животных.

    4-й ведущий:.(    Таня    )

    Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Красная Книга обновляется каждые 10 лет. Когда-то давно природа решила: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

    Вопросы по Красной книге( ведущий 3 и 4)

    1-й ведущий: (  Даша    )

    Мы приглашаем вас в следующий зал

    “Планета Земля-лучшая”

    Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.

    Чтец:.Слайд 87-90

    Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
    Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
    Не мудрено добраться до скрытых тайников,
    Разграбить все богатства у будущих веков.
    Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
    Нам жировать позорно в счет будущего дня.
    Поймите это люди как собственный приказ.
    А то Земли не будет и каждого из нас.

    Чтец:.Слайд 91-92

    Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
    Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
    Стали люди сильными, как боги.
    И судьба Земли у них в руках,
    Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
    Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
    На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли, человек?

    2-й ведущий:(Глеб) Слайд 93

    Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

    Видео «Беловежская пуща»

    3-й ведущий:.( Денис  )

    Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано.

    Чтец:.Слайд 98-101

    (Михаил Дудин)

    Берегите Землю, берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях повилики,
    На тропинках солнечные блики,
    На камнях играющего краба.
    Над пустыней тень от баобаба.
    Ястреба парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите-
    Берегите Землю, берегите!

    4-й ведущий:.(   Таня    )

    Завершая экскурсию в виртуальном музее Земли нам хочется сказать: являясь частью природы мы всеми клеточками должны ощущать: не Земля принадлежит нам, а мы Земле.

    1-й ведущий:.( Даша    )

    Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

    2-й ведущий:.()

    Другого нам и не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна.

    3-й ведущий:.( Денис    )

    Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

    Слайд 106-112

    “Просьба” (Сл. Рождественского, муз.А.Пахмутовой)

    Нам жить в одной семье.
    Нам петь в одном кругу,
    Идти в одном строю.
    Лететь в одном полете.
    Давайте сохраним
    Ромашку на лугу,
    Кувшинку на реке
    И клюкву на болоте.
    О, как природа – мать
    Терпима и добра!
    Но чтоб ее лихая
    Участь не постигла,
    Давайте сохраним
    На стрежнях – осетра,
    Касатку в небесах,
    В таежных дебрях – тигра.
    Коль суждено дышать 
    Нам воздухом одним,
    Давайте – ка мы все
    Навек объединимся. 
    Давайте наши души
    Вместе сохраним,
    Тогда мы на земле
    И сами сохранимся!!!

    Список использованных источников информации.

    1. www.wikipedia.org
    2. www.animated-images.ru
    3. www.okartinkah.ru
    4. www.news-vendor.com
    5. www.natemu.info
    6. www.velvet.by
    7. www.Pikabu.ru
    8. www.m.fishki.net

    Данная работа не является авторской.

    Позаимствовала у коллег из интернета.

    Немного преобразовала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическая экскурсия по экспозиции музея Боевой Славы " Партизаны - Нижегородцы" " Неизвестные герои Большой войны..." 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!

    Тематическая экскурсия , рассказывающая о подвиге Матрены Исаевны Вольской , смоленской паризанки , спасшей 3225 детей....

    Виртуальная экскурсия по историческим местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках по истории России.

    Использование краеведческого материала на уроках истории сегодня является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, важным способом повышения интереса к предмету и повышения качества знан...

    Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

    Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

    Внеклассное мероприятие. Виртуальная экскурсия "По музейным залам России. "Северный" цикл творчества А.И.Куинджи"

    Данная разработка помогает расширить знания о художниках - передвижниках, о музеях  Санкт -Петербурга и  Москвы....

    Урок-виртуальная экскурсия по теме "Земля в опасности". 5 класс

    В данном уроке используется видео сайта http://learnenglishkids.britishcouncil.org. Урок направлен на отработку навыка говорения с использованием лексики по теме "Земля в опасности"...