Рабочая программа ЕН.02. Экологические основы природопользования
рабочая программа по экологии

Дьякова Кристина Игоревна

РП по Экологии для специалиств среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл en_02_tv_2022_rp.docx74.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской областиhttp://politehnikum-eng.ru/i.jpg

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности естественно-научного  профиля

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

2022год

Рабочая программа разработана и соответствии стребованиями Федеральногогосударственною образовательного стандарта среднегопрофессионального образования(ФГОС СПО) по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014N835.

РАССМОТРЕНО  на заседании  предметно-цикловой комиссии ____________________________________

______________________________________

Протокол №__, дата «___»________20___г.

Председатель комиссии _______________

                             /______________________/

Протокол №__, дата «___»________20___г.

Председатель комиссии ______________

                             /______________________/

Протокол №__, дата «___»________20___г.

Председатель комиссии _______________

                             /______________________/

Протокол №__, дата «___»________20___г.

Председатель комиссии _______________

                              /______________________/

ОДОБРЕНО методическим советом техникума

Протокол №___ от «____» __________20___г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «____» __________20___ г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «____» __________20___г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «____» __________20___г.

Председатель _____________/______________/

Составитель:

Дьякова К.И. преподаватель экологии ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»

Рецензенты:

Внутренний:

Бармашова Н.В.,  преподаватель  экологии ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Внешний: Борисова Н.В., к.техн.н., доцент кафедры «Технологии и оборудование химических, нефтегазовых и пищевых производств» Энгельсского технологического института (филиала) СГТУ им. Гагарина Ю.А.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                           Стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая  программа учебной дисциплины ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ является обязательной частью учебных циклов основной профессиональной образовательной программы  по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

ОК 1-9

уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

36

в том числе:

теоретическое обучение

26

практические занятия:

8

Самостоятельная работа обучающегося

18

Промежуточная аттестация –  дифференцированный зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Осваиваемые компетенции

1

2

3

4

5

Тема 1.

Предмет изучения

дисциплины

«Экологические

основы

природопользования

Содержание учебного материала

1

Определение понятия Экологические основы природопользования, экология, природопользование. Специфика, цель и задачи дисциплины «Экологические основы природопользования». Объекты экологии. Экосистема как основной объект экологии. Экологические законы, принципы.

2

2

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1

Самостоятельная работа обучающегося

1.Воздействие экосистемы на природные экосистемы -Проблемы взаимодействия человека с природой. -Глобальные проблемы биосферы. -Комплексность воздействия экологических факторов.

2

3

Тема 2. Природа и

общество.

Содержание учебного материала

2

Система «человек – окружающая природная среда» Определение понятия цивилизация, природная среда, окружающая природная среда, этапы развития человечества. Основные компоненты окружающей среды.

2

2

ОК 1-9

ПК 2.12.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

3

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Антропогенное воздействие на природу. Развитие производительных сил общества. Основные направления взаимодействия человеческого общества и природы.

2

4

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Влияние урбанизации на биосферу.

Экологический кризис. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование.

2

5

Практическое занятие № 1 Влияние антропогенной деятельности на природные экосистемы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

2.Подготовка к тестовой работе по теме «Антропогенное воздействие на природу»

2

Тема 3. Глобальные

проблемы экологии

Содержание учебного материала

2

6

Глобальные проблемы экологии: разрушение основного озонного слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и другие. Пути их решения.

2

ОК 1-9

ПК 3.1 - 3.5

Самостоятельная работа обучающихся

3.Экология и здоровье человека.  Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.  Влияние урбанизации на биосферу. Основные направления охраны биосферы. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

2

3

Тема 4. Природные

ресурсы и их

классификация

Содержание учебного материала

2

7

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

8

Практическое занятие№2 «Определение качества воды»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

4.Подготовка к словарной работе по основным понятиям дисциплины. Подготовка к тестовой работе по теме «Природные ресурсы»

2

Тема 5 . Принципы

рационального

природопользования

Содержание учебного материала

2

9

Рациональное природопользование как основа экологической безопасности. Формы обеспечения экологической безопасности. Принципы рационального природопользования.

2

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4,

Самостоятельная работа обучающихся

5.Экология человека и социальные проблемы. Значение не возделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы. Проблемы использования земельных ресурсовПищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

2

3

Тема 6 Загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала

10

Формы проявления загрязнения биосферы влияющие на организм человека. Источники загрязнения биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Заболевания, вызываемые загрязнением биосферы.

2

2

3

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

11

Причины роста загрязнений. Понятия загрязнитель, загрязнение. Основные загрязнители по происхождению. Классификация основных загрязнителей. Основные загрязнители атмосферы, почвы, воды и защитные мероприятия, используемые для снижения атмосферного загрязнения.

2

12

Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Понятие экологического риска. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

2

13

Практическое занятие № 3«Основные загрязнители атмосферы»

2

Самостоятельная работа обучающихся

6.Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение. -Способы ликвидации последствий заряжения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Влияние загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека

2

3

Тема 7. Мониторинг окружающей среды

Содержание учебного материала

14

Понятие экологический мониторинг его цель, виды и задачи. Организация мониторинга окружающей среды. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов. Определение понятия биоиндикация, его сущность, объекты.

2

2

3

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

15

Практическое занятие № 4 Решение экологических ситуаций

2

Самостоятельная работа обучающихся

7.Качество природной среды и состояние природных ресурсов Саратовской области. Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

2

3

Тема 8.Экологическое право

в системе российского

законодательства.

Содержание учебного материала

16

История российского экологического законодательства Природоохранные постановления принятые законодательными органами. Экологические права граждан. Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Природоохранный надзор. Органы управления и надзора по охране природы. Органы управления и надзора по охране природы их краткая характеристика, задачи и особенности.

2

2

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

Самостоятельная работа обучающихся

8.Экологическое просвещение -Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.  Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды

2

3

Тема 9. Международное

сотрудничество в

области

природопользования

Содержание учебного материала

17

Концепция устойчивого развития рационального природопользования Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии. Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро. Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

2

2

ОК 1-9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5

Самостоятельная работа обучающихся

9.Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис

2

3

18

Дифференцированный зачет

2

Всего

54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Материально – техническое обеспечение дисциплины

Для реализации программы учебной дисциплины  имеется специальное помещение - кабинет экологических основ природопользования, оснащенный оборудованием:доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами: компьютером, DVD- плейером; наглядными пособиями (плакатами).

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые  для использования в образовательном процессе.

Нормативно - правовая документация:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.constitution.ru
  2. Российская Федерация. Законы.  О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой  1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1Закон «Об охране окружающей среды» 10.01.2002г. [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. ; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г :в ред. на 29.07.2017г. №7-ФЗ]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901808297
  3. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/ normativ/data_normativ/9/9744/

Основные источники:

  1. Астафьева, О. Е.  Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 354 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10302-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456520 
  2. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: учебник./ В.М. Константинов. – М.:Академия, 2016. — 240 с.
  3. Хван, Т. А.  Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05092-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450693 

Дополнительные источники:

  1. Блинов, Л. Н.  Экология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 209 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00269-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452124 
  2. Гурова, Т. Ф.  Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07032-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452654 
  3. Данилов-Данильян, В. И.  Экология : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Митина, Б. М. Малашенков ; под редакцией В. И. Данилова-Данильяна. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8580-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451415 
  4. Корытный, Л. М.  Экологические основы природопользования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 374 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10303-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456518 
  5. Кузнецов, Л. М.  Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Кузнецов, А. С. Николаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 280 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6362-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451276 
  6. Третьякова, Н. А.  Экология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Третьякова ; под научной редакцией М. Г. Шишова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 111 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09561-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454972 
  7. Ващалова, Т. В.  Экологические основы природопользования. Устойчивое развитие : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13014-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448709 

Интернет-ресурсы:

Название ресурса

Электронный адрес

BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.

http://www.biodat.ru/

Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России

http://www.ecocommunity.ru/

Каталог экологических сайтов

http://ecologysite.ru/catalogue

Национальный портал природы

http://priroda.ru

Сайт экологического просвещения

http://www.ecoculture.ru/

Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству

msuee.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

знать:

-принципы взаимодействия  живых организмов  и   среды обитания.

-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду

-об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

-принципы и методы рационального природопользования;

-методы экологического регулирования;

-принципы размещения производств  различного типа;

-основные группы отходов их источники и масштабы   образования;

-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;

-правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

-принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды;

-природоресурсный потенциал Российской Федерации;

-охраняемые природные территории.

Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов.

Не менее 75% правильных ответов.

Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям,

полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;

-оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)

Промежуточная аттестация

в форме зачета в виде:

-письменных/ устных ответов,

-тестирования

Уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-использовать в профессиональной  деятельности представления о взаимосвязи  организмов и среды обитания

-соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности

Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям

Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.

Точность оценки, самооценки выполнения

Соответствие требованиям инструкций, регламентов

Рациональность действий  и т.д.

Текущий контроль:

- оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий при решении проблемных ситуаций, выполнении заданий для самостоятельной работы, учебных исследований, проектов;

- оценка заданий для самостоятельной  работы,

Промежуточная аттестация:

- оценка выполнения практических заданий на зачете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования

программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448

Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины  1  зачетная единицаОбщий объем 48 часов   в том числе:− лекции...

Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"

Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...

Программа по дисциплине " Экологические основы природопользования"

Материал содержит программу для специальности 19.02.02...