План проекта экологического образования «Зеленый мир»
проект по экологии

Гарифуллина Фарида Шараповна

         Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир» предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности  учащихся через  посильное участие в решении экологических проблем села, района и  участие  в труде, охране природы.  Целью данного проекта является создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохран­ной деятельности детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байлянгарская средняя школа имени Р.И.Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир»

                                         Участники проекта: учащиеся 5-11 классов

                                         МБОУ  «Байлянгарская средняя школа имени

                                          Р.И.Зарипова»

                                         Руководитель проекта: 

                                         Гарифуллина Фарида Шараповна, учитель

                                         биологии и химии МБОУ  «Байлянгарская

                                         средняя школа имени Р.И.Зарипова»

Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир»

Организация-исполнитель: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байлянгарская средняя школа имени Р.И. Зарипова»   Кукморского  муниципального района Республики Татарстан

Адрес:        422121, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Байлянгар, ул. Школьная, д. 10

Телефон:        +7(843)-643-47-83

E-Mail:        Sbay.Kuk@tatar.ru , 2309000003@ tatar.mail.ru

Руководитель проекта:   Гарифуллина Фарида Шараповна, учитель  биологии  МБОУ  «Байлянгарская средняя школа имени Р.И. Зарипова»   Кукморского муниципального района РТ

Адрес:        422121, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Байлянгар, ул. Советская, д. 36

Телефон:        +7(843)-643-47-21

E-Mail:         2309001074@ tatar.mail.ru

География проекта:  Республика Татарстан,   Кукморский  муниципальный  район, село Байлянгар

Сроки реализации проекта:  2016-2020 гг.

Краткая аннотация проекта

         Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир» предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности  учащихся через  посильное участие в решении экологических проблем села, района и  участие  в труде, охране природы.

В проекте участвуют классы, отряды,  индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.  

       Целью данного проекта является создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.

     

Обоснование необходимости проекта

           Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.         

           17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них  – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».  Особенно это важно  сейчас, когда  отмечается  большое количество проблем экологического характера.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.

Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.  Формирование у школьников ответственного отношения к  природе - сложный и длительный процесс, поэтому  целью  экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  

          Инновационная деятельность МБОУ «Байлянгарская средняя школа имени Р.И.Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан связана с важной проблемой – введением непрерывного экологического образования, направленного на развитие экологической культуры подрастающего поколения. Целенаправленная работа по воспитанию экологически грамотного гражданина  ведется по  программе «Экология души». По программе проводятся различные мероприятия  по познавательным и природоохранным деятельностям, организуется  недели биологии-экологии, где дети получают знания в игровой форме, в форме лекций, семинаров, развлекательных программ, которые предусматривают воспитание экологической культуры.  Формированию  представления о прекрасном  помогают походы по родному краю, конкурсы на лучшую композицию из природного материала, овощей и цветов, проведение викторин, дней здоровья.    На основе данной программы создан проект реализации экологического образования  «Зелёный мир».        

Цели и задачи проекта

Цель  проекта:  формирование экологической культуры школьника как комплекса мировоззренческих  взглядов, затрагивающих все сферы человеческого сознания.

Задачи  проекта:

  • реализация познавательных  интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
  • организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
  • модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении; 
  • формирование нравственной экологической позиции личности, развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
  • включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • создание банка данных форм и методов природоохранной работы, улучшение экологического состояния окружающей среды.

Основное содержание проекта   

       Проект предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности  учащихся через  посильное участие в решении экологических проблем села, района и  участие  в труде, охране природы.

В проекте участвуют классы, отряды,  индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.  

 Проект построен на теоретическом изучении природы и экологии, как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В организационный период  происходит коллективное планирование работы, назначаются ответственные по направлениям  деятельности.

В основной период учащиеся изучают природу родного края, ведут фенологические наблюдения за растениями, насекомыми, птицами, зверями, организуют тематические дни  (День птиц, День леса, День Земли), экскурсии, фотовыставки.

В практической части проекта дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в  сохранение природы.

В итоговый период учащиеся представляют результаты работы:   выставку экологических фотографий, поделок из природного материала, защищают рефераты, выступают в научно-практических конференциях экологического профиля.

        В ходе реализации проекта учащиеся  овладевают  определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашей республики и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушения экологического равновесия.

Направления проекта:

1. Интеллектуально-познавательное.

2. Природоохранное.

                   Интеллектуально-познавательное часть проекта (формы работы):

  1. Интеллектуально-познавательная деятельность  на уроках.  
  2. Конкурсы экологических плакатов и рисунков «Сохраним родную природу».    
  3. Выступление экологических агитбригад.  
  4.  Видеолекторий  с использованием фильмов о «Гринпис», экологических  проблемах.  

         5. Изучение деятельности природоохранных организаций:  

              - «Гринпис»;  

              - Фонд охраны дикой природы;

              - Всемирный союз охраны природы;  

              - Союз охраны птиц России;

          6. Классные часы, беседы, викторины.  

          7. Познавательные экологические игры.  

Природоохранная часть программы (формы работы):

   1.  Акция «Живи, родник»  -  очистка и паспортизация родников.  

   2.  Акция «Мы чистим мир».

    3. Благоустройство  и озеленение  школьных территорий.  

    4. День Земли. Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире.

    5. Акция «Внимание первоцветы!».

    6. Экологические игры.

    7. Организация  акций для пернатых - «Покормите птиц зимой!», «Мастерская кормушек и скворечников»

     8. Акции «Сбереги природу-сдай батарейку»,  «Сдай батарейку-спаси ежа»

    9. Сбор макулатуры.

    10.  Эколого-познавательные туристические походы.

План реализации проекта

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Создание школьного научного эколого-биологического  общества «Зеленый мир»

сентябрь 2015

ШМО учителей естественнонаучного цикла

2.

Заседания школьного научного эколого-биологического общества «Зеленый мир»

3 раза в год

Учителя биологии и экологии, учащиеся члены НОУ

3.

Организация преподавания предметов, элективных курсов, курсов по выбору экологической направленности

август-сентябрь ежегодно

Директор ОУ, учителя биологии и географии

4.

Озеленение и создание зеленой зоны в здании  школы «Зеленый мир»

2016-2017 год

Руководитель и члены НО «Зеленый мир»

5.

Расширение материально-технической базы творческой экологической лаборатории в ОУ

в течение года

Руководитель ОУ

7.

Выставка поделок из природного материала

сентябрь-октябрь  ежегодно

Классные руководители

8.

Участие в осенней выставке – ярмарке «Юннат»

сентябрь-октябрь   ежегодно

Классные руководители

9.

Участие в муниципальном этапе Всероссийских олимпиад по биологии и экологии

ноябрь – декабрь  

ежегодно

Учащиеся 9-11 классов

9.

Организация походов к памятникам природы  района: «Река Нурминка»,  «Сабинский  охотничий Лесхоз», сосновая посадка  «Кукморская Гора»

сентябрь, февраль, май

ежегодно

Учащиеся 5-8 кл, учителя биологии

10.

Акции «Сбереги природу-сдай батарейку»,  «Сдай батарейку-спаси ежа»

ежегодно

Учащиеся 5-11 классов

11.

 Конкурс экологических плакатов и рисунков «Сохраним родную природу».    

октябрь   ежегодно  

Учащиеся 1-11 кл, учителя географии, биологии, ИЗО

12.

Видеолекторий  с использованием фильмов о «Гринпис», экологических  проблемах 

ноябрь    ежегодно

Учащиеся 1-11 кл, учителя биологии

13.

Конкурс «Экологичная семья».

ноябрь   ежегодно  

Учащиеся 1-11 кл, родители и классные руководители

14.

Акция «Возвращенный лес» по сбору макулатуры

декабрь   каждого года

Учащиеся 1-11 кл

15.

 Организация  акций для пернатых - «Покормите птиц зимой!»

декабрь – февраль

ежегодно

Учащиеся 1-11 классов, учителя экологии, биологии

16.

Подготовка и выпуск   экологической газеты «Зеленая колыбель»

январь, май  

ежегодно

Творческая группа учащихся

17.

Изучение деятельности природоохранных организаций

январь  

ежегодно

Учащиеся 8-11 классов, учителя экологии, биологии,

18.

Участие в региональном этапе Российского национального конкурса «Водных проектов»

февраль

ежегодно

Учащиеся 9-10 классов, учителя экологии

19.

Конференции школьного научного общества  по проблемам экологии

февраль - март    

ежегодно

Члены НОУ

20.

Участие в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума  «Зелёная планета»

март

 ежегодно    

Учащиеся 6-9 классов

21.

Организация  акций для пернатых - «Мастерская кормушек и скворечников»

март  

ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

22.

Акция «Внимание первоцветы!»

апрель    

ежегодно

 Учащиеся  1-11 классов, классные руководители

23.

Участие в ежегодной научно-практической конференции учащихся «Моё Я в Большой науке»

апрель  

ежегодно

Члены НОУ

24.

День Земли - выступление экологических агитбригад.

Флешмоб «Час Земли»

апрель  

ежегодно  

Творческая группа учащихся

25.

Разработка экологической тропы и экскурсии по ней  

апрель    2018

Творческая группа учащихся

26.

«Лучший ландшафтный дизайн пришкольного участка». Работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории 

апрель - май  ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

27.

Акция «Живи, родник»  -  очистка и паспортизация родников

май  

ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

28.

Акции «Нет - свалкам!»,   «Чистый школьный двор»

май, сентябрь

ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

29

Организация  проектно-исследовательской деятельности  учащихся

сентябрь-май ежегодно

Учитель биологии, творческая группа учащихся

30

Освещение  участия ОУ в муниципальном проекте  экологического образования на школьных  сайтах и районной газете «Трудовая слава»

В течение года

Творческая группа учащихся

Ожидаемые результаты

  1. Изучение богатства природного наследия.
  2. Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний,    

     практическими умениями, организаторскими способностями, расширение    кругозора.

  1. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
  2. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости  и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах.
  3. Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
  4. Воспитание экологической культуры детей.

Бюджет

Проект осуществляет свою деятельность на основе самофинансирования.  Финансовые средства образуются за счет следующих источников:

-спонсорская помощь;

-средства местного бюджета;

-средства МБОУ «СОШ им. Р.И. Зарипова с. Байлянгар»

- прочих поступлений, не запрещенных действующим законодательством РФ и РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в гимназическом экологическом образовании как способ повышения мотивации учения

В настоящее время внимание общества приковано к реформам в области образования. Общественность страны волнует судьба естественнонаучного образования, потому что освоение высоких технологий требует от ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Проект – «Экологическое образование и воспитание».

Экологическое образование и  воспитание   — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной ...

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ЗЕЛЕНЫЙ ПАКЕТ» В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экологическое образование – признак XXI века. Оно отражает объективную потребность нашего времени в обучении, воспитании и развитии личности, направленных на формирование системы знаний и умений, ценн...

Проект экологического воспитания "Зеленый мир"

Проект экологического воспитания "Зеленый мир" нацелен на создание условий для социального становления и развития личности через ор­ганизацию совместной познавательной, преобразовательно...

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...