Рабочая программа учебной дисциплины "Лесная экология"
рабочая программа по экологии

Рабочая программа учебной дисциплины "Лесная экология" разработана в соответствии с терованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности "Технология деревообработки" и входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин вариативной части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа Лесная экология128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение  Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15 Лесная экология

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

35.02.03 ТЕХНОЛОГИЯ ДЕРЕВООБРАБОТКИ

Калуга, 2016

Программа учебной дисциплины ОП.15. Лесная экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 35.02.03 Технология деревообработки (приказ Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 г. №452), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 35.00.00 сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 35.02.03 Технология деревообработки.

Организация-разработчик: ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

Разработчик: Косова Татьяна Николаевна, методист, преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрена на заседании методической комиссии профессиональных дисциплин

Протокол от «25» мая 2016  г. №10


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15 Лесная экология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины (далее программа УД) является частью ППССЗ ГБПОУ «ККМТ» по специальности СПО 35.02.03 Технология деревообработки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Программа УД ОП.15. Лесная экология может быть использована в профессиональной подготовке обучающихся по профессиям

18161 Сборщик изделий из древесины

18783 Станочник деревообрабатывающих станков.

Программа составляется для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин вариативной части, устанавливаемых образовательной организацией.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;

- соблюдать экологические нормы и правила в производственной деятельности;

- использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • условия устойчивого состояния экосистемы;
  • принципы рационального природопользования;
  •  источники загрязнения окружающей среды;
  •  государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
  •  основные лесные природные ресурсы России

В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Содержание учебной дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 35.02.03. Технология деревообработки и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного проектирования.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  40 часов;

самостоятельной работы обучающегося  20 часов.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические занятия

4

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета      


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.15 ЛЕСНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Основные понятия экологии (6)

Основные задачи и структура экологии.

Основные понятия и определения.

2

2

Геологический и биологический круговороты веществ в природе.

1

2

Основные компоненты экосистем. Воздействие человека на природные экосистемы.

1

2

Практические работы

2

Круговороты веществ и основные компоненты экосистем.

Тема 2. Экологические проблемы человечества (10)

Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействия на человека загрязнений биосферы.

2

2

Основные загрязнители биосферы. Их классификация.

2

2

Земные насаждения как средства защиты человека.

2

2

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

 «Зелёная революция» и её последствия.

2

2

Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Мониторинг окружающей среды.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на темы:

Антропогенное воздействие на атмосферу

Антропогенное воздействие на  гидросферу

Антропогенное воздействие на  литосферу

Антропогенное воздействие на  лесные ресурсы

Экстремальные виды воздействия на биосферу

Какую энергетику я выбираю для будущего?

Вторичное сырье в современном производстве.

Составление таблицы: Классификация основных загрязнителей биосферы.

8

Тема 3.Растительный мир и человек (4)

Лесной покров – главная производительная сила Земли, энергетическая база её живой оболочки – биосферы, связующие звено всех компонентов и важнейший фактор её устойчивости.

Нерациональное природопользование и причины тяжелого экологического положения России.

2

2

Целебные и санитарно-гигиеничесие  свойства леса. Эстетическое значение леса.

Лес один из факторов поддержания равновесия химического состава атмосферы.

1

2

Контрольная работа по темам 1-3.

1

2

Тема 4. Лес как природная экологическая система (8)

Признаки экологического равновесия в экосистеме.

Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения. Суксенции экосистем.

1

2

Краткий обзор обмена веществ и энергии в организмах.

1

2

Компоненты и факторы, необходимые для формирования и устойчивого состояния экосистемы леса: свет, тепло, влажность, почва, атмосфера, фауна.

4

2

Практические работы

2

Фотосинтез и его экологическая роль.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на темы:

Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы

Оценка состояния водных объектов, состояния воздушной среды г. Калуги и Калужской области.

Заповедники, заказники, национальный парки России. Памятники природы.

6

Тема 5. Лес и деятельность человека (12)

 Лесные ресурсы. Площадь лесов и запасов древесины.

Лес и туризм.

2

2

Состояние лесов в России. Состояние лесов в мире. Истребление леса.

Гибель тропических лесов.

2

2

Промышленное лесопользование.

2

2

Лесные пожары. Защита леса от пожаров.

Защита леса от вредных насекомых и болезней.

2

2

Основные понятия природоохранной деятельности и обоснование ее необходимости на современном этапе развития цивилизации. Меры по охране леса.

2

2

Дифференцированный зачёт

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на темы:

1. Особо охраняемые территории.

2. Экологическое законодательство РФ. Государственные органы охраны природы. Экологическая паспортизация. Экологический мониторинг, Экологический контроль, экспертиза. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

3. Эколого – географическая характеристика Калужской области.

6

Итого:

60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии и Экологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • экран;
  • мультимедиапроектор;
  • комплект учебно-методических материалов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.-320 с.

2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство «Феникс», 2010.- 220 с.

3 Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности издательство «Академия», 2012

4.Козачек А.В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс,2008. – 273с.  

5.В.И. Коробкин, Л.В. Передельский Экология и охрана окружающей среды. Учебник.. - М.: КНОРУС,2014. – 273с

Дополнительные источники:

1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Академия, НМЦ СПО, 2009.-187 с.

2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность.- М.:Академия, 2009.-257 с.

3. Воронцов А.И. Охрана природы.- М.: Изд., 2010.-137 с.

4.Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;

- соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;

- использование представлений о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности

самостоятельная работа,

практические работы

Знания:

-условий устойчивого состояния экосистемы;

-принципов рационального природопользования;

- источников загрязнения окружающей среды;

- государственных и общественных мероприятий по охране окружающей среды;

- основных лесных природных ресурсов России

 самостоятельная работа,

 тестирование

контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 классов (III ступень)

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.Программа предназначена для использования в образовательном проце...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»  5  КЛАСС(34 часа, 1 час в неделю)ВВЕДЕНИЕЕще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека с...

Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса

Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...

Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер

    Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения  в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...