Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»
рабочая программа по экологии

Немирович Наталия Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»  направлена на формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Занятия в кружке «Экомир – центр экологических инициатив»  способствуют развитию универсальные учебные действий, социализации обучающихся. У школьников накапливается опыт проектирования  жизненных экологических ситуациях в качеств е гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное-коллективное, мораль-право, наука-традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 

Рассмотрено                                            

на пед. совете  

протокол №____    

«29» августа 2018г.  

Утверждаю                                          

Директор школы            

__________И.А. Самаркина

 «___»____________2018г.

           

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
 программа естественно-научной направленности

«Экомир – центр экологических инициатив»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 13–14 лет

(6-7 класс)

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Немирович Наталия Николаевна,

учитель биологии,

высшей квалификационной категории,

руководитель НОУ «Друзья Земли»

г Сергиев Посад

2018 г

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»  разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российском Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242), отвечает запросам современного общества и направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа построена на основе общенациональных базовых ценностей российского общества, таких, как гражданственность, социальная солидарность, природа, человечество, и направлена на развитие у обучающихся умений обеспечения экологической безопасности в условиях информационного общества; ненасильственного общения и социального партнерства как непременных условий решения экологических проблем в глобальном мире; обсуждения актуальных вопросов экологии, здоровья, безопасности, ведения работы по экологическому просвещению, а также на формирование ценностного отношения к сохранению многообразия биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.Н. Дзятковской, А.Н Захлебного, А. Ю. Либерова «Моя экологическая грамотность» (6 класс), Экология общения» (7класс) Москва изд «Просвещение» 2012 г.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

  • Введение.
  • Информация как экологический фактор.
  • Экологическая безопасность в информационной среде.
  • Работаем в команде.
  • Учусь экологическому просвещению.

Актуальность.

Экологическое образование направлено на формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

В 6-7 классах имеется своя специфика, обусловленная возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с освоением ими новой ведущей деятельности – общения. Программа направлена на формирование опыта применения экосистемной познавательной модели к общению человека с природой и людьми; развитие коммуникативных и регулятивных умений работы в команде, ненасильственного общения, экологического просвещения; общения по интересующим подростков вопросам экологии, здоровья, безопасности; формирование ценностного отношения к биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Программа направлена на развитие универсальных учебных действий, программу воспитания и социализации обучающихся. У школьников накапливается опыт проектирования  жизненных экологических ситуациях в качеств е гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное-коллективное, мораль-право, наука-традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Данная программа рассчитана на учащихся 12-14 лет.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу.  Расписание занятий составляется с учётом требований СанПин 2.4.4. 1251-03. В ходе проведения экскурсий, акций, туристических походов и др. форм, более затратных по времени, в режим работы кружка вносятся необходимые коррективы.

Основные виды деятельности:

  • Научно - исследовательская,
  • организационно-коммуникативная,
  • рефлексивно-оценочная,
  • креативная,
  • проектная,
  • трудовая и профильная ориентация.
  •  социально-творческая
  • общественно полезная практика,  
  • трудовая и профильная ориентация.

Формы и методы организации деятельности детей :

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • парная;
  • исследовательские задания,
  • игровые задания,
  • практикумы,
  • опытническая работа
  • систематические наблюдения
  • ролевые, дидактические, игры,
  • творческие задания, опыты,
  • практические работы,
  • создание экологических проектов,
  • экскурсии и прогулки в природу,
  • моделирование,
  • экологические акции,
  • гербаризация,
  • составление памяток.

Формируемые ценности: 

  • гражданское общество,
  • этнокультурная и общероссийская идентичность;
  • устойчивое развитие страны;
  • экологическая этика;
  • здоровье как личная и общественная категория;
  • социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения;
  • экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;
  • эколого-культурные традиции многонационального народа России.

Основное педагогическое средство организации деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

Цель  и результаты: программы «Экомир – центр экологических инициатив»: формируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями образования в области экологии и здоровья.

Личностные результаты предусматривают умения:

  • формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
  • рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
  • согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;
  • высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

  • приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
  • схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать еѐ;
  • собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;
  • называть существенные признаки дискуссии, составлять еѐ сценарий и организовывать еѐ в дискуссии аргументировать свою точку зрения;
  • применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;
  • представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно;
  •  рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;
  • называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;
  • называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
  • перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность; называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него; применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;
  • перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта; проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.

Предметными результатами являются представления:

  • о предмете изучения экологии человека; связи совместных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения; об информации как новом экологическом факторе жизни современного человека; экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических проблемах общения с природой и людьми;

а также умения:

  • высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения, их влияния на здоровье человека;
  • устанавливать причинно - следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием, разнообразием этнокультур и выживание человечества;
  • приводить примеры сохранения биологического разнообразия, возрождения культуры коренных народов своей местности;
  • обосновывать значение общения с природой для телесного и психологического здоровья человека;
  • использовать данные науки, культурно – исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека;
  • перечислять технические средства связи, способы их безопасного использования;
  • называть способы организации экологически безопасной видео – и аудиосреды;
  • приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека;
  • называть способы распознавания информационного терроризма и защиты от него;
  • в ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений;
  • называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе

в команде для выполнения экологического проекта;

  • называть цели экологического просвещения, его принципы и формы; участвовать

в эколого- просветительском проекте.

Условия для реализации программы:

1) кабинет биологии, оборудованный компьютером, проектором, экраном или интерактивной доской;

2) иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература;

3)наличие дидактического и раздаточного материала;

4) интерактивные таблицы, анимации, видеофильмы.

5) Краеведческий материал, накопленный в кабинете биологии.

Содержание

Раздел 1 Введение (3 часа)

Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические  проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Эко системная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.

Клуб как форма общения по интересам. Цели и задачи клуба «Экология общения». Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста.

Формы организации внеурочной деятельности:

  1. Заседания дискуссионного клуба
  2. Работа в библиотеке, Интернете.

Практикум 1. «Безопасно ли я пользуюсь информацией?

                      2. «Мое информационное окружение: нужен совет»

Раздел 2 Информация как экологический фактор

Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживание. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно – инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звука, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России.

Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития. Формы сохранения ценной культурной информации. Нарастающий дефицит этнокультурной информации как необходимое условие его полноценного развития. Ценность человеческого общения в культуре народов России. Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения общей точки зрения.

Формы организации внеурочной деятельности:

  1. Заседания дискуссионного клуба
  2. Работа в библиотеке, Интернете.
  3. Выписка с биографическими ссылками.
  4. Дискуссия «Человек или Маугли: роль среды»,

«Как сохранить биологическое и культурное разнообразие?»

Практические работы.

  1. Сбор данных метеорологических наблюдений (температура и относительная влажность воздуха, скорость и направление ветра) на пришкольном участке.
  2. Определение изменения температуры и относительной влажности в классе в ходе урока.
  3. Наблюдение качественного состава образцов пыли с помощью микроскопа.
  4. Изучение видового разнообразия сообщества водных организмов как показателя загрязнённости водоёмов (на «чистых» и «загрязнённых» водоёмах или их участках).

Экскурсии

  1. Выявление факторов нарушения экосистем (сообществ организмов).
  2. Оценка состояния растений по фитопатологическим явлениям.
  3. Оценка видового разнообразия (биоразнообразия) на конкретной территории.

Раздел 3 Экологическая безопасность в информационной среде

Экологическая безопасность технических средств связи. Экологические риски технических средств связи. Способы  безопасного пользования техническими  средствами связи. Тезисная форма представления информации.

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. Опасность гомогенных и агрессивных пространств. Их примеры. Видеоэкология. Опасность звуковой среды. Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео и аудиосреды человека.

Защита от психологических манипуляций. Примеры манипулятивного воздействия. Уловки – манипуляции. Способы их нейтрализации. Нейтрализация логических ошибок. Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы  его распознавания и защиты от него.  

Способы противостояния опасным предложениям при общении. Досуговое  общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений. Формы и способы отказа. Язык – основа культурной среды человека. Противостояние сквернословию. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция в дискуссии.

Формы организации деятельности:

  1. Заседания дискуссионного клуба
  2. Работа в библиотеке, Интернете.
  3. Экологическая безопасность в информационной среде
  4. Дискуссия «Опасно ли сквернословие?»
  5. Ролевая игра «Как отказаться от опасного общения?»
  6. Киноклуб: документальные фильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Практические работы

  1. Распознавание опасной информации и способы ее нейтрализации или избавления от нее.

Раздел 4. Работаем в команде.

Социальное партнерство как условие устойчивого развития общества. Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. Роль социального партнерства в их реализации. Ненасильственное общество. Диалог. Компромисс и уступки.  Конструктивная критика. Искусство спора.  Аргументация. Избегание конфликтов. Выход из конфликта.

Способы организации работы в команде. Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления. Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем. Принцип работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели.

Формы организации внеурочной деятельности:

Заседания дискуссионного клуба

Тренинг ненасильственного общения. Ролевые  игры «Ведем диалог», «Искусство спора», «Как выйти из конфликта»

Экскурсия

  1. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок.

Практическое занятие.

  1. Описание несанкционированной свалки (описание загрязнений почв мусором).
  2. Нанесение на план местности основных загрязнителей окружающей среды и прогнозируемых путей распространения загрязнений.
  3. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости.
  4. Распознавание загрязнений почв, возникающих при авариях (разлив нефтепродуктов, химикатов, солей неизвестного происхождения и др.) доступными методами (визуальные наблюдения, экстракция, тестирование).

Деловая (ролевая) игра «Чистый воздух».

Цель и исходные данные: организация общественной дискуссии о состоянии воздушной среды и путях её улучшения на основе материалов о деятельности природопользователей

Роли учащихся: главный инженер абразивного завода, директор теплоэлектростанции, технолог по очистке газовых выбросов завода резинотехнических изделий, главный санитарный врач, журналист, председатель общественного комитета, представитель администрации.

Тематика ролевых выступлений: вклад предприятий в загрязнение воздушной среды, экономические рьгааги в природоохранной политике руководства предприятий и органов власти, гражданские интересы населения в борьбе за качество окружающей среды и достоверной информации об экологической ситуации, роль общественного мнения в борьбе за качество окружающей среды.

Итог дискуссии: представление различных точек зрения и интересов, необходимость принятия каждой стороной адекватных мер — организационных, технологических, административных.

Раздел 5. Учусь экологическому просвещению

Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы (буклеты, брошюра,инф ормационный листок, газета, агитационное выступление). Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов.

Эколого – просветительский проект. Требования к проекту. Доказательность  (установление истинности или ложности тезиса), структура доказательства. Убедительность (обоснование целесообразности принятия истинного тезиса с использованием психологических средств).  Экспертиза проекта.

Формы организации внеурочной деятельности:

Заседания дискуссионного клуба

Просветительские проекты на экологическую тематику.

Защита проектов.

Практическая работа.

Экологическая экспертиза:

  1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха и т.п.).
  2. Определение водородного показателя (рН) воды водоёмов, сточных вод дождя, талой воды (снега, льда).
  3. Определение относительной загрязнённости снега из разных мест тяжёлыми металлами.
  4. Контроль содержания нитратов в овощах, фруктах, соках и т.д. с помощью тест-систем.

Экскурсия

  1. Работа с определителем видов и образцами (препаратами): распознавание объектов — биоиндикаторов и ознакомление с показателями загрязнённости среды.
  2. Практический биомониторинг состояния окружающей среды в жилой и садово-парковой (лесной) зонах по имеющимся индикаторным видам.
  3. Определение факторов экологически опасных физических воздействий в районе проживания (учёбы, отдыха).

Заключительное заседание дискуссионного клуба, подведение итогов. Выпуск бюллетеня «Наше информационное окружение: делаем советы».

Учебный план

№п/п

Тема раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Раздел 1 Введение

3

1

2

2

Раздел 2 Информация как экологический фактор

10

3

7

3

Раздел 3 Экологическая безопасность в информационной среде

7

4

3

4

Раздел 4. Работаем в команде.

8

2

6

5

Раздел 5. Учусь экологическому просвещению

8

1

7

Итого

36

11

25

Календарно – тематическое планирование

Наименование темы урока

Виды деятельности

Форма занятий

Теория

Практика

Раздел 1. Введение (4 часа)

1

Экология человека

1

2

Клуб как форма общения по интересам

Заседание дискуссионного клуба

1

3

Практикум «Безопасно ли я пользуюсь информацией?

1

4

Природная информация как среда жизни человека.

Практикум 

«Мое информационное окружение: нужен совет»

1

Раздел 2. Информация как экологический фактор (8 часов)

5

Генно – инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики

1

6

Алкоголизм, курение как факторы, снижающие генетическое здоровье человека.

1

7

Общение с природой, его формы

Дискуссия «Как сохранить биологическое и культурное разнообразие?»

1

8

Социальная информация как среда жизни человека

  1. Работа в библиотеке, Интернете.
  2. Выписка с биографическими ссылками.

1

9

Ценность человеческого общения в культуре народов России.

Дискуссия «Человек или Маугли: роль среды»,

1

10-11

Экскурсии

  1. Выявление факторов нарушения экосистем (сообществ организмов).
  2. Оценка состояния растений по фитопатологическим явлениям.
  3. Оценка видового разнообразия (биоразнообразия) на конкретной территории.

2

12

Экологическая безопасность влияние на среду обитания человека

Практические работы.

  1. Сбор данных метеорологических наблюдений (температура и относительная влажность воздуха, скорость и направление ветра) на пришкольном участке.
  2. Определение изменения температуры и относительной влажности в классе в ходе урока.

1

13

Экологическая безопасность влияние на среду обитания человека

Практическая работа.

Наблюдение качественного состава образцов пыли с помощью микроскопа.

1

Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде (7 часов)

14

Экологическая безопасность технических средств связи

1

15

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. Защита от психологических манипуляций.

1

16

Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы  его распознавания и защиты от него.  

1

17

Практическая работа  «Распознавание опасной информации и способы ее нейтрализации или избавления от нее

1

18

Противостояние сквернословию.

Дискуссия «Опасно ли сквернословие?»

1

19

Способы противостояния опасным предложениям при общении.

Ролевая игра «Как отказаться от опасного общения?»

1

20

Киноклуб: документальные фильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

1

Раздел 4. Работаем в команде. (8 часов)

21

Социальное партнерство как условие устойчивого развития общества.

1

22

Роль социального партнерства в их реализации.

1

23

Тренинг ненасильственного общения.

1

24

Способы организации работы в команде.

Практические работы

  1. «Нанесение на план местности основных загрязнителей окружающей среды и прогнозируемых путей распространения загрязнений».
  2. «Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости».

1

1

25

Принцип работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели.

Практическая работа «Распознавание загрязнений почв, возникающих при авариях (разлив нефтепродуктов, химикатов, солей неизвестного происхождения и др.) доступными методами (визуальные наблюдения, экстракция, тестирование)».

1

26

Ролевые  игры «Ведем диалог», «Искусство спора», «Как выйти из конфликта»

1

27

Экскурсия

  1. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок.

Практическая работа «Описание несанкционированной свалки (описание загрязнений почв мусором).

1

28

Деловая (ролевая игра) «Чистый город»

Практическое занятие «Раздельный сбор мусора»

1

Раздел 5. Учусь экологическому просвещению (9 часов)

29

Экологическое просвещение

Практические работы:

  1. Определение относительной загрязнённости снега из разных мест тяжёлыми металлами.
  2. Контроль содержания нитратов в овощах, фруктах, соках и т.д. с помощью тест-систем.

1

30

Цели, принципы, формы (буклеты, брошюра, информационный листок, газета, агитационное выступление).

1

31

Цели, принципы, формы (буклеты, брошюра, информационный листок, газета, агитационное выступление).

1

32

Эколого – просветительский проект. Требования к проекту.

1

33

Практический биомониторинг

Определение состояния окружающей среды в жилой и садово-парковой (лесной) зонах по имеющимся индикаторным видам.

1

34

Практический биомониторинг

Определение факторов экологически опасных физических воздействий в районе проживания (учёбы, отдыха).

1

35

Просветительские проекты на экологическую тематику

Защита групповых проектов

1

36

Просветительские проекты на экологическую тематику.

Защита групповых проектов

1

37

Заключительное заседание дискуссионного клуба, подведение итогов.

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения.

Мультимедийное оборудование. Персональные компьютеры. Таблицы и учебные фильмы о вреде курения, наркомании, детского алкоголизма, сквернословия.

Учебно-методическое обеспечение, рекомендованное для педагогов

  1. Глебова, В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками : методические рекомендации / В.Д. Глебова,Н.В. Позднякова. -: УИПКПРО, 2007. - 60 с
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995. 3 Ненасилие: философия, этика, политика. – М., 1993.
  3. Гросс С.К. Общаюсь, значит, преуспеваю. – М., 2005.
  4. Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: Методические рекомендации для педагогов. –

М., 2009.

5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. – М.,2009.

6.  Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 2009.

7. Лихачев Д.С. Избранные труды. – М., 1999.

8. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. – М., 2005.

9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

10. Окунев А. Как учить не уча. — СПб.: Питер-пресс, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ (индекс ОПД.02) для специальностей общеобразовательного цикла, естественно-научный профиль

АННОТАЦИЯ Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускников по специальности 15102...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно научной направленности "Избранные вопросы математики".

Программа направлена на подготовку учащихся десятого класса к итоговой аттестации. На обобщение и систематизацию знаний учащихся. на развитие умений применять знания , на развитие навыков учащихся....

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая культура и здоровье человека»

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Зкологическая культура и здоровье человека", 5-7 классы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гармонии с природой»

Обучаясь по программе «В гармонии с природой» обучающиеся в течении года знакомятся с понятиями ответственного потребления: Апсайклинг, Биоразлагаемый, Гринвошинг, Компостирование, М...