Конкурсная разработка экологического утренника на тему: «Лес - наше богатство»
материал по экологии

Коваленко Екатерина Валерьевна
Данная разработка преследует следующие цели:
- научить воспитанников правильно организовывать свой досуг;
- развивать коммуникативные качества воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- стимулировать познавательную активность, направленную на изучение истории и природы родного края.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

V Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике

Номинация Конкурса:

«Экологическое образование и просвещение для детей с ограниченными возможностями»

Конкурсная разработка экологического утренника на тему:

«Лес - наше богатство»

Подготовила и провела:

                                                                                учитель-дефектолог

                                                                                   Коваленко Екатерина            

                                                                   Валерьевна.

г. Стрежевой – 201 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка   ………………………………………….. стр.
  2. Список оформления зала   …………………………………………стр.
  3. Сценарий утренника   ………………………………………………стр.
  4. Приложение: слайды   ………………………………………………стр.

Пояснительная записка.

Мероприятие «Лес - наше богатство» реализуется в рамках программы МБДОУ

«………………………………………………………………………………………..»

Данная разработка преследует следующие цели:

- научить воспитанников правильно организовывать свой досуг;

- развивать коммуникативные качества воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- стимулировать познавательную активность, направленную на изучение истории и природы родного края.

Задачи методической разработки:

- воспитывать уважительное и бережное отношение к природе севера Томской области;

- расширить знания о природной зоны тайги;

- развивать коммуникативные навыки, умения принимать правила игры и выполнять их, корректировать психические процессы;

- формировать чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за всё происходящее вокруг.

Мероприятие включает в себя 3 этапа:

 I этап - организационный, в котором происходит мотивация детей на участие в игре, формируется позитивный настрой.

II этап – с помощью музыкального сопровождения, стенда с репродукциями картин, фотографий, плакатов «Войди в лес другом» и «Твой шаг в природу», макетов муравейника, деревьев и цветов, учитель-дефектолог предлагает детям принять участие в игре, загадывает загадки, мотивируя воспитанников к участию.

На данном этапе применяется элемент театрализации, появляется сказочный персонаж в виде Бабы-Яги.

Использование метода театрализации даёт возможность:

- комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: волю, ум, эмоции;

- создать благоприятные условия для коммуникации «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник»;

- обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;

- повысить стрессоустойчивость и адаптивные возможности детей.

Использование на протяжении всего мероприятия путешествия по станциям, сопровождаемое музыкальным сопровождением , чтением стихов воспитанниками , сопровождаемые средствами визуального воздействия (слайдовая презентация) позволяет разнообразить знакомые детям формы игр, даёт более полное представление о предмете разговора.

III этап – подведение итогов, поощрение победителей (наиболее активныхучастников).

проведение подобных мероприятий предполагает определение у воспитанников следующих приоритетных позиций:

- формирование чувства собственной ответственности за своё поведение;

- осознание необходимости изучать, любить и беречь природу родного края.

Практическое значение  мероприятия «Лес- наше богатство» заключается в осознанном использовании полученных знаний в повседневной жизни.

Оценка результативности  мероприятия осуществляется посредством поощрения победителей и наиболее активных участников.

  1. Оформление зала

Стенды с репродукциями картин – пейзажей русских художников, стенды с фотографиями природы, детскими рисунками, плакаты «Войди в лес другом» и «Твой шаг в природу» со стихами:

«Дерево, трава, цветок и птица             «Эту истину знаю от роду

Не всегда умеют защититься.                  И её никогда не таю:

Если будут уничтожены они,                  «Кто не любит родную природу,

На планете мы останемся одни».              Тот не любит Отчизну свою»

                        ( В. Берестов )                                                          ( М. Романова)

  1. Сцена
  1. Плакат с надписью «День Земли».
  2. Рисунок с изображением земного шара.
  3. Декоративные растения, имитирующие лес.
  4. макет муравейника.
  5. Стулья (имитация автобуса).
  1. По ходу мероприятия используется:

музыкальное сопровождение ( песня «Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья…»);

Танец «Берёзка»

Чтение стихотворений детьми подготовительной группы;

Сказочный персонаж – приход Бабы – Яги;

Загадки

Игры

  1. Для игр:

2 ведра, 2 веника;

2 тазика, 6 стаканов, 6 ложек;

2 пакета с мусором (жестяные банки пластмассовые бутылки, отрывки газет),

 2 ведра.

Ведущая:

Уважаемые мои маленькие друзья! Сегодня мы собрались отметить прекрасный праздник – День Земли. как хорошо, что люди поняли, что являются частью природы. Итак, чтобы любоваться природой, её нужно охранять, любить и преумножать её богатства.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в природу.

Музыка.

Станция «Лесная».

1 участник:

Здравствуй, лес, дремучий лес!                  Что в глуши твоей таится?

Полный сказок и чудес!                               Что за зверь, какая птица?

Ты о чём шумишь листвою                          Всё открой, не утаи

Ночью тёмной, грозовою?                           Ты не видишь? Мы твои.

Ведущая:

Лес называют «зелёной фабрикой». В лесу происходит важный газообмен. Вредный для дыхания углекислый газ поглощается листьями, а необходимый для жизни кислород выделяется. Кроме того, деревья выделяют особые летучие вещества, так называемые фитонциды, которые убивают микробы и бактерии.

2 участник

Когда ты входишь в лес,                                Дыханье влажных трав и аромат сосны

Душистый и прохладный.                                 Родного севера неприхотливый лес!

Средь пятен солнечных и летней тишины,    Ты полон свежести и всё в тебе живое

Встречает грудь твоя так радостно и жадно   А сколько у тебя загадок и чудес!!!

Ведущая:

А вы знаете, ребята, лесных жителей? Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.

  1. Летела птица.          Не перната,          Кто её убьёт,

Не крылата,            Носик долгий.      Тот кровь прольёт.  ( Комар ).

  1.  Лежала под ёлками                 3. У кого глаза на рогах,   4. Шевелились у цветка

     Подушечка с иголками               А дом на спине?                Все четыре лепестка.

Лежала, лежала                                       ( Улитка )                Я сорвать его хотел,

да побежала.                                                                        Он вспорхнул и улетел.

        ( Ёж ).                                                                                        ( Бабочка )

  1. Хозяин лесной                                            6. Серовато, зубовато,

Просыпается весной.                                      По полю рыщет,

А зимой под вьюжный вой,                            Телят, ребят ищет!

Спит в избушке снеговой.

                     ( Медведь )                                                             ( Волк )

7.Всё время стучит,                                 8. Хвост пушистый,

  Деревья долбит                                       Мех золотистый,

  Но их не калечит,                                    В лесу живёт,

 А только лечит.                                         В деревне кур крадёт.

                     ( Дятел )                                                                      ( Лиса )

Поощрение активных участников в отгадывании загадок.

Что за дерево?

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.

                                                          ( Берёза )

Ведущая:

Вот на опушке леса берёза. Она не случайно здесь. Берёзы – пионеры леса. Они первыми заселяют новые места, а под их пологом прячутся от солнечных ожогов малютки-ёлочки. Берёза – одно из самых красивых деревьев нашей Родины. Стволы берёз даже в жаркие дни остаются холодными. А знаете почему?

Белый цвет отражает солнечные лучи. Берёзу цвет коры предохраняет от ожогов, ведь сама-то кора у неё тонкая.

3 участник

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

В белом сарафанчике с платочками в карманчике.

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Люблю её заречную, с нарядами оплечьями

То ясную кипучую, то грустную, плакучую.

Ведущая:

Давайте, ребята, заведём хоровод вокруг нашей берёзки.

Хоровод « Берёзонька »

Музыка: « Мы едем. едем, едем в далёкие края…»

Ведущая:

Станция « Бережливая».

4 участник:

Полумрак и зной стоят в бору, смолы проступают сквозь кору.

А зайдёшь в лесную даль и глушь, муравьиным спиртом пахнет глушь.

В чаще муравейники не спят, шевелятся, зыблются, кипят.

Ведущая:

Вы видели в лесу муравейник? Насыпная часть состоит из хвоинок, кусочков коры, обломков веточек и другого растительного мусора. ( В это время дети подходят к ведущей и рассматривают (трогают) натуральные образцы.

Муравейник неслучайно похож на конус: во время дождя с него легко стекает вода, а в погожие дни ранним утром и вечером его пригревает солнце. Муравьи уничтожают за лето очень много вредных насекомых. Это даже больше, чем птицы синицы. Не позволяйте разорять муравейник! Разоряя муравейники, вы разоряете дом друзей! берегите лес и его обитателей!!!

5  участник

Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

Ну, а стол, скамейки. парта? Лес!

А тетрадка, книги… Лес! Лес!

Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг!

Ведущая:

А чем ещё полезен лес? Мы можем сказать, что лес кормит, одевает, лечит.

Музыка: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Ведущая:

Станция «Айболит»

В лесу, в поле растут лекарства в большом количестве. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. Ещё в давние времена народ пользовался травами для лечения. Если у человека болит горлоЮ какое лекарственное растение поможет?

Лекарственная ромашка.

7 участник:

Если случится тебе простудиться, привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар

Ведущая:

Человек, который живёт в городе, устаёт от повседневной суеты: шума машин, загрязнённого воздуха. От всего этого людям хочется окунуться в мир природы. В выходной день каждый из нас  стремится выехать в лес и отдохнуть. Лес – это место отдыха людей.

Станция « Отдыхай-ка!»

Звучит музыка, вбегает Баба – Яга, кланяется всем.

Баба – Яга:

- Здравствуйте, детки мои хорошие! Похлопайте Бабе – Яге в ладоши. я на праздник к вам спешила, хотела День рождения Земли-матушки вместе с вами встретить. Я как никак хоть и  сказочная, но хозяйка леса. Да смотрю, опоздала я.

Ведущая:

Здравствуй, Баба – Яга! праздник у нас, конечно, в самом разгаре. Неужели сороки на хвосте не успели вовремя телеграмму тебе доставить?

Баба – Яга:

Да вовремя, и будильник-крохотулечка – грохотулечка тютелька в тютельку зазвенел. Нарядилась я, макияжу на морду лица наклала, тухли новые надела, прыгнула в ступу и полетела.

Летю, глядю: труба длинная такая торчит. Я думаю: « Загляну-ка я к ней у внутря». А оттуда как трахнет, как бахнет. Усё кругом черным-черно стало. Макияжу конец, кудря распрямились. Во те фахт налицо – «Загрязнение окружающей среды».

 Ну, думаю хоть платию сберечь надо. Гляжу, а на берегу реки Пасол (местная река в Стрежевом - прим. автора) лодка стоит. Я в неё прыг и плыву, наяриваю. А тут бревно мне навстречу «бах – барабах». Я в реку кувырк, очнулась только на берегу. Как вынырнула, как глянула, а на платию моём банок, склянок усяких – видими-невидимо. Во тебе и второй фахт на лицо – « Засорение водоёмов».

А тут каблуки на тухлях скисли. Ну я психанула, хорошо, что кеды с собой на вторую обувь прихватила. Ну, думаю, опаздываю совсем, вижу- лес. Ну я и гребанула напрямик, чтобы к вам на праздник успеть. Бегу, а там пнёв усяких видимо-невидимо. Ямищев усяких полно. Бегу, падаю. Во, даже шишку набила на лобе, больно, блин! А тут ещё чую дымком потянуло. Гляжу – костёр горит,видно туристы забыли потушить. Давай ещё и костёр тушить, аж пятки поплавились у меня. Да на кедах, во – гляди!. Вот тебе третий фахт – « Несоблюдение правил поведения в лесу». Во и стою теперь на празднике уся во такая!!!

Ведущая:

Да, бабуля, тяжело тебе было в пути. Но ведь праздник-то у нас ещё не закончился.

Баба – Яга:

Так давайте все вместе  отдыхать и в игры мои любимые играть.

Игры:

«Ступа Бабы – Яги».

( внимание, координация движения)

Хочу поглядеть, сможете ли вы ступой моей управлять? Ведь нелёгкое это дело в ступе Бабы – Яги летать!!!

(Дети выстраиваются в 2 колонны. Нужно на венике проскакать до определённого места и положить веник в ведро. Следующий участник добегает до ведра, берёт веник и на нём верхом добегает обратно – до следующего участника).

«Родник»

(моторика)

Хорошо мы полетали, и чуть-чуть мы все устали. Но я так волновалась, что немного запыхалась. Я испить хочу водицы родниковой, светлой, чистой.

( Участник игры должен из тазика зачерпнуть воду ложкой и донести её до определённого места, где стоит стакан. Чья команда быстрее наполнит стакан, та и победила).

«Лесная тропа»

(координация, ловкость)

Я сейчас вас научу правильно ходить в лесу. Осторожненько ходите и растения не губите!

( На пол кладётся верёвка в различных направлениях. По бокам верёвки стоят разноцветные кегли. Условия игры: Идти по направлению верёвки до определённого места и обратно, при этом не задеть ни одну кеглю. Чья команда быстрее выполнит задание, та и победила).

«Собери мусор»

(быстрота реакции. крупная моторика)

Хорошо нам с вами отдыхать, но на полянке нужно мусор весь за собой убрать.

( На полу разбросанные жестяные и пластмассовые банки, отрывки газет. Чья команда быстрее соберёт мусор в ведро и больше – тот и победитель).

Поощрение самых активных участников в играх.

Ведущая:

В новый, 21 век

Шествуй гордо, человек!

Леса, горы и моря

Мы наследуем не зря!

В них-здоровье и спасенье

Будущего поколенья!

Кедры, ели и сосна

Твои лёгкие, страна!

И не нужно их рубить, Их не нужно зря губить!

Баба – Яга:

Остановитесь, люди, на мгновенье.

Подумайте о будущем, друзья!

Что мы в наследство оставляем нашим детям,

И будет ли уютною Земля?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Здоровье - наше богатство"

Классный час был проведен в 5 классе. В этой работе рассматриваются основы здорового образа жизни на понятном языке для данной возрастной групы....

Конспект занятия по программе *Сообщество* в подготовительной группе на тему *Лес наше богатство*

Занятие разработано по программе соообщество. Направлено на:-расширение кругозора детей-формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой взаимности дру...

Конспект урока коми языка по теме"Лес наше богатство"

Конспект урока содержит: подробный план проведения урока, презентация к уроку (кроссворд), видеоролик....

Конспект урока коми языка по теме"Лес наше богатство"

Конспект урока содержит: подробный план проведения урока, презентация к уроку (кроссворд), видеоролик....

Игровая программа "Что? Где? Когда?" на тему: "Лес - наше богатство"

Игровая программа посвящена Дню леса и может быть проведена во внеурочное время. Эта программа помогает в воспитании бережного отношения к природе....

Клубный час в 7а классе Тема: «Хлеб – наше богатство!» Воспитатель Выборнова О.В.

Клубный час в 7а классеТема: «Хлеб – наше богатство!» Воспитатель Выборнова О.В....

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию. Тема: «Лес - наше богатство».

Интегрированное занятие по экологическому  воспитанию.Тема:  «Лес- наше богатство»Цель: Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представл...