Экология жуков
статья по экологии (7 класс)

Ленхобоева Светлана Юрьевна

Экология жуков копробионтов в окрестности с. Гурульба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agrarnaya_nauka.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ ЖУКОВ-КОПРОБИОНТОВ В ОКРЕСТНОСТИ

С. ГУРУЛЬБА

Дремухина В., ученица 7 класса

МАОУ «СОШ № 44»

Научный руководитель-учитель СОШ №44 Ленхобоева С.Ю.

Помет животных служит особым местом для специфических сообществ. Чтобы снизить конкуренцию и повысить выживаемость в данных условиях у обитателей навоза существуют различные экологические особенности. Яркими представителями копробионтов являются жуки-навозники, которые не только участвуют в разложении органических веществ, но и в значительной степени ускоряют все эти процессы по сравнению с деятельностью микроорганизмов.

Исследование проводилось в окрестности с. Гурульба Иволгинского района. Расположен в 15 км к северо-востоку от районного центра, села Иволгинска, на левом борте долины реки Иволги. Находится в 1-3 км. Северо – западнее границ городского округа Улан-Удэ, в 13 км от центра города.

Материал данной работы собран в период с 5.08-13.08.18г. Всего на сбор полевого материала затрачено 9 дней. Исследовано 5 экскрементов крупного рогатого скота.

Объектом исследования послужили насекомые-копробионты, обитатели экскрементов КРС. Всего собрано и определено 56 экземпляров жуков-копробионтов.

Наблюдение проводили в течение исследуемого времени с 6 до 23:00 часов, с интервалами в 2 часа. Во время наблюдений учитывались визуально абиотические факторы: температура, влажность и степень освещенности.

Для сбора материала применялись следующие методы: просеивание почвы с помощью почвенных сит, почвенные раскопки и ручной разбор почвы и навоза.

Видовой состав представлен 6 видами, доминирующими видами являются жуки видов: Афодий сибирский, Водолюб навозный. (Таб. 1)

Видовой состав жуков-копробионтов в экскременте КРС (экз.)

Виды

абс.

%

Афодий сибирский

27

48,2

Афодий странствующий

2

3,5

Карапузик бороздчатый

4

7,1

Водолюб навозный

12

21,4

Филонт краснокрылый

6

10,7

Маленькие стафилиниды

5

8,9

Таблица 1.

Прослежена постепенная смена фауны жуков-навозников в экскрементах КРС по мере его «старения»:

Первый день. Свежий экскремент крупного рогатого скота имеет вид темно-бурой лепешки, полужидкой консистенции. Снаружи она не имеет корки и всегда на ее поверхности видны капельки влаги. Первыми посетителями были мухи, через 1,5 часа жуки-навозники Афодий сибирский и странствующий, через 3 часа появляются отверстия в экскрементах. Через 1 ч. 35 мин. после прилета афодий, прилетели жуки стафилиниды и жуки-водолюбы.

Второй день. Навозная куча поменяла цвет (стала темнее) и образовалась тоненькая корочка, жуки уже не делали ходы, откладывали яйца.

Третий день. Навозная куча покрылась уплотненной корочкой, на поверхности которой хорошо видны отверстия ходов жуков.

Четвертый день. Экскремент имеет плотную корку, которая охватывает уже более глубокие слои. Численность хищных жуков увеличилась.

Пятый день. Навозная куча имеет плотную корку, на поверхности которой видны небольшие дырочки. Видовой состав не меняется.

Шестой день. Экскремент внутри вся испещрена ходами жуков и личинок.

Седьмой день. Экскремент КРС совсем засох. Оставшиеся личинки усиленно питаются, готовятся к окукливанию в норках.

Восьмой день. Через отверстия в экскременте вылетали первые мухи и жуки Афодии.

Девятый день. Экскремент распался на сухие куски, под которыми кроме муравьев нет других насекомых, в норках жуков пусто.

Процесс разложения экскрементов при отсутствии жуков-навозников протекает медленно и существенно зависит от температуры окружающей среды и наличия осадков.

Суточная активность при ясной погоде у жуков-копрофагов начинается с 6:10 ч. Постепенно она начинает расти. В 14:00 ч. достигает максимальной активности. С 14:00 ч. -15:30 ч. суточная активность снижается и к 23:00 ч. они прекращают свою деятельность. В пасмурную погоду активность жуков снижается. Выпадение осадков неблагоприятно влияют на заселение навоза. (рис. 1)

Рисунок 1.

Таким образом, на видовое разнообразие жуков-копробионтов в экскрементах КРС влияют абиотические факторы окружающей среды.

В ходе исследования:

  1. Выявлено 6 видов жуков-копробионтов. Из них самыми многочисленными оказались жуки. Относящиеся к виду Афодий сибирский.
  2. По мере «старения» навоза можно отметить последовательность заселения: сначала прилетают виды жуков рода Афодии, позже появляются хищные жуки-стафилиниды.
  3. Абиотические факторы напрямую влияют на состав и численность населения экскрементов, а также на процесс разложения (деструкцию)

Питаясь экскрементами животных, копрофаги и их личинки ускоряют процессы разложения, вовлекая в круговорот веществ и тем самым выполняют санитарную роль в природе.

Литература:

  1. расположение с. Гурульба[электронный ресурс] / https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Б.М. Мамаев. Определитель насекомых европейской части СССР[учебное пособие] / Мамаев, Медведев, Правдин Москва: Просвещение, 1976.
  3. Жуки – навозники Бурятии [электронный ресурс] / (http://zooex/baikal.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука

Семинар-практикум  "Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука" дает возможность не только повторения изученного материалла, но и практическое применение полученных знаний. ...

Игра-викторина "Жуков Г.К.-Маршал Победы"

Тема: " Жуков Г.К. - маршал Победы"Цель: познакомить с основными этапами жизни и военной службы полководца;          формировать на примере маршала Жукова ...

Маршал Победы-Жуков

Разработка мероприятия, посвященное жизни Г.К. Жукова....

Конспект урока в полевом лагере "Жуки"

Тип урока.Урок изучения нового материала на деятельной основе.Технология: нетрадиционная с элементами развивающего обучения....

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования « Бабочки, жуки, мушки»

Пояснительная запискаДанная методическая разработка предлагается в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста объёмному моделированию, например,  по...