Кружок "Юные экологи".
рабочая программа по экологии

Александрова Мария Петровна

Программа кружка «Юные экологи» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_kruzhka_yunye_ekologi.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Основные данные

«Дополнительная общеразвивающая программа «Юные экологи»

Наименование

Пример заполнения

Полное наименование

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные экологи»

Публичное наименование

Программа «Юные экологи»

Краткое описание

 Программа кружка «Юные экологи» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.  

Организация

Наименование организации

Форма обучения

Очная

Продолжительность программы

1 год

Возрастные ограничения

От_10__ до 15_лет__

Размер группы

15 человек

Адрес проведения программы

Иркутская область, Тайшетский район, п./жд.ст.Тамтачет, улица Гайнулина 2В;

Подробное описание

Программа кружка «Юные экологи» ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа клуба решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа кружка направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка.

Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и  развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как  самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции

Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции. 

Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.

Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять,  обновлять и развивать свои знания.

Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.

Программа кружка «Юные экологи» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.

При составлении своей программы использовала работы известных педагогов, таких, как И.Н.Пономарёва, Л.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, И.Д.Зверев. Они в своих работах исследуют содержание, формы и методы экологического образования. Психологи Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазычев, С.Д. Дерябо, В. Ясвин - исследуют внутренние механизмы процесса учебного познания природы.

Программа кружка «Юные экологи» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).

Программа решает проблемы занятости детей в летнее, свободное от учебного процесса время (работа в летней экологической трудовой бригаде, экспедиции и походы, исследовательская работа), что позволяет реализовать познавательный интерес на практике.

 

Направленность

  • Естественнонаучное;
  • Эколого – краеведческое

Профиль

Просветительская, театральная деятельность , участие в НПК различного уровня, экологические мероприятия .

Уровни программы

Стандартный (ознакомительный),

Содержание программы

Программа адресована среднего школьного возраста. Расчёт часов программы:  70часов, 1 раза в неделю по 2 ч. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и методы работы.

Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Методы формирования познавательного интереса

Познавательные игры

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

Создание ситуации успеха в учении

Метод проектов.

Тематический план.

Сезонные явления в природе-10 ч.

Сезонные явления в уголке живой природы-10ч.

Красная Книга природы Иркутской области-8ч.

Природа озера Байкал-16ч.

Природа родного края-10ч.

Фенологические наблюдения в природе-4ч.

Азбука поведения в природе-2ч.

Биоразнообразие. Охрана растений и

Животных Иркутской области-8ч.

Итоговое занятие-2ч.

Цель программы

Цель программы:

  • Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.

Задачи программы:

  • Формировать стремление у обучающихся детей к познанию окружающего мира;
  • Формировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать обучающихся детей  в практическую деятельность по охране окружающей среды;
  • Обеспечивать выработку приёмов и навыков самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать экологическое мышление у детей;
  • Развивать ответственность, значимость в экологическом движении своей школы, посёлка,области;
  • Развивать интерес к решению проблем окружающей среды;
  • Воспитывать экологическую культуру и активную жизненную позицию;
  • Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего

посёлка,области.

Ожидаемый результат

Обучающиеся будут знать:

Как можно осуществить решение экологических проблем, проводить экологические исследования, разрабатывать  и реализовывать  экологические проекты (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.

Обучающиеся будут уметь:

работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников, слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния. окружающей среды.

Особые условия

Преподаватели

Александрова Мария Петровна, учитель биологии, географии, первая квалификационная категория.

Стаж работы

Материально-техническая база

Школьное оборудование: ноутбуки, проектор, экран, литература экологической направленности-наглядные и демонстрационные пособия по биологии и экологии.

Описание цены

Обучение по программе бесплатное.

Расписание

Наименование

Пример заполнения

Название

Группа 1, Александрова М.П.,10-15 лет

Преподаватель

Александрова Мария Петровна

Период обучения (в текущем году)

01.09.2020-25.05.2021уч.г.

Прием заявок на следующий год с

Возраст от __ до__

10-15 лет

Количество часов в год

35

Минимальный размер группы (чел.)

10

Максимальный размер группы (чел.)

15

Дни недели

понедельник

Время начала

16.00 – 16.40

Продолжительность занятия (академических часов)

1час

Продолжительность академического часа

40 мин

МКОУ ТАМТАЧЕТСКАЯ СОШ

Образовательная программа

кружка «Юные экологи»

на 2020-2021 учебный год

срок реализации – 1 год

возраст детей – 10 -14 лет

Cоставил: Александрова Мария Петровна

П.Тамтачет  

2020-21 уч. г.

Пояснительная записка.

Программа ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа клуба решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа клуба направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка.

Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и  развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как  самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции

Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.

Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять,  обновлять и развивать свои знания.

Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.

Программа клуба «Юный эколог» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.

При составлении своей программы использовала работы известных педагогов, таких, как И.Н.Пономарёва, Л.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, И.Д.Зверев. Они в своих работах исследуют содержание, формы и методы экологического образования. Психологи Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазычев, С.Д. Дерябо, В. Ясвин - исследуют внутренние механизмы процесса учебного познания природы.

Программа клуба «Юные экологи» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).

Программа решает проблемы занятости детей в летнее, свободное от учебного процесса время (работа в летней экологической трудовой бригаде, экспедиции и походы, исследовательская работа), что позволяет реализовать познавательный интерес на практике.

Концептуальные идеи программы:

  •  В природе всё взаимосвязано;
  •  Человек – часть природы;
  •  Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;
  •  Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.

Варианты реализации идей:

  •  через целеполагание и задачи;
  •  через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);
  •  через разнообразные формы занятий;
  •  через методы, средства и приёмы образовательной программы;
  •  через основные принципы курса:
  •  через взаимосвязь с другими науками и предметами;
  •  через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

Программа клуба предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:

  • Познавательное отношение к природе;
  • Бережное отношение к природе;
  • Ответственное отношение к природе.

Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».

Реализация программы клуба «Юные экологи» предусматривает работу по направлениям:

  • Работа с обучающимися;
  • Работа с родителями и общественностью;
  • Информационно – методическое обеспечение.

Цель программы:

  • Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.

Задачи программы:

  • Формировать стремление у обучающихся детей к познанию окружающего мира;
  • Формировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать обучающихся детей  в практическую деятельность по охране окружающей среды;
  • Обеспечивать выработку приёмов и навыков самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать экологическое мышление у детей;
  • Развивать ответственность, значимость в экологическом движении своего клуба, города, края;
  • Развивать интерес к решению проблем окружающей среды;
  • Воспитывать экологическую культуру и активную жизненную позицию;
  • Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего города и края.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по желанию ребёнка);
  • Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование групп обучающихся);
  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
  • Принцип доступности (предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);
  • Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
  • Принцип ориентации на успех;
  • Принцип взаимоуважения;
  • Принцип индивидуально – личностной ориентации (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
  • Принцип природосообразности (учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, физиологических и биологических особенностей  и природных склонностей ребёнка);
  • Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе;
  • Принцип научности содержания методов образовательного процесса;
  • Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей. Основу составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает обучение и воспитание.

Коменский Я.А. настаивал на строгом учёте в учебной и   воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании всё должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.

Учёт возрастных особенностей -  один из основополагающих педагогических принципов.

Программа клуба «Юные экологи» даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.

В качестве ключевых компетенций для экологического образования выделены следующие:

  • ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою  определяющую программу жизнедеятельности в целом и др.);
  •  общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию г. Яровое, России и мира,  осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
  •  учебно-познавательные или  специальные (формирование грамотности обучающихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания и т.д.);
  • социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
  • информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников и др.);
  • коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния. окружающей среды);
  • личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,  забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры). 

                Предметные компетенции:

  1. Здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни.
  2. Ценностно – смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности.
  3. Интеграции – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека.
  4. Гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.
  5. Ответственность, долг.
  6. Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой.
  7. Социальные взаимодействия – социальное партнёрство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем.
  8. Деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.

Межпредметные компетенции:

  1. Межпредметные проекты – по этнографии, истории, географии, сельскому хозяйству, физической экологии и др.
  2. Исследования – в области ботаники, зоологии, географии, сельского хозяйства, биологии.
  3. Интегрированный материал – по ступеням обучения, по мере усложнения из одного курса в другой (из ботаники в биологию, из биологии в географию и др.)
  4. Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.
  5. Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в научной области (способность к научному творчеству).
  6. Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.

Направления программы:

  • Естественнонаучное;
  • Эмоционально – чувственное;
  • Эколого – этнографическое.

Естественнонаучное направление обеспечивает образование, т.е. передачу детям определённого объёма знаний об  устройстве мира, о существующих в нём многочисленных связях, о человеке как части Природы. В основу всех структурных единиц программы положены шесть ключевых понятий:

  • Среда и место обитания живых существ;
  • Условия существования живых существ в данном месте обитания;
  • Приспособление живых существ к условиям существования в их месте обитания;
  • Взаимосвязи между организмами и окружающей средой;
  • Цикличность природных процессов;
  • Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы.

Эмоционально – чувственное направление направлено на воспитание в детях эмоционального положительного отношения к окружающему прекрасному и гармоничному миру с помощью разнообразных приёмов художественного и литературного творчества.

Эколого – этнографическое направление признано дать детям представление о нерасторжимой связи человека с его природным окружением. Учащиеся обращаются к народным традициям, которые позволяли нашим предкам поддерживать физическое и духовное здоровье путём гармонизации своих отношений с окружающим миром. Взгляд в прошлое даёт детям возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего мира для будущих поколений.

Программа адресована среднего школьного возраста. Расчёт часов программы:  70часов, 1 раза в неделю по 2 часа.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и методы работы.

Активные методы  направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка,  на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы - 

Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обучения – являются  активными по характеру действий, выполняемых ребёнком:  он самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленные блоки, распределяет в определённой последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.

Групповые методы обучения – работа детей в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини – проектов в наибольшей степени соответствует понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.

Коллективные методы обучения направлены – на работу со всем коллективом, требуют синхронизации действий воспитанника и педагога для достижения конкретной учебной цели.

Словесные методы : Беседа – организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Рассказ – Возможно несколько видов рассказа. Это рассказ – вступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение.

Наглядные методы обучения -  достаточно важны для обучающихся, имеющих визуальное восприятие действительности. Она ориентирует педагога на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.        

Практические методы обучения -  охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности. Во время их использования применяются приёмы: постановки задания, планирование его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы. Применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а так же анализ выполненной работы.

Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Методы формирования познавательного интереса

Познавательные игры

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

Создание ситуации успеха в учении

Метод проектов 

Для развития позитивных личностных качеств детей в моей программе предусмотрены воспитательные мероприятия:

  • Конкурсно – развлекательные программы;
  • Викторины;
  • Походы, экскурсии, посещение музея;
  • Беседы и консультации;
  • Посещение мероприятий, проводимых педагогом – организатором.

Механизм отслеживания качества знаний и умений обучающихся на каждом         этапе обучения:

  1. Входной контроль осуществляется при  приёме в студию: по справкам, через наблюдение.
  2. Текущий контроль  проводится на каждом занятии. Цель – выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков, полученных на занятии. Используется: метод наблюдения, оценка достижений.
  3. Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после  изучения каждого раздела. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений. Используется: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые задания.
  4. Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы. Используется: диагностика.
  5. Мониторинг обучености.
  6. Матрица.

Календарно – тематический план первого года обучения.

N

п\п

содержание

Всего часов

теория

практика

месяц

1.

Введение.

1

1

сентябрь

2.

Сезонные явления в природе.

9

4

5

сентябрь, октябрь

3.

Сезонные явления в уголке живой природы.

10

5

5

октябрь, ноябрь

4.

Красная Книга природы Иркутской области.

8

4

4

ноябрь, декабрь

5.

Природа озера Байкал.

16

8

8

декабрь, январь

6.

Природа родного края.

10

5

5

январь, февраль, март

7.

Фенологические наблюдения в природе.

4

2

2

март

8.

Азбука поведения в природе.

2

2

2

март

9.

Биоразнообразие. Охрана растений и

Животных Иркутской области.

10

5

5

апрель, май

10.

Итоговое занятие.

2

2

май

итого

70

36

34

Учебно -  тематический план  первого  года обучения.

Цель:

Создание условий для познания окружающего мира, повышение мотивации и интереса к занятиям.

Задачи:

  • Формировать общие представления об окружающей среде;
  • Учить правилам поведения в природе;
  • Развивать интерес ребёнка к познанию окружающей среды;
  • Развивать эмоционально – чувственную сферу ребёнка и его образное мышление, творческий потенциал;
  • Развивать чувство любви и красоты к природе;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

  1. Введение  - 2 часа.
  1. Знакомство  с введением в науку экологию.

Цель, задачи, анкетирование.

II.  Сезонные явления   в  природе -    18  часов.

N

Тема занятия

часы

месяц

Результат

2.1

Сезонные явления в природе. Экскурсия.

2

сентябрь

Знакомство с сезонными явлениями осенью, с разнообразием цветочных и овощных растений. Почему наступает листопад.

2.2

Почему наступает листопад.    Экскурсия в парк.

2

сентябрь.

2.3

Разнообразие осенних

цветов. Экскурсия.

2

сентябрь.

2.4

Составление цветочных композиций. Конкурс рисунков.

2

октябрь

2.5

Скатерть – самобранка дикой природы. Игра.

2

октябрь

2.6

Конкурсная программа «Чудо природы»

2

октябрь

2.7

Овощные культуры.

2

октябрь

2.8

Растения – переселенцы.

2

ноябрь

2.9

Итоговое занятие. Конкурс – эрудицион «Золотой листопад»

2

ноябрь

3. Красная книга природы – 10 часов.

N

Тема занятия

часы

месяц

результат

4.1

Красная книга растений .

2

ноябрь

Составление Красной книги своего Региона.

4.2

Красная книга животных.

2

ноябрь

4.3

По страницам Красной книги Иркутской области.

2

декабрь

4.4

Редкие и исчезающие животные Иркутской области.

2

декабрь

4.5

Жалобная книга природы. Экологический проект. Итоговое занятие.

2

декабрь

V. Зелёный пояс Иркутской области – 16 часов.

N

тема занятия

часы

месяц

результат

5.1

Лесные породы.

2

декабрь

Знакомство с ленточными бора-

ми Алтая, с ядовитыми и лекарственными  растениями

города.

5.2

Ленточные боры

2

декабрь

5.3

Кедр.

2

декабрь

5.4

Лекарственные травы Иркутской области.

2

декабрь

5.5

Ядовитые растения города.

2

декабрь

5.6

Сорные растения.

2

январь

5.7

Злаковые растения.

2

январь

5.8

Итоговое занятие. Турнир рыцарей Зелёного щита.

2

январь

VI. Природа родного края – 24 часа.

N

Тема занятия

часы

месяц

результат

6.1

Викторина «Люби и знай свой край родной»

2

январь

Участие в природоохранных акциях.

6.2

Природоохранная акция «Птицеград»

2

февраль

6.3

Праздник зимующих птиц.

2

февраль

6.4

Викторина «По страницам Лесной газеты».

2

февраль

6.5

Защита времён года. Конкурс рисунков о зиме.

2

март

6.6

Зимние забавы. Экскурсия.

2

март

6.7

Конкурс – эрудицион «Природа вокруг нас»

2

март

6.8

По следам Робинзона. Игра.

2

март

6.9

Город Природоград. Конкурсная программа.

2

апрель

6.10

Картинная галерея. Конкурс рисунков.

2

апрель

6.11

Игра «Цветик – семицветик»

2

апрель

6.12

Викторина. Цветы в легендах и преданиях.

2

апрель

6.13

Перелётные птицы.

2

май

6.14

Весенний праздник птиц.

2

май

6.15

Итоговое занятие. Экскурсия – путешествие в природу.

2

май

Литература

нормативно – правовая:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Федеральный закон «О дополнительном образовании»
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
  • Устав МОУ ДОД ЦНТТУ

Для педагогов: 

1.  Верзилин, Н.М. По следам Робинзона. - Мн: Народная асвета, 1982 – 112 c.

2. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детой и подростков. М., 2003 – 140 с.

3. http://festival.1september.ru/subjects/27/

Для детей:

2. Балбышев, И. Н. Родная природа. - Л., 1975 – 156 с.

3. Балбышев, И. Н. Из жизни леса. - Л., 1987 – 129 с.

4. Балбышев, И. Н. Лесные встречи. - Л., 1981 – 220 с.

5. Бианки, В.Н. Лесная газета. - М., 1971 – 167 с.

6. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона. - Л., 1974 – 204 с.

7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 178 с.

8. Ляхов, П.Р. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. “АСТ”, 1999 – 289 с.

9. Маркин, В. А. Я познаю мир. - М., 2000 – 154 с.

Приложение 1

Матрица

самооценки сформированности компонентов

экологической компетентности.

Компонент

Уровень

низкий (неосознанная некомпетентность)

средний (осознанная некомпетентность)

высокий

(осознанная

компетентность)

Потребностно-мотивационный

Я не задумываюсь о том, зачем мне участвовать в экологических проектах

Я    не    хочу участвовать в экологических проектах

Я хочу участвовать в экологических проектах

Когнитивный

Я не задумываюсь,  какие знания необходимы для   реализации экологических проектов

У    меня    недостаточно знаний      для реализации экологических проектов

У    меня   достаточно знаний для реализации   экологических проектов

Практически-деятельностный

Я не задумываюсь,   как   практически    реализовать   экологический проект

Я не обладаю нужными умениями и навыками,     чтобы практически реализовать экологический проект

Я обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект

Эмоционально-волевой

Я не задумываюсь о том, какие чувства   и   эмоции  можно   испытать   от   реализации    экологических проектов

Я   нее   испытываю      особых чувств и эмоций       от реализации экологических проектов

Я испытываю сильные чувства и эмоции от реализации экологических проектов

Ценностно-смысловой

Я не задумываюсь о том, зачем экологические проекты     могут быть нужны людям и природе

Я    не    понимаю,      зачем экологические проекты нужны людям и природе

Я понимаю, что экологические проекты   нужны людям и природе

Приложение 2

План воспитательной работы:

Цель:

Создание условий для развития личности ребёнка, коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

Задачи:

  • Развивать интерес к участию детей к досуговой деятельности;
  • Развивать творческие способности личности;
  • Формировать нравственную и духовную культуру детей;
  • Воспитывать гуманное отношение детей к окружающему миру и своему окружению;
  • Воспитывать достойного гражданина своей страны.

N

содержание

месяц

1.

Поход в природу «Праздник осени золотой». Конкурсно – развлекательная программа. Проведение природоохранной акции «Зелёная волна».

сентябрь

2.

Познавательно – интеллектуальная игра «Цветочный звездопад».

октябрь

3.

Беседы «Правила поведения на дорогах» и «Будьте здоровы!» - о вредных привычках.

ноябрь

4.

Викторина «Новогодний эрудицион».

декабрь

5.

Конкурсно – познавательная программа «Рождественские посиделки»

январь

6.

Конкурсная программа ко дню защитников Отечества «Рыцарский турнир»

февраль

7.

Праздник «Девицы – красавицы»

март

8.

Конкурсно – развлекательная программа «День Здоровья». Поход в природу.

апрель

9.

Праздник, посвящённый Дню Победы «Цветы и порох»

май

10.

Итоговый поход в природу «По тропе Берендея»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...