программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология"
рабочая программа по экологии

Степахина Ирина Валентиновна

программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г.Плавска»

Программа рассмотрена  на заседании

педагогического Совета

МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ»

Протокол № _  от ________20__г.

Приложение к образовательной программе

Приказ №___ от ___________

Директор

МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ»

______________ Н.И.Казначеева

Рабочая программа «Прикладная и социальная экология»

(дополнительная общеразвивающая программа

«Прикладная и социальная экология»)

на 2020-2021 учебный год

Направленность: естественнонаучная

Количество часов: 144 часа

Возраст обучающихся: 16-18 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

Степахина Ирина Валентиновна

Плавск, 2020 г

Пояснительная записка.

Изучение дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология» нацеливает на формирование эколого-экономической грамотности обучающихся, умения оценивать воздействие на окружающую среду и здоровье человека всего комплекса факторов, связанных с природопользованием.

Особое внимание обращается на развитие у обучающихся умений оценивать характер изменения окружающей среды под воздействием различных форм природопользования; формирование понимания органической связи природных и социально-экономических процессов, влияния характера природопользования на экологическое качество окружающей человека среды, что способствует социальному и профессиональному самоопределению детей.

Наряду с теоретической частью программы предусмотрено проведение практических занятий с целью ориентации обучающихся на самостоятельное изучение проблем природопользования, охраны окружающей человека среды на территории своего края.

Направленность: естественнонаучная.        

Цель программы заключается в формировании научной системы знаний о взаимосвязи общества и природы с учетом регионального компонента, экологического мировоззрения и способностей оценки своей деятельности с позиции рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, обучении детей социально-экологической ответственности к всевозможным последствиям деятельности человека.

Адресат программы: рабочая программа «Прикладная и социальная экология» предназначена для обучающихся 16-18 лет образовательных организаций всех типов. Набор детей в объединение осуществляется в начале учебного года. В связи с тем, что занятия требуют индивидуального подхода, группы комплектуется из расчёта 10-15 человек.

Рабочая программа «Прикладная и социальная экология» реализуется в очной форме. В 2020-21 учебном году занятия проводятся с обучающимися 11 класса МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ» в количестве 11 человек.

Уровень образования: базовый.

Формы, порядок проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации обучающихся:

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Прикладная и социальная экология»,  осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом «Положение о промежуточной и итоговой   индивидуальной  аттестации обучающихся  МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ».

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов обучающихся является протокол результатов, составленный  педагогом.

Программа предполагает промежуточную и итоговую индивидуальную аттестацию обучающихся. Промежуточная индивидуальная аттестация осуществляется в конце первого полугодия и направлена на диагностику знаний умений и навыков обучающихся.

Итоговая индивидуальная аттестация осуществляется в конце учебного года обучения и направлена на выявление уровня освоения разделов программы  за весь срок обучения. 

Форма промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации: тестирование.

Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости обучающихся, который проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой  аттестации:

Критерии оценки общего уровня обученности:

Высокий  уровень (В):

- применение знаний в нестандартной ситуации

- творческое применение приобретённых знаний на практике в незнакомой ситуации (анализировать ситуацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал), успешное освоение учащимися более 70% содержания дополнительной  образовательной программы.

Уровень освоения (О) изучаемого материала:

- применение знаний  в знакомой ситуации

- выполнение действий с чётко обозначенными правилами

- применение знаний на основе обобщённого алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, обобщать)

- умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий

- успешное освоение учащимися от 50% до 70% содержания дополнительной  общеразвивающей программы.

Низкий уровень (Н):

- воспроизведение и запоминание по образцу, по наводящим вопросам и действиям педагога (показывать, называть, давать определения, формулировать правила)

- успешное освоение учащимися менее 50% содержания дополнительной  общеразвивающей программы.

Формы оценки результативности:

-        часы общения;

-        тестовые задания;

-        контрольный опрос (устный или письменный);

-        обобщающие и интегрированные занятия;

-        учебно-исследовательская работа;

-        собеседование.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»

Кабинет для занятий кружка.

Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.

Сканер, принтер, цифровой аппарат. Компьютеры, с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 10, Мiсгоsoft Оffice 2007, Аdobe Рhotoshop

Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости для сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные, термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).

Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские принадлежности.

Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты растений и животных, чучела птиц).

Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).

Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).

Компьютерные презентации по темам программы.

Информационный материал к темам программы.

Видеофильмы по экологии.

Энциклопедии по экологии.

Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий).

Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)

Формы работы: 

Дополнительная общеразвивающая  программа «Прикладная и социальная экология» реализуется в очной форме.

Основная форма проведения занятий – групповая:

•        занятие-беседа;

•        занятие-практикум;

•        занятие - сюжетно-ролевая игра;

•        экскурсия;

•        семинар;

•        агротехнический практикум

Индивидуальная форма:

•        тестирование

•        анкетирование

•        творческая работа

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»  используются такие формы обучения как лекции, семинары, собеседования с обучающимися по конкретным проблемам; самостоятельное исследование обучающимися выбранной проблемы природопользования. Интерактивные формы обучения: дискуссии, видеоуроки, обучающие игры.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 144 часа в год. Длительность занятия составляет 40 минут с перерывом на 10 минут.      

Теоретических занятий: 121 час.

Практических занятий: 15 часов.

Экскурсии: 8 часов.

Календарно-тематическое планирование рабочей программы

«Основы природопользования»

№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

теория

практика

Зачет./

контр

Раздел 1. Введение (2 часа: 1-теория, 1-экскурсия)

1

0

Фронтальный опрос

1

3.09

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

0

Раздел 2. Введение в курс экологии. Экология — междисциплинарный комплекс наук.  (2 часа: 2-теория)

2

0

Фронтальный опрос

2

3.09

Экология — междисциплинарный комплекс наук. История экологии. Основоположники экологии: Э. Геккель, К. Линней, А. Лавуазье, Ж.-Б. Ламарк, А. Гумбольдт, Т.-Р. Мальтус, Ч. Дарвин, А.Т. Болотов, К.Ф. Рулье, В.В. Докучаев. Развитие экологии в ХХ в.

1

0

3

8.09

Современная экология — междисциплинарный комплекс

наук. Разделы экологии: общая экология, прикладная экология, социальная экология.

1

0

Раздел 3. Организм и условия среды (6 часов: 5-теория, 1-практика)

5

1

Блиц-опрос

4

8.09

Факториальная экология. Экологические факторы. Условия и ресурсы среды. Прямые и косвенные экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы.

1

5

10.09

Экология видов — аутэкология. Основные законы отношений организмов и условий среды. Закон оптимума. Закон индивидуальности экологии видов. Закон лимитирующего фактора.

1

6

10.09

Приспособление организмов к условиям среды. Экологические группы видов: гидрофиты, ксерофиты, галофиты, сциофиты, гелиофиты. Эктотермные и эндотермные организмы.

1

7

15.09

Биологическое разнообразие. Факторы, определяющие биологическое разнообразие. Биологическая индикация. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Организмы как среда жизни. Плотность среды. Экологические особенности среды.

1

8

15.09

Понятие о жизненной форме. Жизненные формы животных. Правило Бергмана. Жизненные формы растений. Жизненные стратегии растений и животных: виоленты,

патиенты, эксплеренты. Пластичность жизненной стратегии.

1

9

17.09

Практическая работа. Оценка устойчивости злаков к засолению почв.

1

Раздел 4. Взаимоотношения видов. Популяции (10 часов: 8-теория, 2-практика)

8

2

Блиц-опрос

10

17.09

Типы взаимоотношений организмов. Сигнальные взаимоотношения организмов: зрительные, звуковые, химические.

1

11

22.09

Конкуренция организмов. Диффузная конкуренция. Эксплуатация.

1

12

22.09

Взаимоотношения «растение — фитофаг», «жертва — хищник», «хозяин — паразит». Мутуализм. Протокооперация. Симбиотические организмы. Комменсализм. Копрофаги. Аменсализм. 

Практическая работа. Построение модели взаимодействия в системе «хищник — жертва».

1

13

24.09

Экологическая ниша. Экологические ниши животных. Экологические ниши растений. Роль экологических ниш в сосуществовании видов. Фундаментальная и реализованная экологические ниши.

1

14

24.09

Популяция. Границы популяций. Биологическое пространство. Биологическое время.

1

15

29.09

Внутривидовая конкуренция в популяции. Взаимовыгодные отношения особей в популяции.

1

16

29.09

Разнообразие особей в популяции. Возрастная структура популяции. Возрастная пирамида.

1

17

1.10

Жизненность особей. Экотип. Численность популяции. Плотность популяции. Биотический потенциал. Саморегулирование плотности популяции. Модели роста популяции. Кривые выживания.

1

18

1.10

Практическая работа. Построение кривой экспоненциального роста численности популяции.

1

19

6.10

Нарушение стабильности популяций в результате деятельности человека. Чрезмерная добыча животных. Максимально допустимая доля изъятия урожая. Разрушение местообитаний. Вселение новых видов. Уничтожение видов, регулирующих плотность популяции.

1

Раздел 5. Экосистемы (20 часов: 13-теория, 3-практика, 4-экскурсия)

13

3/4

Блиц-опрос

20

6.10

Экосистема. Биотические и абиотические компоненты экосистемы

1

21

8.10

Биота. Детрит. Биокосное тело. Продуценты. Консументы. Редуценты

1

22

8.10

Почва как биокосное тело. Гумус. Разнообразие почв. Зональные типы почв. Внезональные типы почв

1

23

13.10

Зональные типы почв. Черноземы. Каштановые, бурые почвы и сероземы. Подзолистые почвы. Серые лесные почвы.

1

24

13.10

Внезональные типы почв. Пойменные, болотные, горные почвы

1

25

15.10

Практическая работа. Изучение качественного состава микробиоценоза почвы. Определение уровня кислотности почвы по водной суспензии

1

26

15.10

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пищевые цепи (пастбищные и детритные). Пищевые сети. Передача энергии в экосистеме. Полнота выедания. Биомасса

1

27

20.10

Биологическая аккумуляция веществ. Структура биологической продукции экосистемы. Запас биомассы в экосистеме. Экологические пирамиды биомассы, численности, энергии. Экологическое равновесие в экосистеме

1

28

20.10

Динамика экосистем. Естественные изменения экосистем. Обратимые изменения экосистемы: суточные, сезонные, разногодичные

1

29

22.10

Экологические сукцессии. Автогенные сукцессии. Антропогенные сукцессии. Пастбищная дигрессия. Рекреационная сукцессия.

1

30

22.10

Сукцессия эвтрофикации озер. Восстановительные сукцессии. Рекультивация земель. Сукцессии, вызываемые заносом видов.

1

31

27.10

Практическая работа. Изучение изменений сообщества простейших в водных культурах

1

32-33

27.10

29.10

Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и восстановление нарушенных экосистем

2

34

29.10

 Разнообразие экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы. Особенности естественных фотоавтотрофных экосистем. Лесные экосистемы. Пресноводные экосистемы

1

35

3.11

Биом. Биомы суши. Экосистемы тундры, тайги, широколиственных лесов, степей и пустынь

1

36

3.11

Биомы морских вод и прибрежий. Экосистемы морей и океанов. Разнообразие местообитаний в океане. Экологические зоны океана. Биологическая продукция в морских экосистемах. Хемоавтотрофные экосистемы океана

1

37-38

12.11

Экскурсия. Лесная экосистема и экологические ниши видов

2

39

17.11

Практическая работа. Описание лесного растительного сообщества

1

Раздел 6. Биосфера (6 часов: 6-теория)

6

0

Тестирование

40

17.11

Биосфера. Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

41

19.11

Атмосфера. Гидросфера. Литосфера.

1

42-43

19.11

24.11

Биосферные круговороты веществ. Круговорот воды, углерода, кислорода, азота. Микроорганизмы-азотфиксаторы. Деятельность бактерий - денитрификаторов.

2

44

24.11

Круговорот фосфора.

1

45

26.11

Влияние деятельности человека на круговороты веществ в биосфере.

1

Раздел 7. Сельскохозяйственные и городские экосистемы (22 часа: 18-теория, 2-практика, 2-экскурсия)

18

2/2

Тестирование

46

26.11

Сельскохозяйственные экосистемы.

Агроэкосистема. Состав, структура, функциональные особенности агроэкосистемы.

1

47

1.12

Ресурсные, биологические, экономические и экологические ограничители.

1

48

1.12

Сохранение плодородия почв: борьба с эрозией, безотвальная обработка, севооборот.

1

49

3.12

Биологическое разнообразие агроэкосистем. Продукционное, ресурсное, деструктивное биоразнообразие агроэкосистемы.

1

50

3.12

Защита культурных растений: агротехнический и биологические методы контроля сорных растений, контроль численности насекомых-вредителей. Методы селекции в защите растений.

1

51

8.12

Экология животноводства. Роль сельскохозяйственных животных в агроэкосистемах.

1

52

8.12

Эффективность откорма животных. Бесподстилочное содержание животных.

1

53

10.12

Проблема стоков. Биогаз

1

54

10.12

Экология растениеводства. Первая «зеленая революция». Монокультура. Вторая «зеленая революция». Компромиссные системы ведения сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство. Генетически модифицированные растения

1

55-56

15.12

Экскурсия. Изучение эрозии почв.

2

57

17.12

Городские экосистемы.

Общая характеристика городских экосистем. Управление городскими экосистемами

1

58

17.12

Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах.

1

59

22.12

Городская флора и фауна.

1

60

22.12

Влияние городской среды на здоровье человека. Экологические принципы градостроения

1

61

24.12

Урбанизация. Создание микрокосмов, экосити

1

62

24.12

Проблема автомобильного транспорта. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Электромобили. Водородомобили. Биотопливо. Развитие общественного транспорта и транспортных коммуникаций

1

63

29.12

Практическая работа. Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Мониторинг зеленых

насаждений населенного пункта

1

64

29.12

Проблема твердых бытовых отходов. Состав твердых бытовых отходов. Накопление твердых бытовых отходов. Сжигание твердых бытовых отходов. Сортировка и переработка твердых бытовых отходов. Снижение количества твердых бытовых отходов. Производство биоразлагаемых материалов

1

65

12.01

Водосбережение. Платное водопользование. Слежение за качеством питьевой воды. Водоподготовка. Энергосбережение. Децентрализация системы энергоснабжения. Энергосберегающая бытовая техника

1

66

12.01

Экологическая роль озеленения. Нормативы озеленения города. Экологические требования к качеству озеленения. Роль рудеральных растений в городских экосистемах

1

67

14.01

Практические работы.  Экологическая роль озеленения

1

Раздел 8. Промышленные техносистемы (11часов: 8-теория, 1-практика, 2-экскурсия)

8

1/2

Тестирование

68-69

14.01

19.01

Промышленные техносистемы.

Принципы экологизации техносистем: ресурсосбержение, энергосбержение, малоотходность. Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. «Промышленный симбиоз».

2

70-71

19.01

21.01

Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Рециклинг. Экономия металлов. Комплексное использование сырья.

2

72-73

21.01

26.01

Экономия древесины. Нанотехнологии. Увеличение времени эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная революция

2

74-75

26.01

28.01

Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка газообразных выбросов и сточных вод

2

76-77

28.01

2.02

Экскурсия. Знакомство с водоочистными сооружениями

2

78

2.02

Практическая работа. Определение органолептических характеристик воды.

1

Раздел 9. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия (11часов: 9-теория, 2-практика)

9

2

Опрос-марафон

79

4.02

Формы охраны биоразнообразия. Прямая коммерческая и непрямая коммерческая ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная, образовательная и опционная ценность биоразнообразия.

1

80-81

4.02

9.02

Проблемы рационального использования лесных экосистем. Главное, побочное, промежуточное, рекреационное лесопользование. Нарушение лесопользования. Использование химических средств защиты растений в лесных экосистемах.

2

82-83

9.02

11.02

Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем. Эксплуатация ресурсов пресноводных водотоков и водоемов. Превышение норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ

2

84

11.02

Превышение норм вылова рыбы. Последствия нерационального использования морских ресурсов. Загрязнение морей. Истощение морских биоресурсов

1

85

16.02

Обустройство охраняемых природных территорий. Создание экологических сетей

1

86

16.02

Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные заказники. Объекты Всемирного наследия

1

87

18.02

Охрана видов и популяций. Красные книги. Разведение видов под контролем человека.

Создание генетических банков

1

88

18.02

Практическая работа. Изучение ООПТ РФ

1

89

25.02

Практическая работа. Изучение ООПТ региона

1

Раздел 10. Экологическая экономика и экологическое право (11часов: 10-теория, 1-практика)

10

1

Тестирование

90-91

25.02

2.03

Экономические механизмы рационального природопользования. Экологические платежи. Платные ресурсы. Квоты на загрязнение. Экологические налоги

2

92-93

2.03

4.03

Экологически ориентированные государственные инвестиции. Экологические фонды

2

94-95

4.03

9.03

Экологический менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит

2

96-97

9.03

11.03

Экологическая сертификация. Экологическое страхование

2

98-99

11.03

16.03

Экологический мониторинг (глобальный, локальный). Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления

2

100

16.03

Практическая работа. Определение степени загрязнения среды с помощью биотеста

1

Раздел 11. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развитии. (11часов: 9-теория, 2-практика)

9

2

Блиц-опрос

101

18.03

История отношений человека и природы. Человек как биосоциальный вид.

1

102

18.03

Основные периоды истории человечества: охота и собирательство, сельскохозяйственная цивилизация, научно-технический прогресс, постиндустриальное развитие, устойчивое развитие как прогнозируемый период. Формирование техносферы.

1

103

23.03

Последствия загрязнения атмосферы. Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди.

1

104

23.03

Снижение биоразнообразия на планете. Уничтожение видов.

1

105

25.03

Обезлесивание.

1

106

25.03

Опустынивание.

1

107

30.03

Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды.

1

108

30.03

Доклад «Наше общее будущее». Устойчивое развитие общества. Первый Всемирный саммит РИО-92 — Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). «Повестка дня на ХХI век».

1

109

1.04

Второй Всемирный саммит РИО+10 в Йоханнесбурге (2002 г.). Возможные сценарии развития общества: технократическая, консервационистская, центристская модели будущего.

1

110

1.04

Практическая работа. Изучение и классификация потребностей человека.

1

111

6.04

Практическая работа. Изучение законодательства РФ в области охраны ОС

1

Раздел 12. Глобальные экологические проблемы человечества (11часов: 10-теория, 1-практика)

10

1

Блиц-опрос

112

6.04

Состояние народонаселения мира. Плотность населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный прирост населения. Демографический переход. Миграция населения. Продолжительность жизни. Возрастной состав населения. Здоровье населения.

1

113

8.04

Управление демографическим процессом. Экономические меры регулирования народонаселения. Регулирование роста народонаселения в развивающихся и развитых странах. Прогноз численности народонаселения

1

114

8.04

Обеспечение человечества полноценным питанием. Продовольственная безопасность

1

115

13.04

Производство зерна: урожайность зерновых культур, площадь пахотных угодий, поливное земледелие

1

116

13.04

Источники белка. Производство животного белка: животноводство, морепродукты, аквакультура. Производство растительного белка

1

117

15.04

Проблема голода. Проблема переедания. Несбалансированное питание. Продовольственная безопасность в странах мира. Политика экономии продовольствия и агроресурсов

1

118

15.04

Развитие энергетики. Традиционные источники энергии. Структура мирового энергетического бюджета

1

119

20.04

Современные теплоэнергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика

1

120

20.04

Современная нетрадиционная энергетика: возобновляемые источники энергии, ветроэнергетика, гелиоэнергетика, геотермальная энергетика, приливные и волновые электростанции

1

121

22.04

Общие тенденции развития энергетики: теплоэнергетика, гидроэнергетика и атомная энергетика будущего, перспективы энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Производство биотоплива. Энергосбережение как ресурс энергетики будущего.

1

122

22.04

Практическая работа. Оценка общего состояния здоровья с помощью теста максимального потребления кислорода

1

Раздел 13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (11часов: 11-теория)

11

0

Тестирование

123

27.04

Охрана биологического разнообразия. Международные договоры (конвенции).

1

124

27.04

Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

1

125

29.04

Конвенция о биологическом разнообразии

1

126

29.04

Конвенции по охране конкретных природных объектов

1

127

4.05

Защита атмосферы. Борьба с загрязнением атмосферы

1

128-129

4.05

6.05

Борьба с выбросами парниковых газов. Киотский протокол. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

2

130-131

6.05

11.05

Защита Мирового океана. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла. Конвенция ООН по морскому праву. Борьба с загрязнением морских вод

2

132-133

11.05

13.05

Контроль над перемещением особо опасных веществ. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

2

Раздел 14. Формирование экологического менталитета (11часов: 11-теория)

11

0

Опрос-марафон

134

13.05

Экологический менталитет.

1

135

18.05

Преодоление потребительства.

1

136

18.05

Экологическая культура.

1

137

20.05

Экологическая нравственность.

1

138-139

20.05

Экологическое образование.

2

140

25.05

Экологическая ответственность.

1

141

25.05

Экологическая этика.

1

142

27.05

Экологическая мораль.

1

143

27.05

Общественные экологические движения.

1

144

Итоговое занятие. Опрос-марафон

1

Итого: 144ч

121

15/8

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»

Обучающиеся должны знать:

- отрасли экологии и объект изучения;

- основные экологические термины;

- цели и задачи прикладной и социальной экологии;

- об источниках загрязнения окружающей природной среды;

- об экологических последствиях загрязнения природной среды;

- о Российском природоохранном законодательстве;

- задачи и цели природоохранных органов;

- о международных взаимоотношениях в сфере охраны окружающей среды;

- об особо охраняемых природных территориях;

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;

- экологические проблемы города Тулы;

- основы самовоспитания, бережному отношения к окружающему миру.

Обучающиеся должны уметь:

- готовиться к семинару;

- проводить исследования, наблюдения, делать выводы, обобщения;

- оформлять исследовательскую работу;

- работать со справочной литературой;

- соблюдать санитарно-гигиенические, правила техники безопасности.

Методическое обеспечение  дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»

Раздел

Форма проведения занятия

Дидактические средства обучения

Учебно-методическая литература, методические пособия

Наглядные пособия

ИКТ, ТСО

Введение. Инструктаж по ТБ

Беседа

Инструкция по ТБ

Таблица по ТБ

Компьютер для просмотра мультимеийных презентаций, видеороликов, видеофильмов

Введение в курс экологии. Экология - междисциплинарный комплекс наук

Беседа, фронтальный опрос

Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии.

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Организм и условия среды

Беседа, блиц-опрос

Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология

Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Взаимоотношения видов. Популяции

Беседа, блиц-опрос

Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии.

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Экосистемы

Беседа, блиц-опрос

Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии.

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Биосфера

Беседа, тестирование

Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии.

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Сельскохозяйственные и городские экосистемы

Беседа, тестирование

Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии.

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Промышленные техносистемы

Беседа, тестирование

Малофеев В.И. Социальная Экология.

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия

Беседа, опрос-марафон

Трушина Т.П. Экологические основы природопользования.

Гальперин М. В. Экологические основы природопользования:

Губанов Л.Н., Зверева В.И. «Управление природопользованием»

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Экологическая экономика и экологическое право

Беседа, тестирование

Дежкин В.В. Природопользование. Курс лекций.

Гурова Т.Ф. Основы экологии и рациональное природопользование:

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития

Беседа, блиц-опрос

Бухвалов В. А., Богданова Л.В. Купер Л 3. Введение в антропоэкологию. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда.

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Глобальные экологические проблемы человечества

Беседа, блиц-опрос

Фелленберг Г. загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию: Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Беседа, тестирование

Малофеев В.И. Социальная Экология.

Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии

 «Азбука радиационной защиты».

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Формирование экологического менталитета

Беседа, опрос-марафон

Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды.

Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. Бухвалов В. А., Богданова Л.В., Купер Л. З.. Введение в антропоэкологию.

Атлас новых профессий (вторая редакция)

таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм

Способы и формы проверки результатов дополнительной

общеразвивающей программы  «Прикладная и социальная экология»

Раздел 1. «Введение»: фронтальный опрос

Раздел 2. «Введение в курс экологии. Экология – междисциплинарный комплекс наук»: фронтальный опрос

Раздел 3. «Организм и условия среды»: блиц-опрос

Раздел 4. «Взаимоотношения видов. Популяции»: блиц-опрос

Раздел 5. «Экосистемы»: блиц-опрос

Раздел 6.  «Биосфера»: тестирование

Раздел 7. «Сельскохозяйственные и городские экосистемы»: тестирование

Раздел 8. «Промышленные техносистемы»: тестирование

Раздел 9.  «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия»: опрос-марафон

Раздел 10. «Экологическая экономика и экологическое право»: тестирование

Раздел 11. «Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития»: блиц-опрос

Раздел 12. «Глобальные экологические проблемы человечества»: блиц-опрос

Раздел 13. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды»: тестирование

Раздел 14. «Формирование экологического менталитета»: опрос-марафон

Литература для педагога.

1.        «Азбука радиационной защиты». – М.: изд. «Комтехпринт». 2005. 44 с.

2.        Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с:

3.        Гурова Т.Ф. Основы экологии и рациональное природопользование: Учебное пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005- 224с.

4.        Дежкин В.В. Природопользование. Курс лекций. 3-е издание, исправленное и дополненное. Издательство МНЭПУ. Москва, 2002.

5.        Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 80 с.

6.        Малофеев В.И. Социальная Экология. - М., 2004.

7.        Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. -СПб., 2003.

8.        Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. - Межд. издат. Галактика, 2000.

9.        Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

10.        Фелленберг Г. загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997 232 с.

11.        Щуров Б.В., Губанов Л.Н., Зверева. В.И. Учебное пособие «Управление природопользованием»

Литература для обучающихся

  1. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с:
  2. Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  3. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - СПб.: СМИО Пресс, 2007
  4. Бухвалов В. А., Богданова Л.В. Купер Л 3. Введение в антропоэкологию. Практическое пособие для учащихся. - Рига, 2013.
  5. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 кл. - М.: НПЦ «экология и образование», 2012.
  6. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рациональное природопользование: Учебное пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005- 224с.
  7. Дежкин В.В. Природопользование. Курс лекций. 3-е издание, исправленное и дополненное. Издательство МНЭПУ. Москва, 2002.
  8. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. - Межд. издат. Галактика, 2000
  9. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Цифровые образовательные ресурсы

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

Web – Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». 1998. Режим доступа: http:// iode.nspu/ru/e_course/webatlas/ra00htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1...

Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса

Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Юный эколог"

Программа "Юный эколог", имеет эколого-биологическую напрвленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....