Рабочая программа экологического кружка "ЭКОС"
рабочая программа по экологии (6 класс)
Направление программы кружка «Экос» — эколого-биологическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г.Сафоново Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» На педагогическом совете Протокол № __ от «__»_________20___ года | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР Е.В. Ефимова «__» _________20__ года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы О.И. Мараева Приказ № __ от «__»_________20___ года |
Рабочая программа экологического кружка
«ЭКОС»
ДЛЯ 5-10-Х КЛАССОВ
(1 ЧАС)
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Учитель географииАлексеенко Мария Николаевна
Пояснительная записка
Направление программы кружка «Экос» — эколого-биологическое.
В основе рабочей программы лежит авторская образовательная программа(дополнительного образования детей) "Природа вокруг нас" Архиповой И.Е.Программа модифицирована в соответствии с особенностямиобразовательного учреждения.
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительномуобразованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды,основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, атакже организацию и проведение творческих мероприятий.
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующегоуспеху современного человека. Это достигается путем наблюдения заприродой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль восвоении навыков защиты природы является работа с широкойобщественностью, а также вовлечение обучающихся в практическуюдеятельность по решению проблем окружающей среды местного значения,агитационную деятельность (акции практической направленности – очисткатерритории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы,газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить путиих разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Дляэтого потребуется новый этап образования – экологическое образование.
Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится наосознании человека как части окружающей среды.Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общегообразования школьников.В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано нетолько с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением ивозобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста
заботиться об окружающей природе.
Цель программы
Формирование экологической культуры, экологических знаний уобучающихся,вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи программы
1. Формирование стремления обучающихся к познанию современных реалийэкологии;
2. Развитие экологического мышления.
3. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности,эффективному методу воспитания экологической культуры;
4. Обеспечение выработки у обучающихся приемов и навыковсамостоятельной и познавательной деятельности;
5. Привитию интереса у детей к проблемам окружающей среды;
6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своегогорода и страны;
7. Повышение эрудиции обучающихся по экологическим проблемам;
8. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность по охранеокружающей среды;
9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическомдвижении города, страны.
В программе предлагаются следующие формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основэкологии.
- групповые практические занятия:
- индивидуальные занятия (подготовка мини-проектов, индивидуальныхпроектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- беседы;
- лекции;
- консультации;
- мониторинг;
- экскурсии;
- лабораторные и практические работы;
- участие в природоохранных акциях.
Формы организации работы:
- Коллективная (фронтальная)
- Групповая (более 2-х человек)
Форма подведения итогов:
- Выставка;
- Тест;
- Письменный отчет;
- Конкурс;
- Экологическая викторина;
- Защита творческого проекта.
Планируемые результаты
Предметные
Изучив данную программу, обучающиеся значительно повысят свои знания вобласти экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальнуюи познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оцениватьэкологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут,научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранениюэкологических нарушений в городе Сафоново, любить, ценить и оберегатьокружающую их природу.
Учащиеся узнают:
- Что изучает экология;
- Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
- Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- Правила поведения в природе;
- Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
- Главные особенности природы своей местности;
- Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
- Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
- Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- Понятие об экологическом кризисе;
- Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
Учащиеся научатся:
- Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
- Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
- Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
- Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
- Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
- Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
- Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
- Проводить подкормку птиц;
- Охранять растения и животных;
- Озеленять территорию школы;
Ожидаемый результат:
- Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
- Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности.
6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах.
Личностные:
1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
2.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель деятельности.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
4. Выявлять причины и следствия простых явлений.
5. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Возраст детей: 11-16 лет (5-10 классы)
Сроки реализации образовательной программы: 1 год (сентябрь-май)
Режим занятий: 1 час в неделю (понедельник, 13.50. — 14.30.)
Содержание программы кружка «Экос»
Тема | Основное содержание |
| Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. |
| В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципыданной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большоевнимание в данной теме уделено проблемам экологии родного края, города.Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами,словарями и справочниками о природе. |
| Данный раздел рассматриваеттеоретическое ипрактическое знакомство с воздействием на окружающую среду.Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции имероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование измест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья.Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях городаустанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах. |
| Занятия по данной теме включают в себяпрактическое применение знаний о мониторинге окружающей среды,наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получитьинформацию о состоянии природных территорий Сафоново.Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященныеприроде, проекты, изготовление эколого - информационных стендов. |
| Данный раздел включает в себяприродоохранные акции, направленные на осознание и пониманиеважности охраны и преобразования окружающей среды, знакомстворебят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», чтопоможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Даннаятема познакомит учеников с деятельностью общественныхэкологических организаций, с работой экологического патруля. |
| Занятия по данной теме помогут обучающимся быть в курсе основныхсобытий и знаменательных дат,связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом.Данная тема познакомит обучающихся с историей образования ведущихэкологических дат. К основным датам данного календаря будеторганизован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета спознавательными комментариями по данной дате календаря. |
| Это занятия- практикумы. С помощью конкретныхпримеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность изначимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиесяпознакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на стражеохраны и преобразования природы. |
| Знакомство с методами исследования. Изучение литературы, проведение исследований. |
| Представление работ членов кружка за учебный год. |
Итого: 68 часов.
Учебно-тематическое
№ занятия, дата | Тема занятия | Форма занятия | Дата | Время |
| ||||
1.1 | Организационное занятие. Правила техники безопасности. | Организационное занятие. | 13.09 | 14.00 - 14.40 |
2.2 | Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы. Важность и значимость экологического движения. | Теоретическое занятие | 13.09 | 14.50 - 15.30 |
3.3 | Экскурсия. "Экологические объекты окружающей среды". | Практическое занятие | 19.09 | 14.00 - 14.40 |
4.4 | 19.09 | 14.50 - 15.30 | ||
| ||||
5.1 | Подготовка к участию в районных заочных экологических конкурсах. | Теоретическое занятие | 26.09 | 14.00 - 14.40 |
6.2 | Практическое занятие | 26.09 | 14.50 - 15.30 | |
7.3 | Практическое занятие | 27.09 | 14.00 - 14.40 | |
8.4 | Практическое занятие | 27.09 | 14.50 - 15.30 | |
| ||||
9.1 | Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. | Теоретическое занятие | 03.10 | 14.00 - 14.40 |
10.2 | Теоретическое занятие | 03.10 | 14.50 - 15.30 | |
11.3 | Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев. «Осенние явления в природе» | Экологический мониторинг | 10.10 | 14.00 - 14.40 |
12.4 | 10.10 | 14.50 - 15.30 | ||
13.5 | Оформление результатов экскурсии | Практическое занятие | 17.10 | 14.00 - 14.40 |
14.6 | Фотоконкурс «Удивительное рядом» | Практическое занятие | 17.10 | 14.50 - 15.30 |
15.7 | Оформление фотовыставки «Удивительное рядом» | Практическое занятие | 24.10 | 14.00 - 14.40 |
16.8 | 24.10 | 14.50 - 15.30 | ||
17.9 | 30.10 | 14.00 - 14.40 | ||
18.10 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Теоретическое занятие | 03.11 | 10.00 - 10.40 |
19.11 | Практическое занятие | 03.11 | 10.50 - 11.30 | |
| ||||
20.1 | Экологические организации. | Теоретическое занятие | 05.11 | 09.00 - 09.40 |
21.2 | Практическое занятие | 05.11 | 09.50 - 10.30 | |
22.3 | Человек - часть живой природы. | Теоретическое занятие | 14.11 | 14.00 - 14.40 |
23.4 | Значение зимней подкормки для птиц. | Теоретическое занятие | 14.11 | 14.50 - 15.30 |
24.5 | Творческая коллективная работа – создание экоаншлага «Они зимуют рядом с нами». | Практическое занятие | 21.11 | 14.00 - 14.40 |
25.6 | 21.11 | 14.50 - 15.30 | ||
26.7 | Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления. | Практическое занятие | 28.11 | 14.00 - 14.40 |
27.8 | Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. | Теоретическое занятие | 28.11 | 14.50 - 15.30 |
28.9 | Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. | Выступление | 05.12 | 14.00 - 14.40 |
| ||||
29.1 | Основные принципы экомониторинга. | Теоретическое занятие | 12.12 | 14.00 - 14.40 |
30.2 | Акция «Сохраним ёлочку» - выпуск листовок - мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек | Теоретическое занятие | 19.12 | 14.00 - 14.40 |
31.3 | Практическое занятие | 19.12 | 14.50 - 15.30 | |
32.4 | Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. | Теоретическое занятие | 26.12 | 14.00 - 14.40 |
33.5 | Основы фенологии как науки. | Теоретическое занятие | 26.12 | 14.50 - 15.30 |
34.6 | Биоиндикация загрязнения атмосферного воздухапо состоянию сосны обыкновенной. | Практическое занятие | 04.01 | 14.00 - 14.40 |
35.7 | Мониторинг зеленых насаждений пришкольной территории. | Практическое занятие | 06.01 | 10.00 - 10.40 |
36.8 | «Календарь экологических дат». | Выступление | 09.01 | 10.00 - 10.40 |
37.9 | 15 декабря - День образования ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Основные направления и задачи деятельности ЮНЕП. История возникновения праздника | 09.01 | 10.50 - 11.30 | |
38.10 | Среда обитания и здоровье человека. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. | Практическое занятие | 16.01 | 14.00 - 14.40 |
39.11 | Экологическая оценка чистоты воздуха, температуры и влажности в школьных помещениях | Практическое занятие | 16.01 | 14.50 - 15.30 |
| ||||
40.1 | Основные принципы охраны окружающей среды. | Теоретическое занятие | 23.01 | 14.00 - 14.40 |
41.2 | Экскурсия «Зимняя природа» | Экскурсионное занятие | 23.01 | 14.50 - 15.30 |
42.3 | Что такое охрана окружающей среды и меры по ее охране | Теоретическое занятие | 30.01 | 14.00 - 14.40 |
43.4 | Способы энергосбережения в домашних условиях. | Теоретическое занятие | 30.01 | 14.50 - 15.30 |
44.5 | «Альтернативные источники энергии» | Практическое занятие. | 06.02 | 14.00 - 14.40 |
45.6 | Выпуск плакатов, листовок «Бытовым отходам – вторую жизнь!» | Практическое занятие. | 06.02 | 14.50 - 15.30 |
| ||||
46.1 | «Календарь экологических дат» | Практическое занятие | 13.02 | 14.00 - 14.40 |
47.2 | Просмотр видеосюжетов на экологическую тематику | Теоретическое занятие | 13.02 | 14.50 - 15.30 |
7. Экология и жизнь. 5 часов | ||||
48.1 | Направления современной экологии. | Теоретическое занятие | 20.02 | 14.00 - 14.40 |
49.2 | Съемка видеосюжета «Экология и жизнь» | Практическое занятие | 20.02 | 14.50 - 15.30 |
50.3 | Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Сафоново в опасности» | Практическое занятие | 27.02 | 14.00 - 14.40 |
51.4 | 27.02 | 14.50 - 15.30 | ||
52.5 | Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант. | Практическое занятие | 06.03 | 14.00 - 14.40 |
8. Исследовательская деятельность. 7 часов | ||||
53.1 | Методы и приемы исследований. | Теоретическое занятие | 13.03 | 14.00 - 14.40 |
54.2 | Методы изучения видимой флоры и фауны. | Теоретическое занятие | 13.03 | 14.50 - 15.30 |
55.3 | Подготовка к XVIII районному экологическому фестивалю «Дети в защиту природы» | Практическое занятие | 22.03 | 10.00 - 10.40 |
56.4 | Практическое занятие | 24.03 | 10.50 - 11.30 | |
57.5 | Практическое занятие | 26.03 | 10.00 - 10.40 | |
58.6 | Практическое занятие | 26.03 | 10.50 - 11.30 | |
59.7 | Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц. | Практическое занятие | 03.04 | 11.00 - 11.40 |
| ||||
60.1 | Работа над творческим отчетом работы за год | Практическое занятие | 17.04 | 14.00 - 14.40 |
61.2 | 24.04 | 12.00 - 12.40 | ||
62.3 | Творческий отчет | Практическое занятие | 15.05 | 12.00 - 12.40 |
63.4 | Круглый стол. Результаты работы | Практическое занятие | 22.05 | 10.00 - 10.40 |
64.5 | Подведение итогов работы учащихся | Практическое занятие | 22.05 | 10.50 - 11.30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49671.jpg)
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-274688-1381866638.jpg)
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-482491-1414350532.jpg)
Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-549459-1584102416.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа Экологические основы природопользования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...